В современной социокультурной обстановке наблюдается дефицит признания музыкальной культуры как личностной ценности. Поэтому проблема возрождения интереса к классической музыке в настоящее время стоит перед обществом достаточно остро и приобретает особую актуальность.
В средствах массовой информации насаждается и заполняет эфир примитивная, низкокачественная музыкальная продукция, которая формирует искажѐнное представление о музыкальной культуре, о богатстве музыкального наследия и способствует развитию дурного вкуса у подрастающего поколения. Чтобы защитить ребѐнка от вредных влияний потока массовой музыкальной продукции, необходимо с самого раннего возраста заложить в нѐм прочный фундамент эстетических и нравственных ценностей, основанных на лучших образцах отечественной народной и профессиональной музыкальной культуры, в том числе на творчестве русских композиторов.
Значимость формирования культуры личности средствами музыкального искусства подчѐркивалось в психолого-педагогических и философских трудах (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, М. С. Каган, Б. Т. Лихачѐв, О. П. Радынова, В. Н. Шацкая и др.)
Б. В. Асафьев отмечал, что, получая с детства художественно полноценные впечатления, дети усваивают язык интонаций народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают «интонационный словарь» произведений разных эпох и стилей.
О. П. Радынова, поддерживая идею Б. И. Асафьева, рассматривает музыкальное мышление ребѐнка-дошкольника как осознание им выразительного художественного образа на основе различения музыкальных интонаций, их смены и развития и утверждает, что музыкальное мышление дошкольника формируется в опоре на приобретаемый детьми музыкальный опыт в различных видах музыкальной деятельности.
В своих исследованиях ведущие психологи (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Б. Н. Теплов, Д. Б. Эльконин) доказали, что избирательные оценки начинают формироваться в раннем детстве. Важно, что в старшем дошкольном возрасте при возрастающей роли мышления эмоции являются достаточным основанием оценочного отношения. Эмоциональная оценка в этом возрасте наиболее полно и адекватно, по сравнению с рациональной оценкой, выражает отношение к музыкальному произведению. Преобладание интеллектуального в оценке характерно для культурно сформированной личности, имеющей достаточный опыт и знания для формулировки собственной позиции. Развитие данного вида оценки происходит параллельно с развитием музыкального мышления, познавательной деятельности и является предпосылкой музыкального вкуса.
Ученые подчѐркивают, что процесс формирования у старших дошкольников положительного оценочного отношения к музыкальным произведениям предполагает становление иерархии личностных смыслов на основе эмоциональной и интеллектуальной оценочной деятельности.
По утверждению О. П. Радыновой, эмоционально-оценочное отношение является проявлением интереса к музыке, а эмоциональная оценка, опосредованная деятельностью мышления и воображения, постепенно приобретает эмоционально-интеллектуальный, познавательно-оценочный характер.
Теоретическое изучение проблемы формирования оценочного отношения к произведениям русских композиторов средствами музыкального фольклора у детей старшего дошкольного возраста позволило нам выявить сущность понятия «положительно-оценочное отношение к музыке», которое определяется исследователями как эмоциональное переживание, в виде предпочтений и зарождающихся интересов (эстетической активности), непосредственное, чувственное переживание музыки. Положительно-оценочное отношение к музыке проявляется через эмоциональную отзывчивость на музыку и является результатом отражательной деятельности музыкального сознания личности.
Известно, что каждый народ имеет культуру, где сосуществуют взаимодействующие пласты народной и профессиональной музыки, на интонационных корнях которой возникает и развивается творчество композиторов.
Рассмотрение фольклора как части народной культуры – одна из ведущих позиций современного музыкознания и педагогической науки, понимающей фольклор как явление, имеющее широкую научную, художественную и социально-художественную значимость.
Исследователи (А. К. Байбурин, Н. Г. Михайлова, М. В. Осорина и др.) сходятся во мнении, что традиционная народная культура являет собой, с одной стороны, динамично развивающую систему, которая соединяет в себе различные культурно-исторические пласты и обеспечивает, таким образом, связь прошлого, настоящего и будущего; а с другой – проявляет черты устойчивости, стабильности, где остающееся неизменным ядро (традиция) позволяет сохранить еѐ характерные черты и свойства.
В педагогических исследованиях В. Я. Дьяковой, Е. П. Кашиной, А. И. Ксензовской, Е. В. Никольской и др. подчѐркивается, что народная культура является самобытной художественной системой и специфическим средством формирования интереса к русской музыкальной культуре у подрастающего поколения.
Русские просветители и педагоги (М. В. Ломоносов, В. Ф. Одоевский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) в своих исследованиях указывали на особую значимость в понимания народной культуры как жизненной и эффективной системы воспитания. Поэтому важно, чтобы в семье царил дух национальной культуры К. Д. Ушинский подчѐркивал, что ребѐнок должен слышать колыбельные песни, народные сказки, видеть в оформлении элементы национального прикладного искусства.
В народной культуре, еѐ традициях и обычаях закреплены эстетические представления и этические нормы, духовные ценности. Они осваиваются ребѐнком в процессе эмоционального проживания и интуитивного проникновения в его глубинные смыслы. Учитывая это, К. Д. Ушинский утверждал, что не может быть общей системы воспитания для всех народов: у каждого народа она должна быть своя. Поэтому важно, чтобы в семье царил дух национальной культуры. Ушинский подчѐркивал, что ребѐнок должен слышать колыбельные песни, народные сказки, видеть в оформлении элементы национального прикладного искусства.
С древнейших времѐн люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме.
Представители русской композиторской школы, в своѐм творчестве использовали лучшие образцы народного искусства, и существенно обогатили музыкальный язык, что привело к созданию неповторимого национального стиля русской музыкальной культуры.
На основе русской народной песни, а также народной музыки востока русские композиторы вырабатывают новые мелодические, ритмические и гармонические средства, значительно обогащающие европейскую ладовую систему.
Основоположником русской профессиональной классической композиторской школы явился М. И. Глинка, в лоне которой сформировались такие таланты, как М. П. Балакирев, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и др.
Народная музыка использовалась композиторами последующих десятилетий в качестве основы для формирования собственного композиторского стиля.
Чтобы воспитать у подрастающего поколения ценностные ориентиры в процессе становления основ музыкальной культуры, важно привить детям уважительное отношение к народному творчеству и развить их представление о творчестве русских композиторов, основанном на интонационно-мелодических и ритмических особенностях русского фольклора.
На основе анализа творчества русских композиторов мы создали примерный репертуарный план для использования его в процессе формирования положительного оценочного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям русских композиторов средствами музыкального фольклора, отобрали педагогические условия и разработали методику.
Мы предположили, что процесс формирования оценочного отношения к русской классической музыке у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при следующих педагогических условиях:
- накопления музыкально-фольклорного интонационного опыта в синкретичной музыкально-фольклорной деятельности;
- применения накопленного опыта распознавания народно-песенных интонаций русского фольклора при восприятии произведений русских композиторов, основанных на цитировании народных тем;
- овладения детьми знаниями о народной культуре, творческими умениями и навыками в различных формах организации музыкально-фольклорной деятельности (занятия и музыкальная игра-сказка).
- применения разработанной поэтапной методики, стимулирующей проявления эмоциональной отзывчивости и положительного оценочного отношения детей к музыке русских композиторов- классиков.
Методика предполагает применение специальных методов обучения: вариативного и метода контрастных сопоставлений.
Вариативность проистекает из самой специфики фольклорного творчества – его устной формы, коллективности и импровизационности, возникающей в процессе музицирования и осуществляемой по принципу неточного воспроизведения услышанного, вследствие чего наиболее интересные и яркие «находки» остаются в памяти, закрепляются и становятся устойчивыми вариантами. Вариативный метод освоения песенного народного творчества, был разработан Л. Л. Куприяновой.
Этот метод мы применили в процессе обучении детей фольклорно-исполнительской деятельности, а также анализа и сопоставления фольклорных образцов и произведений классической музыки
Метод контрастных сопоставлений разработан О. П. Радыновой для формирования основ музыкальной культуры дошкольников. Этот метод заинтересовывает детей, обостряет их слуховое внимание. Произведения русских композиторов и народные произведения в проблемной форме, прослушивание которых осуществляется в следующей последовательности:
- разучивание народной песни, еѐ анализ с точки зрения средств художественной выразительности и жанровой принадлежности;
- прослушивание выученной песни в хоровом, сольном или инструментальном, оркестровом исполнении;
- узнавание выученной народной песни в интерпретации композитора, в классических произведениях, основанных на знакомых народно-песенных интонациях.
Была разработана поэтапная методика формирования оценочного отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям русских композиторов средствами музыкального фольклора, где выделили этапы формирования, стимулирующего проявление детской творческой активности.
На подготовительно-деятельностном этапе у детей формируются знания по народному творчеству и развиваются умения и навыки фольклорного исполнительства. Включение на начальном этапе обучению исполнительским умениям и навыкам, по нашему мнению, должно было качественно повлиять на эмоционально-оценочное отношение испытуемых к фольклору, вызвать потребность к использованию малых фольклорных форм, песенок, потешек, считалок, в сюжетно-ролевых играх, играх-
драматизациях, подвижных играх, подготовить благоприятную почву для ознакомления детей с народными традициями родного края.
На деятельностно-оценочном этапе через практическое освоения музыкально-фольклорного творчества формируется положительно-оценочное отношение к произведениям фольклора.
Оценочно-поисковый этап готовит детей к восприятию и оценке творчества русских композиторов через постижения ими опыта культурного наследия, как более высокой ступени развития эстетического вкуса, к поиску интонационных сходств и различий в произведениях.
В задачи поисково-творческого этапа входит развитие творческого отношения детей к произведениям русских классиков, формирующего их положительную оценку к произведениям классической музыке. На этом этапе используется эвристический метод освоения музыкального материала: проблемно-игровые задания, творческо-поисковый подход к использованию авторского музыкального материала на занятиях по фольклору.
Благодаря поэтапному процессу формирования положительного оценочного отношения к произведениям русских композиторов у детей, мы осуществляем:
- накопление музыкально-фольклорного интонационного опыта в синкретичной музыкально-фольклорной деятельности;
- применение накопленного опыта распознавания народно-песенных интонаций русского фольклора при восприятии произведений русских композиторов, основанных на цитировании народных тем;
- овладение детьми знаниями о народной культуре и навыками синкретичной музыкально-фольклорной деятельности.
Освоение музыкального фольклора детьми происходило на фольклорных занятиях, которые являются частью дополнительного образования в детском саду. Фольклорный материал был включен в 46 музыкальных занятий.
На фольклорных занятиях работа по слушанию русской народной музыки начиналась со знакомства с русской народной песней, которое происходило в ходе слушания аудиозаписи. Слушанию предшествовала беседа, в ходе которой углублялись сведения о жанрах народной музыки, в какой период крестьянского быта могла звучать песня. В заданиях последовательно применялся вариативный метод: предлагалось прослушать песню разных регионов России и отметить изменение характера и жанра песен.
Занятия проходили в стилизованном под русскую избу помещении. Название занятий отражает содержание сведений о народном быте, сезонных работах и народной музыке, сопровождавшей данный период крестьянского быта. Каждое занятие включало в себя гимнастику на формирование диафрагмального дыхания, музыкально-ритмическую разминку, состоящую из элементов традиционных плясовых движений. Разучивание песен и игр, посвященных определенной теме, проходило на каждом занятии. Особое место на занятиях занимало слушание произведений русских композиторов. Например, на первом этапе ведущую роль занимали произведения М. И. Глинки. «Камаринская» Глинки осуществляла закрепление знаний у детей о народных жанрах плясовая и протяжная песня. Прослушивание фрагментов из оперы «Иван Сусанин» обогащало музыкальный опыт детей, дополняло представление о свадебном обряде.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность выявленных педагогических условий и методики формирования оценочного отношения к произведениям русских композиторов у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора. Целостная система разработанных занятий, опирающихся на развитие музыкально-фольклорного творчества испытуемых, позволила накопить опыт музыкально-фольклорного исполнительства и активизировать положительную мотивацию детей к восприятию русской классической музыки. Применяемые методы развивали у учащихся эмоционально-ценностное отношение к фольклору, творческую активность и готовность к творческому осмыслению как произведений фольклорного творчества, так и классических произведений.
Литература
1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, изд.2-е, 1973.
2. Боякова Е. В. Воспитание интереса к музыке у детей дошкольного возраста. Атореф. дисс. …канд. пед. наук. М., 1998.
3. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. Н. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987.
4. Музыкальный фольклор и дети: научн. метод. пособие /сост. и общ. Ред. Л. В. Шаминой. М.: 1992.
5. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста с методическими рекомендациями. М., Изд-во ГНОМ и Д, 2006.
6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. Труды: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1985.
Методика формирования оценочного отношения к музыкальной классике у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация:
Методика формирования оценочного отношения к музыкальной классике у детей старшего дошкольного возраста