Приобщение к музыкальному искусству и изучение иностранных языков является основой эстетического развития. В прошлые века это широко применялось в практике домашнего обучения детей в дворянских семьях. Современная педагогика снова обращается к данному опыту, опираясь на новые методики, учитывая запросы общества и времени. Современные ученые (Арябкина И.В., Белова H.A., Егорова Л.В., Ежова Л.А., Иванова Л.Н., Картавцева М.Т., Кравчук Л.В., Ларин А.Н., Левченко Ю.А., Мальцева Т.А., Муртазина Г.Р., Самохвалова С.Ю. и др.) трактуют музыкально-эстетическое развитие как процесс формирования интегративного качества личности, характеризующего ее эмоциональную, интеллектуальную сферы, отражающего эстетическую направленность субъекта на освоение музыкально-эстетических ценностей [1]. Л.Н. Иванова определила условия, обеспечивающие такое развитие: создание культурно-эстетической воспитательной среды, позволяющей ребенку включаться в самостоятельную музыкально-эстетическую деятельность по усвоению эстетических ценностей, идеалов; отбор содержания эстетического воспитания с учетом интеграции, синтеза искусств, развивающих эстетическое восприятие; использование личностно-ориентированных методов воспитания, стимулирующих эстетическую направленность ребенка на интеллектуально-эмоциональное освоение эстетических ценностей, готовность к музыкально-эстетической деятельности [1]. Бакалавр направления подготовки «Педагогическое образование» должен уметь использовать в своей будущей профессиональной деятельности все преимущества каждого из названных направлений в отдельности, а также учитывать, что при применении их в синтезе педагогическое и воспитательное воздействие на учащихся значительно возрастает. Будущему педагогу-музыканту необходимо научиться интегрированию знаний и методик преподавания родственных дисциплин, взаимодействию с коллегами-специалистами (в том числе с иностранными) в смежных областях знаний, что является особенно актуальным в свете современных тенденций глобализации мира в целом и педагогического сообщества в частности. Согласно требованиям ФГОС высшего профессионального образования к подготовке бакалавров направления «Педагогическое образование», выпускник вуза, прошедший обучение по данному направлению, должен: быть готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5); быть способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); использовать отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10). Таким образом, актуальность многовекового положительного опыта взаимодействия музыки и иностранных языков в развитии ребёнка, понимание актуальности вовлечения учащихся в межкультурное взаимодействие путём интегрирования смежных областей знаний, требования ФГОС обусловили необходимость подготовки бакалавров к преподаванию интегрированного курса музыка – французский язык. В ходе ознакомления с интегрированным курсом решались следующие задачи: показать возможности его применения в педагогической практике; сформировать готовность бакалавра к профессиональной деятельности. Интегрированный урок получил научно-методическое обоснование ещё в 70-е гг. 20 века (В.Н. Максимова, П. М. Эрдниев и др.), однако в повседневной педагогической практике он встречается достаточно редко. Причины тому – трудности в поиске учителя, одинаково хорошо владеющего двумя предметами или в организации взаимодействия двух педагогов-предметников на уроке. Однако если данные препятствия преодолены, становятся очевидными положительные характеристики такого занятия. 1. Зачастую предметы школьного цикла не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Интегрированный урок способствует освоению учеником тех знаний, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, представляют мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны [3]. 2. Форма проведения уроков данного типа нестандартна, увлекательна. Это поддерживает внимание учеников на высоком уровне; снимает у них утомляемость, перенапряжение за счёт переключения на разнообразные виды деятельности; повышает познавательный интерес, служит развитию внимания, мышления, речи и памяти [4]. 3. Интегрированные уроки раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом [5]. В уроке такого типа всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины [2]. Интегрированный урок применяется, прежде всего, при изучении предметов гуманитарного цикла, в частности – иностранного языка. Урок иностранного языка является интегрированным по своей сути, так как он пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания из разных областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни [4]. Примером реализации на практике идеи интегрированного обучения детей иностранному языку и основам музыкальных знаний является курс для детей 7 – 10 лет, разработанный совместно «Альянс Франсез Саратов» (международной организацией по продвижению и популяризации французского языка и культуры в мире) и СГУ им Н.Г. Чернышевского. Курс включает изучение основ лексики французского языка на базе истории французской музыки и является дополнительным по отношению к основному курсу французского языка, который дети осваивают в «Альянс Франсез Саратов». Изучение основ истории музыки адаптировано для детей указанного возраста, включает игровые задания, интерактивные формы обучения, прослушивание музыкальных произведений, цветомузыкальный анализ. Цель курса – формирование у младших школьников начальных музыкальных знаний в синтезе с освоением ими тематической лексики на французском языке. Задачи курса таковы: обучить основам лексики, используемой во французском языке для описания музыкальных явлений, средств выразительности и музыкальных инструментов, опираясь на материал истории французской музыки; развить музыкальный слух, эстетическое чувство детей путем вовлечения их в мир французского языка и музыкальной культуры; воспитать интерес к французским языку, музыке, культуре как части мирового культурного наследия; сформировать понятие о средствах выразительности музыки и способах отклика на них в вербальной форме на французском языке. В результате освоения курса учащиеся приобретают определенные знания умения и навыки. Школьники должны: 1) знать: основы лексики, применяемой во французском языке для описания музыкальных явлений; основные вехи исторического развития французской музыки от возникновения до сегодняшнего дня; имена наиболее знаменитых французских композиторов и их известные произведения; 2)уметь: применять изученную в ходе освоения курса лексику в процессе общения на французском языке; узнавать на слух произведения, проанализированные на занятиях курса; кратко охарактеризовать на французском языке эмоциональный строй и художественные образы услышанного музыкального произведения; 3) владеть навыками: вербальной (на французском языке) характеристики прослушанного музыкального произведения; изобразительного выражения (в рисунке) эмоционального строя музыкального произведения согласно субъективным впечатлениям; запоминания и узнавания наиболее популярных сочинений французских композиторов. Таким образом, запросы современного российского общества ставят перед педагогом необходимость работать над развитием межкультурного взаимодействия, воспитания у детей интереса к искусству других стран и народов. Актуальным становится вовлечение учащихся в межкультурную коммуникацию посредством музыкального искусства в синтезе с изучением иностранного языка. Эстетическое развитие детей, осуществляемое на базе такого синтеза, основывается на богатом многовековом опыте педагогики и даёт возможность заинтересовать учащихся культурой и языком другой страны, открывая перспективы для международного сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, Л. И. Развитие музыкально-эстетической культуры личности подростка в процессе вокально-сценической деятельности: учебно-методическое пособие. – Казань: Культура, 2013. – 88 с. 2. Луканина, Е. А. Интегрированный урок как средство межпредметного взаимодействия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/09/25/integrirovannyy-urok-kak-sredstvo-mezhpredmetnogo (дата обращения 3.11.2014). 3. Открытый класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.openclass.ru/node/234369 (дата обращения 3.11.2014). 4. Сайт учителей английского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://englishteachandlearn.narod.ru/methods/integrlesson.htm (дата обращения 3.11.2014) 5. Современное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://neuch.org/thought/integrirovannyjj-urok-segodnya (дата обращения 3.11.2014).