Усложнение задач архитектурной и градостроительной деятельности, современный процесс проектирования ставит перед организацией образовательного процесса в высшей архитектурной школе задачи поиска новых методик, которых не было в традиционном отечественном архитектурном образовании до конца ХХ века. В советский и постсоветский период градостроители (планировщики, разработчики генпланов поселений) и архитекторы (объемное проектирование отдельных зданий и сооружений) проходили обучение в высшей архитектурной школе в одинаковых условиях. Все выпускники получали квалификацию «Архитектор» и специализировались, как правило, при выполнении дипломного проекта, а также после окончания вузов, в процессе реального профессионального проектирования. Это касалось и базовой для архитектуры дисциплины «Композиция». Важно осознание, что у студентов-архитекторов необходимо сформировать умение чувствовать масштаб проектируемых объектов, их сомасштабность человеку, а у студентов-градостроителей – свободное владение градостроительным пространством с видением его достоинств и недостатков.
Анализ теоретического материала показал, что поиск новых методик не приводит к единой системе подготовки архитекторов в высшей школе. Например, Савельева Л.В. в диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры «Визуальные иллюзии в архитектурной композиции» предлагает применение метода визуальных иллюзий в архитектурной композиции в соответствии с современным уровнем научных знаний и культурной ментальности [15]. Дадашева М.М. в диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры «Художественный язык архитектуры конца ХХ – начала ХХI века в категориях объемно-пространственной композиции» выявляет роль масштабности, тектоники, динамики, света в архитектурной композиции в соответствии с современной динамической архитектурой. Дадашева М.М. предлагает изменить программы подготовки студентов архитектурной школы, отводя значительную роль в организации архитектурной композиции анализу амасштабности, атектонике, световому динамическому образу современной архитектурной формы [3]. Так, кандидат архитектуры М.Н. Микаилова считает, что композиция – это основа художественного формообразования. «Архитектурная композиция» - это решение функциональных задач архитектуры на художественном уровне». К основным методам обучения архитектурной композиции М.Н. Микаилова относит пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрию, асимметрию [13].
Автор учебника «Архитектура: композиция и форма» Заварихин С.П. рассматривает традиционные средства архитектурной композиции (тектоника, ритм, пропорции, модуль, масштаб и масштабность, тождество, нюанс, контраст, симметрия, антисимметрия, диссимметрия, асимметрия, статика, динамика); представляет типологию архитектурных форм и композиций, выявляет основы обучения различным видам композиции (фронтальной, объемной, пространственной, объемно-пространственной, интерьерной и т.д.). Основное внимание автор учебника уделяет логической связке «композиция – форма в архитектуре», архитекторы рассматриваются как композиторы форм, которым в процессе обучения прививается чувство композиционной упорядоченности [4]. Стасюк Н.Г., Киселева Т.Ю., Орлова И.Г. в учебном пособии «Основы архитектурной композиции» предлагают использовать метод макетирования в обучении основам композиции в архитектуре, считая, что этот метод способствует развитию объемно-пространственного видения и архитектурно-образного мышления. Студенты, выполняя макет, получают понимание структуры объемной формы, пластики поверхности, создают объемные формы с помощью ритмических элементов [16].
Мелодинский Д.Л. в своих исследованиях [12], а также в учебнике «Композиционное моделирование. Курс объемно-пространственного формообразования в архитектуре» [1] обращается к проблемам тектоники-атектоники и масштабности-амасштабности в новейшей архитектуре. Леденева Г.Л. в курсе лекций по теории архитектурной композиции раскрывает вопросы становления архитектурной композиции в историческом аспекте (от классической архитектурной композиции, через модернистскую ментальность, кубизм, футуризм, супрематизм, модернизм – к зеленой архитектуре и архитектурной бионике). Однако вопросы методики обучения композиционным основам остаются недостаточно изученными [11].
В учебно-образовательном процессе высшей архитектурной школы дисциплина до 2011 года называлась «Объемно-пространственная композиция». Ее преподавали во всех вузах нашей страны, проводивших подготовку специалистов в области «Архитектура» во второй половине XX века. С 2010-х гг. в рамках двухуровневого высшего образования по системе «бакалавриат-магистратура» ФГБОУ ВО «Пензенский госуниверситет архитектуры и строительства» ведет подготовку бакалавров по двум направлениям: 07.03.01 «Архитектура» и 07.03.04 «Градостроительство». Соответственно, композиционная подготовка была разделена на две учебных дисциплины: «Композиционное моделирование» для направления «Архитектура» и «Основы пространственной композиции» для направления «Градостроительство». Проанализируем, как изменилась вместе с этим методика обучения композиционным основам.
Одним из лидеров в разработке и преподавании дисциплины «Пространство» во ВХУТЕМАСе был Н.А. Ладовский. Опираясь на разработанные им экспериментальные задания для студентов начальных курсов, был создан курс «Объемно-пространственной композиции» в головном архитектурном вузе нашей страны – ВХУТЕМАСе (ныне – Московский архитектурный институт). Эти наработки велись В.Ф. Кринским, затем – М.А. Туркусом и И.В. Ламцовым [5]. Во второй половине XX века, когда архитектурные школы высшего уровня были открыты по всей стране, для обучения композиции был издан учебник под редакцией А.В. Степанова «Объемно-пространственная композиция». А.В. Степанов заведовал в МАрхИ кафедрой «Основы архитектурного проектирования», преподаватели этой кафедры разрабатывали и апробировали новый учебный курс по композиции [17]. Кроме того, что по всей стране вузы использовали данный учебник, в МАрхИ работали курсы повышения квалификации, на которых обучались преподаватели различных провинциальных вузов, значит, методика обучения композиции отрабатывалась и совершенствовалась на протяжении многих лет.
На кафедре «Основ архитектурного проектирования» был разработан авторский курс по композиции, который был назван «ОПЕРКОМ» - операциональное композиционное моделирование. Параллельно этому курсу был создан элективный курс «Начала архитектурного формообразования». В рамках этих курсов была разработана методика графического моделирования пространственной формы с отказом от использования макета [2].
Методика была выстроена пошагово:
1 шаг: Выполнение гелиевой ручкой плоскостной композиции по формуле «линия-пятно-фигура». Цель заданий: научить студентов рисовать линии - горизонтальные, вертикальные, наклонные, прямые, кривые.
2 шаг: Из линий составляется плоская фигура, а фигурами моделируется графическая композиция. Цель заданий: научить вариативному эскизированию с использованием плоских упрощенных форм. На этом этапе происходит «отсев» неудачных архитектурных форм, выбирается один вариант.
3 шаг: Рисование пятна сухой кистью или пером. Пятно тоже задает фигуру и, далее, плоскостную композицию. Следующее упражнение – рисование пятна с помощью штриховки (используя точки или те же линии). Цель заданий: научить наносить штрихи по форме объекта, выстраивать визуальный образ объекта и пространства вокруг него, формировать с помощью штриховки тон.
4 шаг: Изображение антуража или стаффажа (растения, люди, машины в условной форме). Цель заданий: научить архитектурному рисунку, оформляющему чертеж, дающему представление о масштабе объекта и окружающей среде.
5 шаг: Изображение с помощью линии, пятна, фигуры объемных, трехмерных простых геометрических тел и поверхностей. Цель заданий: научить создавать объемные изображения графическими средствами и приемами.
6 шаг: Членения простых геометрических тел. Цель заданий: научить основам изображения геометрических тел и их частей в различных сочетаниях, поиску объемно-пространственных элементов как части будущей композиции.
7 шаг (итоговый): Из простых геометрических тел составляются сложные пространственные композиции, которые изображаются в аксонометрии и (или) перспективе. В заключение в перспективный рисунок вводятся элементы антуража и стаффажа, получается некая объемно-пространственная композиция, в которой задается масштабность по отношению к человеку. Цель заданий: научить графическому моделированию пространственной формы в архитектуре и градостроительстве изобразительными средствами [2].
Предложенная методика обучения позволила поднять уровень графической подготовки архитекторов. Кроме того, это дало возможность рисовать-сочинять форму по-разному. Во-первых, форма выстраивалась (рисовалась) на основе плана, представляемого в виде сетки или решетки, упорядочившей пространство. Получались аксонометрические графические изображения сочиненной объемно-пространственной формы. Во-вторых, можно было начать с плоскости фасада, который так же ритмически упорядочивался с помощью решетки. Таким образом, студент начинал работать с помощью линии. Использование пятна позволяло моделировать объем, условно передавая свето-теневое решение пространственной формы.
В рамках «Начал» применялись общепринятые композиционные средства: масштаб, модуль, метр и ритм, нюанс и контраст, динамика и статика и т.д. Все они обеспечивали классическую композиционную основу статичной архитектуры [4]. Ее визуальный образ становился все более динамичным, поскольку использовались асимметрия и диагональное развитие пространственной формы. Но когда в современном мобильном, быстро изменяющемся мире стало развиваться направление так называемой нелинейной, динамической архитектуры, появилась потребность обновить имеющуюся композиционную палитру архитектора [7].
В начале XXI века кафедрой «Основ архитектурного проектирования» ПГУАС была разработана методика обучения, названная «Динамическая архитектурная перспектива». Предложенная методика делает акцент на таком композиционном средстве, как движение [8]. В первую очередь, движение рассматривается как способ разделения композиции на виды: фронтальная, объемная и глубинная. При этом все перечисленные виды композиции относятся к пространственной композиции, так как связаны с движением человека вокруг сочиненной студентом-архитектором формы. При этом выделить можно всего два простых движения: поступательное (перемещение) и вращение (поворот) [9]. Если зритель перемещается по направлению к зданию (пространственной форме, некой массе или оболочке) и останавливается перед ней, имеем дело с фронтальной композицией, созданной для статичного созерцания. Если наблюдатель входит внутрь формы (оболочки), имеем дело с глубинной композицией, организующей движение в глубину массы (стены, основания и т.д.). Обход вокруг здания, обозрение его со всех сторон связан с объемной композицией – восприятие объема снаружи [10].
Чтобы промоделировать разные ракурсы, возникающие при движении наблюдателя, был использован авторский метод построения динамической архитектурной перспективы. Обучить студента свободно владеть пространственным представлением, мысленно видеть форму с разных точек зрения и быстро изображать ее в виде графической модели - перспективы, стало целью разработанной методики. Причем перспектива не только выполнялась в виде эскизов, она выстраивалась по всем законам изображения пространственной формы, используя точки и треугольники схода трех главных направлений габаритных поверхностей – боксов или «ящиков»: длина, ширина, высота [7].
Исследование движения, как средства организации пространственной композиции, может быть связано не только с перемещениями наблюдателя и с движением в поле видения. Оно затрагивает и другой аспект - трансформацию самой пространственной формы. Такие приемы отрабатывались, например, в ходе графической реконструкции памятника мировой архитектуры – Башни Татлина. Динамическая форма башни Татлина, представляющей собой крупномасштабную форму из пространственной решетки, внутри которой подвешены и вращаются несколько зданий с разной скоростью – это идеальная модель архитектуры будущего.
В 2018-19 учебном году на кафедре «Основ архитектурного проектирования» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» было разработано и выполнено студентами-архитекторами экспериментальное задание на построение кинетической композиции. Была поставлена задача – сочинить кинетическую, движущуюся форму, которая отвечает на движение воздушных масс или тектонические движение опоры. Методикой обучения кинетической композиции предполагалось выделить различные виды движения: качели (маятник), вращение вокруг оси (флюгер), открыть – закрыть (жалюзи), опустить – поднять (подвижный козырек, потолок) и т.д. Кроме того, задавался кинетический свет, то есть в поле видения менялся зрительный образ пространственной формы в зависимости от движения источника света. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что методика обучения кинетической композиции - весьма перспективная на данном этапе.
Заметим, что выделение градостроительства в особое направление подготовки студентов на архитектурном факультете ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» также потребовало модернизации методических наработок в рамках композиции. Если первый год обучения позволяет студентам направлений подготовки 07.03.01 «Архитектура» и 07.03.04 «Градостроительство» идти параллельно, то на втором году обучения для направления подготовки 07.03.04 «Градостроительство» акцент должен быть сделан на проектирование крупномасштабных пространственных форм, связанное больше с планировочными задачами, организацией территории, решением пластики земли, чем с пластическим решение фасада или объема здания. В этом аспекте очень важной оказалась тема «Границы», которая ранее решалась со студентами направления подготовки «Архитектура» при учебном проектировании небольшого парка. Перед студентами-градостроителями стоят более сложные задачи – композиционное решение скверов, бульваров и улиц, парков и площадей, т.е. более крупных ландшафтных объектов [6].
Задание «Граница», выполняемое будущими градостроителями, позволило проанализировать взаимосвязи двух составляющих при соприкосновении человека с архитектурно-градостроительным пространством: поле видения и поле действия. Эти поля, описанные в свое время Р. Арнхеймом, определяют, соответственно, визуальные и механические границы, преграды на пути движущегося в городской среде человека. Значит, методика решения задачи на композиционное решение пространственных границ ориентирована на формирование понимания механической и зрительной проницаемости таких границ. При этом наиболее сложным представляется задание: сочинить пространство «не вижу – могу пройти», сквозь которое не проникает взгляд, но его можно пройти, преодолеть (образ – лес, кулисы). Граница «вижу-не могу пройти» разрешается проще, ее образ - традиционная решетка. Граница «вижу-пройду» методически сложнее с точки зрения композиционного решения, так как границей в этом случае может быть простой перепад уровней – небольшой, например – бордюр, канавка. Однако в случае расширения границы композиционное решение может быть предложено в виде прыжка (мост). Граница «не вижу - не пройду» представляется сплошной стеной или значительным перепадом высот, уровней. Ее композиционное решение связано с пластическим решением массы и часто адресуется к объемной композиции. Однако, в пространственном решении может быть введена лестница со сложными маршами [9].
У студентов-архитекторов важно сформировать умение чувствовать масштаб проектируемых объектов, их сомасштабность человеку, а у студентов-градостроителей нужно формировать умение свободно сочинять гармоничное пространство городов и других поселений. Графические наглядные изображения (композиционные модели) с включением антуража и стаффажа позволят более эффективно установить взаимосвязь пространственной композиции с реальными зданиями и сооружениями в архитектуре c учетом их масштабности [14].
Разработанные методики обучения композиционным основам позволили модернизировать процесс подготовки будущих архитекторов и градостроителей в высшей архитектурной школе, поскольку:
- их применение в учебно-образовательном процессе позволило обогатить архитектурную педагогику, был задействован новый концептуальный методический инструментарий;
- предлагаемые целенаправленные задания, предназначенные отдельно для архитекторов и градостроителей, формируют у обучающихся должное композиционное видение и его связь с архитектурными и градостроительными объектами;
- студенты не просто учатся проектировать, но и осваивают науку проектировать, т.е. учатся решать проектные задачи комплексно;
- предлагаемые методики формируют у будущих архитекторов и градостроителей авторское отношение к содержательной стороне проектного замысла, не сводя проектирование к идентификации создаваемого объекта с той или иной типологической единицей, к бессмысленному заимствованию внеситуативных образцов, и, стало быть, способствуют становлению профессионального самоопределения проектантов.
Таким образом, можно утверждать, что методики обучения композиционным основам на кафедре «Основ архитектурного проектирования» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» постоянно развивались, прошли апробацию и были успешно внедрены в учебно-образовательный процесс. Общий ход экспериментов привел к следующим методическим наработкам:
- для специальности «Архитектура» (период внедрения методики - 1990-е гг.) была разработана методика «ОПЕРКОМ», с акцентом на графическую модель пространственной формы, элективный курс «Начала» предлагает использование пошагового обучения на основе формулы «линия – пятно –фигура»;
- для специальности «Архитектура» (период внедрения методики – 2000-е гг.) была разработана методика «Динамическая архитектурная перспектива», с акцентом на моделирование движения в поле видения. В обучении композиционным основам использовались упражнение «динамический куб», развивающий пространственное воображение, и моделирование пространства на плоском изображении – динамическая перспектива;
- для направления подготовки «Градостроительство» (начало внедрения методики – 2010 г.) предложена методика обучения основам пространственной композиции, включена задача на тему «Граница» при работе с глубинно-пространственной композицией;
- для направления подготовки «Архитектура» (начало внедрения методики - 2019 г.) разработана методика обучения кинематической композиции, ориентированная на моделирование движения пространственной формы в современной динамической архитектуре.
ЛИТЕРАТУРА
- Алонов, Ю.Г., Мелодинский, Д.Л. Композиционное моделирование. Курс объемно-пространственного формообразования в архитектуре: уч. пособие [Текст] / Ю.Г. Алонов, Д.Л. Мелодинский. - М.: Academia, 2015. - 224 c.
- Богомолов, И.И. Начала архитектурного формообразования: Уч. пособие [Текст] / И.И. Богомолов. - Пенза: ПГУАС, 2004. - 20 с.
- Дадашева, Марианна Михайловна. Художественный язык архитектуры конца XX - начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции: диссертация ... кандидата архитектуры: 05.23.20 [Текст] / М.М. Дадашева. - [Место защиты: Моск. архитектур. ин-т]. - Москва, 2016. - 190 с.: ил. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. OD 61 16-18/10.
- Заварихин, С. П. Архитектура: композиция и форма: учебник для вузов [Текст] / С.П. Заварихин. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 186 с. - (Серия: Авторский учебник).
- Ламцов, И.В., Туркус, М.А. Элементы архитектурной композиции. Второе переработанное и дополненное издание книги «Элементы архитектурно-пространственной композиции» В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, М.А. Туркуса [Текст] / И.В. Ламцов, М.А. Туркус. – М.-Л.: Главная редакция строительной литературы, 1938. – 167 с.,ил.
- Лапшина, Е.Г. Основы пространственной композиции: уч. пособие [Текст] / Е.Г. Лапшина. - Пенза: ПГУАС, 2019. -104 с.
- Лапшина, Е.Г. Архитектурная перспектива. Рисование-построение объемно-пространственной композиции: учебник [Текст] / Е.Г. Лапшина. – Пенза: ПГУАС, 2014. -93 с.
- Лапшина, Е.Г., Вечкасова, Е.Н. Объемно-пространственная композиция современной архитектуры [Электронный ресурс] / Е.Г. Лапшина, Е.Н. Вечкасова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - №4(82). - URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2019/04/4-82.pdf (дата обращения: 15.04.2019).
- Лапшина, Е.Г. Динамические свойства архитектурного пространства: монография [Текст] / Е.Г. Лапшина. – Пенза: ПГУАС, 2014. – 327 с.
- Лапшина, Е.Г. Динамо-форма башни Татлина и ее роль в современной динамической архитектуре: монография [Текст] / Е.Г. Лапшина. – Пенза: ПГУАС, 2015. – 60 с.
- Леденева, Г.Л. Теория архитектурной композиции: курс лекций [Текст] / Г.Л. Леденева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 80 стр. (270301 «Архитектура»).
- Мелодинский, Д.Л. Ритм в архитектурной композиции [Текст] / Д.Л. Мелодинский. - М.: Либроком, 2013. -235 с.
- Микаилова, М.Н. Основы архитектурной композиции: лекционный курс по предмету [Электронный ресурс] / М.Н. Микаилова. - Баку, 2007. - URL: https://www.studmed.ru/view/lekcii-osnovy-arhitekturnoy-kompozicii_bbfdd1bd723.html (дата обращения: 12.04.2019).
- Михалчева, С.Г. Композиционное архитектурное моделирование как эффективный процесс обучения архитектурному и градостроительному проектированию [Электронный ресурс] / С.Г. Михалчева // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2018. - №1. - URL: https://www.pguas.ru/ (дата обращения: 12.04.2019).
- Савельева, Лариса Владимировна. Визуальные иллюзии в архитектурной композиции: диссертация ... кандидата архитектуры: 05.23.20 [Текст] / Л.В.Савельева. - Место защиты: Моск. архитектур. ин-т]. - Москва, 2016. -171 с. : ил.
- Стасюк, Н.Г. Основы архитектурной композиции. Учебное пособие [Текст] / Н.Г. Стасюк, Т.Ю. Киселева, И.Г. Орлова. - М.: Архитектура-С, 2004. - 96 с.
- Степанов, А.В. Объемно-пространственная композиция: учебник [Текст] / А.В. Степанов, В.И. Малыгин, Г.И. Иванова. - М.: Архитектура-С, 2007. - 256 с.