МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

КОМАНДЫШКО ЕЛЕНА ФИЛИППОВНА 1, ЖУРОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА 2

1. Доктор педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования,
Москва.
2. Аспирант Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования, заведующая теоретическим отделением Московской детской школы искусств им. Н.Г. Рубинштейна, Москва.

Аннотация: 
Статья посвящена актуальной педагогической проблеме личностного развития современных подростков в условиях восприятия произведений музыкального искусства. Авторы раскрывают методологическую основу исследуемой проблемы на примере эстетико-педагогической концепции теории музыкального содержания и концептуальной идеи гуманитарной методологии М. М. Бахтина, в которой рассматривается текст культуры в широком смысле как семиосфера, а в отношении становления смысла ученый отмечает значение эмоционально-ценностных отношений. Отсюда следует, что развитие ценностного отношения подростков к музыкальному искусству может произойти на основе освоения музыкального текста с целью понимания выразительно-смысловой сущности музыкальных произведений.

Проблема развития ценностного отношения к произведениям музыкального
искусства у подростков рассматривается нами в контексте нового стандарта образования и
становления личностных характеристик выпускника («портрета выпускника школы»),
который мотивирован к творческой деятельности, умению вести конструктивный диалог,
учится уважать мнение других людей, осознавать ценность образования, науки и
искусства для человека и общества.
Данная тенденция в современном образовании указывает на то, что основным
методом развития подрастающего поколения в XXI веке становится культурологический
подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как её
творца и субъекта, способного к саморазвитию и принятию жизненно важных ценностей,
а также создание условий «для самоопределения и социализации обучающегося на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей» (Федеральный закон РФ) [5].
В научной литературе понятия «ценность» большинство ученых характеризуют
через выделение характеристик, свойственных, так или иначе, формам общественного
сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. С
одной стороны, это связано с предметами, явлениями, их свойствами, способами
удовлетворить определенные потребности общества, человека. С другой – ценность
выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления
человеком, обществом, что имеет место в исследованиях педагогики искусства как нового
направления гуманитарного знания.
Общеизвестно, что формирование системы ценностных отношений человека
происходит в течение всей его жизни, но наиболее важным и значимым периодом в
восприятии ценностей является подростковый возраст.
Нами учитывалось, что тенденции современного мира значительно изменили
качественные психические, психофизиологические и личностные характеристики детей и
молодежи. В современных исследованиях ученых отмечается, что эти изменения
выразились в снижении уровня когнитивного развития, социальной и коммуникативной
компетентности, нарушении в эмоциональной сфере. Следует также отметить, что у
современных подростков наблюдается снижение интереса к классическому музыкальному
наследию и проявляется повышенный интерес, в основном, к современным
направлениями «поп» и «рок-музыки», компьютерным музыкальным программам.
Актуальность исследования проблемы развития ценностного отношения у
подростков к музыкальному искусству очевидна в связи с рядом противоречий:
– между потребностью общества в воспитании подрастающего поколения,
ориентированного на общественно значимые духовные ценности, в концентрированном
виде представленные в лучших образцах художественной культуры, с одной стороны, и
недостаточностью внедрения современных педагогических технологий в процесс
освоения музыкального искусства, а также обновления программно-методического
обеспечения, с другой стороны;
– между необходимостью формирования ценностных предпочтений и осознания
значимости определенных личностных смыслов, с одной стороны, и недостаточной
разработанностью педагогических условий развития данного качества в процессе
освоения содержания музыкальных произведений, с другой стороны.
Ценностное отношение к произведениям музыкального искусства мы
рассматриваем как устойчивое личностно-смысловое проявление интереса к музыке и
творческой деятельности, направленной на практическую реализацию художественных
предпочтений и популяризацию музыкальной классики.
В настоящее время обучение подростков в системе дополнительного образования
напрямую связано с реализацией Проекта «Одаренные дети» и объединяет организацию
целенаправленного процесса образования для создания гарантированных возможностей
развития детей, что делает разработку соответствующих технологий освоения искусства
острой необходимостью.
При разработке методологической основы исследования проблемы развития
ценностного отношения у подростков к музыкальному искусству мы опирались: 1) на
философские работы, посвященные проблемам эстетики и особенностям формирования
личности в процессе приобщения к культуре и искусству (М. М. Бахтин, В. В. Бычков,
А. И. Буров, А. Ф. Лосев и др.); 2) концепции теории музыкального содержания в области
современного музыкознания, музыкальной педагогики и музыкальной психологии
(Л. Л. Бочкарёв, Д. К. Кирнарская, А. Ю. Кудряшов, В. В. Медушевский, М. С. Старчеус,
В. Н. Холопова и др.).
Суммируя представления о самых разнообразных аспектах, в которых выявляет
себя музыка, В. Н. Холопова определяет содержание музыки как позитивное,
«гармонизирующее» отношение к человеку в наиболее важных точках его взаимодействия
с миром и с самим собой. Особенностью музыки как самого непосредственно-
эмоционального из искусств является то, что, благодаря силе индивидуальных ощущений,
объективно-социальное содержание произведения приобретает для воспринимающего
повышенную личную убедительность. Краткое определение раскрывается в следующей
формулировке: «Содержание музыки – её выразительно-смысловая сущность. Оно
охватывает музыкальное произведение во всех его «измерениях» и на всех уровнях,
образуя при этом его индивидуальную целостность» (В. Н. Холопова) [6, с.3].
Следует отметить, что еще М. М. Бахтин в прошлом веке выделил три основных
принципа гуманитарных наук: понимание, осмысление и интерпретацию текста,
рассматривая данный процесс как обобщающую категорию, в которую включена вся
культура, ее производные и составляющие. То есть это любая целостная семиотическая
(знаковая) система, обладающая смыслом. Из подобной трактовки ученым были выделены
категории текст и контекст. В силу этого текстом является любой культурный феномен:
научный факт, историческая ситуация, жизненная проблема, социальные явления,
произведения искусства, сам человек в каждом его проявлении. М. М. Бахтин отмечал:
«Текст живет, только соприкасаясь с другим текстом (контекстом)» [1]. Ученый писал: «В
какой мере можно раскрыть и прокомментировать смысл (образа или символа)? Только с
помощью другого (изоморфного) смысла (символа или образа). Растворить его в понятиях
невозможно... Интерпретация смыслов не может быть научной, но она глубоко
познавательна» (М.М. Бахтин) [2, с.7].
Потому и образование, ориентированное на культуру и личные смыслы,
определяется как культурологическое, личностно ориентированное. А педагог,
выбравший его, познающий и творящий культуру путём диалогического общения, обмена
смыслами, способен к созданию индивидуального и коллективного творчества. Отсюда
следует, что развитие ценностного отношения у подростков к музыкальному искусству
может произойти на основе освоения музыкального текста с целью понимания его
выразительно-смысловой сущности. Потому мы полагаем, что повлиять на развитие
ценностного отношения к классическому музыкальному наследию возможно именно в
условиях освоения нового учебного курса «Музыкальное содержание».
Программа авторского учебного курса «Музыкальное содержание» (Журова Е. Б.)
была составлена на основе учебно-методического пособия «Музыкальное содержание»
для ДМШ и ДШИ (авторы: Е. М. Акишина, Н. В. Бойцова, В. Н. Холопова. – М., 2005) и
адаптирована для обучения современных подростков в Детской музыкальной школе и
Детской школе искусств при помощи комплексного применения традиционных и
инновационных педагогических технологий (интегрированного подхода, синектики,
концентрированного обучения, арт-педагогики, метода целостного анализа-
интерпретации и других).
Так, метод целостного анализа-интерпретации объединяет следующие
направления: обсуждения выразительно-смысловой сущности музыки; эстетики,
стилистики и культурных кодов изучаемой эпохи; дифференциации типов интонаций;
выявления трёх сторон музыкального содержания (эмоциональной, изобразительной и
символической); интеграции структурно-грамматического анализа с содержательно-
смысловым. Это дает возможность педагогу решать задачи:
1) освоения содержания музыкальных произведений в контексте каждой
эпохи;
2) осознанного понимания в расшифровке символов, типов интонаций и новых
терминов в зависимости от изучаемой темы;
3) развития художественного восприятия через осмысление выразительных
средств музыкального искусства.
В работе с детьми следует придавать важное значение созданию особой атмосферы,
готовности к восприятию произведений искусства, непосредственного приобщения к
кругу учебных вопросов. К примеру, подготовка учащихся к освоению отечественной
культуры XIX века может состоять не из привычного вступительного слова учителя о ее
могучем подъеме, порожденном событиями Отечественной войны 1812 года и движением
декабристов, а начинаться с одного лишь вопроса: «Какими они были, молодые люди XIX
века? Какой смысл вкладывали в такое понятие как «честь» и «достоинство»? Стихи
М. Цветаевой, на которые обращает внимание учитель, дают яркую образную
характеристику молодым людям XIX века. Далее исполняется романс композитора
А. Петрова на стихи Цветаевой из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»
(Е. Ф. Командышко [4, с.51]).
Обращаясь к эпохе Романтизма, приведем еще один пример: кратко
проанализируем небольшое музыкальное произведение – романс А. А Алябьева
«Соловей» на стихи А. А. Дельвига.
Если рассматривать в большей степени специальное содержание музыки (средства
музыкальной выразительности, форму) и литературный текст, то глубинного понимания
этого романса у учащихся не произойдёт. Романс будет восприниматься как лёгкое,
светлое, задушевное, а также простое по содержанию произведение, которое насыщено
мелодическими фиоритурами, имитирующими трели соловья (ассоциация, скорее всего,
будет с виртуозными пассажами исполнителей).
С точки зрения неспециального содержания музыки имеется в виду рассмотрение
жизненного и творческого пути выдающегося композитора XIX века А. Алябьева, а также
автора стихов А. А. Дельвига. Безусловно, нужно внимательно изучить «портрет»
композитора, историю создания романса, так как это позволит более внимательно
проанализировать выразительно-смысловую сущность, казалось бы, простого
произведения. В процессе изучения «портрета» композитора следует учитывать, что
А. А. Алябьев принадлежал к вольнолюбивой части русского офицерства, выдвинувшейся
в ходе Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии
1813-1814 гг. Как известно, после декабрьских событий 1825 года многие из них
подверглись суровым испытаниям, что позволяет сделать вывод о чертах характера
композитора и его современников.
Сюжет романса вроде бы прост: он о горестной женской доле, а текст составлен
как обращение к птице соловью (в русской народной лирике соловей – это вольная
пташка, друг, символ нежности). Однако за простотой формы стоят глубокая горесть и
отчаяние. В романсе образ соловья воспринимается символом тех невидимых уз, которые
связывали близких людей. При этом важно подчеркнуть, что здесь возникает некоторое
противоречие: светлый характер, мажор, лёгкость, а содержание романса – отчаяние,
тоска по свободе – на самом деле оказывается гораздо более серьёзным, чем
воспринимается на первый взгляд (Е.Б. Журова [3, с.82]).
Таким образом, способы изучения учебного курса «Музыкальное содержание»
отличаются от методов, лежащих в основе курсов «Слушание музыки» и «Музыкальная
литература». Отличия состоят, прежде всего, в научно упорядоченном использовании
теории музыкальной интонации (по Б. В. Асафьеву), применении особых понятий –
«специальное» и «неспециальное» музыкальное содержание, трёх сторон музыкального
содержания (эмоциональной, изобразительной, символической), в рассмотрении вопроса
об исполнительской интерпретации. Существенное отличие возникает и при обращении к
историческим этапам развития музыкального искусства (барокко, классицизм, романтизм
и др.). Это дает возможность учителю не рассматривать творчество отдельных
композиторов, их биографии, основные сочинения, а анализировать стороны
музыкального содержания каждого исторического периода в их специфических,
неповторимых соотношениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986.
2. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук // Идеи М.М. Бахтина и педагогика искусства. Сборник
научных статей. – М.:ИХО РАО, 2011. С. 6–22.
3. Журова, Е.Б. Проблема освоения музыкального содержания в контексте эстетической концепции А.И.
Бурова // Педагогика искусства: современные тенденции развития, история и опыт. Cборник научных
статей по Материалам II Международного научно-практического форума, 19-21 ноября 2013г. Отв.
редактор-составитель Командышко Е.Ф. – М.: Издательство: «ИХО РАО», 2013. С. 80–83.
4. Командышко, Е.Ф. Гуманитарное образование и педагогика искусства: аспект взаимодействия
//Инициативы XXI века. Научный и общественно-просветительский журнал. – 2011. - №3. С.49–52.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
6. Холопова, В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. 2-е изд. – М.: ПРЕСТ, 2008. – 32
с.