МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Formation of spiritual and moral culture of students through folk traditions and decorative and applied arts

Севрюкова Надежда Владимировна Nadejda Sevryukova
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва Член Творческого союза художников России Ph.D (the pedagogical sciences), senior researcher The Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», Moscow member of the Creative Union of artists of Russia e-mail:nadsevr@yandex.r
Аннотация: 
Аннотация. Автор предлагает методы формирования духовно-нравственной культуры обучающихся посредством народных традиций и декоративно-прикладного искусства (информационный, метод презентаций, эвристический метод, метод алгоритмов, метод преемственности) и обосновывает их выбор. Автор определяет характерные сюжеты произведений народного искусства, которые связаны с духовнонравственной культурой народов России. В статье сопоставляются традиционные сюжеты произведений народных промыслов – миниатюрной живописи Холуя, Палеха, Федоскина, Уэленской резной кости, дымковской игрушки – с образовательными и воспитательными задачами, которые решаются при формировании духовно-нравственной культуры обучающихся. Abstract. The author suggests methods of forming the spiritual and moral culture of students through folk traditions and decorative and applied arts (informational, presentation method, heuristic method, algorithm method, succession method) and justifies their choice. The author defines the characteristic plots of works of folk art that are associated with the spiritual and moral culture of the peoples of Russia. The article compares the traditional subjects of folk crafts – miniature paintings by Kholui, Palekh, Fedoskino, Uelensky carved bone, Dymkovsky toys – with educational and educational tasks that are solved in the formation of the spiritual and moral culture of students Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-01 / 073-00059-22-02
Перед педагогическим сообществом поставлен социальный заказ – обеспечить эффективное участие образования в решении важнейшей общенациональной проблемы формирования духовно-нравственной, творческой, компетентной личности гражданина России. Достижение этой задачи обеспечивается реализацией Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой это отчетливо сформулировано «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1]. Эти ориентиры актуальны, т.к. «выросло новое поколение, которое живет настоящим и немного будущим, зачастую без оглядки на прошлое, без знания того, что формировало менталитет нашего народа, его традиции и жизненные устои» [5, с. 4]. «Россия сильна провинцией» – эти слова историка XIX века Н.М. Карамзина актуальны до сих пор и в наши дни приобретают новое значение [8]. Исторически сложилось, что традиционные художественные промыслы России территориально расположены в малых городах и селах. Для мастеров промысла мир родной природы является основой их творчества. Духовная жизнь мастеров народных промыслов, традиции региона отражаются в их произведениях, которые являются богатейшим историческим и культурным наследием России. Исследователи народного искусства А.В.Бакушинский, В.М.Василенко, М.А.Некрасова Т.М.Разина и другие указывали, что в народной культуре и искусстве заложен огромный воспитательный ресурс, который оказывает влияние на формирование духовно-нравственной культуры [4; 6; 10; 11]. Приобщение к народному традиционному декоративно-прикладному искусству способствует духовно-нравственному воспитанию личности обучающегося, что доказано современными исследователями в области педагогики искусства Е.М.Акишиной, Е.П.Олесиной, О.И.Радомской [2], Л.Г.Савенковой [13], Н.В.Севрюковой [14]. В педагогике «формирование» означает применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личность учащегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти [16]. Среди ряда определений понятия «метод обучения», которые существуют в педагогике, выделим следующий: «это способ достижения цели, т.е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели» [3, с. 41]. Определение ориентировано на конечную цель - обучение, но в педагогической практике обучение и воспитание неразделимы. Поэтому обозначим те цели обучения, которые решаются одновременно с формированием духовно-нравственной культуры обучающихся посредством народных традиций и декоративно-прикладного искусства. Это: – получение и усвоение знаний о народных традициях и декоративноприкладном искусстве; – получение знаний и формирование умений и навыков по сбору и обработке информации; – выполнение творческих работ по мотивам народных художественных промыслов; – закрепление и проверка знаний, умений, навыков. Духовно-нравственная культура народа – это единая система, охватывающая язык, искусство, идеологию, традиции, обычаи, верования, отражающая духовную культуру, культуру этического и эстетического мышления, когнитивную культуру, коммуникативную культуру – т.е. представляет духовный мир народа в его совокупности [17, с. 10]. Основные направления формирования духовно-нравственной культуры: – воспитание патриотизма и гражданственности; – воспитание морального сознания и нравственных убеждений; – воспитание трудолюбия; – формирование экологической культуры; – формирование семейных ценностей; – эстетическое воспитание. Рассмотрим применение методов формирования духовно-нравственной культуры обучающихся посредством народных традиций и декоративноприкладного искусства Информационный метод Информационный метод применяется на начальном этапе формирования духовно-нравственной культуры обучающихся средствами народной культуры и заключается «в сообщении педагогом воспитанникам разного рода сведений и стимулировании у них интереса...» к знаниям по народному искусству [7]. Используются такие формы, как рассказ, беседа, лекция, наглядный показ, встречи с мастерами и художниками промыслов. Применение информационного метода характерно при знакомстве школьников с народными промыслами (история промысла, характерные произведения и сюжеты, технологии, уникальность приемов декора). Основным источником информации является учитель, но происходит и обмен информацией между учителем и школьниками. Информационный метод применим при воспитании патриотизма и гражданственности, нравственных убеждений; воспитание трудолюбия, формирование экологической культуры, формирование семейных ценностей, эстетическое воспитание. Например, информационный метод, который направлен на воспитание патриотизма и гражданственности у обучающихся, состоит в том, чтобы собрать информацию о выдающихся достижениях наших «простых» современников, тех, кто ударно трудится, кто покоряет космос, создает выдающиеся произведения искусства, защищают нашу Родину. Для подавляющего количества обучающихся эта информация будет новой. Ведь в России сложилось весьма неоднозначное положение: современная молодежь практически ничего не знает о нашей истории. Чаще упоминают о скандальных «звездах», либо о супер-героях из западных фильмов. Но, чувство патриотизма не может формироваться из такого нарратива – оно возникает на основе знания истории, прорастает из памяти о трудовых и военных подвигах, из чувства гордости за героев и тружеников, которыми богата история России. В лаковой миниатюрной живописи Федоскина, Холуя, Палеха, Мстеры художники обращаются к сюжетам, прославляющим воинские подвиги героев России в разные исторические периоды (Александр Невский, Петр 1, Александр Суворов, Михаил Кутузов, героев Отечественной войны 1812 года, участников Первой Мировой войны и Великой Отечественной войны). Произведения создаются в характерном для каждого промысла уникальном стиле росписи. Знакомство с сюжетами росписи привлекает школьников к изучению отечественной истории, ее героического прошлого и настоящего, что будет способствовать патриотическому воспитанию. Информационный метод применяется и при воспитании у обучающихся трудолюбия на этапе знакомства школьников с произведениями народных промыслов, где изображены сюжеты труда. Учитель передает информацию, иллюстрирует ее, объясняет, каким образом в произведениях народных художественных промыслов отразилась тема трудолюбия, умение и любовь трудиться, создавать полезные вещи. «Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, любовь к труду, стремление много и усердно работать, трудиться» [15]. Один из ярких примеров – произведения народных мастеров Уэленской резьбы по кости, сюжеты которых посвящены теме труда. Резьба по кости – выполнение объемной мелкой пластики или рельефных композиций, гравюры на кости с традиционным цветным подкрашиванием силуэтов – традиционное занятие мастеров Уэлена. Сюжеты отражают повседневную жизнь чукчей и эскимосов – охоту на зверей, обитающих на Крайнем Севере, рыбную ловлю, занятие оленеводством и т.д. Чтобы выжить в суровых условиях, главное, что надо делать человеку – трудиться. Трудится, чтобы разжечь огонь и согреться, поставить чум, посмотреть за оленями, защитить их от хищников. Художники раскрывают нам романтику повседневного труда народов Севера в той или иной пластической трактовке. Но, используя только информационный метод с привлечением теоретического и иллюстративного материала, трудолюбие у школьника не сформировать. Он не сможет прочувствовать и понять всей прелести труда, если он не включен в трудовую деятельность. Необходимо вовлекать школьников в выполнение определенных, доступных для их возраста трудовых видов деятельности и использовать другие методы формирования ценностного отношения к труду (например, метод алгоритмов). Метод презентаций Информационный метод мы понимаем, как метод, направленный на получение информации, а метод презентаций – как метод, позволяющий развивать у школьников умение представить полученную информацию, сформулировать тему поиска, точно формулировать свои мысли, выводы, эстетически осмыслить и оформить собранный материал. Метод презентаций может быть использован для обобщения информации в виде таблиц, схем, графиков, что помогает структурировать новую информацию. Метод презентаций применим в различных направлениях формирования духовно-нравственной культуры обучающихся посредством народных традиций и декоративно-прикладного искусства. Это воспитание патриотизма и гражданственности, морального сознания и нравственных убеждений; воспитание трудолюбия, формирование экологической культуры, формирование семейных ценностей, эстетическое воспитание. Он позволяет школьникам проявить свое творческое начало, художественный вкус, интересы и предпочтения в умении пользоваться различными компьютерными программами, которые позволяют интересно, красочно и современно представить, например, тему патриотизма и гражданственности, тему труда или тему семейных ценностей в традиционных произведениях народного искусства. Метод презентаций распространяется не только на представление новой информации, но и для показа и обсуждения творческих работ обучающегося, что подразумевает объяснение художественного образа работы, используемых материалов, художественных аналогов и ориентиров. Эвристический метод Эвристический метод А.В. Хуторский определяет как «конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания» [18]. Эвристический метод направлен на развитие самостоятельности школьников, умения провести исследование, проанализировать и связать отдельные факты и выстроить целостную систему. Например, связать историю промысла с сюжетами произведений, с композиционным строем изделия, выявить гармонии формы, линии, пятна, выделение главного героя композиции размером или цветом. Так, при реализации этого метода воспитание патриотизма и гражданственности у обучающихся происходит на основе глубокого, вдумчивого изучения сюжетов, отражающих историю России и ее героев в произведениях лаковой миниатюры Палеха, Мстеры, Федоскина, Холуя. Привлечение эвристического метода направлено на выявление типических деталей определенной исторической эпохи, изучение амуниции, вооружения и доспехов, характерных для того или иного сражения. Школьники самостоятельно проводят подбор материалов, фактов, иллюстраций и оформляют их в виде докладов, презентаций, викторин, квестов по сюжетам и тематике, отражающим героическую историю России в лаковой миниатюре При использовании эвристического метода у школьников формируется собственная патриотическая позиция, чувство гордости за героев, происходит осознание значения слов «подвиг», «за други своя», известного крылатого выражения из фильма «Александр Невский» «Кто с мечом к нам пойдет, тот от меча и погибнет». Метод алгоритмов Алгоритм – математический термин, который подразумевает «выполнение сложной задачи пошагово. Этот метод позволяет разбить алгоритм на части (модули), каждая из которых решает самостоятельную, небольшую подзадачу, что дает возможность сконцентрировать усилия на решении подзадачи» [12]. Метод направлен на организацию непосредственной трудовой деятельности школьников при обязательном стимулировании ее позитивных начал и мотивов. Разберем функционирование метода алгоритмов на примере трудового воспитания. При реализации этого метода школьникам предлагают выполнить различные виды заданий индивидуально, а также разрабатывают задания для деятельности в группе или в виде поручений, требований, состязаний. Учитель перед выполнением задания объясняет пошаговое выполнение работы, а затем контролирует последовательность отдельных операций, вовремя корректирует правильность выполнения того или иного действия. Реализация метода алгоритмов происходит, например, при организации занятий по лепке изделий по мотивам дымковской игрушки. Дымковская игрушка состоит из многих деталей и поэтому сложна для выполнения детьми. Но если сложную задачу разбить на небольшие подзадачи и пошагово выполнять их, то эта сложная задача упрощается. Изготовление дымковской игрушки характерно тем, что сначала вылепливаются отдельные детали, а потом соединяются в единую фигуру или композицию фигур. При использовании метода алгоритмов у школьников развивается внимание и наблюдательность, необходимые для лепки пропорционального соотношения деталей, дети приучаются к аккуратности и выполнению рациональных действий. Метод алгоритмов следует воспринимать как подготовку к самостоятельному творчеству. Очень многие педагоги предлагают скопировать - слепить точно такую дымковскую игрушку, хотя на промысле нет похожих, одинаковых игрушек. Как в Вятке, на родине дымковской игрушки, говорят об их вариативном выполнении, так и на учебном занятии следует ставить задачу по вариативному выполнению школьниками игрушки. Метод алгоритмов сопровождает активная психологическая помощь педагога, настрой школьника на позитивные эмоции. Это очень важно, т.к. у школьников при освоении трудовых навыков не сразу все получается, а воспитание настойчивости, целеустремленности обучаемого по выполнению операции способствует удачному освоению приемов труда. Метод преемственности При проведении обобщающих занятий по народным художественным промыслам, знакомству (непосредственно или виртуально) с мастерами и династиями народных мастеров, используется метод преемственности. Династии художников, мастеров, резчиков, кружевниц, вышивальщиц, которые продолжают бережно относятся к преемственности семейных традиций, верны своей малой родине – месту бытования промысла. Старшее поколение мастеров промыслов является носителями традиций. Это оно восприняло художественные традиции у предыдущего поколения мастеров, смогло сохранить и развить их. В основе их творчества заложены принципы, сформулированные М.А. Некрасовой – коллективности, соборности, вариативности, преемственности, целостности [10]. За свою долгую творческую жизнь мастера пережили много – от повышенного внимания к художественным промыслам до забвения, невнимания к их нуждам и запросам. Но художники всегда были верны своим убеждениям, сохраняли верность традициям и были уверены в правильном профессиональном выборе. История династий показывает, что успех – это не только финансовое благополучие; успех – это счастливая творческая жизнь, занятие любимым делом, верность семейным традициям, сохранение и развитие художественных традиций региона. Универсальность метода преемственности состоит в том, что, вопервых, с использованием этого метода возможно обращение к нравственному воспитанию, формирование у подрастающего поколения чувства уважения, почтения к старшим. Во-вторых, метод преемственности позволяет собрать материал для доклада, презентации как результат (непосредственного или виртуального) общения школьников с мастерами на мастер-классах, при посещении мастерских художников народного промысла. В-третьих, метод преемственности помогает раскрыть символику народного орнамента, например, «Древа жизни». К образу мирового дерева обращались в своих произведениях создатели глиняной игрушки (хлудневская, романовская и др.), художники орнаментальных росписей по дереву (мезенская, городецкая, пермогорская и др). Этот традиционный орнамент можно найти на вологодских, елецких кружевах, в вышивке Архангельской, Нижегородской, Ивановской областей, златошвейных изделиях из Торжка, в шемогодской резной бересте. Такое разнообразие материалов и применение техник изготовления в изображении «Древа жизни» объясняется глубиной и символической емкостью этого традиционного орнаментального сюжета, важностью преемственности традиций – одного из важнейшего значения, заложенного в изображении «Древа жизни». Мировое древо – это изображение в символическом виде мира предков человека – (корни дерева), мира самого человека – (ствол дерева), и мира памяти, деяний, оставленных потомкам – (ветви дерева). Вместе с тем, «мировое древо» воссоединяет пространство и время, соединяет бинарные оппозиции (пространственные – верх-низ; право-лево, небо-земля, временные (день-ночь). По вертикали древо связывает три пространственные зоны – небо – ветви; земля – ствол; подземный мир - корни» [9]. Таким образом, метод преемственности используется для стимулирования познавательной деятельности обучающихся в области художественных традиций, для воспитания уважительного отношения к художникам, понимания сути художественных династий, а также может быть применен для расшифровки символики народного орнамента. Методы, рассмотренные выше, следует воспринимать как единую систему, т.к. в ее состав входят методы разной целевой направленности: организации и самостоятельной учебно-познавательной работы (информационный и метод презентаций), методы стимулирования и мотивации (метод алгоритмов и эвристический метод), метод контроля и самоконтроля, эффективности обучения (метод преемственности) [3, с. 42]. ЛИТЕРАТУРА 1. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL:http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf. (дата обращения: 01.07.2022). 2. Акишина Е.М., Олесина Е.П., Радомская О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2017. № 4. С. 9-17. URL: http://www.arteducation.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_olesina_radomskaya_9-17.pdf (дата обращения 29.06.2022). 3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды [Электронный ресурс] / М.Ю. Бабанский М.: Педагогика, 1989. 560 с. URL:http://elib.gnpbu.ru/text/babanskiy_izbrannye-pedagogicheskietrudy_1989/go,28;fs,1/?bookhl=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4 (дата обращения 29.06.2022). 4. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Карапуз, 2009. 304 с. 5. Бочаров В.А. Сборник материалов для работы по передаче подрастающему поколению знаний отечественной истории. М.: Общественная палата Российской Федерации, 2021. 120 с. 6. Василенко В.М. Народное искусство. М.: Советский художник, 1974. 293 с. 7. Информационный метод. [Электронный ресурс]. URL:https://professional_education.academic.ru/1140/%D0%98%D0%9D%D0%A4%D0%9E% D0%A0%D0%9C%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0% 99_%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94 (дата обращения: 12.07.2022) 8. Карамзин Н.М. Афоризмы [Электронный ресурс]. URL: https://cunb.ivn.muzkult.ru/media/2018/08/03/1225614782/Informacionno- ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/electronic-journal № 2, 2022 80 metodicheskoe_pismo_Karamz_oty_k_250-letiyu_N.M._Karamzina.pdf (дата обращения 29.06.2022). 9. Медкова Е.С. Методологические основы единства видов искусств: изучение на примере искусства первобытного мира [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-edinstva-vidov-iskusstvizuchenie-na-primere-iskusstva-pervobytnogo-mira (дата обращения 29.06.2022). 10. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика [Электронный ресурс]. URL:https://www.booksite.ru/fulltext/nekra/sova/narod/3.htm (дата обращения: 12.07.2022). 11. Разина Т.М. Художественные промыслы Подмосковья: истоки и развитие. М.: ЛО «Московия», 2004. 139 с. 12. Разработка алгоритмов [Электронный ресурс]. URL:http://pco.iis.nsk.su/ICP/Practice/dd8-2/node4.html (дата обращения 10.07.2022). 13. Савенкова Л.Г. Художественное событие – современная составляющая интегрированного полихудожественного образования [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2017. № 3. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/hudozhestvennoesobytie-sovremennaya-sostavlyayushchaya-integrirovannogo (дата обращения: 10.07.2022). 14. Севрюкова Н.В. Деятельность и профессиональные компетенции художника-педагога в приобщении школьников к народным художественным промыслам [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2016. № 4. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/deyatelnost-i-professionalnye-kompetencii-hudozhnika-pedagoga-v-priobshchenii (дата обращения: 10.07.2022). 15. Трудолюбие [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1% 8E%D0%B1%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 12.07.2022) 16. Формирование [Электронный ресурс]. URL: https://spiritual_culture.academic.ru/2348/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8% D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 10.07.2022). 17. Шилова Н.Е. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 18. Хуторской А.В. Эвристическое обучение [Электронный ресурс]. URL: https://khutorskoy.ru/science/concepts/technologies/heuristic_methods.htm (дата обращения: 12.07.2022)