МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ (ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ)

Лыкова Ирина Александровна (1), Борисова Дарья Александровна (2)

(1) доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

(2) кандидат физико-математических наук, дипломант Фрайбергской Горной Академии, дипломант Людвиг-Максимилиан Университета Мюнхена

Аннотация: 
В статье поднимается актуальная проблема приобщения современного ребенка к искусству в условиях семейного воспитания. Авторы обосновывают диалогический подход к моделированию воспитывающей культурной среды для детей и их родителей как субъектов художественно-эстетического развития. Для разработки модели они выдвигают научную гипотезу о векторе художественного воспитания: «от восприятия детали произведения искусства к осмыслению художественной концепции автора (произведения, выставки, коллекции, музея и др.)», иллюстрируют положения гипотезы примерами из разных видов искусства. Также авторы выявляют и описывают методы художественного воспитания в семье: «созерцание прекрасного», «убеждение красотой», «удивление деталью», «вдохновление деталью», «комментированный рассказ (анализ)», «рассматривание художественных альбомов», «беседы о деятелях искусства и культуры», «посещение художественных выставок и музеев» и др.

Статья подготовлена по материалам прикладного научного исследования 
«Реализация модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях» в рамках выполнения государственного задания № 073-00008-21-01 
Министерства просвещения РФ (2021 г.).


Обоснование актуальности и выявление научной проблемы. Одна из приоритетных целей современного образования — введение детей в пространство культуры, создание оптимальных условий для обретения каждым ребенком социокультурного опыта с учетом его индивидуальных особенностей и образовательных запросов, культурных предпочтений семьи. Важнейшую часть культуры составляет искусство в большом разнообразии его стилей, видов и жанров. Приобщение к искусству — это, прежде всего, воспитание «растущего человека» (термин предложен Д.И. Фельдштейном) в процессе его эстетической коммуникации с Другим, что научно обосновано Л.С. Выготским [5] . Воспитание осуществляется семьей в гармонизированном партнерстве с образовательными организациями и понимается как целенаправленный, системный, последовательный процесс становления уникальной личности в соответствии с принятыми в обществе ценностями, нормами, традициями. В связи с этим актуализируется проблема поиска направлений неформального взаимодействия образовательной организации и семьи. 
В последние годы педагогами накоплен значительный опыт проведения культурно-просветительских мероприятий, совместных с семьями обучающихся, расширился спектр применяемых организационных форм, среди которых следует отметить образовательные проекты социокультурной и художественно-эстетической направленности, экскурсии в художественные музеи, посещение арт-выставок, виртуальные арт-путешествия и арт-прогулки, мастер классы (встречи с художниками, скульпторами, дизайнерами, иллюстраторами, литераторами, народными мастерами), создание виртуального арт-пространства с применением цифровых технологий, выставки детского художественного творчества в интерьерах образовательных учреждений, индивидуальные творческие портфолио и др. Вместе с тем остается малоизученной проблема выбора методов приобщения детей и подростков к искусству в условиях семейного воспитания. При этом метод понимается как способ достижения образовательной цели [12, с. 9-10]. 
Исходя из вышесказанного, представляется актуальным проведение прикладного научного исследования, направленного на изучение методов художественного воспитания детей и подростков в специально организованных условиях семьи. Это, во-первых, позволит выявить эффективные методы семейного воспитания и адекватно интегрировать в образовательный процесс детского сада, средней школы, системы дополнительного художественного образования; во-вторых, поможет педагогам определить «дефициты» художественного воспитания в семье и более адресно, конкретно, предметно осуществлять поддержку родителей в воспитании детей и подростков средствами искусства; в-третьих, расширит «ценностно-смысловое поле» (И.А. Лыкова) содержательного, мотивированного, доверительного взаимодействия педагога с родителями воспитанников (или лицами, их замещающими).  
Цели исследования: 1) выявить и проанализировать методы художественного воспитания детей и подростков, практикуемые в современных семьях; 2) выявленные методы семейного воспитания описать и привести в систему на основе диалогического подхода для расширения художественно-педагогического опыта педагогов и родителей.
Гипотеза исследования заключается в научном обосновании идеи о том, что стихийный (интуитивный) опыт семейного художественного воспитания может быть преобразован в целенаправленный, системный, осмысленный, если родители мотивированно создают воспитывающую культурную среду и владеют методом как способом достижения цели. Преобразование стихийного (интуитивного) опыта художественного воспитания в целенаправленный и системный наиболее эффективно осуществляется по вектору «От восприятия детали произведения искусства к осмыслению художественной концепции автора (произведения, выставки, коллекции, музея)». Это, в свою очередь, возможно в условиях гармонизированного взаимодействия педагога с родителями воспитанников на основе диалогического подхода. 
Задачи исследования.  
1) На основе теоретико-методического анализа и результатов анкетирования доказать необходимость разработки системы методов художественного воспитания в специально организованной культурной среде.
2) Выявить и проанализировать методы, практикуемые современными родителями для приобщения детей и подростков к визуальному искусству (на материале живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и др.). 
3) На основе диалогического подхода разработать модель создания в семье воспитывающей культурной среды по вектору «От восприятия детали произведения искусства к осмыслению художественной концепции автора (произведения, выставки, коллекции, музея и др.)».

Результаты исследования
Ответ на задачу 1.
Целенаправленное приобщение к искусству способствует многогранному воспитанию личности растущего человека в культурной среде образовательной организации (детского сада, средней школы, колледжа, вуза), детской школы искусств, музейного и выставочного пространства, что убедительно доказано современными исследователями в области педагогики искусства — Е.М. Акишиной [1], С.Н. Большаковым [2], Е.В. Бояковой [3], И.Э. Кашековой [6], В.В. Комлевой [7], Т.А. Копцевой [8], И.М. Красильниковым [9], И.А. Лыковой [11; 12; 13], Е.П. Олесиной [1], Л.П. Печко [15], О.И. Радомской [1], Л.Г. Савенковой [20], Е.М. Торшиловой [16], Н.Н. Фоминой [17], в т.ч. раскрыто в научных изданиях ФГБНУ «ИХОиКРАО» – монографиях [14; 19 и др.], сборниках материалов международных научно-практических конференций [18; 21 и др.].
На основе диалогического подхода, научно обоснованного М.М. Бахтиным [22], И.А. Лыкова и В.В. Кожевникова разработали, апробировали и внедрили в 520 образовательных организациях, действующих в 37 субъектах Российской Федерации, вариативную модель воспитывающей культурной среды для детей раннего и дошкольного возраста [10], включив искусство в структуру социокультурной модели и педагогической технологии. Представляется перспективным создание новых вариантов данной модели — для семейного воспитания, начальной школы, системы дополнительного художественного образования детей и подростков. 
Проведены теоретико-экспериментальные исследования проблем семейной педагогики (Л.Э. Абдуллина, Р.С. Буре, И.А. Дядюнова, Р.К. Сережникова и др.), но вопрос о методах семейного воспитания и, прежде всего, о способах приобщения детей и подростков к искусству, остается открытым. И.А. Лыкова описала систему методов художественного познания человеком окружающего мира и предложила ее педагогам в качестве профессионального «инструмента-навигатора» [12; 13], но в этой системе не отражена специфика художественного воспитания в семье. 
Анкетирование, предложенное авторами статьи 354 педагогам первых уровней образования, показало, что воспитатели детских садов и учителя начальной школы охотно делятся с родителями своим профессиональным опытом (более 80% опрошенных), но крайне редко изучают опыт семейного воспитания для его применения в образовательном процессе (27%), не учитывают специфику художественного развития детей в условиях семьи (64%), не используют методы семейной педагогики для обогащения и развития идей педагогики искусства (76%), испытывают значительные трудности при самостоятельной разработке программы воспитательной работы (82%). В то же время анкетирование, предложенное 388 родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявило, что «близкие взрослые» зачастую не владеют информацией о современных формах и методах художественного воспитания детей (73%), применяют традиционные формы и методы приобщения детей к искусству (84%), отдают предпочтение форматам, тиражируемым в сети Интернет и современных массмедиа (75%), полагают, что приобщение к искусству — это задача современных образовательных организаций, системы дополнительного художественного образования и/или специально подготовленных экскурсоводов, работающих в художественных музеях, галереях и других арт-пространствах (58%). 
В связи с этим актуализируется запрос педагогов и родителей на разработку системы методов художественного воспитания в специально организованной культурной среде. 
Ответ на задачу 2.
Изучение опыта семейного воспитания (при мотивированном участии 388 родителей, воспитывающих детей и подростков в возрасте от трех до восемнадцати лет) позволило авторам статьи выявить следующие методы, наиболее часто практикуемые современными родителями: совместное рассматривание художественных альбомов; посещение художественных музеев и арт-выставок; ознакомление с архитектурой и скульптурой родного города (населенного пункта); беседы о деятелях искусства; комментированные рассказы о деятелях культуры; «живые» встречи с писателями, поэтами, художниками в арт-пространствах, библиотеках, книжных магазинах; участие в мастер-классах (во время семейных путешествий в рамках образовательного туризма, воскресных прогулок); создание домашней коллекции произведений искусства; семейное участие в социокультурных акциях (например, «Окна Победы», «Окна России», «Врачам «Cпасибо!» говорим») и др. 
Вследствие значительных различий художественных вкусов, предпочтений, интересов, способностей всех членов семьи, заинтересованной как в художественно-эстетическом воспитании детей и подростков, так и в совершенствовании понимания искусства взрослыми (родителями, бабушками, дедушками и др.), не может быть однотипных методов художественных презентаций. В рамках данной статьи авторами представлены лишь те методы, которые связаны с разработкой гипотезы и модели создания воспитывающей культурной среды. Более подробно описаны и проиллюстрированы яркими примерами методы, основанные на восприятии «детали» художественного произведения, что, в свою очередь, послужило основой для разработки гипотезы о векторе художественного воспитания: «От восприятия детали произведения искусства к осмыслению художественной концепции автора (произведения, выставки, коллекции, музея и др.)». 
Изучение опыта семейного воспитания позволило выявить специфические методы, которые авторами статьи определены как «удивление деталью», «удивление фактом». Удивление — это реакция, эмоция, чувство, состояние человека, которые вызываются сильным, ярким, неожиданным (даже внезапным) впечатлением от восприятия чего-либо нового, необычного. Приведем примеры интуитивного применения родителями метода удивления. 
В живописи при совместном восприятии пейзажа родители обращают внимание детей на выразительные детали ландшафта и архитектуры, на людей и их костюмы, на образы животных и т.д.  Например, в картине Алексея Саврасова «Домик в провинции. Весна» кажущееся на первый взгляд простым изображение становится «живым», динамичным и даже объемным, когда ребенок — вдруг — замечает кошку, крадущуюся по крыше дома за сидящей птицей, или с удивлением обнаруживает на крыше дома тень от церкви, и его воображение «рисует» архитектурное сооружение, отсутствующее в пространстве картины. 
Огонек в церкви «Над вечным покоем» Исаака Левитана подает весть внимательному зрителю и спасает его от одиночества среди безлюдного простора. Сорока на заборе в пейзаже Клода Моне «Сорока» — будто яркая «живая» запятая в солнечном зимнем повествовании… 
Знаковыми произведениями жанра натюрморт являются Большие букеты нидерландской и фламандской живописи XVI-XVII веков (к примеру, Брейгелей) — своего рода ботанический «реестр» той эпохи с тончайшей детализацией элементов (цветы, ягоды, фрукты etc.). Натюрморт и портрет объединяют в себе поистине сюрреалистические портреты Джузеппе Арчимбольдо XVI века, искусно «составленные» из разнообразнейших представителей флоры и фауны. 
В портрете, жанровых, религиозных и сказочных художественных полотнах, и, прежде всего, в скульптуре нетривиальные детали могут быть найдены внимательным зрителем в выражениях лиц, принятых позах, деталях костюма, украшениях и знаках отличия, в «говорящих» элементах, характеризующих эпоху, настроение, масштаб личности и переживаемое событие (орден, обручальное кольцо, траурная брошь, цветок и др.). Например, рассматривая «Девушку с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, можно поведать ребенку о том, что крупный жемчуг во время написания картины стоил целое состояние, и высказать предположение о том, что изображенная сережка была, вероятно, стеклянной, заполненной перламутровой пастой; тюрбан же на голове девушки свидетельствует о моде на восточные элементы костюма в период войн с турками середины XVII века. А четки Ивана Грозного в знаменитой скульптуре Марка Антокольского, выполненной в сдержанной динамике, того и гляди выскользнут из руки по-прежнему грозного, но уже старого царя… 
Вот еще яркие имена и «говорящие» детали великих шедевров: Виктор Васнецов (чарующие мотивы русских былин и сказок; «следящий» за наблюдателем павший воин Куликова поля, светлый Сирин и темный Алконост); Павел Федотов (кошка «намывает гостей» в полотне «Сватовство майора», нервный «Завтрак аристократа»); Илья Репин (с его тщательной прорисовкой характера каждого персонажа); Ян ван Эйк (первые масляные картины в истории искусств, «живые» лица, объемно прописанные детали); Питер Брейгель («говорящие» картины, иногда с подписями — пословицы и поговорки, нравы и обычаи); Карл Шпитцвег (немецкие жанровые сцены, характеры, костюмы); Ян Вермеер («живые» тени, прозрачные дымки, солнечные блики на лицах). 
В архитектуре внимание человека к отдельным элементам заинтересовавшего сооружения способствует мотивированному знакомству с историческими эпохами, великими событиями и личностями, религиями, легендами и мифами, которые могут увлечь как взрослого, так и маленького ребенка. Один и тот же элемент может вызывать у зрителей разные ассоциации в зависимости от их возраста, «насмотренности», художественного и познавательного опыта, общей культуры. Так, завитки капителей ионического ордера классической античной архитектуры могут ассоциироваться с бараньими рогами (дети старшего дошкольного возраста), рогами Александра Македонского на древних монетах (младшие школьники, подростки, взрослые), древнеегипетским богом Амоном (подростки и взрослые). По отзывам родителей, у детей и подростков разного возраста вызывают восхищение орнаменты, растительные узоры, сказочные животные каменной резьбы древнерусских церквей (из опыта семейных путешествий в города Владимир, Сергиев Посад, Юрьев-Польский). Взрослые сообщают, что на совместных с детьми экскурсиях они тоже делают свои открытия и расширяют художественный опыт, например, замечают, насколько гармонично сочетаются элементы совершенно разных эпох — древнерусской архитектуры и стиля модерн — в Церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве и Храме Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве. И делают вывод о том, что рано возникший интерес к искусству и истории человечества может сохраниться на всю жизнь.
Для полноты художественного воспитания ребенка в семье важны такие методы, как беседы о выдающихся деятелях культуры и искусства, комментированные рассказы. Например, рассказ о Джотто Бондоне, который создал композицию как причинно-следственную связь, как временное действие, и перестав придерживаться канонических византийских иконных изображений, положил начало эпохе Ренессанса и всей современной европейской живописи [6, с. 51, 73], вне сомнений, вызовет у подростков интерес к вопросу о роли личности в истории и культуре.  А рассказ о деятельности мецената Саввы Ивановича Мамонтова сподвигнет задуматься о том, что русское искусство могло не узнать (или далеко не в полной мере узнать) таких художников, как М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.Д. Поленов и многих других. В процессе рассказов и бесед дети и подростки с удивлением узнают, что крепкие семейные узы и дружеские связи порой определяют не только взаимоотношения между историческими личностями, например, между художниками и их покровителями, но и влияют на создание произведений искусства. Например, неизменно живой интерес зрителей и слушателей «от мала до велика» вызывает повествование, о том, что девочка, изображенная на картине В.А. Серова «Девочка с персиками», — это родная сестра прототипа Алеши Поповича из «Трех богатырей» В.М. Васнецова, тот же отрок — это Иван-царевич на полотне В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», и они же — дети С.И. Мамонтова. Для образа прекрасной царевны художник использовал созданные им портреты кузин «девочки с персиками» и так увлекся написанием захватившей его картины «Иван-царевич на Сером волке», что временно приостановил работу во Владимирском соборе в Киеве. Такие удивительные «детали» художественных произведений и удивляющие факты их создания поражают воображение, раскрывают глубинные смыслы художественных произведений, пробуждают глубокий интерес к искусству и его истории. 
Комментированные рассказы позволяют перейти от восприятия и анализа выразительной детали к краткому описанию сюжета, истории создания художественного произведения. Во время «экскурсии к одному произведению» многогранное его описание позволит слушателям не только познакомиться с художником, его палитрой, сюжетом, композицией, но и узнать культурно-исторический контекст произведения. Во время «экскурсии к нескольким произведениям» следует делать акцент только на важные факты и значимые детали, помочь выявить связь между ними, не перегружая слушателей информацией. Интересно также обратить внимание на возможность повторного создания произведения или интеграцию отдельных его элементов в новое художественное произведение, подобно преемственности художественных стилей (например, детали произведений античного искусства в произведениях эпохи Ренессанса). Такие рассказы помогают зрителям (слушателям) «камушек за камушком» строить здание собственного восприятия искусства.
Ответ на задачу 3.
Диалог (греч. Διάλογος — «разговор») интерпретируется философами, лингвистами, культурологами, искусствоведами как оптимальная форма коммуникации между двумя и более людьми с целью обмена значимой информацией. Сущность подлинного диалога заключается в совместном открытии, «сопорождении» смыслов. Основная проблема диалога (в т.ч. эстетической коммуникации) — понимание. Диалогический подход, разработанный создателями диалогической философии — «далогизма» — М.М. Бахтиным [18], М. Бубером (Martin Buber), В.С. Библером и их последователями, позволяет осмыслить коммуникацию как пространство понимания, ситуацию «рождения» общего сознания путем интеграции социокультурного опыта всех участников диалога. 
Диалогический подход позволил авторам статьи разработать модель воспитывающей культурной среды по вектору «От восприятия детали произведения искусства к осмыслению художественной концепции автора (произведения, выставки, коллекции, музея и др.)».
Деталь (фрагмент, элемент, часть) произведения визуального искусства интерпретируется как способ художественного повествования, импульс к размышлению над искусством в целом, способствующий художественно-эстетическому развитию личности. Внимание к деталям, «мелочам» окружающего мира в целом и художественного произведения в частности обогащает жизнь любого человека, способствует развитию восприятия, мышления, воображения, коммуникативных и творческих способностей. Внимательный взгляд на произведение искусства, позволяющий подметить мельчайшие детали, способствует более глубокому пониманию не только темы, сюжета, настроения, «языка», но также историко-художественных и естественно-научных аспектов создания шедевра. Такое внимание к деталям (элементам, фрагментам) художественного произведения возможно лишь в диалоге зрителя с автором — художником, скульптором, дизайнером, архитектором, народным мастером и др. 
Художественная концепция рассматривается в контексте изучаемой проблемы как целостная система рационально-логических и образно-символических средств, позволяющих смоделировать (позиционировать, описать, воплотить) творческий замысел автора и/или его произведения.  
В процессе создания и апробации авторской модели разработаны инновационные методы приобщения к искусству в условиях семейного воспитания. Так, на основе диалогического подхода разработан и научно обоснован метод «вдохновление деталью» — по аналогии с методом «убеждения красотой», предложенным Н.А. Ветлугиной [4, c. 201]. Именно «вдохновление» (от глагола «вдохновлять») как процесс, а не «вдохновение» как состояние человека, возникшее в результате вдохновления. Следует заметить, что в орфографических и толковых словарях русского языка представлены оба термина, но при этом отмечается, что вариант «вдохновление» встречается в устных и письменных текстах крайне редко.
Суть метода «вдохновление деталью» заключается в способности взрослого (родителя, педагога, экскурсовода) выявить яркую деталь художественного произведения или факт, с ним связанный, с целью моментально заинтересовать (и даже заинтриговать) зрителей, вовлечь их в «диалог» с художником, скульптором, архитектором, народным мастером в пространстве его произведения.  Благодаря этому создается нетривиальная художественная ситуация, в которой даже хорошо знакомый эстетический объект (персонаж, тема, сюжет) открывается ребенку с новой — не только удивляющей, но и вдохновляющей — стороны, и тем самым становится предметом творческого поиска или самостоятельного исследования в сфере искусства (И.А. Лыкова [13, с. 73]). Метод «вдохновление деталью» более сложен, чем методы «удивление деталью» и «удивление фактом», поскольку предполагает создание условий для «диалога» и творческой самореализации вдохновленного зрителя — воплощения полученного им впечатления в слове, рисунке, танце, театрализации. 
Среди эффективных методов, позволяющих и ребенку, и взрослому осмыслить художественную концепцию автора (произведения, вставки, коллекции, музея), следует назвать: 1) комментированный рассказ, 2) беседы о деятелях искусства и культуры, 3) рассматривание художественных альбомов, 4) посещение художественных выставок и музеев, 5) «созерцание прекрасного» и др. Два первых метода описаны в ответе на задачу 2. Приведем краткую характеристику остальных методов. 
Художественные альбомы в домашних библиотеках — своеобразный домашний музей, важный элемент художественного образования в семье. Даже пятиминутный экскурс по страницам может вызвать яркое впечатление и даже запомниться на всю жизнь. Но самое ценное то, что рассматривание художественных альбомов помогает составить целостное представление о художнике, выставке или музее. В этой связи интересен календарь «Искусство» на каждый день, издающийся в Германии. Каждый из 365 листков календаря посвящен определенному произведению искусства и его краткому описанию. Авторам представляется важным издание такого календаря на русском языке с информацией разной степени сложности так, чтобы она была интересна для широкого круга читателей всех возрастов.
Посещение художественных выставок и музеев, являясь культурной формой семейного досуга, в то же время выступает одним из самых эффективных методов приобщения к искусству и эстетического воспитания всех членов семьи, независимо от возраста и уровня художественного развития. Ярким примером является Исторический музей Москвы с его тематическими залами, знакомящими посетителя с историческими эпохами и отдельными значимыми городами Древней Руси. Сочетание исторического образования и художественно-эстетического воспитания граничит в стенах этого музея с естественно-научными знаниями (в частности, техниками изготовления) в разделах декоративно-прикладного искусства, украшений и царских либо воинских регалий, наград… Интересны также тематические лекции искусствоведов и историков в рамках лектория Исторического Музея. Летом 2021 года в Новой Третьяковской Галерее проходила широкомасштабная выставка «Александр Невский 800». Художественные полотна на исторические сюжеты, оружие, археологические артефакты позволили посетителям с разных сторон изучить историческую эпоху Александра Невского. Во многих городах Западной Европы в 2021 году прошли выставки на тему «Письменность и книгопечатание». Например, на крошечной выставке в музее города Тионвиль (Франция) были представлены по одному артефакту из различных эпох: древнеегипетские иероглифы, дощечка с клинописью, древнегреческая ваза с надписями, средневековая библия, икона с кириллицей, письменные принадлежности разных эпох от Древнего Египта и Рима до барокко и модерна. Такие выставки охватывают значимые для всего человечества темы, поэтому представляют несомненный интерес для художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания, приобщения к истории и культуре (отечественной и мировой).
Для взрослых и подростков с высоким уровнем художественно-эстетического развития рекомендуется освоение метода «созерцание прекрасного».  Созерцание прекрасного понимается авторами статьи как мотивированное направление внимания человека на эстетический объект и его гармонизированное восприятие в совокупности внешних и внутренних характеристик с целью осуществления невербального диалога, становления эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Основная особенность «созерцания прекрасного» состоит в безусловном принятии субъектом самоценности (даже равнозначности) эстетического объекта и установлении эстетической дистанции (И.А. Лыкова [12; 13]) как важнейшего условия для диалога.   
Вывод. Таким образом, диалогический подход позволяет моделировать социокультурную образовательную среду, в которой успешно достигаются цели воспитания подрастающего поколения. Разработанная авторами статьи модель социокультурной среды носит универсальный и вариативный характер, поэтому может выступать основой для воспитания детей в семье, в системе основного и дополнительного образования. Приоритетное место в данной модели отводится художественно-эстетическому воспитанию, направленному на приобщение всех участников образовательных отношений к культурному наследию на основе общечеловеческих ценностей. Для успешной реализации модели современными родителями и педагогами предложена гибкая система методов художественно-эстетического воспитания в условиях семьи и образовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА
1. Акишина, Е.М., Олесина, Е.П., Радомская О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина, Е.П. Олесина, О.И. Радомская // Педагогика искусства. — 2017. — № 4. —  С. 9-17. [Режим доступа] URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_olesina_radomskaya_9-17.pdf (дата обращения 1.10.2021).
2. Большаков, С.Н. Роль культуры и искусства (игровые практики) в формировании личности ребенка, способного противостоять современным вызовам [Электронный ресурс] / С.Н. Большаков // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». 2021. №1. С. 111-117 [Режим доступа] http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/bolshakov_111-117.pdf (дата обращения 1.10.2021)
3. Боякова, Е.В. Рекомендации к проведению педагогической диагностики эстетического развития детей [Текст] / Е.В. Боякова // Управление ДОУ. — 2018. — № 4. — С. 82–90.
4. Ветлугина, Н.А. Методы эстетического воспитания и художественного обучения [Текст] // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой— М.: Педагогика, 1980. — С. 200-208.
5. Выготский, Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Издательство АСТ, 2018. 
6. Кашекова, И.Э. Концептуальные основы модульного проектирования содержания общего художественного образования [Электронный ресурс] / И.Э. Кашекова // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». — 2019. — № 3. —  С. 26-34.  [Режим доступа] http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kashekova_26-34.pdf  (дата обращения 1.10.2021)
7. Комлева, В.В. Инновационные методы работы с детьми в поликультурном образовательном пространстве [Текст] / В.В. Комлева // Интеграция в образовании. Художественное развитие поколения информационной эпохи. Сб. научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции «Интеграция в образовании», 21-25 декабря 2015 г. / Под науч. Ред. Е.П. Олесиной, О.В. Стукаловой. — М.: ИХОиК РАО, 2016. —  С. 339-344. 
8. Копцева, Т.А. Педагогический потенциал передвижных выставок детского рисунка (Для системы общего, дошкольного и профессионального образования) [Электронный ресурс] / Т.А. Копцева // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2015. – № 2. – С. 264-284. URL: http:// http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kopceva_264-284.pdf (дата обращения 1.10.2021)
9. Красильников, И.М. Проект «Музицирование для всех» как форма социализации детей и подростков [Электронный ресурс] / И.М. Красильников // Педагогика искусства, сетевой электронный научный журнал. — 2020. — №3.  — С. 33-41. — URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/krasilnikov_33-41.pdf (дата обращения 9.04.2021)
10. Лыкова, И.А., Кожевникова, В.В., Мерзликина, И.В. Готовность педагогов к диалогу в образовательной среде: постановка проблемы [Текст] / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова, И.В. Мерзликина // Сб. научных трудов международной научно-практической конференции "Образовательное пространство в информационную эпоху" / Под ред. С.В. Ивановой. — М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2018. — С. 841-852. 
11. Лыкова, И.А., Кожевникова, В.В., Ковалев, Е.В. Потенциал арт-методик для становления образа тела как «знака» человека [Электронный ресурс] / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова, Е.В. Ковалев // Сетевой электронный научный журнала «Педагогика искусства». – 2021. – № 1. – С. 23-32. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/lykova_kozhevnikova_kovalev_23-32.pdf (дата обращения 9.03.2021) DOI: 10.34897/IAECS.2021.28.98.003
12. Лыкова, И.А. Методы художественного познания окружающего мира (универсальное в педагогике искусства) [Текст] / И.А. Лыкова. // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: материалы IV Международной научно-практической конференции 16 апреля 2021 г. / отв. ред. М.С. Дядченко [Электронный ресурс]. — Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГУЭ (РИНХ), 2021. —  С. 9-17.  
13. Лыкова И.А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», от концепции к практике. Монография. [Текст] / И.А. Лыкова. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. 
14. Педагогическая поддержка социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства. Коллективная монография (ФГБНУ «ИХОиК РАО», Москва) [Текст] / Научный редактор М.С. Бережная, ред.-составитель Е.В. Михайлина; общая редакция М.С. Савиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. 
15. Печко, Л.П. Стили искусства: эстетические контексты: монография. [Текст] / Л.П. Печко. — Елец: Елецкий гос. университет им. И.А. Бунина, 2010. 
16. Филиппова, Е.В., Торшилова, Е.М. Экспериментальная методика эстетического развития детей 6-11 лет [Электронный ресурс] / Е.В. Филиппова, Е.М. Торшилова // Педагогика искусства: электронный научный журнал. — 2017. — №1. — С. 86–91. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/filippova_torshilova_86-91.pdf
17. Фомина, Н.Н. Эстетические предпочтения современных подростков [Текст] / Н.Н. Фомина // Юсовские чтения. Социокультурный портрет современного ребенка: российский и зарубежный опыт. Сборник научных статей по материалам XX Международной научно-практической конференции к 85-летию Б.П. Юсова (31.10-01.11.2019 г.) / Научный редактор Е.П. Олесина, ред.-сост. О.И. Радомская / под общей ред. Л.Г. Савенковой. — М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. — С.18-28.  
18. Фрёбелевские чтения. Воспитывающая культурная среда: от детского сада Фридриха Фрёбеля к модели современной образовательной организации. Сборник научных статей по материалам I Международной научно-практиче-ской конференции «Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от тео-рии к практике» (21 апреля 2021 г.) [Текст] / Сост. И.А. Лыкова, О.И. Радомская, В.В. Кожевникова; науч. ред. И.А. Лыкова; под общ. ред. В.В. Кожевниковой. — М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. 
19. Художественное образование в поликультурном пространстве. Монография [Текст] / Е.М. Акишина и др.; науч. ред.-сост. Л.Г. Савенкова; под общ. ред. Е.В.   Бояковой. — М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. 
20. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. «Сад детства». Новый взгляд на дошкольное образование. — М.: Сфера, 2014.  
21. Юсовские чтения. Социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве. Сборник научных статей по материалам XXI Международной научно-практической конференции «Социализация обучающихся в интегрированном фестивально-конкурсном пространстве. Юсовские чтения» (19 ноября 2020 г.) [Текст] / Науч. ред. Е.П. Олесина; ред.- сост. О.И. Радомская; под общ. ред. Л.Г. Савенковой. — М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. 
22. Bakhtin, M.M. The dialogic imagination: Four essays. (Ed., M. Holquist; Trans, C. Emerson & M. Holquist). — Austin, TX: University of Texas Press, 1981.