МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДИЗАЙНЕРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Андреева Ольга Пименовна (1), Михайлова Эвелина Валериановна (2)

(1) доцент кафедры архитектуры и дизайна среды, кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»

(2) доцент кафедры архитектуры и дизайна среды, кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова»

 

Аннотация: 
Одним из необходимых условий создания единой образовательной системы «школа-колледж-вуз» является использование интеграции образовательных программ на каждой ступени образования. Авторы рассматривают междисциплинарную преемственность как необходимый инструмент формирования профессиональной компетентности в системе непрерывного образования. Такой подход как процесс комплексного развития, воспитания и обучения обеспечивает взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь всех этапов и звеньев учебно-воспитательного процесса и учебных дисциплин, изучаемых студентами- дизайнерами, и позволяют выстраивать траекторию формирования профессиональной компетентности через всю систему непрерывного образования.

Высокие темпы развития рынка труда, активизация стратегии модернизации образования Правительством РФ, вхождение в единое образовательное пространство ЕС стимулируют интеграционные процессы  в образовательных системах, направленных на эффективное формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Условием эффективного процесса формирования профессиональной компетентности обучающихся является организация единой образовательной среды, основанной на непрерывности образования. Главными характеристиками такой среды являются преемственность содержания образования, согласованность применяемых на разных ступенях профессионально-педагогического образования технологий обучения и воспитания, интеграция учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской, учебно-профессиональной видов деятельности, необходимых для качественной подготовки будущего специалиста. Организационная основа процесса формирования профессиональной компетентности будущего специалиста представляет собой  целенаправленное продвижение по ступеням общего и профессионального образования в условиях ее преемственности [4].

Так, принимая дизайнерское образование за основу, на базе которой интегрируются знания гуманитарных и естественных наук, можно говорить о междисциплинарном подходе [5], объединяющем взаимосвязанные процессы и явления, и преемственном подходе, ориентированном на создание  единой организации различных этапов или форм обучения в рамках целостной системы образования [4].

Преемственность в непрерывном образовательном процессе рассматривается как ключевой инструмент, обеспечивающий последовательность восхождения обучающегося по основным уровням профессионального образования, таким образом выстраивая свою образовательную траекторию. Существует несколько моделей многоуровневого образования, мы остановимся на трехступенчатой системе «школа – колледж – вуз».

Целостность в формировании профессиональной компетентности определяется преемственностью в разных плоскостных измерениях. Содержание горизонтальной преемственности включает формирование целостного знания, основанном на последовательном изучении материала, использовании инновационных технологий образования и требований к результатам в соответствии с изучаемым содержанием. Вертикальная преемственность определяется как взаимосвязь и взаимодействие между целевыми, содержательными и процессуальными компонентами различных уровней образования. В содержание вертикальной преемственности входит подготовка к профессиональной деятельности, последовательность в изучении дисциплин, форм, методов и средств профессионального образования; разработка оценочных требований к выпускнику разработку квалификационных требований к результатам образования в соответствии со ступенью и уровнем образования. Внешняя преемственность проявляется в виде многообразных связей между средними и высшими учебными заведениями заключается в согласовании образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ (Н.М. Розина, А.П. Сманцер, Л.Г. Семушина и др.) [6].

Междисциплинарная преемственность рассматривается как форма организации процесса получения знаний, основанного на определенных связях между дисциплинами (отраслями знаний), методами и технологиями, и этапами обучения, которые обеспечивают решение комплексных научно-технических проблем. Для междисциплинарной преемственности характерно свойство интегративности дисциплин, основанное на переносе методов исследований из одной дисциплины в другую, из одного уровня обучения на другой [2].

При разработке интегративных образовательных программ на основе междисциплинарных связей должны учитываться требования к уровню подготовки выпускников на каждом этапе системы. В условиях прогресса инновационных технологий происходит постоянное обновление структуры рынка занятости, которая непосредственно отражается на обновлении требований, предъявляемых к квалификации специалистов. Соответственно, возникает необходимость постоянного обновления содержания профессиональной подготовки в системе профессионального образования [3, 41]. При этом за основу построения интеграционных программ берутся государственные образовательные стандарты всех уровней образования.

Интеграция образовательных программ в системе непрерывного дизайнерского образования включает подготовку дизайнеров на базе основной и средней школы в условиях преемственности программ начального и профильного образования; подготовку дизайнеров на базе средней школы предпрофильных художественных (ХКО) классов с получением квалификации «художник»; выявление и восполнение пробелов по специальным дисциплинам в дизайн-образовании с ориентацией на показатели профессиональной компетентности дизайнера [1].

Разработка интегрированных образовательных программ основывалась на междисциплинарной преемственности. При этом учитывались целевые установки формирования компетенций по программам общепрофессиональных и специальных дисциплин. Междисциплинарная преемственность в нашем исследовании рассматривается как модульная система, для которой характерны логичность, последовательность, усложнение, гибкость, вариативность. Каждый модуль – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных дисциплин, нацеленных на решение конкретной задачи в системе общего или  профессионального образования. При этом все уровни подготовки в условиях преемственности образования соотнесены с содержанием, методами, формами и программами обучения по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» с учетом уровней образования по «вертикали» и «горизонтали» (см. рис. 1).

Координация уровня подготовки происходит в форме аттестации художественно-творческих (проектных) работ по проектным  дисциплинам. Содержание модулей соответствует определенному уровню профессионального образования и предусматривает реализацию образовательных программ, обеспечивающих формирование траектории профессиональной компетентности будущего специалиста [4].

Осуществление междисциплинарной взаимосвязи в непрерывном образовательном процессе обучения рассматривается как установление необходимых связей между изучаемыми дисциплинами на содержательном и методологическом уровнях, обеспечивающее высокую результативность образовательного процесса. Выявление, коррекция и установление межпредметных связей между модулями направлено на  повышение мотивационной готовности к дальнейшему развитию и образованию, получение обучающимися целостной картины будущей профессиональной деятельности, формирование  компетенций, необходимых  в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева О.П. Теоретический анализ проблемы профессиональной подготовки будущих дизайнеров в вузе // Педагогика профессионализма: интегративно-аксиологический подход / Научн. ред. О.В. Кириллова. – Чебоксары: изд-во ЧГУ,2012. – 192 с.

Боруха С.Ю. Технология междисциплинарной опережающей подготовки профессиональных кадров в условиях интеграции образования, науки и производства / С.Ю. Боруха, Л.В. Верзунова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 267.

Кошкина Н.Б. Многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда: дис. … канд. пед. наук / Н. Б. Кошкина. – Кемерово, 2007. – 248 с.

Михайлова Э.В. Формирование профессиональной компетентности в условиях непрерывного дизайнерского образования в системе «школа-колледж-вуз»: дис. ... канд. пед. наук / Э.В. Михайлова. – Ульяновск, 2013. – 301 с.

 Никитин В.М. Целостность педагогического процесса / В. М. Никитин. – 2-е изд., доп. – М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. – 108 с.

Харьковский Н.П. Преемственность подготовки специалистов-дизайнеров в контексте непрерывного образования: дис. ... канд. пед. наук / Н. П. Харьковский. – Елец, 2005. – 197 с.