М.К. ТЕНИШЕВА – ПЕДАГОГ, МЕЦЕНАТ, ПИСАТЕЛЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И ФЕНОМЕН В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ M.K. Tenisheva – teacher, philanthropist, writer: historical portrait and phenomenon of Russian cultur

Хриптулова Татьяна Николаевна Tatiana Khiptulova
доктор филологических наук, доцент кафедры филологических основ издательского дела и литературного творчества Тверского государственного университета Doctor of Philology, Associate Professor of the Department of Philological Foundations of Publishing and Literary Creativity Tver State University e-mail: khriptulovatat@rambler.ru
Аннотация: 
Аннотация. Народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно прочно лежит на фундаменте, на котором основана вся национальная культура. Это самостоятельный, исторически обусловленный тип культуры, который имеет свои формы, свои механизмы. Выражением традиций русской культуры XIX – начала XX века явилась деятельность М. К. Тенишевой, жизнь которой – это стремление к сохранению и развитию народной художественной культуры, что явилось важным средством формирования культурной среды, с которой неразрывно связан человек на протяжении всей своей жизни. Abstract. Folk art is part of the multifaceted spiritual life of the people, it firmly lies in the foundation on which the entire national culture is based. This is an independent, historically determined type of culture, which has its own forms, its own mechanisms. The expression of the traditions of the Russian culture of the XIX–XX century was the activity of M. K. Tenisheva, whose life is a desire to preserve and develop folk art culture, which was an important means of forming a cultural environment with which a person is inextricably linked throughout his life
М.К. Тенишева (1858–1928), организатор Талашкинского художественного центра, сыграла большую роль в русском искусстве конца XIX – начала ХХ вв. К началу 1890-х гг. не существовало научной методики собирания памятников народного искусства, не считая лишь нескольких работ, косвенно связанных с этой темой. Первым наставником М.К. Тенишевой был археолог и историк В.И. Сизов, работавший с археологическими раскопками на Смоленщине. Материалы этих раскопок и положили начало талашкинской коллекции предметов русского стиля. В Талашкино была разработана обширная программа сохранения и изучения народного искусства. Не только собрать уникальные памятники народного искусства, сохранить их, но и изучить, опубликовать – такую цель поставила перед собой М.К. Тенишева. За повседневным ремеслом смоленских крестьян было угадано непреходящее художественное творчество народа. Тенишева осознала, что народное искусство может стать школой для современного прикладного искусства. Все в Талашкине было подчинено одной цели – сберечь русскую красоту, продлить ей жизнь. Со временем коллекция княгини потребовала постоянного хранителя и собирателя. Им становится член-корреспондент Московского археологического общества, сотрудник Академии художеств И. Ф. Барщевский. Интерес Тенишевой к отечественной старине не был случайным. Русская художественная культура второй половины XIX в. стремилась к осознанию своих национальных истоков. Характерные черты этого процесса отразились на общей картине культуры и искусства. В этом русле возник и Талашкинский музей. Это же повлияло на отбор экспонатов и на его структуру в целом. Если в аналогичном центре Абрамцево была попытка разбудить народное искусство, то Талашкино более стремилось его утвердить. Отсюда русская старина в Талашкинском музее представлена в совершенно ином свете. К ней обратились не только как к исчезающему материалу, который предстоит спасти для истории. Впервые встал вопрос о ценности народного искусства для национальной культуры вообще, о путях и методах его изучения, о соединении историко-культурных и художественных сторон народного искусства. В конце XIX века Талашкино стало художественным центром России. Директор Московского археологического института А.И. Успенский отметил, что в основу музея была положена строго научная система. И что это драгоценное национальное хранилище предметов почти исключительно родной старины и памятников народного искусства [2; 3]. С 1900 г. в Талашкино начинают работать художественные мастерские: столярная, резная, керамическая, вышивальная. Очень скоро талашкинские начинания были замечены как в России, так и за границей. Изделиям стали подражать, обсуждать правильность избранного пути. Дело в том, что в Талашкино существовали два направления. Первое выявляло отношение к народным мастерам. Им давали заказы на то, что они умели делать. Второе направление – творчество профессиональных художников, которые работали не столько на основе народного искусства, а в большей степени от мотивов и образцов древнерусского декоративного искусства и памятников археологии. Тесный контакт с местными кустарями осуществлялся в нескольких направлениях. Для более быстрой работы мастерских у кустарей закупались готовые изделия: балалайки, дуги, сани, холсты и т.п. По эскизам художников в мастерских изделия украшались резьбой, росписью, вышивкой. Была и такая область талашкинских начинаний, где кустарю доверяли полностью работу над изделием. Это характерно для вышивальной мастерской. Возрождая старину, Тенишева полагалась на природный талант народных мастеров, их чутье, владение техникой. Следует отметить еще одно начинание М. К. Тенишевой, которое сыграло огромную роль в процессе сохранения промыслов и ремесел. В конце 1896 г. Тенишева на свои средства открывает в Смоленске рисовальную школу. «Цель школы, – писала Мария Клавдиевна, – была привлечь побольше мастеровых и дать им знания рисования, которое в их работе очень ценно. В Смоленске, например, процветает гончарное производство, и мастер, подучившись рисовать, мог бы с большим вкусом разрисовать свои горшки и тем поднять как само производство, так и стоимость своих изделий. Точно также и столяры, резчики и т.д.». [6, С.116]. Усилия М. К. Тенишевой положили начало организации деятельности еще нескольких социокультурных учреждений, направленной на сохранение и передачу последующим поколениям традиций народного художественного и декоративно-прикладного искусства мастеров Смоленского края. В 1888 г. был создан Смоленский государственный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, который на протяжении долгого времени являлся одним из ведущих музеев России. Особенно богаты его коллекции декоративно-прикладного и народного искусства. У истоков деятельности музея стояла не только М. К. Тенишева, но и такие известные деятели отечественной культуры, как И. Ф. Барщевский, А. В. Прахов, В. И. Сизов, А. В. Луначарский и др. Как справедливо отметил О. Э. Эрдман, «... из опыта организации художественных мастерских следует, что начинать постижение народного искусства нужно с этнографии, с самих предметов старины и, вдохновившись этими материалами, красотой созданных произведений, поняв и прочувствовав душевные устремления народа, искать возможности в своем творчестве выразить мифопоэтическое сознание, заложенное в народном искусстве» [7]. До сих пор сотрудники музея основную цель своей деятельности видят в пополнении фонда, сохранении традиций Смоленщины, передачи их последующим поколениям в рамках возрождения национальной культуры и национального самосознания. Таким образом, вклад М. К. Тенишевой в сохранение и развитие народной художественной культуры огромен, разносторонен и уникален. Не менее важен ее вклад и в русскую литературу. В 1991 году вышла книга М. К. Тенишевой «Впечатления моей жизни». Это дневники и воспоминания одновременно. Дневниковые записи дополняются воспоминаниями, которые корректировали дневник. Им свойственна мощная энергетическая насыщенность, потому что книга была написана под сильными впечатлениями прожитых событий. Часть книги написана в виде воспоминаний, хотя многих событий своей жизни она не касается. Главная тема дневников-воспоминаний – преодоление: самой себя, собственной семьи, окружения, стереотипа светской жизни. Во «Впечатлениях» М.К. Тенишевой есть образы, которые проходят через всю ее книгу. Это образ России, творчества, времени. Образ времени в книге – образ жизненного потока. Время для Тенишевой – не отвлеченнофилософская категория, в жизненном контексте оно приобретает социальнопсихологическую характеристику. Неслучайно одну из глав Тенишева называет «смутное время»: 1) «Время тянулось для меня так медленно, так неинтересно, что со скуки я занялась культурой шампиньонов, чтобы хоть куда-нибудь употребить избыток сил». 2) «В скором времени этот план стал приводиться в исполнении. Рабочим, каждому семейству, отрезалось по четверти десятины на двенадцать лет, по пяти рублей в год в арендное пользование». 3) «Четыре года кипучей деятельности, полные осмысленного труда на заводе, пролетели, как сон. Мне даже всегда было очень жаль уезжать на зиму в Петербург, отрываясь от дела». 4) «Но время шло, и ни единого звука не пришло нам в утешение» [6]. Оценка своего времени – одно из самых больших достоинств этой книги. Время идет, княгиня живет, не изменяя своим принципам, уверенно идет своей дорогой, той дорогой жизни, которую она выбрала сама: И в мастерской к печи горячей Сама вставала сотни раз... О ней заговорят газеты, И мир узнает про эмаль За дельные эксперименты [4, с. 161]. Эти строки о М.К. Тенишевой написал А.В. Мишин, который в 1996 году написал книгу «Портреты женщины любимой». Одно из центральных мест в этой книге занимает поэма «Тенишева». В произведении представлен период жизни княгини с момента покупки Фленова (1894 г.) по 1917 год. Эпиграфом к своей поэме Алексей Мишин не случайно взял слова самой Тенишевой: «О Русь, дорогая... Как я люблю тебя в этой торжественной и святой простоте» [4, с. 132]. В течение всей своей жизни княгиня стремилась быть полезной своей Родине и своему народу. Поэт с удивительной теплотой рассказывает о своей героине, о ее богатом внутреннем мире. Ему удается показать сложные душевные переживания княгини. В своем произведении А.В. Мишин пишет и о том, что больше всего волновало княгиню – Россия, ее будущее. Так, в беседе А. Серовым, своим другом и единомышленником, она произносит: Пора искать Не кровной мести, Нужны духовные пути [4, с. 141]. Княгиня размышляет над тем, как можно помочь не только крестьянам близ лежащих деревень, но и крестьянским детям: Построить школу бы у нас, Вот здесь, Во Фленове, на взгорке, Пускай приходят В светлый класс Полины, Павлики, Егорки, А там и музыке учить, И рисовать Села картины [1, с. 134]. И всю свою энергию княгиня направляет на строительство школы в Талашкино: По травам фленовского дола Светло шагалось детворе. Сельскохозяйственная школа Была открыта в сентябре. Потом еще Не без стараний Крестьян Талашкина-села Открыты классы рисований И прикладного ремесла... [4, с. 144]. «Она всей своей общественной деятельностью пыталась улучшить жизнь простого человека и рабочих в Бежице и крестьян в Талашкино. Везде она начинала с образования молодых людей. За образованными людьми она видела великое будущее России, которую беззаветно любила» [1, с. 69]. Поэма заканчивается оптимистически, и не без основания. Прошли десятилетия. Выросло новое поколение русских умельцев, которые продолжают традиции, заложенные М.К. Тенишевой. В 1980 г., на базе Государственного исторического и архитектурно-художественного музея был открыт отдел «Смоленский лен», где богато и ярко представлена история развития льноводства на Смоленской земле. Значительное место в музее уделяется проведению мероприятий: встречи с работниками народного хозяйства, выставки-экспозиции, праздники. Осматривая музей, посетители узнают много нового о развитии одной из важнейших отраслей сельскохозяйственной отрасли Смоленщины – льноводства. Десятки тысяч людей посмотрели фондовые выставки «Изделия изо льна в собрании музеязаповедника», «Искусство набойки XVIII–XIX вв.», «Традиции вышивки местного края», «Современность в изделиях Смоленской фабрики художественных промыслов». От имени этого нового поколения автор поэмы произносит: Памятью предков я ныне горжусь. Вечною Памятью славилась Русь. Разве забыть я когда-то посмею, Кто сотворил терема и музеи?.. Память о предках – эмаль и гравюра, Четкие грани резного бордюра... Славят народы картины и фрески, Гордых славянок златые подвески, И благодарны вовеки и ныне Русским умельцам и мудрой княгине [4, с. 168]. Мысли, высказанные А. Мишиным, в своем произведении продолжил Д. Филимонихин в своей поэме «Тенишева». Произведение было написано в период с ноября 2015 года по январь 2016 года. Поэма состоит из двенадцати глав и эпилога. Каждая глава – это описание какого-то определенного периода в жизни княгини. Так, княгиня мечтала, что в Талашкино снова закипит жизнь, а в открытой ею школе для крестьянских детей одаренные дети найдут свое призвание: Возродятся Театра подмостки, Лицедейские образы их, Будут снова здесь Пушкин с Островским, Чехов, Гоголь в героях своих. Распахнется крестьянская школа Для грядущих хозяев земли, Балалаечно-струнные волны Заиграют вновь в душах людских [9]. 26 октября 2008 г. смоленская поэтесса Н. Лавренова написала стихотворение, посвященное М.К. Тенишевой: «Княгиня вернулась...» – шептала листва, И старые липы вздыхали: По склону холма приближалась к ним та, Что стольких творцов вдохновляла. Но в бронзовом платье вернулась душа, Где долго ее ожидали... Прости нас, княгиня. Пришли времена – Грехи мы замаливать стали. Прости нас, княгиня. Тихи небеса. Дух Божий витает над нами. И в вечность уходит тропинкой-стезя, Где ты чуть споткнулась о камень.. [8]. Стихотворение, написанное в форме первого лица множественного лица, проникнуто философскими размышлениями о судьбе княгини в современной действительности. Судьба щедро одарила Тенишеву, выдающуюся просветительницу и меценатку, общением, дружбой со светлейшими умами эпохи. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто. Именно поэтому так искренне и эмоционально звучат строки покаяния за несправедливо забытые дела княгини. «У доброй вести долгий путь, у худой – скорый. Уже на второй день в далекие Гималаи французские газеты принесли скорбную весть: 14 апреля 1928 года на шестьдесят первом году жизни скончалась Мария Клавдиевна Тенишева. Николай Константинович Рерих понимал, как это горько – умереть на чужбине» – так начинается очерк смоленской писательницы Нины Семеновой «Мария Тенишева» (в 1980 году вышел сборник «Смоляне», в который был включен этот литературный очерк) [5]. А Н.К. Рерих был одним из верных друзей княгини, через всю свою жизнь пронес благоговейное чувство восхищения и почитания к этой удивительной женщине. Он был единственным русским человеком, который одобрительно отозвался о выставке Тенишевой в Париже в 1907 году. С 1911 он занимался росписью церкви в Талашкино. Только война 1914 года помешала закончить эту работу. В дни, когда ее предавали и покидали другие, в самые трудные моменты жизни княгини Тенишевой он оказывался рядом, поддерживал словом и делом. Н.К. Рерих откликнулся на смерть М.К. Тенишевой статьей, полной восхищения перед удивительной женщиной – «настоящей Марфойпосадницей», как он ее называл: «Оглядываюсь с чувством радости на деятельность Марии Клавдиевны. Как мы должны ценить тех людей, которые могут вызвать в нас именно это чувство радости. Пусть и за нею самою, в те области, где находится она теперь, идет это чувство радости сознания, что она стремилась к будущему и была в числе тех, которые слагали ступени грядущей культуры» [5, с. 377]. Итак, вся деятельность княгини М.К. Тенишевой была направлена на процветание России. Ее лучшие традиции представляют большую ценность не только для современной России, но и для всего мира. Важно понять, что это не дело прошлого, а путь постижения настоящего. М.К. Тенишева писала, что храмы, музеи, памятники строятся для будущих поколений, для их развития и пользы. Она надеялась, что потомки продолжат ее начинания. ЛИТЕРАТУРА 1. Баржеева Т. В. Меценатство княгини М. К. Тенишевой как выражение идеи российской гражданственности // Вестник МГУКИ. 2010. Ноябрь-декабрь 6 (38). С. 67– 70. 2. Вагнер Г. К. О природе народного искусства // Сборник материалов Всесоюзной научно-творческой конференции. Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. М., 1991. С. 32–53. 3. Гнездово: История и современность // Материалы Межвузовской научнопрактической конференции / Под ред. проф. А. А. Кондрашенкова. Смоленск, 1998. 123 с. 4. Мишин А. В. Портреты женщины любимой: Стихи и поэмы. Смоленск: Смядынь, 1996. 189 с. С. 132–168. 5. Семенова Н. А. Мария Тенишева // Н. А. Семенова. Смоляне. М: Современник, 1980. 607 с. С. 377–381. 6. Тенишева М. К. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство. 1991. 287 с. 7. Эрдман О.Э. Наследие М.К. Тенишевой и современные условия изучения русского народного искусства в школе // Культура и образование. Проблемы и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 16–17 декабря 1997 г. Смоленск, 1997. С. 98–104. 8. Лавренова Н. Княгине Тенишевой [Электронный ресурс] // Стихи.ru. URL: http://www. stihi.ru› 2011/08/04/3656 (дата обращения: 27.06.2022). 9. Филимонихин Д. Тенишева. Поэма. [Электронный ресурс] // Стихи.ru. URL: http://www. stihi.ru›2016/02/25/11516 (дата обращения: 27.06.2022)