Социокультурное развитие российского общества, претерпевающего коренные изменения во всех сферах жизни на протяжении последних двух десятилетий, объективно обусловливает потребность в обращении к этнокультурным корням и их востребованность в воспитании подрастающего поколения. Одним из самых многонациональных по своему составу регионов России является Поволжский регион.
Необходимость ориентации образования на этнокультурные потребности различных национальностей привела к тому, что содержание образования стало структурироваться в соответствии с Федеральным и Национально-региональным компонентами государственного образовательного стандарта. Генеральные линии разработки ГОСТ предполагают наличие регионального компонента, тем самым создавая правовую возможность для создания и реализации региональной программы поликультурного образования в Поволжье.
В ходе исследования авторами была предпринята попытка разработать модель формирования полиэтнической культуры школьников, которая в систематизированном виде отражала бы данный процесс.
Культурное развитие государства неразрывно связано с образовательной политикой. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения основаны на принципах поликультурности, которые предполагают, что содержание образования должно отражать определѐнные элементы разных этнических культур, составляющих общенациональную российскую культуру. Одним из направлений обеспечения образования является «…сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [7].
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.
Актуальность исследования процесса поликультурного образования обуславливается противоречием между существующей в образовательной политике идеей формирования полиэтнической культуры как неотъемлемой части поликультурного образования и недостаточной разработанностью методики его реализации в теории и практике педагогической науки, с учѐтом регионального компонента.
Наше исследование посвящено вопросам полиэтнической культуры. Близкими к этому понятию являются: «поликультурное образование», «поликультурное воспитание», «поликультурная образовательная среда», «этнопедагогика», которые в своей совокупности отражают специфику полиэтнической культуры.
Рассмотрим более подробно понятие «поликультурное образование». Единого подхода к определению данного понятия не существует, разные авторы рассматривают его с различных точек зрения, и поэтому определяют как идею, концепцию, процесс или продукт образования. В связи с введением стандартов второго поколения, где поликультурное образование рассматривается как ядро воспитательного потенциала системы образования, можно предложить следующее определение: «…поликультурное образование, отвечающее современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, – это образовательная система, которая в рамках единого федерального государственного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации» [5].
Мы также опираемся на термин «полиэтническая образовательная среда», используемый Л. Н. Бережновой, Т. В. Поштарѐвой, в силу того что данный термин включает и «...более тонкие конструкты образовательной среды, не только культурные, но и более глубокие – этнические (народные) особенности».
Основными характеристиками полиэтнической образовательной среды, по мнению исследователей Л. Н. Бережновой, Н. М. Борытко, Г. Н. Волкова, являются ориентация на гуманистические ценности в развитии индивидуальности каждого обучающегося; защита прав личности на образование; обеспечение свободы выбора образовательного пути для всех обучающихся; формирование у обучающегося готовности к сохранению и воспроизводству культуры; раскрытие творческого потенциала субъектов образовательного процесса [6, с. 174-175].
Под полиэтнической культурой мы понимаем приобщение школьников к системе высших ценностных ориентаций, понимание основ культур своего и других народов, умение жить в полиэтнической среде.
Поликультурное образование является такой моделью образования, которая ориентируется на сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, при сохранении национальных, региональных особенностей и иных культурных различий.
Анализ научных исследований, опытно-экспериментальная работа позволили нам выявить совокупность необходимых условий для поликультурного образования учащихся. Эти условия получили отражение в модели поликультурного образования учащихся (рис. 1).
Полиэтническая культура Подходы
Технологии
Цель и задачи Принципы
Диагностика Содержание
Космологического
устройства мира
Воспитания
Традиционного
почитания
родителей
Гуманитарного
мышления
Педоцентризма
Культурологический
Деятельностного
подхода
Создания
педагогической
среды
Диалоговый Аккультурационный
Социально-
психологический
Природа
История и
культура
Язык
Методы
Формы
Средства
Анкетирование
Тестирование
Детские рисунки
Детские эссе,
сочинения
Формирование индивида, готового к
активной созидательной деятельности в
современной поликультурной среде
Социально-культурная
идентификация
Социально-культурная
идентификация
Формирование
представлений о культурно-
национальном многоообразии
мира
Формирование
представлений о культурно-
национальном многоообразии
мира
Воспитание терпимости
и уважения прав
каждого народа
Воспитание терпимости
и уважения прав
каждого народа
Формирование способностей к
описанию поликультурной среды
Формирование способностей к
описанию поликультурной среды
Формирование способности к
описанию себя как
представителя этноса
Формирование способности к
описанию себя как
представителя этноса
Региональности
Шкалирование
Этнокультурные
представления и
понятия
Система
ценностных
ориентаций и
отношений
Готовность
к сохранению
культуры своего и
других народов
Умение жить в
полиэтнической
среде
Идеи
Доброжелательного
отношения к ребенку
«Самостроительства»
личности ребенка
К1
К2
К3
К8
К7
К6
К5
К4
Взаимодополняемости
Взаимодействия
Сравнительного
обобщения
Рисунок 1
Мы считаем, что цель поликультурного образования заключается в формировании
индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной
поликультурной среде.
Для решения поставленной цели необходимо выполнение ряда задач:
- формирование представлений о культурно-национальном многообразии мира;
- воспитание терпимости и уважения прав каждого народа;
- формирование способностей к описанию поликультурной среды;
- формирование способности к описанию себя как представителя этноса;
- социально-культурная идентификация.
По мнению Т.В. Поштарѐвой, выделяется одна из специфических особенностей
полиэтнической образовательной среды – отражение в учебном материале
гуманистических идей. Мы выделяем следующие:
1. Идея космологического устройства мира («миропорядка», «мироустройства»), где
прослеживается тесная взаимосвязь человека с живой и неживой природой, воспитание
ребенка посредством приобщения к природе, к традициям почитания окружающего мира,
родной природы.
2. Идея воспитания «совершенного человека», т. е. человека, гармонично разносторонне
развитого, – цель педагогики любого народа.
3. Идея воспитания у ребенка «оптимистического мироощущения» как способа мировидения, восприятия жизни. Это выражается в традициях организации радостной перспективы воспитания и жизни в целом.
4. Идея традиционно доброжелательного, активизирующего отношения к ребѐнку как к объекту и субъекту совместной жизни выражается в применении народных педагогических средств и методов.
5. Идея ценности человека как такового и его жизни отражает стремление любого народа воспитать у ребенка необходимое чувство надѐжности жизни.
6. Идея «самостроительства» личности ребенка, реализующаяся в повседневной жизни через усвоение им «этического кодекса» народа.
7. Идея традиционного почитания родителей, близких, родословной, предков, родного дома – отражает специфику народной культуры, еѐ ценностных установок.
На основе анализа Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации, а также теоретических положений, изложенных в работах Е. С. Бабуновой и Л. М. Захаровой [2, с. 42], нами предлагаются следующие принципы формирования полиэтнической культуры: Принцип гуманитарного мышления, согласно которому стержнем программы является человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром. Принцип педоцентризма, в соответствии с которым определены знания, наиболее актуальные для данного возраста. Культурологический принцип, согласно которому отработаны знания и средства их преподнесения, обеспечивающие приобщение детей не только к общей культуре, но и к национальной. Принцип деятельностного подхода к формированию интереса у младших школьников к традиционной народной культуре. Принцип создания педагогической среды, обеспечивающей как предметно-средовое, опосредованное формирование интереса к народной традиционной культуре, так и создание личностно-ориентированного стиля общения с детьми путѐм организации общения детей, родителей и педагогов. Принцип региональности, обуславливающий внесение в образовательный процесс региональных социокультурных традиций и ценностей. Принцип взаимодополняемости народных и традиционных методов воспитания, обеспечивающих единство познавательного, эмоционального и деятельностного компонентов.
Принцип взаимодействия педагогического коллектива с семьей, общественными организациями (национальные автономии), культурно-образовательными учреждениями: музеями, библиотеками, школой. Принцип сравнительного обобщения, согласно которому, отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы. Придерживаясь мнения И .В. Алексашенковой [1], выделяем наиболее распро-странѐнные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования:
1. аккультурационный – в рамках данного подхода большая часть зарубежных исследователей придерживается мнения о том, что поликультурное образование должно ориентироваться на культуру переселенцев, включая в себя изучение традиций родной культуры. В отечественных исследованиях данный подход не получил распространения, ибо для России более актуальным является сохранение и обогащение как русской культуры, так и национально-культурного своеобразия других народов;
2. диалоговый – суть этого подхода заключается в рассмотрении поликультурного образования как способа приобщения обучающихся к различным культурам;
3. социально-психологический – рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования определѐнных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих учащемуся осуществлять межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.
Элементами содержания поликультурного образования, его составными частями являются природа, история, культура, язык.
История понимается в широком плане как история цивилизации, история своего этноса и как история взаимоотношений между народами;
Культура также понимается в широком плане: изучается мировая культура и место в ней культуры своего этноса (своего региона, населѐнного пункта, семьи) и различных сторон взаимодействия с другими культурами, их взаимообогащения при сохранении лучших черт самобытности.
Изучение языков предполагает освоение одновременно нескольких языков, позволяющих осуществить коммуникации в глобальном, государственном, региональном масштабах.
Следующим элементом содержания поликультурного образования является природа. Изучение климата и ландшафта, флоры и фауны, экологических проблем помогает понять особенности истории и культуры, взаимосвязь и целостность современного мира [3].
В поликультурной образовательной деятельности предпочтение отдаѐтся формам, обеспечивающим не только проявление или актуализацию личностных смыслов, но и возможность организации работы с ними. Учитель должен опираться на обратную связь в работе с учащимися, которая может быть организована через диалоговые формы работы – конференции, фестивали, воспитывающие ситуации и т.д. и практические – ролевые игры, уроки-экскурсии, уроки-концерты, познавательные занятия, занятия по экологии, конкурсы и т.д.
По мнению Ершова В. А. [4], согласно целям и задачам поликультурной образовательной деятельности, всѐ многообразие методов можно свести к четырѐм группам:
методы актуализации социокультурной идентификации и целеполагания – достигаются методами исторических рассказов, бесед, дискуссий, драматизации, изучения местных обычаев, этикета, рассказов о предках. С их помощью повышается уровень национально-культурной идентификации учащихся;
методы получения новых знаний и практических умений и навыков – решаются за счѐт использования словесных методов (объяснения, беседы, дискуссии, лекции); методов работы с текстом (интерпретации, рецензирования, тезирования); практических методов (моделирования, проектирования, упражнения, тренинга);
методы моделирования, проектирования и перепроектирования деятельности – практические методы;
рефлексивные методы – анализ, проблематизация, депроблематизация.
Средствами поликультурного образования являются устное народное творчество (народные сказки, малые жанры фольклора); музыкальное творчество (песни, частушки, колыбельные); дидактические и народные игры (хороводные, подвижные и пр.), игры-драматизации; национальные костюмы; декоративно-прикладное творчество (вышивка, ткачество, плетение, резьба и др.).
В процессе поликультурного образования значительную роль играют методы диагностики и контроля готовности учащихся к активной и адекватной деятельности в поликультурной среде. Отслеживание изменений, происходящих с учащимися, проводится по трѐм основным направлениям:
усвоение знаний о поликультурной реальности;
развитие практических навыков и умений деятельности личности в процессе диалога культур;
формирование эмоциональной и рефлексивной культуры.
За основные показатели поликультурного образования были приняты:
- знания о поликультурном обществе: элементарных основ культуры своего народа, культуры народов, проживающих рядом – когнитивный компонент;
- эмоциональное отношение к разнообразным культурам и их конкретным представителям – эмоционально-ценностный компонент;
- поведение, отражающее уважение к инокультурам и их носителям: соблюдение социальных норм и правил поликультурного общества – практически-деятельностный компонент.
Таким образом, создание и использование модели формирования полиэтнической культуры школьников позволяет обеспечить уровень планируемого результата, который соответствует современным требованиям этнопедагогического образования.
Литература
1. Алексашенкова И. В. Поликультурное образование в контексте мирового опыта / И. В. Алексашенкова // Вестник Новгородского государственного университета. – 2005 – № 31. – С. 22-26.
2. Бабунова Е. С. Наш дом – Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики / Е. С. Бабунова. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 212с.
3. Демин А. М. Национально-региональный компонент содержания поликультурного образования // Известия АГУ. – №2 – 2007. – С.7-9.
4. Ершов В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. / В. А. Ершов. – М., 2000. – 22 с.
5. Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М. Н. Кузьмин // Педагогика. – 1999. – №6.
6. Кутбиддинова Р. А. Полиэтническая образовательная среда ВУЗа как объект психолого-педагогического исследования / Р. А. Кутбиддинова, А. А. Еромасова // Психология и педагогика. – 2009. – № 5. – С. 174-176.
7. Левитская А. А. Система поликультурного образования как ядро воспитательного потенциала федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/Catalog.aspx?CatalogId=1733 (дата обращения: 9.11.2010).