Достижение целей взаимосвязи образования и рынка труда, стоящих перед
современной профессиональной художественной школой, требует разработки
инновационных моделей обучения и последовательной реализации их на практике.
Традиционное прикладное искусство имеет сегодня огромное значение, так как
несет в себе черты национальной художественной исторической традиции, которая из
поколения в поколение воплощается в материальных предметах, являющихся результатом
уникального духовного и ручного труда. Актуальным в настоящее время становится
внедрение традиционного прикладного искусства в жизнь современного человека. В
ювелирном искусстве становится востребованной интеграция различных видов искусств
как одно из ярких направлений.
Возрождение и развитие высокохудожественного традиционного прикладного
искусства не только требует высокого уровня профессиональной подготовки, но и
немыслимо без него, в том числе без владения на основе креативного мышления
конструированием, высоким исполнительским мастерством, моделированием,
проектированием и т.д., а также понимания востребованности этого искусства в
современном мире [2, с. 3]. Именно поэтому профессиональное образование в области
традиционного прикладного искусства значимо не только в отношении обучения и
воспитания самого обучаемого, но и в сохранении и развитии многовекового богатства
русской культуры и искусства.
Таким образом, в задачи разработки инновационной модели обучения ювелиров
входят формирование у студентов систематизированных, прочных оперативных знаний об
интеграции искусств; создание организационно-педагогических условий,
способствующих эффективному функционированию процесса обучения.
Ученые, занимающиеся интеграцией в образовании, сходятся в том, что
применение принципов интеграции и обучение её методам и способам повышают
эффективность обучения, так как формируют интегративные компетенции.
Интеграция в создании изделий традиционных прикладных видов искусств
определена нами как создание единого художественного произведения на основе
взаимодействия традиционных прикладных видов искусств между собой. Ювелирное
изделие может сочетаться с кружевом и художественной резьбой из кости или, например,
с лаковой миниатюрной живописью. Интеграцию традиционных прикладных видов
искусств в подготовке будущих ювелиров можно определить как сложную проблемную
задачу. Обучение на основе постановки проблем направлено на формирование
познавательной деятельности, самостоятельности студентов, развитие их логического,
рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей
[3, с. 197]. В том же источнике указывается, что проблемное обучение способствует
развитию интеллекта учащегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой
основе мировоззрения [3, с. 197], то критерием эффективности обучения выступает
уровень сложности поставленных задач.
Обучение интеграции традиционных прикладных видов искусств влияет на
содержание и процесс обучения и, тем самым, открывает новые условия его развития.
Интеграция традиционных прикладных видов искусств осуществляется при помощи
следующих методов: анализ и расчет площади соединяемых материалов, выделение
доминирующего материала для определения основы конструкции будущего изделия,
моделирование конструкции соединения деталей, подбор способа крепления, крепление
деталей. Именно эти методы студенты должны освоить в профессиональном цикле
обучения. Интеграция учеными, занимающимися проблемами профессионального
образования рассматривается уровнево. К настоящему времени в профессиональной
подготовке выделены следующие уровни интеграции профессий: общепроизводственный,
общеотраслевой, общепрофессиональный, частнопрофессиональный [1, с. 22–23]. Также
существует интеграция содержания образования. Ее уровни – общенаучный,
междисциплинарный, межпредметный, внутрипредметный.
Проанализировав уровни интеграции, выделенные учеными для профессий и
содержания образования, а также изучив методы традиционных прикладных видов
искусств, мы предлагаем выделить два уровня интеграции процесса обучения: простой и
сложный. Под простым уровнем интеграции процесса обучения понимается разработка
студентом-ювелиром художественного изделия, интегрирующего готовый элемент
другого вида искусства, который выполняется студентами других кафедр как повторение
оригинала произведения, например копии какой-либо детали. Сложный уровень означает
разработку и создание совместного изделия группой студентов неповторимого,
оригинального художественного произведения.
Для осуществления теоретического моделирования в учреждениях высшего
профессионального образования был выбран комплексный поход, что позволило создать
комплексную педагогическую модель обучения интеграции традиционным прикладным
видам искусств. Модель обучения интеграции традиционных прикладных видов искусств в
подготовке ювелиров включает в себя такие структурные компоненты, как теоретические
основания: принципы обучения интеграции; интегрированное содержание учебных
дисциплин «Проектирование», «Основы производственного обучения»; методы, средства
и формы обучения; критерии обучения, контролирующие художественное качество
учебных творческих заданий по указанным дисциплинам, а также условия реализации
модели.
Модель обучения интеграции традиционно-прикладного искусства графически
представлена в таблице (см. ниже).
Важным структурным элементом модели является содержание учебной
дисциплины «Проектирование», так как в нее входит большой объем практических
занятий и в процессе обучения предусматривается выполнение курсовых работ, связанных
с решением нестандартных или сложных задач, которые выходят на исследовательский
уровень усвоения материала. Дисциплина имеет связь с другими дисциплинами учебного
плана. В содержании предмета «Проектирование» на примере отдельных изделий или
гарнитуров изучаются построение композиционных решений на основе интеграции,
создание художественного образа будущего изделия, поэтапность процесса разработки
проектов, способы проектной графики, учитываются конструктивные особенности и
специфика изготовления ювелирных изделий, включающие в себя разные виды искусств.
В основу проектирования обучения интеграции традиционным прикладным видам
искусств в профессиональном образовании заложены следующие принципы:
комплексность, целостность результата, интеграции и дифференциации.
Проведенные педагогические исследования показали, что для эффективного
применения обучения интеграции традиционных прикладных видов искусств
необходимыми являются следующие организационно-педагогические условия
реализации модели: комплексное педагогическое взаимодействие, корректировка
содержания с позиции его интеграции и дифференциации, организация особой
образовательной среды, ориентация на цели целостного профессионального развития.
Раскроем подробнее значение каждого из вышеуказанных условий. Комплексное
педагогическое взаимодействие мы рассматриваем как условие, так как оно обогащает
субъектный опыт студентов. Педагогический процесс предполагает их регулярное
общение с педагогами разных кафедр, участвующих в интеграции обучения. Группа
педагогов и группа студентов выделены нами в основные группы субъектов. Общая цель
направлена на деятельностно-творческий характер взаимодействия групп и
стимулирование их продуктивного общения и активности. Основной стратегией
педагогического взаимодействия является кооперация как посильный вклад каждого
участника в решение единой задачи.
Корректировка содержания с позиции его интеграции и дифференциации
предполагает введение тем по интеграции традиционных прикладных видов искусств в
дисциплинах «Проектирование» и «Основы производственного обучения».
Предполагаемые изменения в содержании дисциплин кафедр дают возможность
проведения общих занятий для создания интегрированного изделия в качестве результата
курсового или дипломного проекта. При этом планируемые результаты ФГОС должны
учитываться и быть реализованы.
Организация особой образовательной среды должна создавать условия для
объединения группы студентов, диалогического взаимодействия, обеспечивать
творческую деятельность каждого студента. Согласно В.А. Ясвину реализация
развивающих возможностей образовательной среды может осуществляться только в
системе субъект-субъектных отношений [4, с. 162], поэтому продуктивность результатов
совместной деятельности участников увеличится в условиях их взаимодействия.
Для реализации данного условия в высшей профессиональной школе должно быть
не менее двух кафедр с разными специализациями, которые могут участвовать в
интеграции.
Ориентация на цели профессионального развития студента предполагает
выбор участников для работы над сложной темой – ответственных студентов, показавших
наиболее высокую успеваемость за время обучения и сохранивших устойчивый интерес к
выбранному профилю и ориентированных на развитие более широкого
профессионального кругозора.
На основе изучения процесса обучения интеграции традиционных прикладных
видов искусств нами были разработаны критерии оценивания качества выполненных
студентами интегрированных работ. Среди них: интегрированная целостность
художественного образа, технологическая завершенность выполнения изделия,
интегрированная сложность художественного произведения, современность изделия и
возможности его применения.
Интегрированная целостность художественного образа является одним из
главных критериев. В интегрированном произведении: должна быть взаимосвязь разных
частей изделия, представляющих различные виды искусства и взаимосвязь их друг с
другом и с целым произведением; отдельные компоненты изделия наиболее полно
должны раскрываться в его единстве, создавая новый образ и смысл; необходимо
учитывать принципы композиции, а также их качество и количество.
Технологическая завершенность выполнения изделия предполагает
функциональность изделия с надежной конструкцией и удобство его эксплуатации. В
показателях этого критерия оцениваются качество исполнения и количество проделанной
работы, ее сложность и ремонтопригодность изделия.
Интегрированная сложность художественного произведения связана с
концепцией произведения, его гармоничным единством, оригинальностью идеи,
эксклюзивностью, законченностью, целостностью, смысловой нагрузкой,
художественными свойствами.
Современность изделия и возможности его применения предполагают
актуальность и востребованность изделий. В то же время должны прослеживаться русские
традиции в ювелирном искусстве и других традиционных прикладных видах искусств,
участвующих в интеграции.
Результаты исследования могут быть использованы в курсовом и дипломном
проектировании ювелирных изделий в профессиональных учебных заведениях,
подготавливающих высококвалифицированных художников-мастеров традиционного
прикладного искусства, а также в профессиональном дополнительном образовании
ювелиров.
Комплексная модель внедрения интеграции традиционных прикладных видов искусств
Цели и научные основы обучения интеграции
традиционных прикладных видов искусств
Цели обучения Закономерности Принципы интеграции
Требования к результатам освоения обучения интеграции
традиционных прикладных видов искусств
Виды профессиональной деятельности Компетенции
Художественная, проектная, производственно-
технологическая
Интеграция традиционных
прикладных видов искусств
Содержание обучения интеграции традиционных прикладных видов искусств
Дисциплины профессионального цикла
Проектирование Основы производственного мастерства
Методы обучения интеграции традиционных прикладных видов искусств
Анализ и расчет
площади
соединяемых
материалов
Выделение
доминирующего материала
для определения основы
конструкции будущего
изделия
Моделирование
конструкции
соединения
деталей
Подбор
способа
крепления
Крепле-
ние
деталей
Средства обучения интеграции традиционных прикладных видов искусств
Материально-технические дидактические
Кабинет для
занятия
проектирова-
нием
Учебная,
оборудованная
мастерская для
создания
интегрированных
работ
Учеб-
ники
Сло-
вари
Технические средства
(компьютеры, программы
для проектирования и
3d-моделирования)
Формы обучения интеграции традиционных прикладных видов искусств
Лекции Практические занятия
Воспитание личности
Культурные
потребности
Граждан-
ские
позиции
Качество
выполнения
работ
Развитие
потребности в
творчестве
Самосто-
ятель-
ность
Мировоз-
зрение
Организационно-педагогические условия реализации модели
Комплексное
педагогическое
взаимодействие
Корректировка
содержания с позиции
его интеграции и
дифференциации
Организация
особой
образовательной
среды
Ориентация на цели
целостного
профессионального
развития
Критериально-оценочный аппарат
Промежуточный просмотр Итоговая работа
Курсовые работы Дипломная работа, защита дипломной работы
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах:
Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 208 с.
2. Максимович, В.Ф. Система качества профессионального образования в традиционном
прикладном искусстве// В.Ф. Максимович // Традиционное прикладное искусство и образование:
Материалы XII научно-практической конференции, 6-10 ноября 2006 года. – СПб., 2007. – 241 с.
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Рос.
Эниклоп., 1993-1999.: Т.2 (М-Я) – 670 с.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл,
2001. – 365 с.
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ В ПОДГОТОВКЕ ЮВЕЛИРОВ
Аннотация:
В статье рассматриваются структурные компоненты, методы, уровни и принципы модели
обучения интеграции традиционных прикладных видов искусств. Особое внимание уделяется
организационно-педагогическим условиям реализации модели и критерии качества выполненных работ.