МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Командышко Елена Филипповна

доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

Аннотация: 
В статье рассматривается проблема культурологического образования школьников в контексте новых культурно-познавательных программ. Подробно раскрываются принципы, которые важно учитывать при составлении программ культурологической направленности. В статье показано, что внедрение новой программы для школьников «Культурный и образовательный туризм» опирается на базовый компонент учебного плана (литературу, иностранные языки, историю, географию, музыку, изобразительное искусство, мировую художественную культуру и другие). Автор статьи отмечает, что данная программа направлена не только на расширение культурологических знаний, но и формирование художественно-эстетических интересов старших школьников (с учетом предпочтений и выбора будущей профессии).

Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания

Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год

           

В настоящее время система художественного и культурологического образования в общей школе, включающая методологические основы, содержание, технологии обучения и нормы оценивания трансформируется с учетом взаимосвязи традиций отечественного образования и мирового педагогического опыта. Тенденции современного образования направлены к возрастающей роли культуры и искусства в становлении общекультурных компетенций обучающихся, что с очевидностью проявляется в процессе разработки пакета государственных документов (образовательных стандартов, концепций, учебных программ и т.д.), в которых проектируется новая модель непрерывного культурологического образования с вариативными возможностями ее практической реализации.

          К примеру, одним из проектов, направленных на повышение уровня культуры современного школьника, является культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника», основной целью которого является создание культурной среды, в которой должны быть реализованы мероприятия по приобщению детей и молодежи к культуре родной страны и региона. Данный проект, как отмечает Е.М. Акишина, направлен на совершенствование механизмов координации взаимодействия предметной области «Искусство» с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей [1, с. 9].

          Мы полагаем, что для реализации необходимых изменений процесса художественного и культурологического образования детей в современной школе нужна организация учебно-образовательного пространства, в котором обучающиеся могут приобретать опыт исследовательской, социальной, культурно-познавательной и художественно-творческой деятельности.

К основным аспектам построения модели культурологического и художественного образования школьников можно отнести:

  • освоение учебных дисциплин предметной области «Искусство» (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура);
  • освоение предметов гуманитарного профиля (на основе межпредметных связей и применения художественно-эстетических ситуаций);
  • внедрение в образовательный процесс инновационных познавательных проектов художественного и культурологического образования.

            Любой предмет, с которым встречается ребенок в процессе обучения, находится в поле культуры, а потому центром личностных результатов образования становится развитие его общей культуры. По объективному содержанию «общая культура личности» распределяется в многообразных проявлениях. В процессе исследования проблемы культурологического образования школьников нами выделены (условно) компоненты общей культуры личности, которые включают личностные и метапредметные результаты с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

          Однако изучение проблемы показывает, что в последние годы все заметнее проявляются противоречия:

          - между значимостью развития общей культуры личности и отсутствием должного внимания к реализации предметной области «Искусство» (в рамках учебного плана образовательной программы основного общего образования);

          - между обоснованием культурологического подхода в развитии личности, с одной стороны, и недостаточной разработкой условий для повышения культурологического образования обучающихся, с другой.

          К основным аспектам практической реализации построения модели культурологического образования школьников можно отнести внедрение в образовательный процесс новых проектов и культурно-познавательных программ, интегрирующих разные учебные предметы: искусство, русский язык и литературу, иностранные языки, историю, географию, обществознание и другие.

Педагогическая организация условий реализации новых проектов и культурно-познавательных программ предполагает расширение образовательного пространства школы в следующих направлениях:

  • целенаправленном педагогическом руководстве процессом организации культурологического образования обучающихся;
  • междисциплинарном подходе в подготовке культурно-познавательных программ;
  • опоры на культурные объекты и ресурсы разных регионов России;
  • реализации музейных программ образовательного туризма (в дополнение к учебным предметам общего образования);
  • подготовки портфолио обучающихся как способа самостоятельной познавательной деятельности (в виде проектов образовательного маршрута, творческой и исследовательской работы).

Разработка проекта культурологического образования школьников базируется на принципах типологии культур [2, с.32]. Выделим основные:

          Концептуальный принцип способствует осмыслению культуры и искусства на примере концептуальных исследований ведущих научных школ.

          Цивилизационный принцип рассматривается в зависимости от понимания собственно цивилизации как межэтнического общения, формирующегося на основе единой истории и судьбы народов, проживающих в тесном культурном взаимодействии одного региона.

          Культурно-исторический принцип определяется с учетом разных исторических этапов культурного и социального развития общества, с акцентом на духовные доминанты сферы культуры и искусства.

          Религиозный принцип способствует классификации культуры в тесной взаимосвязи с основными типами религиозного мировоззрения. Данный принцип осуществляет деление культуры на языческую (древнюю) и культуру, в которой главенствует одна из мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

          Этнонациональный принцип позволяет осуществить освоение культуры и искусства в определенной последовательности, начиная от национальной культуры и этнокультурных различий к освоению этнокультурного многообразия.

          Регионально-территориальный принцип дает возможность обратить внимание обучающихся на облик и развитие определенной культуры, которая находится в непосредственной зависимости от условий природной среды (географических и климатических). Это дает возможность раскрыть народные обычаи, специфический уклад жизни и т.д., что достаточно наглядно и полно отражается в развитии разных видов искусства.

          Художественно-эстетический принцип осуществляет задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах. Раскрытие художественно-эстетического принципа способствует:

          1) духовно-нравственному осмыслению и обобщению социального опыта людей, а также формированию образцов ценностно-нормативного поведения (на примере восприятия художественных образов искусства);

          2) осуществлению социализации и инкультурации личности, решению задач освоения нравственных и эстетических ценностей, включая модели обобщенного социального опыта человеческих взаимоотношений на примере искусственно сконструированного нравственного опыта, выстроенного на основе жизненный ситуаций и восприятия произведений искусства.

          Важным аспектом необходимых изменений процесса художественного и культурологического образования детей является качество организации учебно-образовательного пространства школы, которое должно создавать такие условия обучения, в которых было бы интересно учиться, в которых обучающиеся могли приобретать опыт социальной деятельности и получать возможность для творческого самовыражения.

          С целью повышения уровня культурологического образования старших школьников нами разработана модель культурно-познавательной программы: «Культурный и образовательный туризм» (автор Е.Ф. Командышко).

          Цель: сопровождение образовательных программ базового компонента учебного плана по литературе, иностранным языкам, истории, географии, музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре и др., включая реализацию проектов социокультурного направления, знакомство с историей и культурой своего и других народов.

          Тематические модули разработанной программы направлены на углубление и обогащение художественно-эстетического опыта и культурологических познаний обучающихся (см. Табл.1).

 

Таблица 1

Тематические модули для самостоятельного выбора исследований

и разработки культурно-познавательных маршрутов

(по программе «Культурный и образовательный туризм»)

 

№/№

 

 

Тематические модули

 

Содержательные блоки 

культурно-познавательных маршрутов

 

1.

Храмовое зодчество

 

Самые знаменитые храмы всех эпох!

2.

Россия в историческом пространстве и времени

 

Важные исторические события.

Исторические события в творчестве

известных композиторов, художников,

 писателей.

3.

Региональные достопримечательности

России

 

История строительства городов.

Культурные традиции региона.

Территориальные особенности региона,

ландшафт и т.д.

4.

Большое путешествие по улицам Москвы

Самые интересные прогулки по Москве.

5.

Архитектурные

ансамбли, дворцы и усадьбы

 

Летопись. Зодчие.

Судьбы, легенды, художественные

события.

6.

Яркие личности

отечественной

культуры и искусства

Известные деятели отечественной культуры.

Яркие имена художественного творчества.

Литературная карта России.

7.

Музыкальные

путешествия

в пространстве

 и времени

Жизнь и творчество великих композиторов.

Региональные и национальные особенности музыки.

Победители музыкальных конкурсов.

Концертные залы и оперные театры мира.

8.

Музеи мира

Музеи изобразительного искусства.

 

9.

Народные

 художественные

промыслы России

Города искусств и народные промыслы.

Ремесленные художественные организации.

10.

Арт-город и

художественные

события

Культурная инфраструктура городов.

Музыкальные фестивали классической музыки.

Музыкальные фестивали современной музыки.

Выставочные проекты.

Отраслевые ярмарки декоративно-прикладного творчества.

Биеннале современного искусства.

 

          Основная цель программы – создать яркую насыщенную культурно-образовательную среду, обеспечивающую саморазвитие личности, становление её как субъекта когнитивной и творческой деятельности.

          Целесообразно в процессе работы над культурно-познавательными маршрутами создавать тематические сообщества детей, родителей и педагогов в сети Интернет в целях построения и сопровождения траекторий коллективного или индивидуального освоения детьми различных регионов России и их достопримечательностей. При этом следует учитывать проявление художественного интереса детей к театру, танцам, инструментальной музыке, вокальному творчеству, исполнительской деятельности, изобразительному искусству, кино и т.д. [4, с. 864].

          Культурно-познавательная программа «Культурный и образовательный туризм» направлена на формирование личностных качеств, метапредметных и предметных результатов деятельности обучающихся. Данные направления включают:

  • формирование знаний (представлений) о культуре и её материальных объектах;
  • умение структурировать информацию, сопоставляя информационные источники;
  • умение использовать современные технологии для получения и обработки информации, для обмена полученными данными и презентации результатов исследования;
  • умение выражать свои мысли, презентовать идеи и проекты, аргументировать свою позицию в разных предметных областях.

          Для определения уровня культурологического образования старших школьников (на констатирующем этапе) выделено специфическое личностное качество, – эстетический интерес. Для определения широты интересов изучаемой личности, необходимо выявить ее направленность на различные эстетические свойства окружающих объектов: природы, человека, науки, техники, искусства (см. Анкета 1).

 

Анкета 1.

Вопрос 1. В какой области жизнедеятельности Вы предполагаете реализовать свое призвание? (нужное подчеркнуть):

  1. В искусстве.
  2. В образовании.
  3. В торговле.
  4. В политической деятельности.
  5. В научной деятельности.
  6. В культурно-просветительской деятельности.
  7. В журналистике.
  8. В юриспруденции (работа в адвокатуре, прокуратуре, суде).
  9. В военной деятельности.
  10. В органах внутренних дел, охране.
  11. В рабочей практике.
  12. В сельскохозяйственной деятельности.
  13. В медицине.
  14. В какой еще? (напишите)___________________________________

 

 

          С учетом того, что интерес носит избирательный характер, одним из наиболее существенных стимулов приобретения культурологических познаний является подлинно творческое отношение личности к своей деятельности [3, с. 373].

Интерес характеризуется, в основном, с учетом содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание интереса – важный компонент, который указывает на разные предпочтения к технике, спорту, музыке, литературе и т.д. Устойчивый интерес, закрепляясь, становится особенностью личности. При этом неустойчивый интерес имеет характер кратковременного, часто меняющегося явления.

С учетом данных позиций, нами были разработаны анкеты для выявления наиболее значимых художественных интересов старших школьников.

 

Анкета 2.

Вопрос: Какие виды искусства наиболее привлекают Ваше внимание?

(нужное подчеркнуть):

  1. Театр.
  2. Кино.
  3. Художественная литература.
  4. Изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура).
  5. Декоративно-прикладное искусство.
  6. Поп- музыка (танцевальные мелодии, популярные эстрадные песни).
  7. Рок-музыка.
  8. Произведения композиторов-классиков.
  9. Фотоискусство.
  10. Цирк.
  11. Архитектура.
  12. Танцы.
  13. Ни один вид искусства меня особенно не интересует.
  14. Какие еще? (напишите)___________________________________________________

 

 

          Следует отметить, что художественные интересы влияют на выбор тематического модуля программы «Образовательный туризм», а в дальнейшем способствуют расширению   культурологических познаний. В целом, предпочтения и художественные интересы обучающихся проявляются в:

          - ценностном отношении к произведениям искусства, понимании разнообразия художественного творчества разных народов и т.д.;

          - познании основных этапов развития культуры и искусства;

          - представлении особенностей быта, традиций, религиозных верований народа, значения христианства как первоосновы возникновения и развития древнерусского искусства;

          - готовности приводить примеры влияния народного искусства на творчество профессиональных композиторов, художников, писателей;

          - умении сопоставлять стилевые направления в современном искусстве и культуре;

          - способности различать произведения искусства прошлых эпох и нашей современности, аргументировать свое отношение к творчеству любимых авторов и т.д.

          Мы считаем, что эти основные показатели раскрывают не только художественные интересы обучающихся, но и основные аспекты культурологических познаний. Таким образом, важным компонентом необходимых изменений процесса культурологического образования детей является организация учебно-образовательного пространства, в котором обучающиеся могут приобретать опыт исследовательской, социальной, культурно-познавательной и творческой деятельности (с учетом их художественно-эстетических интересов, потребностей и профессиональных предпочтений).

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акишина, Е.М. «Культурный норматив школьника»: новые возможности в художественном образовании [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина // Педагогика искусства. –  2019. – № 3. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_8-15.pdf (дата обращения: 11.11.2019).
  2. Командышко, Е.Ф. Принципы типологии культур в реализации приоритетных ценностей современного образования [Текст] / Е.Ф. Командышко // Глава в коллективной монографии: Педагогика искусства и современное художественное образование. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 306 с. – С. 29–38.
  3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. [Текст] / Гл. редактор В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия», 1993. – 608 с. Т.1. –A-М-1993.
  4. Komandyshko, Elena F. The Study of the Use of the Artistic Resource in Educational Tourism [Теxт] / Elena F. Komandyshko // EMT-ASERS Publishing –Journal of Environmental Management and Tourism. – Summer 2018. – Vol. 9. – No 4 (2018): JEMT Volume IX. – Issue 4 (28). – PP. 862–868.