Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания
Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год
В настоящее время система художественного и культурологического образования в общей школе, включающая методологические основы, содержание, технологии обучения и нормы оценивания трансформируется с учетом взаимосвязи традиций отечественного образования и мирового педагогического опыта. Тенденции современного образования направлены к возрастающей роли культуры и искусства в становлении общекультурных компетенций обучающихся, что с очевидностью проявляется в процессе разработки пакета государственных документов (образовательных стандартов, концепций, учебных программ и т.д.), в которых проектируется новая модель непрерывного культурологического образования с вариативными возможностями ее практической реализации.
К примеру, одним из проектов, направленных на повышение уровня культуры современного школьника, является культурно-образовательный проект «Культурный норматив школьника», основной целью которого является создание культурной среды, в которой должны быть реализованы мероприятия по приобщению детей и молодежи к культуре родной страны и региона. Данный проект, как отмечает Е.М. Акишина, направлен на совершенствование механизмов координации взаимодействия предметной области «Искусство» с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей [1, с. 9].
Мы полагаем, что для реализации необходимых изменений процесса художественного и культурологического образования детей в современной школе нужна организация учебно-образовательного пространства, в котором обучающиеся могут приобретать опыт исследовательской, социальной, культурно-познавательной и художественно-творческой деятельности.
К основным аспектам построения модели культурологического и художественного образования школьников можно отнести:
- освоение учебных дисциплин предметной области «Искусство» (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура);
- освоение предметов гуманитарного профиля (на основе межпредметных связей и применения художественно-эстетических ситуаций);
- внедрение в образовательный процесс инновационных познавательных проектов художественного и культурологического образования.
Любой предмет, с которым встречается ребенок в процессе обучения, находится в поле культуры, а потому центром личностных результатов образования становится развитие его общей культуры. По объективному содержанию «общая культура личности» распределяется в многообразных проявлениях. В процессе исследования проблемы культурологического образования школьников нами выделены (условно) компоненты общей культуры личности, которые включают личностные и метапредметные результаты с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Однако изучение проблемы показывает, что в последние годы все заметнее проявляются противоречия:
- между значимостью развития общей культуры личности и отсутствием должного внимания к реализации предметной области «Искусство» (в рамках учебного плана образовательной программы основного общего образования);
- между обоснованием культурологического подхода в развитии личности, с одной стороны, и недостаточной разработкой условий для повышения культурологического образования обучающихся, с другой.
К основным аспектам практической реализации построения модели культурологического образования школьников можно отнести внедрение в образовательный процесс новых проектов и культурно-познавательных программ, интегрирующих разные учебные предметы: искусство, русский язык и литературу, иностранные языки, историю, географию, обществознание и другие.
Педагогическая организация условий реализации новых проектов и культурно-познавательных программ предполагает расширение образовательного пространства школы в следующих направлениях:
- целенаправленном педагогическом руководстве процессом организации культурологического образования обучающихся;
- междисциплинарном подходе в подготовке культурно-познавательных программ;
- опоры на культурные объекты и ресурсы разных регионов России;
- реализации музейных программ образовательного туризма (в дополнение к учебным предметам общего образования);
- подготовки портфолио обучающихся как способа самостоятельной познавательной деятельности (в виде проектов образовательного маршрута, творческой и исследовательской работы).
Разработка проекта культурологического образования школьников базируется на принципах типологии культур [2, с.32]. Выделим основные:
Концептуальный принцип способствует осмыслению культуры и искусства на примере концептуальных исследований ведущих научных школ.
Цивилизационный принцип рассматривается в зависимости от понимания собственно цивилизации как межэтнического общения, формирующегося на основе единой истории и судьбы народов, проживающих в тесном культурном взаимодействии одного региона.
Культурно-исторический принцип определяется с учетом разных исторических этапов культурного и социального развития общества, с акцентом на духовные доминанты сферы культуры и искусства.
Религиозный принцип способствует классификации культуры в тесной взаимосвязи с основными типами религиозного мировоззрения. Данный принцип осуществляет деление культуры на языческую (древнюю) и культуру, в которой главенствует одна из мировых религий (христианство, буддизм, ислам).
Этнонациональный принцип позволяет осуществить освоение культуры и искусства в определенной последовательности, начиная от национальной культуры и этнокультурных различий к освоению этнокультурного многообразия.
Регионально-территориальный принцип дает возможность обратить внимание обучающихся на облик и развитие определенной культуры, которая находится в непосредственной зависимости от условий природной среды (географических и климатических). Это дает возможность раскрыть народные обычаи, специфический уклад жизни и т.д., что достаточно наглядно и полно отражается в развитии разных видов искусства.
Художественно-эстетический принцип осуществляет задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах. Раскрытие художественно-эстетического принципа способствует:
1) духовно-нравственному осмыслению и обобщению социального опыта людей, а также формированию образцов ценностно-нормативного поведения (на примере восприятия художественных образов искусства);
2) осуществлению социализации и инкультурации личности, решению задач освоения нравственных и эстетических ценностей, включая модели обобщенного социального опыта человеческих взаимоотношений на примере искусственно сконструированного нравственного опыта, выстроенного на основе жизненный ситуаций и восприятия произведений искусства.
Важным аспектом необходимых изменений процесса художественного и культурологического образования детей является качество организации учебно-образовательного пространства школы, которое должно создавать такие условия обучения, в которых было бы интересно учиться, в которых обучающиеся могли приобретать опыт социальной деятельности и получать возможность для творческого самовыражения.
С целью повышения уровня культурологического образования старших школьников нами разработана модель культурно-познавательной программы: «Культурный и образовательный туризм» (автор Е.Ф. Командышко).
Цель: сопровождение образовательных программ базового компонента учебного плана по литературе, иностранным языкам, истории, географии, музыке, изобразительному искусству, мировой художественной культуре и др., включая реализацию проектов социокультурного направления, знакомство с историей и культурой своего и других народов.
Тематические модули разработанной программы направлены на углубление и обогащение художественно-эстетического опыта и культурологических познаний обучающихся (см. Табл.1).
Таблица 1
Тематические модули для самостоятельного выбора исследований
и разработки культурно-познавательных маршрутов
(по программе «Культурный и образовательный туризм»)
№/№
|
Тематические модули |
Содержательные блоки культурно-познавательных маршрутов
|
1. |
Храмовое зодчество
|
Самые знаменитые храмы всех эпох! |
2. |
Россия в историческом пространстве и времени
|
Важные исторические события. Исторические события в творчестве известных композиторов, художников, писателей. |
3. |
Региональные достопримечательности России
|
История строительства городов. Культурные традиции региона. Территориальные особенности региона, ландшафт и т.д. |
4. |
Большое путешествие по улицам Москвы |
Самые интересные прогулки по Москве. |
5. |
Архитектурные ансамбли, дворцы и усадьбы
|
Летопись. Зодчие. Судьбы, легенды, художественные события. |
6. |
Яркие личности отечественной культуры и искусства |
Известные деятели отечественной культуры. Яркие имена художественного творчества. Литературная карта России. |
7. |
Музыкальные путешествия в пространстве и времени |
Жизнь и творчество великих композиторов. Региональные и национальные особенности музыки. Победители музыкальных конкурсов. Концертные залы и оперные театры мира. |
8. |
Музеи мира |
Музеи изобразительного искусства.
|
9. |
Народные художественные промыслы России |
Города искусств и народные промыслы. Ремесленные художественные организации. |
10. |
Арт-город и художественные события |
Культурная инфраструктура городов. Музыкальные фестивали классической музыки. Музыкальные фестивали современной музыки. Выставочные проекты. Отраслевые ярмарки декоративно-прикладного творчества. Биеннале современного искусства. |
Основная цель программы – создать яркую насыщенную культурно-образовательную среду, обеспечивающую саморазвитие личности, становление её как субъекта когнитивной и творческой деятельности.
Целесообразно в процессе работы над культурно-познавательными маршрутами создавать тематические сообщества детей, родителей и педагогов в сети Интернет в целях построения и сопровождения траекторий коллективного или индивидуального освоения детьми различных регионов России и их достопримечательностей. При этом следует учитывать проявление художественного интереса детей к театру, танцам, инструментальной музыке, вокальному творчеству, исполнительской деятельности, изобразительному искусству, кино и т.д. [4, с. 864].
Культурно-познавательная программа «Культурный и образовательный туризм» направлена на формирование личностных качеств, метапредметных и предметных результатов деятельности обучающихся. Данные направления включают:
- формирование знаний (представлений) о культуре и её материальных объектах;
- умение структурировать информацию, сопоставляя информационные источники;
- умение использовать современные технологии для получения и обработки информации, для обмена полученными данными и презентации результатов исследования;
- умение выражать свои мысли, презентовать идеи и проекты, аргументировать свою позицию в разных предметных областях.
Для определения уровня культурологического образования старших школьников (на констатирующем этапе) выделено специфическое личностное качество, – эстетический интерес. Для определения широты интересов изучаемой личности, необходимо выявить ее направленность на различные эстетические свойства окружающих объектов: природы, человека, науки, техники, искусства (см. Анкета 1).
Анкета 1. Вопрос 1. В какой области жизнедеятельности Вы предполагаете реализовать свое призвание? (нужное подчеркнуть):
|
С учетом того, что интерес носит избирательный характер, одним из наиболее существенных стимулов приобретения культурологических познаний является подлинно творческое отношение личности к своей деятельности [3, с. 373].
Интерес характеризуется, в основном, с учетом содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание интереса – важный компонент, который указывает на разные предпочтения к технике, спорту, музыке, литературе и т.д. Устойчивый интерес, закрепляясь, становится особенностью личности. При этом неустойчивый интерес имеет характер кратковременного, часто меняющегося явления.
С учетом данных позиций, нами были разработаны анкеты для выявления наиболее значимых художественных интересов старших школьников.
Анкета 2. Вопрос: Какие виды искусства наиболее привлекают Ваше внимание? (нужное подчеркнуть):
|
Следует отметить, что художественные интересы влияют на выбор тематического модуля программы «Образовательный туризм», а в дальнейшем способствуют расширению культурологических познаний. В целом, предпочтения и художественные интересы обучающихся проявляются в:
- ценностном отношении к произведениям искусства, понимании разнообразия художественного творчества разных народов и т.д.;
- познании основных этапов развития культуры и искусства;
- представлении особенностей быта, традиций, религиозных верований народа, значения христианства как первоосновы возникновения и развития древнерусского искусства;
- готовности приводить примеры влияния народного искусства на творчество профессиональных композиторов, художников, писателей;
- умении сопоставлять стилевые направления в современном искусстве и культуре;
- способности различать произведения искусства прошлых эпох и нашей современности, аргументировать свое отношение к творчеству любимых авторов и т.д.
Мы считаем, что эти основные показатели раскрывают не только художественные интересы обучающихся, но и основные аспекты культурологических познаний. Таким образом, важным компонентом необходимых изменений процесса культурологического образования детей является организация учебно-образовательного пространства, в котором обучающиеся могут приобретать опыт исследовательской, социальной, культурно-познавательной и творческой деятельности (с учетом их художественно-эстетических интересов, потребностей и профессиональных предпочтений).
ЛИТЕРАТУРА
- Акишина, Е.М. «Культурный норматив школьника»: новые возможности в художественном образовании [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина // Педагогика искусства. – 2019. – № 3. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_8-15.pdf (дата обращения: 11.11.2019).
- Командышко, Е.Ф. Принципы типологии культур в реализации приоритетных ценностей современного образования [Текст] / Е.Ф. Командышко // Глава в коллективной монографии: Педагогика искусства и современное художественное образование. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 306 с. – С. 29–38.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. [Текст] / Гл. редактор В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия», 1993. – 608 с. Т.1. –A-М-1993.
- Komandyshko, Elena F. The Study of the Use of the Artistic Resource in Educational Tourism [Теxт] / Elena F. Komandyshko // EMT-ASERS Publishing –Journal of Environmental Management and Tourism. – Summer 2018. – Vol. 9. – No 4 (2018): JEMT Volume IX. – Issue 4 (28). – PP. 862–868.