МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Курбатова Наталья Викторовна
кандидат педагогических наук, проректор, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
DOI 10.34897/IAECS.2022.81.81.019
Аннотация: 
В статье представлена модель профессионально-личностного становления художника-педагога, разработанная в рамках авторской концепции развития профессионального опыта учителей изобразительного искусства в процессе дополнительного образования. Модель апробирована на базе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки и Ассоциации учителей предметной области «Искусство» города Москвы, председателем которой является автор статьи
В основе модели профессионально-личностного становления художника-педагога – два важнейших методологических положения: 1) ведущие положения педагогики искусства; 2) трехкомпонентная модель для разработки содержания художественного образования В.Л.Яконюка: «область науки» – «искусство» – «учебный предмет». C учетом специфики настоящего исследования вышеуказанная трехкомпонентная модель была переосмыслена и сформулирована следующая трехкомпонентная модель профессионально-личностного становления художника-педагога: «науки о человеке» – «культура и искусство» – «область профессиональной художественно-педагогической деятельности». Модель профессионально-личностного становления художника-педагога основывается на триединстве ее компонентов: 1) развивающегося научного знания о человеке, его духовного потенциала и художественно-эстетических предпочтений, индивидуально-личностных способностей и творческих возможностей; 2) культуры и искусства как феноменов, формирующих духовность личности, и приобщающих ее к общечеловеческим гуманистическим ценностям и смыслам; 3) области профессиональной художественно-педагогической деятельности личности (по видам изобразительного искусства). Таким образом, профессионально-личностное становление художника-педагога является средоточием всех этих трех компонентов и формируется под их непосредственным воздействием. Каждый из перечисленных выше блоков модели кратко раскрывается через конкретные позиции. Блок «Науки о человеке» раскрывается через следующие позиции: проектирование процесса профессионально-личностного становления художника-педагога с позиций современного человекознания; педагогический потенциал дисциплин профильного цикла; педагогическая самореализация художника. Блок «Культура и искусство» раскрывается через следующие позиции: феномен духовности; воспитание этики; педагогический потенциал культуры в профессионально-личностном становлении художника-педагога. Блок «Профессиональная художественно-педагогическая деятельность» раскрывается через следующие позиции: смысл процессов стандартизации профессионального образования в сфере искусства и культуры; индивидуальные способности художника-педагога; творчество как основа профессионально-личностного становления. Содержание первого блока модели профессионально-личностного становления художника-педагога – «Науки о человеке» – раскрывается через следующие позиции: проектирование процесса профессионально-личностного становления художника-педагога с позиций современного человекознания; педагогический потенциал дисциплин профильного цикла; педагогическая самореализация художника. Вторая позиция блока «Науки о человеке» связана со значимостью педагогического потенциала дисциплин профильного цикла в профессионально-личностном становлении художника-педагога. В большинстве исследований, посвященных этому вопросу, констатируется, что педагогическому контексту процесса профессионализации зачастую не уделяется должного внимания, и овладение профессиональными компетенциями становится самоцелью. Поэтому профессиональной самореализации подчинены все ресурсы личности (психологические, эмоционально-волевые, организаторские и др.). Однако на определенном этапе достигнутого уровня профессионализма и мастерства у профессионала нередко появляется естественное желание и потребность в обобщении и передаче обретенного профессионального опыта более молодому поколению, реализации себя в роли наставника, мастера, а иногда даже и создателя художественной школы, авторской мастерской и т.д. Третья позиция блока «Науки о человеке» раскрывает особенности педагогической самореализации художника. Успешность этого процесса в профессионально-личностном становлении художника зависит от ряда факторов, к числу которых относятся: 1) учет психологических особенностей творческой личности, для которой характерны такие качества, как-то: неудовлетворенность достигнутым результатом, стремление к совершенству, повышенный градус профессиональной самокритики (или наоборот – самовосхваления); 2) большое эмоциональное напряжение, сопровождающее творческий процесс и презентацию его результата (вернисажи, выставки, презентации и т.д.); 3) неуравновешенность эмоциональных состояний, тяжело переживаемые психологически резкие перепады настроений и физических нагрузок; 4) повышенные нагрузки физического и психологического характера (особенно в периоды накала художественно-творческой энергии); 5) понимание необходимости удержания баланса между логичностью и рассудительностью в процессе педагогического общения (обучения, воспитания, беседы и т.д.), с одной стороны, и стремлением к образности в подаче художественного материала, харизматичности, проявлению пассионарности, яркой личной индивидуальности, с другой стороны; 6) многообразие видов художественной деятельности, обращение к которым обусловлено педагогической целесообразностью и востребовано потребностями профессионально-творческой деятельности; 7) непростой процесс профессионально-педагогического самоопределения во всем многообразии видов художественной деятельности, например, художник-педагог-живописец, педагог-портретист, педагог-оформитель, педагог-иконописец, педагог-пейзажист и т.д., каждому из которых соответствует своеобразный комплекс способностей личности. Для характеристики второго блока модели – «Культура и искусство» – одним из основополагающих является феномен духовности. Это связано, безусловно, с тем, что профессиональное и личностное становление педагогов искусства осуществляется на основе достижений культурного опыта человечества, духовных ценностей и смыслов выдающихся произведений мировой культуры. Токами духовной энергии насыщено многовековое культурное пространство человечества. Произведения искусства, культурные артефакты – это «голограммы» духовной энергии эпох, жанров, стилей, творцов. Поэтому очень важно выстраивать процесс профессионально-личностного становления художника-педагога «не с позиций абстрактно-отвлеченного познания, а с позиций духовно-содержательного проникновения в глубины художественных мирозданий творцов, произведений, эпох» [1, с.48]. Второй важной позицией в блоке «Культура, искусство» является воспитание этики. Воспитание как гуманитарная практика профессионально-личностного становления может считаться таковой, «если она является практикой становления именно «человеческого в человеке», отмечает В.И.Слободчиков [2]. Поэтому, в настоящем исследовании этический идеал рассматривается одновременно как фундамент и цель стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога. При этом этика художника-педагога как профессионала и как личности рассматривается целостно, и имеет характер императива, т.е. общепринятого предписания, следование которому безусловно и необходимо. В связи с этим ценным представляется высказывание В.А.Цвык о том, что современный профессионал должен обладать не только некоторой суммой знаний и умений, но и развитым нравственным сознанием, включающим в себя, наряду с общезначимыми моральными установками, профессиональные ценности – чувство профессионального долга, профессиональную совесть, профессиональную честь, профессиональное достоинство. Профессионализм требует умения предвидеть последствия профессиональной деятельности, нести за них личную ответственность. С этической точки зрения, профессионализм состоит в способности личности обеспечить гармонию профессиональной деятельности и ее нравственной мотивации и оценки, готовность к достойным поступкам в любых профессиональных ситуациях [3, с.12]. Более того, ученые отмечают, что несоблюдение безусловных нравственно-этических установок не способствует развитию индивидуальных способностей и успешному протеканию профессиональной деятельности личности [4, с.14]. Еще одна позиция в блоке «Культура и искусство» связана с раскрытием педагогического потенциала культуры. Культура в профессиональной деятельности художника-педагога представлена разными аспектами: педагогическая культура, профессиональная культура, культура личности, художественная культура, культура общения, культура отношений, культура труда, культура обучения, организационная культура, культура управления и др. Эти понятия отражают многообразие проявлений культуры художника-педагога как профессионала и как личности. И это не случайно, т.к. ученые отмечают, что на современном этапе наметилась «тенденция включения образовательной деятельности в контекст культуры, …пришло понимание неразрывной связи личности учителя и культуры, которое трансформировалось в активное исследование проблемы интеграции профессионального педагогического образования и культуры» [5, с.3]. Однако, как указывает О.М.Позднякова, до настоящего времени вне исследовательского внимания остается целостное видение проблемы влияния педагогического потенциала культуры на профессиональное становление будущих учителей, для которых является профессионально значимым как знание о содержании педагогического потенциала культуры, так и способы его актуализации и реализации в процессе профессионально-педагогической деятельности [5, с.3]. Третий блок модели – «Профессиональная деятельность художника-педагога» – раскрывается через такие позиции, как: смысл процессов стандартизации профессионально-педагогического образования в сфере искусства и культуры; индивидуальные способности художника-педагога; творчество как основа профессионально-личностного становления. Многие ученые сходятся во мнении, что оценивание профессионального и личностного развития педагогов художественно-творческих профессий не может быть полностью выполнено с помощью технологических алгоритмов. Это связано с тем, что степень профессионально-личностного самоопределения, глубина творческого дарования и другие профессионально важные качества личности художника-педагога невозможно полностью выразить в формуле, алгоритме, четких статистических данных и т.п. В этом заключается сложность этой профессии – ее уникальность и привлекательность, нестандартность и непредсказуемость. Недопустимо также смещение и перенос акцентов в целевых установках и содержании образовательного процесса на техническую сторону профессионализма – овладению техниками художественно-творческой деятельности в различных видах изобразительного искусства – живописи, батика, графики, мозаики и т.д. Общеизвестно, что техника – это основа создания художественного образа, но если на ней приостанавливается процесс профессионального самовыражения, то становление личности в профессии как художника и как педагога может не случится. В связи с этим, процесс профессионально-личностного становления художника-педагога раскрывается в настоящем исследовании не только как приобретение опыта практико-ориентированных технологических операций и действий, но и подразумевает опыт, данный человеку a priori – это опыт восприятия, опыт умозрения, опыт наития, опыт интуиции, опыт инсайта, и т.д., одним словом, тот опыт, который составляет важнейшую сторону процесса творчества. В связи с этим профессионально-личностное становление художника-педагога обретает новый смысловой контекст, который гораздо шире и богаче опытного знания. И в результате этого всеобщая стандартизация образования и профессионально-педагогическая аттестация не должны рассматриваться вне духовно-нравственных и гуманистических проявлений творческой личности. Следующая позиция третьего блока модели – ««Профессиональная деятельность художника-педагога» – связана с его индивидуальными способностями. В современных исследованиях уделяется внимание следующим индивидуальным характеристикам художника-педагога: возрастным особенностям, специфике психотипа, художественным потребностям и предрасположенности к художественной или педагогической деятельности [6]; самобытности опыта личности при создании произведений; неповторимым качествам будущих специалистов, в том числе обеспечивающих им способы овладения современными средствами, техниками и приемами творчества и др. В становлении художника-педагога проявление индивидуальных способностей рассматривается в настоящем исследовании не только в плане профессионализма в художественной деятельности. Важно, чтобы художник понимал значимость педагогического мастерства, и стремился к овладению им для передачи обучающимся своего профессионализма. Художник-педагог должен владеть способностью раскрыть секреты профессионализма с помощью своих неповторимых индивидуальных способностей, и наоборот – раскрыть особенности становления личности через профессиональную деятельность. И, наконец, о творчестве как основе профессионально-личностного становления художника-педагога. Значение творческого компонента трудно переоценить. Художественная и педагогическая виды деятельности являются творческими по своей природе. В каждой из них, даже при наличии плана действий, возникает необходимость его творческой доработки, переосмысления, изменения с учетом вновь открывшихся условий, факторов, идей. Творчество – это та среда, в которой развивается художник и педагог. Современные образовательные технологии нацелены на раскрытие творческого потенциала обучающегося. Излагая теорию развивающего обучения, В.В.Давыдов подчеркивал: «нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться» [7, с.142]. Творческие процессы многозначны, глубинны и неизмеримы, ассоциативны и конкретны. Они одновременно логичны и эфемерны, обоснованы в научных трактатах и обозначены в художественно-образной форме одним или двумя словами как «мыслеобразы». В культуре, искусстве, художественном творчестве при непрекращающихся процессах обновления, сохраняются многовековые традиции. Поэтому профессионально-личностное становление художника-педагога есть освоение традиции в культуре профессии и освоение профессии в традициях культуры. ЛИТЕРАТУРА 1. Глазырина Е.Ю. Музыка в четвертом измерении / Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников. М.: Искусство в школе, 2001. 372 с. 2. Слободчиков В.И. Антропологический кризис европейской модели человека [Электронный ресурс] // Кентавр. 2005. № 36. URL:http://circleplus.ru/circle/kentavr/ 3. Цвык В.А. Профессиональная этика: основы общей теории: учеб. пособие. Изд. 2-е. М.: РУДН, 2012. 288 с. 4. Фонарев А.Р. Психология личностного становления педагога-профессионала: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07. Москва, 2007. 50 с. 5. Позднякова О.М. Педагогический потенциал культуры как фактор профессионального становления будущего учителя: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.08. Петропавловск-Камчатский, 2008. 23 с. 6. Салдаева Г.М. Проблемы оптимизации профессионального становления музыканта-исполнителя: На материале фортепианного искусства: автореф. дис…. канд. искусствовед.: 17.00.02. Магнитогорск, 2003. 29 с. 7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.