МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕДЖЕ НА ОСНОВЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ПОДМОСКОВЬЯ

Куликова Татьяна Викторовна

стажер ФГБНУ «ИХОиК РАО», заведующий Талдомским филиалом (училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов) Московского Губернского колледжа искусств

Аннотация: 
В статье рассматривается процесс проектирования модели профессиональной подготовки студентов колледжа на основе освоения декоративно-прикладного искусства и использования региональных художественных традиций Подмосковья, дается трактовка понятия «модели».

Общественные и социально-экономические преобразования, происходящие в настоящее время в стране, повлияли на смену парадигмы образования и повысили уровень требований к качеству профессиональной подготовки квалифицированных специалистов среднего звена. Сегодня качество современного профессионального образования предполагает соответствие образовательного результата потребностям государства, общества, рынка труда и личности.

Удовлетворение потребностей личности, общества и государства в образовательных услугах в сфере профессионального образования и обучения с учетом тенденций формирования отечественного рынка труда и мирового опыта, обеспечение равного доступа к качественному профессиональному образованию и обучению в течение жизни будут способствовать социально-экономическому росту страны. Также важно выделить культурно-образовательное пространство, где важнейшей составляющей является образование в сфере культуры и искусства. Оно является национальным достоянием страны, обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства России, социально востребовано как процесс, в котором органично сочетаются воспитание, обучение и развитие личности человека.

Реформирование системы профессионального образования с целью достижения ее качественного соответствия перспективам развития государства, требует научно-методического и организационно-методического обеспечения инновационных преобразований. Это указывает на то, что одновременно с содержательными изменениями, в соответствии с обновленными структурами и содержанием федеральных государственных стандартов профессионального образования, должны происходить перемены, ориентированные на изменения на рынке труда, учет требований предъявляемых к профессионалам различных сфер.

Процесс проектирования модели профессиональной подготовки студентов колледжа на основе освоения декоративно-прикладного искусства и использования региональных художественных традиций Подмосковья опирается на теоретические положения, изложенные в работах В.П. Беспалько, Н.М. Борытко,                         Б.С. Гершунского, Е.А. Крюковой, В.Ф. Максимович,   В.М. Монахова,                В.А. Сластенина, В.В. Серикова, А.И. Шевченко, Е.Н. Шиянова и др., а также на исследованиях по регионализации образования М.В. Артюхова, Г.Н. Волкова,     В.И. Загвязинского, А.В. Мордовской, Г.Н. Серикова, В.К. Шаповалова и др.

При разработке такой модели в колледже нами была поставлена задача по сохранению дисциплин регионального компонента. В новых ФГОС СПО не предусмотрен национально-региональный компонент содержания образования. Однако, в научных исследованиях мы находим подтверждение необходимости ориентации учебного процесса на освоение региональных национальных ценностей. В.Г. Ушаков пишет, что «...госстандарты – достаточно чётко ориентируют учебные заведения среднего профессионального образования (далее СПО) на разработку и ежегодное обновление основных профессиональных образовательных программ с учётом запросов работодателей и особенностей развития региона». Исследователь также указывает на то, что во многих регионах Российской Федерации действуют региональные требования и нормы формирования вариативной части содержания образования, а образовательные организации, подведомственные органам исполнительной власти регионов, получают региональный или муниципальный заказ на подготовку кадров, востребованных на рынке труда». Мы солидарны с мнением В.Г. Ушакова о том, что региональная составляющая – наиболее подвижная часть содержания среднего профессионального образования (в первую очередь, его профессионального модуля), нуждающаяся в ежегодном обновлении и соответственно в проектировании как специально организованной [4].

Карпушин Н.Я. пишет о том, что региональный подход в отечественном образовании вызван рядом условий, сложившихся на обширной территории России: природно-географических, этнических, демографических, социально-культурных, экономических. «Поиск «индивидуального лица» региональных образовательных систем и путей их развития и есть поиск смысла региональной образовательной деятельности, ее истинного места в контексте социальных реформ» [1].

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 3+ по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» областью профессиональной деятельности выпускников становится художественное проектирование и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства; образование художественное в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях. Качество профессиональной подготовки художников-мастеров может быть осуществлено при комплексном взаимодействии всех сторон деятельности колледжа – содержательной, методической,  организационной, материальной обеспеченности.

У разнообразных художественных промыслов и ремесел Московской области давние, самобытные художественные традиции, которые продолжают своё развитие на современных предприятиях: Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, Гжельский фарфоровый завод, Павловопосадская платочная мануфактура, Клинские елочные игрушки, Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, Дулевский фарфор, Промыслы Вербилок, Гуслицкая роспись Егорьевска, Жостовская фабрика декоративной росписи, Кобяковская фабрика по лозоплетению. Народное искусство никогда не останавливалось в развитии, отражая время и особенности творчества мастера. Но, тем не менее, искусство промыслов сохраняет постоянные черты, определяющие самобытность изделий, поэтому для народных промыслов очень важна подготовка кадров мастеров.

В настоящее время все больше ценится способность выпускника использовать приобретенные знания в изменяющихся условиях производства. Любая профессия требует специфических знаний, умений и навыков. Поэтому подход к обучению может быть только целенаправленным и комплексным. Прежде всего – это процесс формирования профессиональных компетенций студентов, который осуществляется через формы организации образовательного процесса.

По мнению ряда ученых-исследователей перед профессиональными учебными заведениями ставится задача подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной профессиональной мобильности.

Новые требования работодателей обуславливают необходимость к формированию у молодого поколения мотивации инновационного типа, трудового поведения, современного мышления, а это в свою очередь требует от системы профессионального образования нового качества, постановки перед ним новых приоритетов, как в деле удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах, так и вопросах воспитания молодежи, нацеленной на саморазвитие, самореализацию, обладающей толерантностью и высокой культурой [3].

Модель профессиональной подготовки студентов в колледже в процессе изучения художественных традиций и народных промыслов Московской региона в целом и Талдомского края в частности представляет собой систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных блоков.

Проектировочный блок включает в себя проектирование компонента модульных программ и учебных планов для подготовки художников-мастеров на основе нормативных документов: Закон об образовании в РФ, федеральный государственный стандарт СПО  по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», Концепция художественного образования в РФ, Концепция модернизации образования и других документов федерального и регионального уровней.

Содержательный блок находится в зависимости от целей и задач профессиональной подготовки и определяет содержание обучения и деятельности студентов колледжа. Реализация содержательного блока позволяет активизировать деятельность студентов в течение всего процесса профессиональной подготовки, обеспечить получение профессиональных знаний внутри каждой дисциплины, формировать умения и навыки, необходимые будущему конкурентоспособному специалисту.

Процессуальный блок включает в себя описание процесса применения технологий, методик и практик формирования профессиональных компетенций студентов колледжа. Данный блок модели профессиональной подготовки художников-мастеров определяется особенностями всех видов деятельности студентов. Содержание данного компонента блока связано с аспектами активизации учебной, учебно-профессиональной и трудовой (производственной) деятельности на основе их интеграции и предметной взаимосвязи. Под результатом образовательного процесса мы понимаем достигнутый личностью уровень сформированности необходимых и достаточных качеств специалиста. Модель выпускника – художника-мастера – является своеобразным эталоном личности специалиста.

Социально-ориентировочный блок направлен на расширение значимости социального партнёрства в контексте реализации художественно-творческих проектов студентов региональной направленности.

На современном  этапе в среднем профессиональном образовании стоит задача всесторонней подготовки студента: не только специалиста и профессионала своего дела, но и личности, полноценного члена социума. Одним из основных документов в колледже является основная профессиональная образовательная программа, обязательным разделом в которой является практика как особый вид занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся, а также формирующих профессиональные качества специалиста, востребованного рыночной экономикой.

Конечно, формирование профессионально важных качеств специалиста невозможно без тесной связи образовательной организации с работодателями. Программы по производственной практике обязательно согласуются с работодателем, учитываются его пожелания и, как правило, они реализуются на объектах организаций социальной сфер деятельности.

В профессиональном образовании исследованиями проблемы социального партнерства занимались отечественные ученые  Е.М. Белый, О.В. Богачева,  А.В. Гагарина, М.Б. Дюжев, Т.П. Евсеенко, Н.С. Игнатьев, Е.П. Ильясов, Н.Р. Кельчевская, Э.В. Кондратьев, И.А. Майбуров, С.Г. Марфин, В.А. Михеева В.А. Поляков,Т. Рек, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко и др., а также зарубежные авторы – Б. Енеке, Ж. Зантфорт, Д. Мердока и др.

Для Талдомского колледжа социальное партнерство в последние несколько лет стало естественной формой прохождения практики. Преподавателями Талдомского филиала Московского Губернского колледжа искусств совместно со студентами разработаны несколько социальных проектов, целью которых было обеспечение практики и стажировки студентов в организациях и учреждениях нашего города, района. Развитие у студентов навыков работы в коллективе, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями, а также формирование у обучающихся умения брать на себя ответственность за результат выполнения заданий, стало основной задачей в социальных проектах [2].

Блок педагогического мастерства включает в себя разработку и внедрение региональных модулей в программы СПО через педагогические советы, работу методических объединений, методических консилиумов, творческие  отчеты преподавателей колледжа, их публикации, повышение квалификации педагогических кадров, их участие в творческих выставках, профессиональных конкурсах, в процессе самообразования преподавателей, материалах, разрабатываемых для персональных web-сайтах педагогов.

Блок оценки эффективности освоения студентами декоративно-прикладного искусства и использования региональных художественных традиций Подмосковья включает в себя комплекс методических материалов,  направленных на поэтапное оценивание достижений обучаемых. Данный блок также помогает выявить уровень развития знаний, умений и навыков обучающихся, включая их индивидуальные качества и личностные свойства. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся.

Блок «Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа» направлен на формирование тех компетенций, которыми должен овладеть выпускник, освоивший программу подготовки специалистов среднего звена по данной специальности.      

В процессе обучения в колледже у художника-мастера, преподавателя формируются общие компетенции, включающие в себя специальные способности, а также – профессиональные компетенции, соответствующие видам деятельности – творческая и исполнительская деятельность; производственно-технологическая деятельность; педагогическая  деятельность. Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе полученных знаний, умений и практического опыта. Освоение общих компетенций – это процесс применения знаний, умений, личностных качеств и практического опыта для успешной деятельности в любой (или какой-то определенной) области.

Блок «Формы организации образовательного процесса» направлен на выявление конкретных форм организации обучения, которые определяются составом обучающихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности обучающихся, способами руководства ими со стороны преподавателей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга: организационная,  самостоятельная работа обучающегося, практика. Только в системе форм организации может быть осуществлён полноценный процесс обучения. 

Таким образом, модель профессиональной подготовки студентов колледжа позволяет подготовить  квалифицированного, конкурентоспособного специалиста – художника-мастера, владеющего особенностями региональных художественных промыслов.

 

Карпушин Н.Я. Педагогическое проектирование развития региональной системы общего среднего образования в условиях его модернизации: дис. …д-ра . пед. наук. 13.00.01[Текст]/ Н.Я. Карпушин. – Н. Новгород, 2012.
Куликова, Т.В. Социальное партнерство как форма образовательного процесса в колледже искусств [Текст]/ Т.В. Куликова //Искусство и образование, 2017. – № 5(109). – С.120 – 128.
Ломакина, Т.Ю. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях [Текст] /Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева. – М.: Academia,  2008.
Ушаков, В.Г. Проектирование содержания образования в колледжах художественного профиля (на примере Крайнего Севера): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст]/В.Г. Ушаков. – М., 2012 – 24 с. – С. 11 – 12.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1389).