Аннотация:
Рассмотрена специфика обучения балету в системе современного хореографического образования исходя из задачи сохранения приоритета отечественного классического балета. Описано своеобразие танца как целостного двукомпонентного эстетического феномена. Описаны профессиональные качества артиста балета. Кратко охарактеризованы основные педагогические модели обучения. Дан их анализ применительно к целям и задачам подготовки будущего артиста балета. Раскрыта специфика педагогической модели, направленной на развитие профессиональных качеств будущего артиста балета. Предложена модель развития профессиональных качеств будущего артиста балета
Классический танец и система его хореографических средств постоянно развиваются. Расширяется технический арсенал хореографических движений. Многообразнее становится репертуар отечественных и зарубежных балетных театров. Растет роль интегративных процессов в развитии различных областей человеческой деятельности. Профессиональная хореография все больше взаимодействует с другими областями человеческого знания. Углубляется эстетическое понимание деятельности артистов балета. Подчиняясь требованиям хореографии, в ее состав органично входят некоторые элементы спортивных упражнений. На основе традиционных движений классического танца разрабатываются новые группы движений, отличающихся сложностью иного уровня. Совершенствование методики преподавания как одно из основных звеньев в общей системе повышения исполнительского мастерства обусловливает необходимость разработки новых приемов и методов технического освоения сложных хореографических движений. Методика преподавания классического танца всегда представляла собой сложный многофакторный комплекс. Одно из существенных мест в нем всегда принадлежало внедрению и активному использованию научных принципов осуществления двигательных актов. Задача сохранения приоритета отечественного классического балета обусловливает необходимость постоянного поиска новых путей и методов совершенствования исполнительского мастерства. В частности, это связано с тем, что результат творческих усилий авторов балетного спектакля – композитора, балетмейстера, сценографа – зависит именно от исполнителей, которые воплощают авторский замысел в художественно танцевальных образах.
Существование сильной отечественной балетной школы подняло планку отечественного профессионального хореографического образования на очень высокий уровень. Современный педагог-хореограф не может игнорировать эту взаимосвязь. Искусство балета развивается параллельно с актуальными хореографическими тенденциями. Они в свою очередь формируются под воздействием новейших тенденций в области педагогики. В то же время балет имеет уникальный смысловой центр, который дает возможность рассматривать его отдельно от прочих аналогичных явлений. Этот центр обусловливают устойчивые педагогические традиции, передача опыта поколений в процессе обучения балетному мастерству. Именно к нему направляются все усилия педагога-хореографа по воспитанию артиста балета. В определенных пределах этот смысловой центр отвечает за мотивацию для самого учащегося.
Возросшие требования к развитию хореографии обусловливают необходимость разработки эффективных средств повышения мастерства исполнителей. Идейное содержание хореографии тесно связано с этим явлением. Тематическое и жанровое многообразие лучших балетных спектаклей направлено на раскрытие богатства окружающего мира всеми способами, доступными хореографии современного классического танца.
Танец способствует раскрытию активно-творческого начала личности, ее переходу на новый уровень взаимодействия с миром. Открыть такое значение танца для учащегося в системе среднего профессионально-хореографического образования – главная задача педагога-хореографа в процессе обучения. От степени развитости профессиональных качеств учащихся напрямую зависит результат их творческой деятельности в танцевальной среде, и она же свидетельствует об уровне профессиональной компетентности педагога-хореографа. На основании этого можно сделать вывод о необходимости повышенного внимания молодого преподавателя к этому аспекту педагогико-хореографической деятельности и его функционированию как в сфере духовно-эмоционального, так и в сфере психофизического развития учащихся в системе среднего профессионального хореографического образования. Профессиональные качества являются неотъемлемым элементом педагогико-хореографического процесса. Правильность представления об их специфике определяет успех всей деятельности в этой области. Понятие профессиональных качеств присутствует в самых различных областях функционирования человека и общества. Оно имеет широкую смысловую окраску и смысловую гибкость. В то же время в каждом виде профессиональной деятельности есть свои специфические профессиональные качества. Это положение естественным образом сохраняется и для хореографии. Тем более оно справедливо для артиста балета, узкоспециализированного профессионала, деятельность которого направлена на решение самых сложных хореографических задач и должна протекать в современных условиях и при этом держаться установившихся за долгое время традиций.
Совершенствование профессиональных качеств учащихся в системе среднего профессионального хореографического образования приходится на этап их профессионального самоопределения и, по сути, вхождения в мир профессии, установления профессиональных отношений с миром, другими людьми и с самим собой. Педагог-хореограф должен помнить о том, что каждый элемент учебного курса включает в себя как механическую, техническую часть, так и смысловую, значимую. Первая является носителем информации, значения. От успешности ее выполнения, правильности внешнего представления зависит успех коммуникации, реализации второй – смысловой – части, касающейся семантики деятельностного поля учащегося, необходимой для его взаимодействия с миром.
Танец как вид творческой деятельности связан с раскрытием в человеке духовных основ его существования. В танце заложены социально-культурные ориентации, которые позволяют решать значимые проблемы в развитии общей культуры человека, такие, как нравственное здоровье и гармонизация личности. Обучение танцу дает возможность развития интеллектуальной сферы, образного мышления и творческого воображения. Именно об этом не стоит забывать во время продумывания плана занятия. Процесс обучения танцу не должен сводиться к заучиванию схем и движений, его цель – научить выражать смысл, который предполагает эстетический объект. Танец как целостный эстетический феномен складывается из взаимодействия духовно-эмоционального и психофизического элементов. Первый элемент направляет движение танца и привносит в него осмысленность, второй – носит инструментальный характер, является средством достижения для танцующего определенного выразительного эффекта.
Таким образом, будущий высокопрофессиональный артист балета должен уметь воспринимать хореографический текст, выделять его главные аспекты и уметь передавать его смысл как средствами хореографии, так и с помощью вербального языка, особенно если он собирается стать хореографом. Мы предлагаем следующую классификацию профессиональных качеств артиста балета.
• Художественно-выразительный компонент: коллективность; коммуникабельность; импровизация; эмоциональность; образность; музыкальность; артистизм.
• Психофизиологический компонент: сила воли; упорство; работоспособность; дисциплина; целеустремленность; способность к самоограничениям.
• Технико-физический компонент: координация движений; знание физиологических особенностей; умение выстраивать движение собственного тела; знания о режиме питания, репетиций, отдыха;
Отличительная черта современной системы профессионального хореографического образования – ее ярко выраженный педагогический характер. Это связано с резко возросшим значением танца в мире как эстетического феномена, рамки которого уже давно не определяются только его бытованием в той или иной культурно-национальной среде.
При описании нашей педагогической модели мы будем исходить из определения ее как «модели педагогической деятельности, в которой представлен замысел ожидаемого результата, определен его смысл, дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата, указаны субъекты деятельности» [6]. Цель разработанной нами педагогической модели заключается в том, чтобы обеспечить развитие профессиональных качеств будущего артиста балета. Результат, соответственно, будет представлен сформированными профессиональными качествами будущего артиста балета.
На данный момент известно несколько основных видов педагогических моделей:
1) традиционная – в основе обучения лежит прямая передача знаний, умений, навыков от преподавателя к учащемуся;
2) поведенческая (бихевиористская) – преподаватель отталкивается от потенциала конкретного обучающегося, его сильных и слабых сторон и формирует на основе этого цели и задачи обучения;
3) учебно-конструктивистская – роль преподавателя заключается в создании условий, в которых обучающийся мог бы сам эффективно строить свое обучение;
4) когнитивистская (развивающая) – траектория обучения определяется в зависимости от возраста учащегося, фазы его интеллектуального и психологического развития;
5) социально-педагогическая – обучение ориентировано на применимость получаемых знаний, развиваемых умений и осваиваемых навыков в реальной жизни, а также на усвоение ценностей, взглядов и морально-нравственных установок, характерных для данного общества;
6) романтическая (натуралистическая, опытная) – исходным пунктом обучения является внутренний мир ребенка, представление о самодостаточности обучающегося и необходимости предоставления ему свободы в собственном развитии.
На данный момент вряд ли у кого-то вызовет сомнение то, что современная педагогическая модель должна носить комплексный характер и сочетать в себе сильные стороны различных моделей в зависимости от конкретных решаемых задач.
Так, долгое время в отечественном образовательном процессе преобладало использование традиционной педагогической модели, в основе которой лежит представление о заучивании знаний и пассивной роли учащегося. При этом творческий характер обучения не получал должного развития, а педагог, играя активную роль в учебном процессе, оставался для учащегося не более чем источником знаний, который не занят в процессе его личностного формирования. В области балетного искусства возможностей данной педагогической модели уже недостаточно, так как участие преподавателя больше не может ограничиваться изложением учебной программы. Задача педагога-хореографа заключается не просто в обучении, а в воспитании личности будущего артиста балета. Это говорит о возросшем значении в подготовке будущего артиста балета социально-педагогической модели обучения. Именно от нее мы и предлагаем отталкиваться при построении процесса обучения в хореографическом училище, в частности – при развитии профессиональных качеств танцовщика балета.
Творческий характер балета указывает на необходимость применения романтической и учебно-конструктивистской педагогических моделей, но в определенных рамках. Безусловно, свобода деятельности – одно из неизменных условий творческой деятельности, без этого не может быть большого художника, но здесь нужно также учитывать хореографическую специфику, ведь подготовка артиста балета на 80% состоит из работы, основанной на множестве повторов различных движений и др. Прежде, чем создавать произведение искусства, открывать новые горизонты в балете, танцовщик должен на профессиональном уровне овладеть языком этого вида искусства. Таким образом, свобода деятельности обучающегося в хореографическом училище должна реализовываться в рамках, определенных для него преподавателем, который создает необходимые условия для творческого развития будущего артиста балета. Возможности романтической и учебно-конструктивистской педагогических моделей прежде всего необходимо использовать для развития художественно-выразительного компонента, который объединяет в себе профессиональные качества, связанные с танцевальной выразительностью, а именно способностью «танцовщика эффективно использовать физические и психоэмоциональные возможности своего тела как инструменты создания художественно-целостного хореографического образа» [2, с.21].
Особую роль в процессе обучения в хореографическом училище имеет использование поведенческой (бихевиористской) и когнитивистской (развивающей) педагогических моделей. Общим для них является то, что педагог должен исходить в своей деятельности из актуального состояния обучающегося. В хореографии очень большую роль играют врожденные факторы личности, ее интеллектуальные и психофизические данные, расположенность к танцевальному искусству. Обучение строится строго в соответствии с возрастом и физическими возможностями учащегося. Таким образом, возможности поведенческой (бихевиористской) и когнитивистской (развивающей) педагогических моделей прежде всего необходимо использовать для развития психофизиологического и технико-физического компонентов. Их также можно учитывать при развитии художественно-выразительного компонента.
Вывод. Разработка комплексной модели развития профессиональных качеств будущего артиста балета – очень важный и актуальный вопрос современной педагогики хореографии. При его решении необходимо отталкиваться от представления о балете как виде творческой деятельности, которые позволяет раскрыть в человеке духовные основы его существования. Танец имеет огромное социально-культурное значение, особенно это касается балета, сосредоточивающего в себе духовно-нравственный потенциал как отдельной нации, так и всего человека. Поэтому ключевое значение при разработке педагогической модели развития профессиональных качеств будущего артиста балета необходимо уделять социально-педагогической модели, в контексте которой и должно строиться все обучение в хореографическом училище.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб.: Лань, 2000. 192 с.
2. Димура И.Н., Макарова, Д.С. Танцевальная выразительность артистов балета: к вопросу о дефинициях // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016. № 4 (45). С. 20–30.
3. Захаров Р.В. Слово о танце. М.: Молодая гвардия, 1979. 159 с.
4. Киргуева Ф.Х., Тотоонова М.Х. Современные представления о моделировании в педагогике // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 1–6.
5. Куликова Л.М., Ляпкало К.Л. Моделирование процесса развития познавательных ценностей студентов колледжа // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 176–181.
6. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и научных работников, занимающихся вопросами методики педагогических исследований. М.: Высшая школа, 1987. 200 с.
7. Русинова С.А., Чан Бао. Основные педагогические принципы при подготовке хореографов // Вестник Академии русского балета им А.Я. Вагановой. 2011. № 1 (25). С. 179–190.
8. Тарасов Н.И. Классический танец. М.: Искусство, 1981. 479 с.