МОДЕЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

МАЛЫШЕВ А.В.

К.э.н., исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии

Аннотация: 
В данной статье описываются и анализируются основные принципы создания модели социокультурной среды как средства и способа воздействия на процесс развития культуры личности подростка, изучается структура социокультурной среды, процесс проектирования психолого- педагогического сопровождения развития культуры личности подростка уделяется внимание проблеме необходимости накопления подростками положительного социального опыта, опыта приема и трансляции культурных ценностей, культуре общения и образу мышления.

Развитие культуры личности подростка зачастую в значительной степени
обусловлено влиянием социокультурной среды, как стихийно возникшей, так и
искусственно созданной. Чем в меньшей степени среда окружения подростка насыщена
традициями, ценностями, носителями и трансляторами культуры, а также культурными
кодами, тем сложнее будет проходить процесс развития культуры личности, направление
ее траектории к уровню «Культура Достоинства». [7] Поэтому необходимо подробно
изучать социокультурную среду и наполнять ее всеми составляющими культуры,
подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы психолого-
педагогической деятельности, формируя модели социокультурной среды.
Для осуществления данного вида деятельности, направленного на развитие
культуры личности подростка, необходимо изучение возможностей, особенностей и
потенциала его социокультурной микросреды; организация совместной социокультурной
практики, преобразующей среду по пути достижения подростками уровня Культуры
Достоинства, исследовательская деятельность культурологической направленности,
стимулиция активности и инициативности самих подростков в культуротворчестве.
Парадигма деятельностного сознания основана на трех «категориальных
онтологиях»: личность в развитии деятельности; деятельностное сознание в развитии
рефлексии; деятельность в развитии сознания личности. А культура, связанная с
ценностно-смысловой сферой деятельностного сознания личности (которое является
автогенеративной системой, то есть порождается внутри деятельности и стимулирует
собственное развитие через деятельность), предопределяет продукт и результат этой
деятельности. Только становясь субъектом развития собственных социокультурных
действий, человек обретает возможность стать личностью.
При этом важно не просто «функционально запустить» требуемые стандартами
образования личностные качества, а создать возможности для достижения человеком
вершин своего развития, достижение уровня Человека Культуры Достоинства (используя
методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и
рефлексивной самоорганизации сознания личности). Здесь необходимо иметь в виду не
только когнитивные механизмы отражения предметной среды, но и социокультурные
механизмы формирования деятельностного сознания - формирование образа мира
(мировосприятие, мировоззрение, мироинтерпретация), проектного отношения к миру
(мироконструирование) и вписанной в этот образ системы духовно-практической
деятельности. [3]
По мнению В.А.Петровского,[6] активность, обеспечивающая расширенное
воспроизводство жизни индивида, является сквозной характеристикой его субъектности.
Активность не просто включена в деятельность, а придает ей индивидуальную
(личностную) окраску. Кроме того, по мнению И.А. Джидарьян, [2] посредством
категории активности подчеркивается то особое качество человека как субъекта
деятельности, благодаря которому он выходит за пределы заданных условий и
обстоятельств жизнедеятельности, проявляя инициативу, творческий поиск, добиваясь
максимальной мобилизации внутренних резервов и возможностей для целенаправленного
изменения и преобразования мира».
Соотношение объемов понятий «активность» и «деятельность» обсуждается в
работах К.А. Абульхановой-Славской.[1] «Необходимость обращения к понятию
активности, - как пишет автор, вызвано тем, что оно шире деятельности, поскольку
активность проявляется и в познании, и в общении, и, главное, в жизненном пути в
целом». В системе понятий «личность» и «деятельность», активность занимает
промежуточное положение, выступает связующим звеном, позволяющим «рассматривать,
как личность объективирует себя в деятельности, выявить способ ее самовыражения». [1]
Подросток, обладая индивидуально представленной психологической структурой
личности (установки, притязания, ожидания, готовность, способность, воля, сознание и
т.д.), проявляет активность в культуротворческой деятельности, используя возможности
проявления самостоятельности (саморегуляции, самоопределения), что является
потребностью этого возраста, отражает процесс взросления подростка, тем не менее,
требуется создание специальных условий оптимизации этого процесса.
Развитие активности подростка в социокультурной деятельности должно
сопровождаться ее гуманистической, культуротворческой направленностью (в качестве
базовой личностной детерминанты), проставлением подростком персональных акцентов, а
также развитием культуры рефлексии.[4]
Кроме этого, развитие культуры личности подростка предполагает постепенное
освоение коллективного социокультурного опыта, его приращение и отражение в
индивидуальном опыте, народной культуры, сохранение и преумножение ее традиций и
материальных объектов. Для гармоничного сочетания индивидуального и коллективного
опыта, необходимо, чтобы социум не нивелировал индивидуальность, а личность не
противопоставляла себя социуму. Проблема единства индивидуального и коллективного
относится к числу общечеловеческих проблем, отражает тему духовности и культуры
нашего времени.
Психолого-педагогическую деятельность по сопровождению развития культуры
личности подростка обеспечивают непосредственно как педагоги, практические
психологи, родители, так и все субъекты воспитательно-образовательного процесса.
Инновационная психолого-педагогическая деятельность, коей является
проектирование психолого-педагогического сопровождение процесса развитие культуры
личности подростка в условиях современного информационного пространства должна
протекать в форме сотворческого поиска решения не ряда отдельных задач, а
экзистенциональных (вечных, общечеловеческих и мировых) проблем.
Реализация поставленных целей и задач во многом зависит от способности
психолого-педагогических кадров анализировать, генерировать, побуждать,
стимулировать, организовывать и воплощать в практику инновационные научные идеи и
концепции, от умения понимать и выявлять социокультурные, личностные проблемы,
находить для них нестандартные, эффективные решения. Не следует также искючать из
списка способность педагогов проектировать психолого-педагогическое сопровождение
целостного развития личности ребенка в современных быстроменяющихся условиях, во
время трансформации образовательных парадигм, работать в команде; их творческий
потенциал, инициативность, активность, открытость, уровень информационной культуры,
позволяющей анализировать, выделять и структурировать огромные массивы
информации.
Основываясь на положениях теории деятельности А. Н. Леонтьева, [5] состоящее в
том, что позитивное влияние на процесс развития означает управление ведущей
деятельностью, можно предположить, что в процессе проектирования психолого-
педагогического сопровождения развития культуры личности подростка, необходимо
особое внимание уделить проектированию совместной, творческой, результативной
социокультурной деятельности, исследовательской деятельности культурологической
направленности; накоплению подростками положительного социального опыта, опыта
приема и трансляции культурных ценностей; культуре общения и образу мышления.
Наличие прикладного аспекта данного вида деятельности предполагает
использование социально-психологических знаний о подростковом возрасте,
особенностях современного информационного пространства и его влияния на процесс
развития культуры личности подростка в контексте современных социокультурных
условий России, а также - специфике формирования Культуры Достоинства, Человека
Мира. Знания социально-психологической направленности ложатся в основу
проектируемого психолого-педагогического сопровождения развития культуры личности
подростка, социокультурной среды образовательного учреждения, где обучается
подросток.
Социокультурная среда – это совокупность взаимозависимых и взаимовлияющих
друг на друга таких составляющих, как культурная среда и социальные условия
жизнедеятельности человека, она всегда является современной и динамичной.
Содержание и качество социокультурной среды отражает духовный мир, качество и
образ жизни человека, влияют напрямую на его активность в изменении или поддержании
качества социокультурной среды, на всю ценностно-мотивационную сферу качества
человека, его мироощущение, его жизненные, духовные силы для
самосовершенствования.
Социокультурная среда может выступать в качестве как внешнего фактора влияния
на личность, так и сама подвергаться влиянию – быть спроектированной,
смоделированной, созданной с определенными целями.
Социокультурная среда развития культуры личности подростка является фактором
естественного (спонтанного) и специально-организованного (регулируемого) процесса его
становления как человека культуры (культуры отношения к себе (Культуры Достоинства,
рефлексии (культуры рефлексии, рефлексии на культуру)), к Другому (культуру общения,
культуру взаимодействия, толерантность), к миру в целом (Человек Мира, активность и
инициативности в социокультурной практике и исследовательской деятельности
культурологической направленности, культуротворчестве).
Современный уровень развития информационного пространства вносит свои
коррективы в открытую, динамичную систему «социокультурная развивающая среда» в ее
содержание и качество, требуется учитывать этот факт при проектировании психолого-
педагогического сопровождения развития культуры подростка в современных условиях.
Модель социокультурной среды развития культуры личности подростка должна
функционально включать внешние и внутренние средовые факторы, влияющие на этот
процесс развития.
Внешние факторы модели социокультурной среды в культурологической
парадигме образования включают в себя совокупность влияний на жизнеустройство
подростков, в том числе и влияние современного информационного пространства,
социума, внешкольных социальных институтов, а также всех субъектов психолого-
педагогического сопровождения, являющихся носителями социокультурных ценностей и
смыслов.
Внутреннее ядро модели представляет собой комплекс составляющих развивающей
среды, инновационных психолого-педагогических технологий (включая и инновационные
информационные технологии); общепедагогических и психологических методов, приемов
и средств.
Многообразие, вариативность используемых психолого-педагогических средств,
методов и форм детерминирует гармонизацию социокультурной развивающей среды,
когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер развития культуры
личности подростка.
Развивающий потенциал социокультурной среды реализуется в оптимальной
организации культуротворческой совместной деятельности подростков, подростков и
взрослых, так как в ней происходит становление познавательной и исследовательской
активности подростков; их личностный рост; становление их жизненной философии,
персонологической стратегии обучения и жизнетворчества; накопления социального и
культурного опыта; достижение определенного уровня психологической зрелости и т.д..
Оптимальность организации деятельности подростков зависит от ее соответствия
их возрастным возможностям, от степени ее доступности, социокультурной значимости,
эмоциональной привлекательности для подростков, ее культуротворческого потенциала,
ее разнообразия, наличия свободного выбора подростком направления деятельности.
Негативные процессы, связанные с недостаточным уровнем толерантности в
обществе, молодежной субкультуры, ориентация на западные идеалы в музыке, моде,
кинематографе, что часто сказывается на здоровье подростков как на физическом, так и на
психическом. Дезинтеграционные процессы в обществе, в семье, разрушение культурной
инфраструктуры, учреждений культурного, спортивного досуга приводит к социальному
равнодушию, уходу подростков в «виртуальный мир», что сказывается на развитии их
культуры реального общения, физическом здоровье
В этом направлении необходимо всем социальным институтам создавать условия
для:
- обеспечения целенаправленного, а не стихийного характера процесса развития
культуры личности подростка, поддержку приоритетных направлений и видов культурной
деятельности, имеющих общественную и личностную значимость;
- развития эмоциональной, эстетической, художественной и информационной
культуры как основных составляющих личности Человека Культуры Достоинства ;
- формирования «внутренних фильтров», позволяющих подростку делать
культуросообразный выбор интересующего его материала из огромного массива
информации, предоставляемым информационным пространством;
-развития исследовательского потенциала подростка, его исследовательской
компетентности, что позволит ему реализовать потребность в новых знаниях о мире, о
себе, в расширении кругозора, в самореализации и самосовершенствовании.
От эффективности этих мер, проектов зависит уровень интеллигентности общества
в целом как показателя высокого уровня культуры общения, эстетического вкуса,
эмоциональной культуры, толерантности, уважения традиций народной культуры,
бережного отношения и глубоких знаний истории России, мировой истории, мировой
художественной культуры, восприимчивости инноваций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. / К. А. Абульханова-Славская. - М.; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 224 с.
2. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А. Джидарьян.- Отв.ред. Е.В.Шорохова; АН СССР Ин-т психологии. - М.: Наука, 1976. – 192 с.
3. Дмитриев С.Г. Учитесь читать движения, чтобы строить действия / С.Г. Дмитриев. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2003. - 178 с.
4. Егорычева И. Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии / И.Д. Егорычева: автореф. дисс..д-ра наук :19.00.07 – М., 2012.- 47 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл : Акад., 2004. - 346 с.
6. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский.- М.: ТОО «Горбунок», 1992.- С. 47.
7. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 511 с.