МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ НА ОСНОВЕ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Комлева Вероника Викторовна

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник,ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье рассматривается модель комплексных образовательных блоков для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, основанной на взаимодействии театра, образовательных областей, с учётом социо-культурных традиций, различных видов искусства и народного творчества. Описывается пример, как максимально использовать игровую среду в работе с детьми с учётом особенностей возрастного развития дошкольника. Методика помогает ребёнку в доступной форме определить предметно-смысловую связь, рассмотреть событие как историческую доминанту, получить творческий опыт через проживаемый театральный образ и различные способы художественного иллюстрирования. Образовательный материал с использованием произведений мирового искусства позволяет использовать принцип авторской вариативности в различных методиках и авторских наработках, максимально развить мотивацию к коллективному творчеству. Это помогает изменить методологические и личностные установки в обучении, знакомить детей с народными праздниками, с культурой и традициями не только родного края, но и мирового наследия. Ведущим принципом в работе педагога становится принцип непрерывного использования новаций дошкольного и школьного образовательного учреждения и коллективного творчества семьи.

При разработке  модели комплексных образовательных блоков  для детей дошкольного и младшего школьного возраста  необходимо учитывать  все виды художественно-продуктивной деятельности, игровую практику. Всё это должно быть направлено на  развитие воображения. Дошкольный период является ведущим в становлении данной психической функции [7].  В своих работах В.В. Давыдов[3], О.М. Дьяченко[4] описывают данные исследования. Использование модульного принципа в построении содержания образовательных программ необходимо,  возможно и  закреплено в п.3, ст. 13 Федерального закона об образовании в Российской Федерации. Применение модульного принципа в построении содержания образовательных программ дошкольного образования является новым, ранее модульный принцип применялся к построению программ  в основном в дистанционном обучении и частично был применим  к образовательным программам общего [14], [15] и высшего образования [1].  Модульный принцип можно рассматривать как одну из возможностей интеграции образовательных областей в программу   художественно-эстетического развития дошкольников, а также как изменение проектирования содержания дополнительных образовательных программ. Создание модели построения содержания  и реализации дополнительной образовательной программы для дошкольников и младших школьников опирается  на значимые характеристики модульного принципа, выделенные в ходе теоретико-методологического анализа.
Обучение на основе модульного принципа предполагает построение содержания информационных блоков на основе культурологического путешествия.  Для дошкольного и начального школьного  образования такими блоками могут быть: «Ребёнок и здоровый образ жизни», «Ребёнок и патриотическое воспитание»,  «Ребёнок в социальном мире», «Ребёнок в мире природы», «Ребёнок и традиции», «Ребёнок в мире искусства». В течение года блоки моделируются внутри культурологического путешествия так, чтобы материал компоновался на основе рефрена и мотивировал ребёнка на поисковую деятельность и творческое  развитие ребёнка.  Внутри  каждого блока находится несколько тематических модулей, которые объединяют недельные темы (традиционную единицу календарно-тематического планирования). Например: образовательный модуль «Историческая дорожка» может включать в себя знакомство детей со следующими темами: «Историческое древо», «Традиционный праздник», «Мир вокруг»,  образовательный модуль  «Времена года», объединять темы: «Сельское хозяйство» «С сошкой и ложкой», «Хозяйственные работы весной и осенью», «Хлеб – всему голова», модуль «Культура и традиции» темы:  «Наши соседи», «Мифы и легенды», «Сказки народов мира», «Язык орнамента», «Секреты археологов», модуль «Наше здоровье», темы: «Народные игры», «Исторические игры», «Солнышко в ладошках», модуль «Наше правило» включать темы: «Уважение», «Правила и запреты», «Поделись солнышком».
Модульный принцип предполагает наличие дидактической цели, сформулированной для педагога и ребёнка. Формулировка темы придаёт деятельности детей более интересную окраску, что мотивирует их на  более успешное овладение данной темой.

Модули компонуются не только с учётом  объёма изучаемого содержания, но и по уровню его усвоения детьми. Объём   содержания можно изменить  с помощью применения векторных карт тематического модуля. Освоение модуля становится для дошкольника образовательным путешествием, которое он совершает на основе  полученной символьной карты с педагогом в команде сверстников. Это даёт возможность варьировать обучение, меняя, содержание символьных карт  для разных дошкольников. Образовательное путешествие имеет точки старта и финиша, объединённые одним сюжетом    (это сценарий) для всех участников, но образовательные задачи (символьные карты), которые предлагаются детям могут быть разными. В ходе образовательного путешествия (модульного тематического  блока) каждый дошкольник получает советы (подсказки) как рациональнее действовать и сократить время в пути. Принцип модульного моделирования комплексных образовательных блоков даёт возможность педагогу повысить  использование элементов театральных технологий, квест технологий, творческих конкурсов, а также всевозможных иллюстративных методик.
Модульный принцип приводит к изменению формы общения дошкольников, младших школьников и педагога. Ребёнок и его сверстники  общаются  с педагогом коллективно в контексте сюжета тематического модуля, а также  получает возможность индивидуального общения с педагогом, в  ходе иллюстрирования и работе с индивидуальной символьной картой.
Таким образом, увеличивается объём информации, осваиваемой ребёнком самостоятельно. Это позволяет перенести часть нагрузки ООП дошкольного образования на самостоятельную деятельность детей и предполагает подробное планирование педагогами развивающей предметно-пространственной среды и широкое применение авторских дидактических пособий [9]. Каждый модуль образовательного блока оценивается ребёнком и педагогом. Творческий образовательный продукт дети смогут создавать под руководством воспитателя, при участии специалистов и родителей.  Для дошкольника образовательный продукт должен быть обязательно наглядным [14]. Воспитанник может оценить прохождение тематического модуля, если он получил в итоге наглядный  образовательный продукт. Примерами таких образовательных продуктов могут быть: коллажи, макеты, книжки-самоделки, коллективные панно, театрализации, спектакли и другие художественные события. Презентация творческого образовательного продукта педагогам, воспитателям, родителям, сверстникам из других групп, позволит детям расширить свои социальные компетенции. Презентацией творческого образовательного продукта  может быть: участие в конкурсах, выставках с экскурсоводами-детьми, тематические фестивали, спектакли, художественные события, проводимые совместно несколькими группами дошкольной образовательной организации, на которых происходит обмен опытом между детьми, педагогами и группами родителей.
Педагог может оценивать изучение модуля с позиции достижения планируемых образовательных результатов и последующей творческой рефлексией, что позволит ему в дальнейшем планировать содержание образовательной деятельности с воспитанником. 

Модуль образовательных блоков  формируется как структурная единица учебного плана и в дошкольном образовании включает в себя содержание всех образовательных областей,  объединяемых по тематическому признаку.
Ведущей характеристикой модульного принципа обучения является гибкость [17]. В проектировании содержания ООП дошкольного образования этот принцип может быть реализован на основе совместного с детьми и родителями  тематического  планирования образовательного путешествия. На начальном этапе выбора темы из нескольких предложенных воспитателем, происходит  формулирование свободной темы образовательного модуля. Это даёт возможность привлечь родителей к образовательному процессу и  учесть интересы детей. Свободные темы используются не чаще 1 раза в квартал в основной учебный период, частота их может быть увеличена в летний каникулярный период, что даёт возможность соблюдать пропорцию между заложенным стандартом и примерной образовательной программой дошкольного образования, содержанием образовательной деятельности и дополнением по инициативе родителей и детей. Кроме того гибкость модульного принципа может быть реализована через вариативность объёма и уровня содержания. Сроки освоения одного тематического модуля могут быть вариативными [9].

В разработке модели образовательных блоков для занятий с детьми дошкольного и начального школьного возраста необходимо опираться на нравственное, патриотическое, социальное воспитание, художественное и физическое развитие, приобщение к различным видам труда, приобщение к семейным и мировым ценностям. Моделирование образовательных блоков в работе с дошкольниками зависит от возрастных ступеней, именуемых как младшая, средняя, старшая и  подготовительная группа. Возраст дошкольников влияет на информационные объёмы образовательных блоков и количество образовательных областей. Образовательные области:  социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие,  речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, театральная деятельность, художественное слово, художественное движение),  патриотическое воспитание,  игровая деятельность, социализация, физическое развитие и здоровый образ жизни. Моделирование комплексных образовательных блоков  на основе взаимодействия театральных технологий  даёт возможность педагогу изменить  для  ребёнка обобщённое художественно-образное познание окружающего мира  и развить   детское творческое воображение и художественные способности. Ребёнок дошкольного возраста большую часть своего времени проводит в игре. Игра становится его образовательным пространством, условием освоения нового и способом коммуникации. На основе этого выстраиваются принципы моделирования образовательных блоков:

Принцип объединения образовательных областей с учётом регионального и культурно исторического  подхода.
Принцип неограниченного вариативного использования  творческих деятельных форм по освоению образовательных областей в структуре модели.
Принцип освоения образовательных блоков в процессе  творческого образовательного  путешествия  и создания художественного события.

Интегративная основа моделирования образовательных блоков направлена на изменение способа общения педагога с дошкольниками и частичного изменения трансляции информативного блока в начальной школе. При  разработке  образовательных блоков необходимо  учитывать: духовно-нравственные принципы, культурное  наследие  и  народные  традиции, возможность максимального участия дошкольников и семьи в создании театрализованного продукта и должно быть направлено на развитие у детей восприятия через образное чувство. Театрализация занятий должна вписываться в общую модель комплексных образовательных блоков. В ходе разработки модели были подтверждены:

Необходимость стимулирования дошкольника к творчеству.
Необходимость сотворчества детей и взрослых  в создании  арт продукта. Возможность развития чувства вербальной (монолог – диалог) и невербальной (иллюстрация, декорация) формы общения у дошкольников.
Арт продукт является универсальной формой наблюдения и тестирования детей, которая показывает уровень  развития  и гибкость воображения дошкольников, желание иллюстрировать полученные знания.
Доказана необходимость  развития  у дошкольников старшего возраста
«сюжетной и ассоциативной»  памяти. Разработаны задания, включающие  возможность   переноса  театрализованного  сюжета в этап игры ребёнка  с использованием предметов и игрушек. Моделирование комплексных образовательных блоков. Создание  образа, конструирование костюма из бумаги,  поиск характера героя.
 Исторические реконструкции и инсталляции.
Использование патриотических театрализованных шествий, приуроченных к историческому событию.
Участие в конкурсах, смотрах, выставках является  одним из основных  способов  творческого общения детей и взрослых.
Пространство искусства  является  условием  диалога с современным ребёнком и способ возврата детей из вымышленного пространства компьютерных игр и виртуального мира антиэстетического  уровня в мир творчества.

Моделирование комплексных образовательных блоков должно опираться на образные художественные арт модальности: цвет, звук, движение, пространственный объект. Знакомство ребёнка с театральным искусством носит исследовательский, коллективный характер, начиная с традиции театрализации в народной культуре (ближний круг, искусство и культура края) и мировое искусство.

Моделирование комплексных образовательных блоков должно быть разработано с учётом психических особенностей детей  данного возраста и направлено на развитие самостоятельного мышления, повышение уровня качества навыков творческой деятельности на основе разных видов искусства: кино, музыки, изобразительного искусства, хореографии, декоративно-прикладного искусства.

Моделирование комплексных образовательных блоков  учитывает:

Групповое участие взрослых и детей.
Привлечение детей разного возраста с приоритетом детей среднего дошкольного возраста.
Создание комплекса мероприятий, вызывающих ребёнка на арт-диалог и творческую рефлексию.
Создание индивидуальной и коллективной наглядной шкалы достижений и приобретения опыта дошкольников.
Создание модели занятия, где уровень познания становится более глубоким, сложным.                                                                                         

План занятия на основе моделирования образовательных блоков:

Вводная часть - знакомство с темой и  сюжетом  (информативный блок). Дети получают информативную символьную карту, далее разыгрывается ситуация, требующая поиска новых решений.
Основная часть - прохождение по различным векторам образовательного путешествия (деятельный блок).  Детям даётся новая информация из разных разделов и ключ-символ, чтобы найти решение.
Заключительная часть - закрепление полученных знаний (творческий блок) осуществляется творческая  иллюстративная деятельность, анализ и закрепление нового.

Занятия ведут 2 педагога, один обязательно педагог по искусству. Реализация задач происходит через различные виды деятельности: познавательной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, продуктивной. Планирование занятий осуществляется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и интересов детей.

Главная тема  связана с художественным образом, иллюстрирование осуществляется на основе творческой деятельности, с использованием здоровье сберегающих технологий и релаксационных пауз. Выстраивается образовательный маршрут  - это тематические, виртуальные путешествия и музыкальные викторины. Иллюстративный материал - это театрализованные игры, релаксационные паузы. Художественное творчество - игры, драматизации, творческие мастерские. Снятие напряжения и смена статических поз осуществляется за счёт различных физкультминуток. В ходе образовательного процесса максимально используются театральные технологии. Взаимодействие образовательных областей на основе театральных технологий представлено  в схеме. В центре располагается театрализованное художественное событие, на основе которого интегрируются образовательные области. Итогом пройденной темы является театрализованный спектакль.

Театрализованные путешествия дают возможность объединить образовательные области и возможность создавать новые модели комплексных образовательных блоков.

В процессе образовательного путешествия педагог и дошкольники с помощью символьных карт  постепенно проходят образовательные блоки по изучению данной темы. Через музыкальное, художественное, декоративно-прикладное иллюстрирование происходит многоуровневое отражение постигаемого образа. После каждой темы создаётся общее панно, где суммируются основные знания и понятия по пройденной теме. Уровень освоения дошкольниками данной темы может  быть определен на тестовых занятиях, где на предложенные вопросы педагога дошкольникам нужно сделать краткий рисунок или графический знак-букву, словесное описание, звуковой экспромт-иллюстрацию. Эти изображения  основа тестирования, как дошкольники усвоили основные понятия исследуемого объекта,  помогают педагогу определить диапазон образовательной и художественно-эстетической, коммуникативной деятельности. Наглядные ответы должны оценивать и расшифровывать сами дошкольники. Они должны быть: узнаваемыми,  понятными с пояснениями самих дошкольников или их сверстников,    понятными  с пояснениями педагога. Ответы  могут включать изображения цифр и   букв, рисунки, знаки, цветовые пятна, коллажи, эскизы костюмов, шумовые иллюстрации, звуковые комментарии. Итоговое художественное событие является арт акцентом по закреплению полученных знаний.

Например, тематическое образовательное путешествие «Красота, многоликость и разные образы окружающего мира. Япония.

Символические карты по теме « Мир Японии»

В возрасте от 5 и старше ребёнок активно приобщается к миру взрослых, старается выстраивать свои отношения с окружающими. Дети с охотой включаются в игру, договариваются по выполнению каких-либо обязанностей игроков в роли. Необходимо научить ребёнка разобраться в ситуации, например, встать на позицию другого игрока. Возможны длительные путешествия в сказку, в другую страну, в данном примере в Японию. Такие путешествия с одной стороны вовлекают весь коллектив в совместное действие и помогают  коммуникативному развитию детей, с другой — учат исследовать неизвестное с помощью самой разной информации. Завершением этих путешествий могут самые разные «Художественные события». Начиная с пятилетнего возраста,  возможны разнообразные задания на передачу в собственном творчестве впечатлений по мотивам произведений художников; коллективные творческие работы. Сюжеты театрализации и путешествий могут быть практически социально ориентированными. Воспитывается чувство сострадания к разным людям, животным, по отношению к сверстнику. Это помогает формировать заинтересованное отношение к взрослым, уметь замечать и чувствовать их настроения, развивать желание поступать сообразно принятым нормам в жизни человека, осваивать мирные способы разрешения конфликтов со сверстниками. Познавательные способности хорошо развиваются при подготовке театрализованного события. Это помогает формировать представление о форме предметов окружающей жизни и объектов природы, анализировать форму, находить характерные и узнаваемые признаки природных объектов. Формировать способность адаптироваться и ориентироваться в окружающем мире культуры через освоение разных видов художественно-творческой деятельности. Развивать желания детей проявлять себя в каком-либо творчестве, участвовать в событии. Таким образом, моделирование  образовательных блоков для программ развития и воспитания дошкольников  предполагает целевое комплексное создание арт проектов, творческих  циклов, познавательных  музейных путешествий.

Новизна заключается в том, что интегрируются образовательные области, позволяющие формировать образовательные блоки, объединяя содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности дошкольников и младших школьников. Интегрирование художественного творчества, социализации, воспитания здорового образа жизни, труда, музыкального развития, физической культуры   направлено на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, видеть и творить прекрасное.

ЛИТЕРАТУРА

Арсеньев Д.Г., Сурыгин А.И., Шевченко Е.В. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе. СПб., 2009.
Выготский Л.С. Психология искусства. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1986.
Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем возрасте. – М., 1979.   –  Гл.4.
Дьяченко О.Н. Знакомимся с программой «Развитие». – М.: Гном и Д, 2001.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкатерапии [Текст]: Т.Д.   Зинкевич-Евстигнеева. Серия «Психотерапия на практике». — СПб.: Издательство «Речь». — 2000.
 Кавтарадзе Д.Н. Введение в активные методы обучения. — М.: МПСИ, Флинта. — 1998.
 Комлева В.В. Музыкальная театрализация как основной художественный опыт детей в современной школе // Педагогика искусства [Электронный ресурс]: сетевой электронный научный журнал. –2015. – №2. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/komleva 334-345.pdf
Комлева В.В... Восприятие и развитие дошкольников на тематических занятиях по театру.[Электронный журнал]//Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2014. - №4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/komleva_150-160.pdf
Коренева-Леонтьева Е.В. Модульный принцип проектирования содержания основной образовательной программы дошкольного образования. – СПб.; Детство-Пресс, 2017.
Олесина Е.П., Радомская  О.И. Закономерности формирование художественного восприятия и мышления у школьников.[Электронный журнал]//Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2014. - №4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/olesina_228-234.pdf
Программа полихудожественного развития школьников 1—4 классов «Живой мир искусства» [Текст]: разработана под руководством Б.П. Юсова. — М.: Изд. дом Магистр-Пресс. — 2000.
Савенкова Л.Г. 9.Радомская О.И.  Теоретическое основание комплексного интегрированного обучения / Л.Г. Савенкова, О.И. Радомская // Педагогика искусства [Электронный ресурс]: сетевой электронный научный журнал. –2015. – №2. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/radomskaya_savenkova_131-140.pdf
Савенкова Л.Г. Развивающая среда детского учреждения как условие модернизации дошкольного образования // Педагогика искусства [Электронный ресурс]: сетевой электронный научный журнал. –№4 2014 URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova_0.pdf
Солнцева О.В. и др. Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС. – СПб., 2015.
Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография. – М., 2001.
Трубайчук Л.В. Интеграция как средство образовательного процесса // Начальная школа Плюс До и После. — 2011. — № 10.
Чошанов М.A.  Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.,  1996.