МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Жгенти Инга Вахтанговна

заведующий отделением предпрофессионального обучения ФГБОУ ВО «Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки» 

 e-mail: inga13579@gmail.com

Аннотация: 
Статья посвящена проблеме развития педагогических компетенций в области предпрофессионального образования. Автор подчеркивает, что решение любых задач в системе дополнительного образования невозможно без кардинальных изменений профессионального сознания педагогов. Выделены некоторые важные аспекты алгоритма формирования профессионально-педагогических компетенций преподавателей предпрофессионального образования и структуры компетентности педагога.

Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам,

так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот,

кто сам не является развитым, воспитанным и образованным.

А. Дистервег

Система российского образования требует существенных изменений на каждом этапе развития общества. Современная школа на всех уровнях должна следовать тем требованиям, которые предъявляют социальные и экономические изменения в обществе. Модернизация содержания и структуры, повышение качества образования – важнейшие условия решения актуальных проблем нашего общества, связанные с эффективностью и оптимальностью способов и технологий организации всего образовательного процесса. Реформа системы образования требует принципиальных изменений всей системы педагогики – изменения требуют не только цели образования, но и средства педагогической коммуникации. Обращение к системе профильного образования поднимает проблему новых технологий, направленных на развитие современного, конкурентоспособного поколения. Одним из важнейших этапов в системе образования стало внесение в 2011 году в статью 9 Закона “Об образовании в Российской Федерации” пятого вида образовательных программ - дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программы в области искусства. [15] Предпрофессиональные программы – это начальная ступень, фундамент профессионального образования, первая ступень трехступенчатой модели «школа-училище-ВУЗ». Основными задачами предпрофессиональных программ являются выявление одаренных детей, создание условий для приобретения ими знаний и навыков для подготовки к получению профессионального образования в области искусства, формирование грамотной молодежи. [14] Сегодня очевиден тот факт, что без кардинальных изменений профессионального сознания педагогов невозможны изменения всей системы. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. [5] Профессиональная деятельность преподавателя предполагает комплексное и вариативное использование теоретических знаний, полученных в ВУЗе, практических умений, приобретенных в процессе обучения и дальнейшей работы, и личностных качеств. Лишь высокий уровень педагога позволит успешно решать поставленные обществом задачи. Решение проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности, возможно лишь педагогом, обладающим современными базовыми компетенциями, способного к быстрому реагированию к требованиям современного образования. Проблема определения профессиональной компетенции педагога является объектом спора между психологами и педагогами во все времена. Под компетенциями подразумевается совокупность знаний, умений и социального опыта, а также профессиональных полномочий, функций, которыми предстоит овладеть. И сегодня вопросы профессиональной компетентности остаются предметом пристального изучения ученых. Многие из них, в том числе и В.В. Сафонова, В.А.Адольф, П.И.Пидкасистый, подчеркивали в своих работах, что качество освоения основных видов подготовки при получении педагогической профессии впрямую влияет на уровень становления общепрофессиональных компетенций, таких как коммуникативная, предметная, психолого-педагогическая, социальная, методическая. [4] Именно они создают необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе. Моделирование алгоритма формирования профессионально-педагогических компетенций является первым шагом к подготовке квалифицированного педагога предпрофессионального образования, готового мгновенно реагировать на постоянно меняющиеся потребности общества, и включает в себя несколько компонентов: 1. теоретический компонент - разработка единых требований к профессионально-педагогической деятельности педагога предпрофессионального образования; изучение содержания психолого-педагогической подготовки для повышения качества профессионального педагогического образования; 2. содержательный компонент - изучение содержания предпрофессионального образования, направленного на формирование личностных компетенций учащихся, разработка целостной системы предпрофессионального образования; 3. результативный компонент – разработка критериев оценки формирования профессионально-педагогических компетенций. Быть педагогом предпрофессионального образования - это значит быть профессионально компетентным педагогом, теоретически и практически готовым осуществлению столь высокой миссии – сопровождение развития личности и адаптация ее в современном обществе. Базовая компетентность педагога предпрофессионального образования заключается в умении организовать развивающую среду для достижения образовательных результатов ребенка. Структура компетентности педагога имеет различные трактовки. С точки зрения Н. К. Сергеева, Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой, структура профессиональной компетентности педагога имеет следующие составляющие: когнитивная - высокий уровень навыков, умений и знаний, приобретенных в вузе; личностная - мотивация и рефлексия; социальная - профессиональная адаптация и коммуникативность. Умение воспринимать и осознавать большое количество информации, которая льется непрерывным потоком в современном обществе, складывается в определенные качества личности, которые в дальнейшем способствуют познанию и развитию. Отсутствие или недостаточный уровень одной из составляющих приводит к становлению несовершенного педагога, не готового к подготовке и адаптации молодого поколения к требованиям современного мира. Проведя анализ научно-педагогической литературы, можно обозначить несколько критериев и уровней развития профессиональных компетенций педагога предпрофессионального образования: педагогическое мастерство - стремление к профессиональному совершенствованию и готовность к нему, осознание степени признания в профессиональной среде, понимание индивидуальной значимости педагогического труда,отчетливое осознанное видение целей своей работы и ее значения для самореализации в дальнейшей жизни; самоактуализация и раскрытие себя в профессии педагога в предпрофессиональном художественном образовании - открытость к эмоциональному переживанию своих проявлений в педагогической деятельности, высокий уровень эмпатии, умение полагаться на свою педагогическую интуицию, ощущения, умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности в педагогической деятельности. уровень творческой самореализации - осознание миссии своей педагогической специальности, развитие духовной составляющей личностного роста, креативность и творческий образ жизни, неотъемлемый от проявлений в профессиональной педагогической деятельности. Немаловажную роль в развитии педагогических компетенций имеет процесс работы над собой, основанный на системности, осознанности, научности. Педагог предпрофессионального образования должен отвечать современным требованиям - быть образованным специалистом, креативной личностью, способной добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Часто осознание педагогом своей некомпетентности способствует повышению мотивации – человек осознает, что ему не хватает определенных знаний и умений, и он стремится как можно быстрее приобрести недостающие навыки. Достичь высшего преподавательского профессионализма может лишь личность, готовая учиться вместе со своими учениками, мотивировать их, включая в разнообразные виды деятельности, использовать разнообразные формы организации деятельности с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Теоретическая готовность учителя, которая проявляется в умении мыслить и предполагает наличие рефлексивных, прогностических и аналитических умений, подкрепленных гуманистическими качествами педагога, и, в первую очередь, уважением к личности ученика. Таким образом, можно обрисовать модель современного педагога предпрофессионального обучения, способного использовать образовательную среду для социализации и профессионального самоопределения учащихся: 1. грамотный, хорошо подготовленный теоретически специалист в предметной области, способный применять современные методы диагностирования достижений учащихся; 2. человек, способный к сотрудничеству и диалогу как с коллегами, так и с родителями; 3. творческая личность, обладающая исследовательским мышлением и умение организовывать исследовательскую деятельность учащихся; 4. наставник, способный выделять склонности учащихся, подбирать соответствующий учебный материал и мотивировать их, включая в разные виды деятельности. Все вышеперечисленные качества педагога способствуют достижению поставленных обществом целей и отражают кардинально новый подход к обучению, когда преподаватель становится организатором, консультантом деятельности учащихся. И только стремление каждого педагога достичь высшего мастерства в педагогике, организовывая процесс обучения таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать, высказывать свою точку зрения, способствует мотивации учащихся к интеллектуальному росту.

ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеева Л.Л. Исследования в области художественного образования в контексте реформирования отечественной науки// Педагогика искусства, ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА, http://www.art-education.ru/AE-magazine, No 1, 2015. 2. Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств // Москва 2012. 3. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55. 4. Ковалевич И.А., Адольф В.А. Профессиональная ориентация — условие успешной социализации в информационном обществе // Воспитание школьников. - 2009. - № 9. - С. 3. 5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. 6. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., 2000. – С. 360-362. 7. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61. 8. Материалы научно-практической конференции «Формирование ключевых компетенций учащихся в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования», Казань, 2005 г. 9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с. 10. Тутова Н.В. Повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через научно-исследовательскую деятельность, Казань. 11. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие.— М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64. 13. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит. доклад / Л.Л. Алексеева, Е.П. Олесина, Л.В. Школяр и др.; Рос. ин-т культурологии и др.; – М., 2011. 14. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "Живопись" и сроку обучения по этой программе. 15. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации".