Процесс модернизации музыкального образования в школах России идет уже не одно десятилетие, его результаты отражены и во ФГОС второго поколения, и в проекте новой концепции предметной области «Искусство». В документах федерального уровня задаются новые ориентиры в духовно-нравственном воспитании детей, их личностном, художественно-творческом развитии. Однако до сих пор ждет своего научного обоснования концепция преподавания музыкальных культур регионов России. Проблема эта актуальна не только для национальных республик, но для всех территорий, особенно с ярко выраженным полиэтническим составом. Ключевым является вопрос раскрытия региональной музыкальной культуры как неотъемлемой части целостной музыкальной культуры России.
Музыкальное искусство как социокультурное явление исторически развивалось в процессе синтеза музыкальных достижений разных народов. Поэтому сформировать у школьников целостное представление о музыкальной культуре невозможно без раскрытия связей и отношений различных этномузыкальных традиций. Известно, что в России проживают более ста народностей, о самобытном музыкальном искусстве которых школьники могут получить представление на уроках музыки. Но музыкальное творчество всех этносов равноценно представить на уроках музыки невозможно и в силу отведенного учебного времени (один час в неделю), и по причине неравномерности развития музыкальных культур этих этносов. В результате перед учителем любой региональной школы возникают следующие вопросы:
1.взаимодействием каких национальных традиций музыкальное искусство должно быть представлено в школе?
2.какими жанрами, стилями, направлениями следует представлять современному школьнику музыкальную культуру народа?
3.как организовать освоение школьниками этномузыкальных традиций, чтобы воспитать уважение и интерес к ним, потребность сохранять и развивать эти традиции?
Попробуем ответить на поставленные вопросы на основе опыта работы Республики Марий Эл, где в течение ряда лет осуществлялся эксперимент по модернизации общего музыкального образования, обновления содержания и технологий преподавания музыки в школе в условиях национальной республики.
1. Процесс становления и развития музыкальной культуры каждого народа протекает во взаимодействии разнонаправленных тенденций. С одной стороны, самобытное музыкальное искусство народа, вливаясь в русло многонациональной музыкальной культуры, обогащает её своими достижениями, расширяет пространство миропонимания за счет собственного «взгляда на мир». С другой стороны, музыкальное творчество этноса аккумулирует влияние искусства других народов, особенно тех, в деятельности которых достигнуты значительные успехи. В этой связи важен подход к рассмотрению школьниками музыкального искусства, как системы разнообразных и равноценных этномузыкальных традиций, взаимодействие которых и составляет предмет изучения в школе. Соотнесение музыкальных культур по мировосприятию и миропониманию, жанровой палитре, особенностям музыкального языка и способам мышления должно быть направлено не только на установление своеобразия каждой из них, но и на выявление фактов «диалога культур», выраженных во взаимных обменах отдельных языковых элементов, приемов развития, жанров и форм и др. Диалогичность, таким образом, становится в музыкальном образовании инструментом выявления как специфических этно-национальных черт музыки, так и форм этнокультурного взаимообмена. Такой «диалог культур» (В.С. Библер) на уроках музыки не только способствует установлению баланса в формируемой у школьников полиэтнической «музыкальной картине мира», но и значительно обогащает их жизненный опыт, формирует осознание важности приятия каждой этномузыкальной традиции, понимание её значения в современной музыкальной культуре.
Очевидно, что единство культурного пространства России обеспечивает русская культура. И потому в каждом регионе свое родное музыкальное искусство должно быть соотнесено с русской музыкальной классикой. Причем, адекватность этого соотнесения должна быть выражена и в жанровой палитре произведений, и в методических подходах к их изучению.
В Республике Марий Эл региональной доминантой, безусловно, является музыкальное искусство народа мари. В то же время профессиональная школа марийских композиторов формировалась под непосредственным мощным влиянием русской музыкальной культуры. Так, в процессе христианизации знакомство с духовными песнопениями подвигло народ мари к развитию песенного многоголосия. Вершины русской оперной классики стали ориентиром в создании марийскими композиторами национальных музыкально-театральных произведений. Через русскую музыку марийская композиторская школа восприняла веяния современной европейской музыки, адаптировав их в процессе развития своего национального стиля.
Вместе с тем, марийское музыкальное искусство имеет исконные «родовые» корни с музыкальными культурами финно-угорских народов (особенно с культурой венгров). Еще вначале XX века венгерский композитор и педагог Золтан Кодаи писал: «Те записи марийской народной музыки, которые до сих пор были опубликованы, настолько поражают своим неожиданным и глубоким сходством с определенными пластами венгерской народной музыки, что древнейшая связь обоих песенных стилей не вызывает больше сомнения» [6, с.26].
Поэтому изучение школьниками марийской музыкальной культуры было организовано в тесной взаимосвязи, с одной стороны, с творчеством русских композиторов – М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др. С другой стороны, из западноевропейской музыки помимо венских классиков Л. Бетховена и В.А. Моцарта, акцент был сделан на творчестве выдающихся представителей финно-угорской музыкальной культуры – композиторов Э. Грига, Ф. Листа, Я. Сибелиуса, Б. Бартока.
Дети при изучении, например, первой марийской оперы «Акпатыр» Э. Сапаева находят сходство с первой русской классической оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин» в характерах и поступках героев, в драматических коллизиях действия. С другой стороны, соотносят музыкальный язык оперы с произведениями Э. Грига, Б. Бартока, Я. Сибелиуса, выявляя характерные признаки музыки финно-угорской группы народов (марийской, норвежской, финской, венгерской). При этом финно-угорская музыкальная культура, с одной стороны, представляет в содержании образования европейские классические музыкальные традиции, а с другой – является родственной марийской музыкальной культуре, становясь для нее проводником, «мостиком» в мировое музыкальное искусство. Такой подход позволяет учащимся формировать позитивное отношение к музыкальной культуре своего и других народов, расширяет и обогащает представление о родном искусстве, его месте в мировом музыкальном процессе.
2. Ответ на второй вопрос: «какими жанрами, стилями, направлениями следует представлять современному школьнику музыкальную культуру народа?», на первый взгляд, кажется очевидным. Марийская музыкальная культура, как и любая другая, объединяет «музыку устной традиции» (фольклор), и «музыку художественную», т.е., по выражению Б. Асафьева. музыку «отдельных крупных индивидуальностей … профессионалов и профессиональных организаций» [1, 22]. Преемственность народного и профессионального творчества исторически закономерна и определяется «взращиванием» из народной музыки культуры профессиональной, авторской. Профессиональное музыкальное творчество отражает современный этап развития музыкального искусства этноса, и потому в отборе музыкального материала акцент сделан на «золотом фонде» марийской профессиональной музыки – произведениях И. Палантая, Я. Эшпая, А. Эшпая, Э. Сапаева, А. Луппова.
Обращение к творчеству выдающихся марийских композиторов и одновременно знатоков народного творчества, определяет ракурс в отборе образцов музыкального фольклора. Для школьников актуальным становится изучение, прежде всего, тех народных марийских песен, которые и сегодня продолжают свою «жизнь» в музыкальных произведениях композиторов-классиков (или современников, ставших классиками – А. Эшпай) – лучших марийских операх «Акпатыр» Э. Сапаева и «Алдиар» Э. Архиповой, балетах А. Луппова «Лесная легенда» и «Замок Шеремета», симфонических произведениях А. Эшпая. В этой связи для музыкального образования школьников республики особое значение приобретает симфоническая поэма Андрея Яковлевича Эшпая «Песни горных и луговых мари». В основу этого выдающегося музыкального творения положены шесть подлинных народных марийских песен: три песни горных мари и три – луговых. Из марийских напевов складывается музыкальная ткань симфонического произведения. В соответствии с авторской концепцией народные мелодии становятся «действующими лицами» новой, современной «музыкальной истории», тем самым помогают композитору художественно осмыслить прошлое и настоящее своего народа. Особое воспитательное воздействие на детей оказывает тот факт, что эти песни ранее были бережно собраны, записаны и обработаны отцом композитора Яковом Андреевичем Эшпаем – первым марийским музыковедом-фольклористом, педагогом, композитором и общественным деятелем.
По-новому воспринимаются детьми и формы традиционного бытования народных песен, представленные в сценических произведениях. В действиях оперных и балетных героев, их отношениях друг к другу и к родной земле прослеживаются исконные традиции народного воспитания. Это и отношение к человеку – любовь и стремление облегчить страдания любимых, непреодолимая мечта о всеобщем счастье и мире (балеты «Лесная легенда», «Замок Шеремета» А.Луппова); это – твердость духа и сила воли в преодолении невзгод, защите своей отчизны (народные герои «Акпатыр» и «Алдиар» в одноименных операх).
Все ситуации драматургии оперы ребенок (особенно младший школьник) эмоционально проживает вместе с её героями (вхождение в их позицию) как реальные, совершаемые им самим. Это создает условия для этической оценки этих действий, усвоения опыта героев музыкально-сценических произведений не на «знаниевом», а на «ценностно-мировоззренческом» уровне. Сила эмоционального воздействия музыкальных произведений оказывается высокой потому, что положенные в их основу народные напевы получают современную художественную интерпретацию, становятся частью актуального звучащего музыкального пространства, и потому прочно внедряются в современный «интонационный словарь» народна. Такой путь создает благоприятные условия для освоения школьниками этносоциального опыта, гуманистических ценностей национальной музыкальной культуры.
3. Очевидно, что вопрос о единстве методических подходов при изучении федерального и регионального аспектов музыкального образования во-многом определяется педагогической концепцией, программой и УМК, которые учитель выбрал для своей работы. Экспериментальная работа в нашем регионе осуществлялась в процессе апробации содержания и технологий программы «К вершинам музыкального искусства» (автор Красильникова М.С.). И потому при разработке методов освоения марийского музыкального искусства мы придерживались следующих позиций:
- основу содержания уроков музыки составляют крупные произведения отечественной и мировой музыкальной классики, изучаемые учащимися целиком, а не фрагментарно;
- целостное постижение крупных музыкальных произведений происходит в процессе разнообразной активной музыкальной деятельности, включая пластическое, вокальное, графическое и др. моделирование;
- работа на уроке музыки ориентирует школьников на практику современного состояния и функционирования музыкальной культуры региона.
Единство подходов к содержанию и методам обеспечивает целостность образовательного процесса, в рамках которого у школьников формируется представление об общих этапах развития национальных музыкальных традиций, особенностях их проявления в культуре разных народов, о своеобразии марийской музыкальной культуры в ее соотношении с русской и мировой. Опыт экспериментальной работы показал, что такие сложные произведения композиторской музыки, как оперы, балеты, симфонии, оказываются очень интересны детям, но только тогда, когда они раскрываются как целостные «увлекательные музыкальные истории». А для этого нужны специальные технологии, позволяющие детям погружаться в художественный мир произведения. Огромное впечатление на детей оказывают сочинения с общезначимой идеей, обращенные историческому прошлому страны, с героическими поступками персонажей, захватывающей драматургией.
Освоение детьми национального музыкального искусства на том же уровне, на котором представлены русская и зарубежная музыкальная классика, потребовало разработки методики, позволяющей учителю прививать детям любовь и уважение к музыке своего народа, как неотъемлемой части мирового музыкального процесса, сформировать потребность в сохранении и развитии музыкальной культуры своего региона.
Опыт нашей работы показал, что модернизация общего музыкального образования в регионе требует, во-первых, тесного взаимодействия со специалистами, разрабатывающими федеральный компонент содержания музыкального образования; во-вторых, взаимодействия школы с учреждениями культуры своего региона. Дети будут более заинтересованными слушателями-зрителями, если станут не только посетителями театров и концертных залов, но участниками совместных творческих проектов по постановке музыкальных (сценических) произведений, совместных концертов инструментальной музыки. И здесь школе не обойтись без поддержки и помощи органов управления сферами культуры и образования в регионе.
Литература
- Акишина, Е.М., Кашекова, И.Э., Красильников, И.М., Медкова, Е.С., Олесина, Е.П., Савенкова, Л.Г., Фомина, Н.Н. Концептуальные основы модернизации предметной области «Искусство» в современном информационном обществе: монография [Текст] / Е.М. Акишина, И.Э. Кашекова, И.М. Красильников, Е.С. Медкова, Е.П. Олесина, Л.Г. Савенкова, Н.Н. Фомина / под научной редакцией Е.М. Акишиной, Е.П. Олесиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016.
- Алексеева, Л.Л. Музыка и воспитание патриотизма: отдельные аспекты рассмотрения / Л.Л. Алексеева // Учитель музыки. – 2015. – № 2. – C. 5-8.
- Асафьев Б.В. О русском музыкальном фольклоре как народном музыкальном творчестве в музыкальной культуре нашей действительности // Б.В.Асафьев. Избранные труды. Т.IV. – М.: Изд-во АН СССР, 1955. – 439 с. – С. 22-25.
- Кабалевский Д.Б. О применении принципов и методов новой программы по музыке в школах союзных республик // Музыка в школе. – 1985. - № 1. – С. 11-13.
- К вершинам музыкального искусства. Программа по музыке для 1 – 4 классов общеобразовательных школ Республики Марий Эл (с краткими методическими пояснениями). – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2004.
- Красильникова М.С. Музыка: программа. 1 – 4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1 – 2 классы /М.С.Красильникова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Красильникова М.С. Музыкальная классика в школе: монография. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2017-2018.
- Кодай З. Избранные статьи. – М.: «Советский композитор», 1982.
- Севрюкова, Н.В. Духовно-нравственное развитие личности средствами народной культуры. Круглый стол (Гжель, 25 мая 2016 г.) [Текст] / Н.В. Севрюкова // Инициативы ХХI века. – 2016. – № 2. – С. 62-65.
- Яшмолкина О.Н. Об изучении школьниками национальных музыкальных традиций в начальной школе // Искусство в школе, № 4, 2008. – С. 67-70.
- Яшмолкина О.Н. Национальные музыкальные традиции и их претворение в школьном музыкальном образовании // Обсерватория культуры, № 4, 2008. – С.93-97.