Во все времена высокое качество образования было немыслимо без гуманитарного
начала, которое способствовало осознанию и принятию общечеловеческих ценностей,
воспитывало эмоционально-ценностные отношения растущего человека к миру,
способствовало дальнейшему развитию культуры. В техногенном информационном
обществе, равно как и в многомерном, динамичном образовательном пространстве
сегодняшнего дня гуманитаризация образования важна как никогда ранее. Ее проявление
станет возможным, если смысловым центром педагогики станет культура, а разнообразие
культурных текстов и контекстов – основой содержания образования, Реализация
образования в этом случае будет строиться на принципах культуроцентричности.
Принцип культуроцентричности и поддерживающие его принципы –
диалогичности, эмоционального насыщения, креативности, вариативности и свободы
выбора делают образовательный процесс целостным, гуманным, личностно
ориентированным. Каждая составляющая регулирует разрешение конкретных
противоречий, возникающих в процессе обучения, и эффективно работают в общении с
искусством, т.к.:
В произведении искусства субъективно отражаются культурные искания и идеалы
эпохи;
Общение с искусством – это всегда диалог;
Восприятие и создание произведений искусства невозможно вне эмоций;
Восприятие и создание произведений искусства – творческие процессы;
Субъективный характер взаимоотношений с искусством обеспечивает вариативность и
свободу выбора в поиске своей культурной ниши.
Принципы культуроцентричности позволят воплотить идею консолидации наук и
искусств в учебном процессе, важной для понимания единства мира. Ключевую роль
здесь сыграет интеграция разнопредметных знаний и разных способов познания и
освоения окружающей действительности. Еще в 1999 году на страницах журнала
«Искусство в школе» А.А. Мелик-Пашаев писал, что «все более настойчиво звучит мысль
о том, что с искусством может быть связано обновление педагогики в целом, что оно
дает модель преподавания всех дисциплин, новую «педагогическую парадигму.
…проще… /что/ любой предмет надо «преподавать как искусство».
Д.С. Лихачев заметил удивительную закономерность, показывающую, «что точные
науки не могут развиваться без динамического развития гуманитарных наук. Ибо именно
гуманитарные науки обеспечивают должный уровень интеллигентности ученых, занятых
в любых сферах деятельности, а в целом это еще объясняется и тем, что гуманитарные
науки тесно связаны с исследованием сложнейшего в мире «механизма» – человеческой
души». Действительно, во все времена гуманитарные науки оказывали самое
непосредственное влияние на развитие точных наук, так же как точные науки влияли на
гуманитарные.
Интеграция содержания гуманитарных, естественнонаучных и точных дисциплин
дает возможность сократить общий объем обязательной части содержания образования и
разгрузить учебные планы и программы. Так как образование не способно угнаться за
наукой путем «нанизывания на пирамиду старых программ все новых и новых фактов и
открытий» (Э.Б. Финкельштейн). Построение образования на принципах
культуроцентричности дает возможность поставить в центр содержания образования
культуру, а разнопредметные знания представить культурными текстами.
Культуроцентричность позволяет построить образование на интегративной основе,
обеспечивающей осмысление уже известного и воссоздание основных идей большой
науки, раскрытие ее внутренней логики и достижений, способных стать базой
дальнейшего развития культуры, невзирая на любые перевороты.
Интегративные, полисистемные способы деятельности, свойственные культуре, в
современном образовании воплощаются разнообразными педагогическими технологиями.
Они определяют характеристики деятельностных подходов к образованию, лучшие из
которых соответствуют таким же подходам к культуре – творческим, эвристическим,
инновационным. Применение этих подходов в формах, методах, содержании образования
придает ему культуроемкость, способствует развитию культуротворчества.
Построение образования на культуроцентрических принципах направлено на
решение задач как общекультурного, так и узко предметного содержания:
• понимание каждого школьного предмета не как отдельной области знания, а как
одного из взаимосвязанных элементов общечеловеческой культуры, раскрывающих
целостный образ культуры в ее непрерывном развитии;
• введение общекультурного контекста, необходимого для понимания языка
культуры;
• гармоничное соотношение между науками и искусствами в учебном процессе и
культурой в целом, предоставляющими системные и целостные знания о мире, о
человеческой культуре, о компонентах их составляющих;
• сообщение учебной деятельности свободы и продуктивности культурной
творческой деятельности; построенной на осмыслении того, что в культуру входят
духовные, морально-нравственные, материальные ценности; знания, опыт и формы
поведения;
• активизация интегративных, творческих, эвристических, инновационных способов
деятельности, сообразных способам деятельности в культуре;
• приятие различных культурообусловленных точек зрения, проявление терпимости
к ним, опора на них в общении и деятельности.
• реализацию различных способов интеграции учебного процесса и содержания
образования;
Принцип культуроцентричности способствует соединению между собой
процессов, происходящих в культуре, их интеграцию в сознании учащихся; помогает
создать целостную картину развития культуры; предоставляет ребенку возможность
познакомиться с образцами культуры и личностно пережить их содержание; оказывает
помощь по переложению информации с языка культуры на язык ребенка.
Обеспечить единство и целостность восприятия и познания мира может интеграция
наук и искусств на основе введения методов и языков искусства в учебный процесс.
Не отказываясь от предметного обучения, но строя его на междисциплинарном,
даже трансдисциплинарном погружении школьника в культуру, можно целостно
освоить духовный и материальный опыт на основе диалога традиционной, актуальной и
потенциальной культур.
Технологическая реализация принципа культуроцентричности в интеграционном
образовательном пространстве возможна с применением элементов разнообразных
технологий, среди них:
Технология интегративности и конвергентности с искусством. Опора на
культурологический и исторический аспекты каждого учебного предмета. Выявление
общих и специфических черт. Использование языка притчи, мифологического образа,
символической интерпретации, для представления события, явления, объекта в его
целостности.
Интегративная витагенная технология с голографическим подходом (А.С. Белкин).
Актуализация витагенной информации, ставшей достоянием ребенка и хранящейся в
резервах долговременной памяти, т.е. обращение к его жизненному опыту,
интеллектуальному потенциалу. Голографический подход создает условия
рассмотрение объекта в отраженном многомерном пространстве не менее чем в трех
проекциях, создания его целостного образа, объемного освоения информации и
овладения личностно-значимыми знаниями. Типичный вопрос: «Что вы знаете о?».
Новый материал раскрывается с привлечением всех временных, пространственных,
содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Вектор
информации перед изложением нового материала: «ученик – знание – учитель».
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам (И.Н.
Закатова). Широкий комплекс образовательных дисциплин общекультурного значения. На
базе освоения богатств мировой художественной культуры возможность воспитать
личность, стремящуюся к самоактуализации, насыщение всего образования «кислородом»
гуманитарной культуры. Веер культорологических направлений дифференциации.
Технология «Диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Кургангов) строится на идее М.М.
Батина «о культуре как диалоге, идее «внутренней речи» Л.С. Выготского и
положении «философской логике культуры» В.С. Библера. Технология базируется на
диалоге культурных смыслов, направлена на обновление предметного содержания,
сопряжение в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности,
смысловых спектров; вступление в диалогическое общение с предыдущими формами
культуры по поводу основных вопросов бытия; воспроизведение великих культур
прошлого в проблемах современности. Использование текстов культуры.
Игровые технологии: Исполнение ролей и «Деловой театр» строятся как целостное
образование, слитое единым содержанием и охватывающее определенную часть
учебного процесса. Для отработки тактики поведения конкретного лица в технологии
«исполнение ролей» определенное содержание разыгрывается в модели-пьесе
ситуации. В «Деловом театре» разыгрывается ситуация, показывающая поведение
человека в какой-либо конкретной обстановке. Вживание в образ.
Личностно-ориентированная технология педагогики сотрудничества
антропоцентрическая с гуманистической и психотерапевтической направленностью с
целью всестороннего, свободного и творческого развития ребенка. Субъект
субъектные отношения между учителем и учеником, учителем и администрацией.
Концептуальная направленность на формирование общечеловеческих ценностей,
развитие творческих способностей ребенка и его индивидуальности, возрождение
русских национальных и культурных традиций.
Технология проблемного обучения (Дж. Брунер, Дж. Дьюи, М.А. Данилов, В.П. Есипов, В.
Оконь и др.). Создание проблемных ситуаций и организация деятельности учащихся по
решению учебных проблем определяется совмещением самостоятельной поисковой работы с
усвоением готовых выводов науки. Направленность на развитие целостного мышления
учащихся.
Технология знаково-контекстного обучения (А.А. Вербицкий). Технология рассчитана
на высшую школу, но при определенной адаптации эффективна и для старших классов
общеобразовательной школы. Методы: структурирование учебной информации
(учебных текстов, представляемых в знаковых системах) в виде задач и проблемных
ситуаций, за которыми просматриваются реальные объекты, предметы, явления,
способы деятельности. Содержит два контекста – предметный и социальный.
Базовыми формами деятельности в контекстной технологии являются: учебная
деятельность академического типа; деятельность квазиспециалиста (у А.А.
Вербицкого – квазипрофессионала); учебно-исследовательская, проектная
деятельность (у автора – «учебно-профессиональная» деятельность). Направленность
на формирование целостного представления о мире и деятельности в нем,
актуализацию абстрактных знаний в конкретной деятельности по подготовке и
принятию решений, разработке моделей и т.п.
Технология опорных схем (С.Н. Лысенкова). Опережающее введение в учебный
процесс некоторых тем программы («попутное» прохождение) для уменьшения
трудности. Использование опорных схем, представленных в виде таблиц, карточек,
чертежей, рисунков, постепенно подводящих к выводам, которые рождаются прямо на
глазах учеников в процессе объяснения. Опора на яркие образы, развитие наглядно-
образных представлений, абстрагирования.
Технология школы творчества (по И.П. Волкову). Внутрипредметные и межпредметные
связи. Объединение узловых вопросов, на которых основан предмет, раздел или несколько
предметов. Их одновременное, параллельное изучение во взаимосвязи путем выполнения
практических работ. Обучение по двум направлениям: базовая программа, творческая
деятельность.
Технология синергетического подхода. Взаимодополняемость естественнонаучной
методологической традиции и гуманитарных способов познания, опора на
интегративные, синтезирующие тенденции, восстановление целостного представление
о мире, как о едином процессе, организация целостного видения любых проблем и
ситуаций, множественности связей и многогранности явлений. Синергетический
подход предлагает различные способы освоения мира – философский, научный,
художественный, дающие многомерное видение проблемы и ее глубинное понимание.
Приведем обобщенные ключевые педагогические задачи, формы реализации и
педагогические технологии, элементы которых целесообразно использовать в дидактических и
воспитательных целях.
Реализация принципа культуроцентричности
на технологическом уровне
Междисциплинарные
педагогические задачи
Педагогические формы Использование элементов
пед. технологий
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
7
1. Формирование целостного
представления о мире и о
развитии культурных
процессов;
2. Понимание культуры
разных эпох в контексте
системы ценностей этих
эпох, осмысление и
проживание достижений и
неудач человечества на
этом пути;
3. Осознание культуры как
второй природы;
4. Педагогическая поддержка
в переложении
информации с языка
культуры на язык ребенка;
5. Овладение образным
языком художественных и
эстетических ценностей;
6. Воспитание навыков
творческого усвоения и
применения знаний.
7. Самоопределение в
культуре, выбор своей
культурной ниши.
Междисциплинарные
проекты,
экскурсии, встречи,
путешествия,
имитационные игры,
просмотры
видеоматериалов
проектная деятельность,
восприятие произведений
искусства;
творческие мастерские
(история искусства,
история костюма, театр и
др.),
творческое созидание
художественных
ценностей..
Интегративности и
конвергентности с
искусством;
Культуровоспитывающая
технология
дифференцированного
обучения по интересам
(И.Н. Закатова);
Интегративная витагенная
технология с
голографическим методом
(А.А. Белкин).
Технология
«Диалога культур» (В.С.
Библер, С.Ю. Кургангов).
Проблемные технологии.
Технология знаково-
контекстного обучения
(А.А. Вербицкий).
Технология опорных схем
(С.Н. Лысенкова).
Технология школы
творчества
(по И.П. Волкову).
Технология
синергетического подхода
Принцип диалогичности, направлен на развитие культуры общения, начиная с
простейших систем, ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив; переходит к
более сложным системам общения: человек и природа, человек и наука, человек и искусство,
человек и человечество. Этот принцип направлен на включение участников учебного процесса в
диалог, поиск, беседу, развитие культуры речи, овладение языком (родным, иностранным,
языком искусств, знаковыми системами различных наук). Являясь продуктивным методом
современной культуры, а значит и образования, он дает возможность учащимся не просто
«усваивать» предлагаемый материал, но познавать мир, вступая с ним в активный диалог, самому
искать ответы, а не останавливаться на достигнутом как на окончательной истине.
Общение-диалог дает возможность совместного обсуждения образовательной
ситуации, коллективной направленности учителей и учащихся на решение проблем.
Диалогическая форма стимулирует процесс совместного поиска истины как способа
развития самосознания участников диалога. Методы включения этого принципа в
интеграционное образовательное пространство школы – методы искусства.
Область современного знания настолько велика, что невозможно заставить ученика
запомнить все имена, факты, события, законы. Главное научить его пониманию языка, то
есть предоставить возможность общения с людьми, наукой, искусством. Язык, как
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
8
неотъемлемый элемент культуры, без которого не может происходить культурный
процесс, признавали Ю.М. Лотман и К. Леви-Стросс. Сообщение центрального значения
созданию возможностей научить школьников расшифровывать сигналы различных
языков может стать перспективным направлением современной дидактики образования.
Это особенно актуально в современном информационном обществе. Коммуникативные
процессы, происходящие в обществе с ключевым понятием «информации», предполагают
разное использование различных ее свойств: знаковой природы (в теории связи,
компьютерной семиотики, кибернетики), аксиологических свойств (в социологии) и т.д.
Технологическая реализация принципа диалогичности в образовательном
пространстве возможна с применением элементов разнообразных технологий, среди них:
Интегративености и конвергентности с искусством. В событии, явлении, объекте,
рассматриваемых в рамках какой-либо образовательной области, выявляются прямые,
косвенные или ассоциативные связи с искусством, что позволяет использовать формы
(литературные, художественные, музыкальные), языки (образные) и методы искусства
для включения субъектов учебного процесса в диалог.
Игровые технологии. Деятельность в условиях ситуаций, направленных на
воспроизведение и усвоение социального или индивидуального опыта человека.
Исполнение ролей (разрабатывается модель-пьеса ситуации с обязательным
содержанием), «Деловой театр» (на основе опыта и знаний школьника разыгрывается
ситуация с целью научить ориентироваться в разных условиях), психодрама и
социодрама («театр», в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в
коллективе, оценивать состояние другого человека и умение войти с ним в контакт) и
др.
Личностно-ориентированная технология педагогики сотрудничества. Субъект
субъектные отношения между учителем и учеником, учителем и администрацией.
Концептуальная направленность на формирование общечеловеческих ценностей,
сочетание индивидуального и коллективного воспитания, возрождение русских
национальных и культурных традиций.
Интегративная витагенная технология с голографическим подходом (А.С. Белкин).
Витагенное обучение строится на сотрудничестве учителей и учащихся, слиянии
образования и самообразования. Сотрудничество предусматривает: осознание
единства целей, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь и
взаимное делегирование полномочий. Стадии сотрудничества: дошкольный период –
опека, младший школьный период – наставничество, младший школьный и младший
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
9
подростковый период – партнерство, подростковый период – сотрудничество, период
старшего детства – содружество.
Технология проблемного обучения (Дж. Брунер, Дж. Дьюи, М.А. Данилов, и др.).
Основанием являются педагогические и психологические проблемные ситуации.
Методы: разрешение противоречий, столкновение различных точек зрения на одну
проблему, рассмотрение явлений с различных позиций, сравнение, обобщение,
выводы.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ). Содержание обучения
представляет процесс поисковой, изобретательской деятельности. Основанием
является противоречие.
Технология коллективных способов обучения (КСО, А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).
Обучение осуществляется путем общения в динамических парах, в которых ребенок
выступает то учеником, то учителем. Включение в посильный для ребенка диалог-
общение.
Технология знаково-контекстного обучения (А.А. Вербицкий). Активизация
познавательной деятельности учащихся в условиях диалога, взаимопонимания,
межличностного взаимодействия и общения в системах «учитель – ученик», «ученик –
ученик». Использования метода деловой игры, включающей систему учебных заданий
в форме определенных ситуаций, направленных на решение конкретных задач.
Создается имитационная модель, отражающая фрагмент реальности и создающая
предметный контекст, способом описания работы участников игры является, т.н.,
игровая модель, представляющая в знаковой графической форме ролевое
взаимодействие участников на каждом этапе игры и их пространственного
расположения.
Технология опорных схем (С.Н. Лысенкова). Опережающее введение в учебный
процесс некоторых тем программы («попутное» прохождение) для уменьшения их
трудности. Использование опорных схем, представленных в виде таблиц, карточек,
чертежей, рисунков, постепенно подводящих к выводам, которые рождаются прямо на
глазах учеников в процессе объяснения. Опора на яркие образы, развитие наглядно-
образных представлений, абстрагирования.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала (В.Ф. Шаталов). Использование опорных схем-конспектов (системы
ассоциативных символов – наглядной конструкции) в оформлении учебного
материала. Состоит из единиц учебной информации, составляющих наглядную схему с
различными связями между ними. Введенные знаки, напоминают о примерах, опытах,
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
10
конкретизирующих абстрактный материал. Цели классифициуются по уровню
значимости цветом, шрифтом и т.п. Используются языки рисунка, чертежа, схемы,
условных обозначений, символов и т.д.
Технология «Диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Кургангов). Диалог является
сущностной характеристикой технологии, определяющей ее цель и содержание.
Строится на идее М.М. Батина «о культуре как диалоге», диалоге культурных
смыслов. Технология направлена на вступление в диалогическое общение с
предыдущими формами культуры (античной, средневековой, Нового времени).
Использование реальных текстов культуры. Методическая специфика в создании
ситуации сквозного диалога в учебном процессе: речевой стихии и исторической
последовательности основных европейских культур. Создание различных вариантов
сюжетных линий диалога, проблемно-конфликтных вопросов и задач.
Технология интеграции когнитивных графических языков (Э.Б. Финкельштейн).
Интегративный язык знаково-символического компонента образования составлен из
когнитивных графических языков: «языка свойств», «языка действий», «языка
отношений», «языка множеств» и должен использоваться во всех предметных
областях. Этот язык можно найти в метапонятиях, с их помощью можно рассказывать
обо всех других понятиях. Их всего пять, но они универсальны для всех наук:
«объекты» или «вещи»; «свойства» этих объектов; «действия» меняющие эти
свойства; «отношения», которые устанавливаются между объектами; «множества»,
когда речь идет о нескольких объектах. Понимание разницы между вещами и
свойствами, действиями и отношениями дает ребенку мощнейший инструмент для
исследования мира, для понимания того, зачем мир разделяется на физику,
математику, географию, и прочие науки.
Реализация принципа диалогичности
на технологическом уровне
Междисциплинарные
педагогические задачи
Педагогические формы
Использование
элементов
педагогических
технологий
1. Понимание языка,
как неотъемлемого элемента
культуры, определяющего
культурный процесс;
2. Развитие культуры
речи, овладение языком
(родным, иностранным,
языком искусств, знаковыми
Диспуты и дискуссии,
исследовательские
проекты в малых
группах.
Коллективные формы
деятельности:
эвристическая игра,
Интегративности и
конвергентности с искусством
Личностно-ориентированная
технология педагогики
сотрудничества
Игровые технологии.
Интегративная витагенная
технология с голографическим
подходом
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
11
системами различных наук);
3. Развитие культуры
общения, включение в
диалог, поиск, беседу;
4. Формирование умения
цивилизованно участвовать
в диалоге;
5. Познание мира, через
активный диалог с ним;
6. Развитие стремления к
опосредованному
диалогу с авторами
произведений искусства
через их произведения.
мозговой штурм.
Коллективное
генерирование идей –
мозговая атака.
Коллективный поиск.
Индивидуальная и
коллективная проектная
Деятельность
Форма динамических
меняющихся пар.
Коллективная
художественная
деятельность. .
(А.С. Белкин).
Проблемная технология
Исполнение ролей и «Деловой
театр».
Технология коллективных
творческих дел.
Технология решения
изобретательских задач (ТРИЗ).
Технология коллективных
способов обучения (КСО, А.Г.
Ривин, В.К. Дьяченко).
Технология опорных схем
(С.Н. Лысенкова).
«Диалог культур» (В.С. Библер,
С.Ю. Курганов).
Технология интеграции
когнитивных графических
языков (Э.Б. Финкельштейн).
Принцип эмоционального насыщения, вытекает из предыдущего принципа, так как
именно навыки общения друг с другом, искусством, природой, дают основу для создания
среды, богатой ценностным общением, стимулирующей положительные эмоции
участников образовательного процесса. Положительные эмоции благоприятно влияют на
физическое и душевное здоровье, они побуждают к дальнейшему развитию. Существует
мнение, что эмоциональная сфера подростка и юноши страдает от недостатка
эмоционального насыщения (Б.И. Додонов). Эмоции рождаются, по мнению Б.И.
Додонова, в ходе борьбы за определенные ценности, как одно из средств успешной
ориентировки в этой борьбе. Если в существующую у каждого человека систему
программ-потребностей включить освоение художественных ценностей, то составляющие
эти программы - опыт, знания, убеждения – значительно обогатятся и наполнятся новым
содержанием – эстетическим переживанием.
Философы, отмечавшие потребности человека в переживании эмоций, апеллируют
в основном к эстетическим эмоциям. Психологи, рассматривая эмоциональную сферу как
важную и необходимую сторону психической деятельности человека, отмечают большое
влияние эмоциональной сферы на развитие воли, характера, памяти, интеллекта и других
качеств личности. Математики указывают на первостепенную эвристическую роль
эмоций. Исследования физиологов показали роль эмоций в жизнедеятельности
человеческого организма, в его саморегуляции. Для нас особенно важен вывод
физиологов о том, что на определенной фазе развития мозга, для его последующей
эволюции, не обойтись без эстетических впечатлений (П.В. Симонов, С.Х. Раппопорт).
«Пробуждая» сильнейшие эмоции, они способствуют формированию и развитию
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
12
эмоциональных центров мозга, действие которых выступает стимулятором и ускорителем
умственной деятельности, «ферментом» процессов становления интеллекта. Недоразвитие
и тем более подавление эмоциональности Э. Фромм напрямую связывал с ростом
деструктивности, утверждая, что без эмоций человек страдает, лишается стабильности.
Эмоции играют активную роль в процессе присвоения личностью, т.е. переводу во
внутреннее психологическое пространство, общечеловеческих ценностей и строительстве
личностных ценностных ориентаций, которые неосуществимы только на когнитивном
уровне осознания.
Существует множество способов эмоционального насыщения: это игра, восприятие
произведений искусства, творческое созидание новых ценностей и т.д. Все они
осуществляются в интеграционном пространстве школы, которое в любой момент должно
быть насыщено яркими впечатлениями (яркие моменты «проживания» знаний на
различных уроках, посещение музеев, выставок, спектаклей, памятников архитектуры,
игра в возможность почувствовать себя музыкантом, певцом, художником, актером;
встречи с интересными людьми и т.п.).
«Эмоциональное вникание рождает чувство ценности», - писал Б.В. Асафьев.
Психологи подтверждают это, их исследования показывают, что легче усваиваются те
явления в области знания, которые стали для человека личностно значимы: А.В. Мудрик
отмечал, что понимание должно иметь характер сугубо эмоционального сочувствия,
сопереживания. «Когда… знания носят формальный характер, остаются вне
эмоциональной сферы, (это) объясняется тем, что… информация не находит опоры в
интеллектуально-эмоциональной сфере учащегося и поэтому… ценности не приобретают
для него личностный смысл» (Л.И. Рувинский). Сформировать способности ребенка
можно лишь после того, как у него возникнет жизненная потребность в том или ином виде
деятельности. Но в практике учебного процесса получение знаний не является прямой
потребностью школьников, поэтому оно и не задерживается в памяти. Педагогическая
задача состоит в том, чтобы сам процесс получения знаний сделать увлекательным, т.е.
эмоционально насыщенным.
Технологическая реализация принципа эмоционального насыщения возможна с
применением элементов разнообразных технологий, среди них:
Интегративности и конвергентности с искусством. Использование полиязычия для
представления одного знания: языков мифа, притчи, сказки, чертежа, схемы, рисунка,
звука и др. повышает доступность и эмоциональную привлекательность учебного
материала, обеспечивает «плотную упаковку» информации.
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
13
Личностно-ориентированная технология педагогики сотрудничества. Субъект
субъектные отношения между учителем и учеником, учителем и администрацией.
Концептуальная направленность на формирование общечеловеческих ценностей,
сочетание индивидуального и коллективного воспитания, возрождение русских
национальных и культурных традиций.
Технология «Диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов). Одной из
концептуальных идей по организации содержания является создание «точки
удивления» – «узелков» понимания в сознании современного ребенка, в которых
происходит формирование основных предметов школьного, обучающегося понимания,
т.н. «загадочно-пословичные узлы в челноке «сознание – мышление – сознание».
Технология знаково-контекстного обучения (А.А. Вербицкий). Ведущей формой
деятельности квазиспециалиста выступает деловая игра; воссоздающая научно-
предметное и социально-предметное содержание деятельности специалиста данной
предметной области и обеспечивающая адекватные условия формирования личности
ученика. Высокая мотивация, интерес и эмоциональная приподнятость участников
деловой игры влияет на развитие творческого мышления, стимуляция положительных
эмоций повышает эвристичность мышления.
Игровые технологии. Акцент делается на терапевтическую функцию игры, эффект
которой определяется получением нового опыта социальных отношений в свободной,
эмоционально насыщенной, ориентированной на сотрудничество среде; проигрывании
(«примеривании») ролей, на которые не способен в жизни, естественной рефлексии
результатов и самокоррекции. Используются модификации технологии деловой игры:
«Ролевые игры», «Имитационные игры», «Операционные игры», «Психодрама и
социодрама» и др.
Технология проблемного обучения (Дж. Брунер, Дж. Дьюи, М.А. Данилов, В.П. Есипов и
др.). Также включает в себя интеллектуальные игры, например, «мозговой штурм»
(«мозговая атака», «брейнсторминг»), в котором нет руководителей и подчиненных,
есть ведущий и участники (все участники равны между собой), отсутствуют
критические замечания и порицания. Нет «неправильных» и «неудачных» идей, т.к.
все они складываются в базу идей, из которой вырастает нетрадиционная идея. Опора
на интуитивное мышление, как основу развития умственной деятельности
стимулирует высокую эмоциональную активность учащихся.
Интегративная витагенная технология с голографическим подходом (А.С. Белкин).
Главное условие превращения витагенной информации в инструментарий
педагогического процесса – опора на ценностное, лично-значимое для ученика,
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
14
прочувствованное им и испытанное на практике знание, т.е. знание, составляющее его
жизненный опыт: память мыслей, чувств, действий. Таким образом, образование
становится целостным процессом проживания чувств, действий, деятельности.
Одухотворение объектов живой и неживой природы, их «очеловечивание».
Технологически это осуществляется созданием трех проекций, обеспечивающих
голографический взгляд: витагенной (от ученика), стереопроекции (от учителя),
голографической (со стороны). Учитель – вдохновитель и соучастник, способный
сострадать и сопереживать успехам и неудачам.
Технология программированного обучения (В.П. Беспалько, Б.Ф. Скиннер и др.).
Комбинированная дидактическая система («кибернетическая дидактика»),
направленная на связь между стимулом и реакцией, прочность которой возрастает,
если сопровождается состоянием эмоционального удовлетворения. Прочность связи
между стимулом и реакцией зависит от частоты повторений (упражнения, тренинг). В
основе технологии лежит требование перехода от контроля к самоконтролю.
Реализация принципа эмоционального насыщения
на технологическом уровне
Междисциплинарные
педагогические задачи
Педагогические формы
Использование элементов
педагогических
технологий
1. Эмоциональное
насыщение жизни
школьника;
2. Сообщение процессу
получения знаний
увлекательности,
эмоционального
насыщения.
3. Развитие воли,
характера, памяти,
интеллекта и других
качеств личности;
4. Переживание и освоение
общечеловеческих и
формирование личностных
ценностей;
5. Включение в систему
потребностей освоение
художественных
ценностей, наполнение
их новым содержанием
– эстетическим
переживанием
Восприятие произведений
искусства.
Игра.
Освоение и творческое
созидание
художественных
ценностей.
Активизирующие приемы:
сопоставление, сравнение.
Проблемные ситуации;
вопросы, с помощью
которых учитель
сталкивает
противоркечивые
суждения, оценки великих
людей, ученых.
Предоставление знаний в
их развитии, движении.
Разнообразие видов
самостоятельных работ.
Индивидуализация
обучения.
Интегративности и
конвергентности с искусством.
Личностно-ориентированная
технология педагогики
сотрудничества.
Технология
уровневой дифференциации
Технология «Диалога культур»
(В.С. Библер, С.Ю. Кургангов).
Технология знаково-
контекстного обучения
(А.А. Вербицкий).
Игровые технологии.
Технология проблемного
обучения.
Витагенная технология
(А.С. Белкин).
Технология
программированного обучения.
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
15
Принцип креативности ориентирован на развитие и активизацию творческих
способностей каждого ребенка. «Креативный» в переводе с латинского – творческий,
созидательный, новаторский. Обращение именно к этому термину для обозначения
творческой направленности учебно-воспитательного процесса свидетельствует о его
деятельностном, созидательном характере.
Креативная – творческая, порождающая – функция является фундаментальной
функцией культуры. Известно, что творческий подход способен создавать эстетические
ценности в любом виде деятельности.
Творчество представляет собой способность человека созидать новую реальность –
физическую (внешнюю) и психологическую (внутреннюю). Процесс творчества имеет
несколько стадий, начинающихся с зарождения замысла и до непредсказуемого и
внезапного мгновения, когда приходит озарение и в сознании появляется новая идея.
Цель воспитания у школьников творческих способностей и цель формирования у
них рассудочно-вещного мышления, в рамках которого творчество невозможно (А.
Пуанкаре, А. Эйнштейн, Л. де Бройль и др.) абсолютно разные цели. Ярко выраженный
творческий потенциал позволяет человеку, «выходя за рамки логики вещных отношений»
пытаться решить проблемы, которые не решаются в границах существующих
представлений. Познавая мир через эмоциональное оценивание, вживаясь в образы
значимых других, в том числе и предоставляемые искусством, человек творчески строит
свои взаимоотношения с миром. Активизация творческого воображения, фантазии
является одной из задач принципа креативности, решение которой возможна на основе
развития образного мышления.
Одним из аспектов принципа креативности является актуализация прошлого
культурного опыта человечества, в том числе и выраженного в произведениях искусства.
Тем более, что эвристическая функция искусства состоит в активизации способности
человека давать импульс его творческим возможностям, эстетическим переживаниям,
способствовать эмоциональному насыщению, воспитывать эстетическое отношение к
действительности. В педагогике необходимо учитывать психологический аспект
проблемы творчества, который заключается в том, что, наполняя собой всю сущность
человека и всю его деятельность, творчество ведет к преобразованию самой личности.
Американский психолог и педагог А. Кожибский утверждал даже, что человеческая
психика должна быть активна, т.е. человек должен постоянно работать над открытием
нового – заниматься творчеством, т.к. это хорошо влияет на здоровье психики, от которой
зависит и общее здоровье организма.
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
16
В качестве основного принципа развития творческого потенциала психолог Е.Л.
Яковлева выдвигает принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.
Чтобы ученик развивался как творческая личность, став взрослым человеком нашел свою
культурную нишу, позволяющую ему проявить себя в какой-то сфере культуры
необходимо знаниям, которые поступают к ребенку придавать субъективный характер,
сделать их интересными и важными. Только тогда ребенок сможет их не только
осмыслить, но и прочувствовать, что, безусловно, повысит эффективность труда учителя.
Технологическая реализация принципа креативности в интеграционном
образовательном пространстве возможна с применением элементов разнообразных
технологий, среди них:
Интегративности и конвергентности с искусством. Творческая интерпретация
предметов, явлений, событий в мифологические или художественные образы;
использование и расшифровывание знаков, кодов, символов.
Личностно-ориентированная технология педагогики сотрудничества
антропоцентрические с гуманистической и психотерапевтической направленностью с
целью всестороннего, свободного и творческого развития ребенка. Развитие
творческих способностей ребенка и его индивидуальности, возрождение русских
национальных и культурных традиций.
Технология проблемного обучения (Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, В.П. Есипов, И.Я.
Лернер, М.И. Махмутов, С.Л. Рубинштейн и др.). Творческое сообщение знаний в их
движении, развитии: вместо готовых определений и понятий – обобщение; развитие
самостоятельности мысли с помощью творческих заданий. Опора на структуру
мыслительных процессов, логических операций и умственных действий. Функции:
воспитание навыков творческого усвоения знаний, творческого применения знаний,
накопления опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения. Виды
проблемного обучения (научное творчество, практическое творчество, художественное
творчество) включают репродуктивную, продуктивную и творческую деятельность.
Творческая активностьи, характеризуется выполнением самостоятельных работ,
требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа
решения и т.п. Использование технологий «мозговой штурм», «мозговая атака» и др.
Игровые технологии: эвристическая игра. Творческая активность в игре определяется
тем, что «позволяет почувствовать важность своего «Я», особенно» при нахождении
оригинального решения, меняющего ход игры. Мобилизация творческих сил,
стимуляция процесса поиска, приводящего к эвристических решениям.
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
17
Интегративная витагенная технология с голографическим подходом (А.С. Белкин).
Опора на подсознание, в котором концентрируется витагенный опыт, проявляющийся
в различных формах творчества и фантазии учащихся. Включение интуиции,
отражающей витагенный опыт, способности принимать решения на основе «чутья»,
эмоционального предчувствования. Актуализация творческого потенциала учащихся
приемом дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели,
например, предоставление некой идеи, незаконченной или не получившей конкретное
воплощение, задача – в ее дополнении, насыщении содержанием, на основании своего
жизненного опыта. Творческий синтез образовательных проекций, когда объект
представляется в проекциях голографии творчески преображенным, интегрированным
(особенно эффективен на предметах художественного цикла). Творческое
моделирование идеальных (умозрительных) образовательных объектов на основании
витагенного опыта и новой информации.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ). Катализатором творческого
решения проблем является теория; знания служат инструментом и основой творческой
интуиции; творческими способностями наделен каждый ребенок. Направленность на
решение противоречий путем создания качественно новых идей или конструкций.
Технология школы творчества (по И.П. Волкову). Внутрипредметные и
межпредметные связи. Объединение узловых вопросов, на которых основан предмет,
раздел или несколько предметов. Одновременное, параллельное изучение во
взаимосвязи путем выполнения практических работ.
Реализация принципа креативности
на технологическом уровне
Междисциплинарные з
педагогические задачи
Формы
Использование элементов
педагогических
технологий
ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 4, 2014
18
1. Формирование логико-
теоретического и
интуитивного мышления.
2. Развитие продуктивного,
творческого мышления.
3. Активизация творческого
воображения.
4. Формирование
устойчивых мотивов учения.
5. Воспитание навыков
творческого усвоения и
применени знаний.
6. Создание условий для
мобилизации творческих
сил.
7. Приобретение и
накопление опыта
самореализации и
творческой деятельности
Творческие задания.
Деловая игра.
Представление знаний в их
развитии, движении.
Создание проблемных
ситуаций.
Разнообразие видов
самостоятельных работ.
Индивидуализация
обучения.
Художественная
деятельность.
Проектная деятельность
Интегративности и
конвергентности с
искусством
Технология проблемного
обучения мозговой штурм.
Игровые технологии:
эвристическая игра,
Витагенная технология.
Технология интенсификации
обучения на основе схемных
и знаковых моделей
учебного материала (В.Ф.
Шаталов)
Технология решения
изобретательских задач
(ТРИЗ).
Технология школы
творчества
(по И.П. Волкову)
Принцип вариативности и свободы выбора. Для самореализации личности необходима
свобода действий, в педагогике это реализуется через возможность расширения
альтернативного и инновационного опыта. Одной из самых широко известных и
популярных в этом направлении является концепция вальдорфских школ, главным
принципом организации которых представляется принцип свободы, но свободы,
основанной на ответственности. Стержнем развития личности в вальдорфских школах
является культура. Основываясь на идеях антропософии, Рудольф Штейнер стремился к
созданию школы, в которой ребенок растет – физически, интеллектуально, психически – в
гармонии с окружающим миром. Основу содержания образования составляют
интегрированные знания о мире и разнообразная деятельность учителей и учащихся, а
основные средства обучения и воспитания – творчество, игра, эмоционально-образный
рассказ учителя, беседа, диалог, экскурсия. Эти положения вальдорфских школ близки
нашей концепции.
Критерием выбора всегда служит ценность, а вероятность его осуществления
предоставляется возможностью свободы выбора. Свобода представляет собой
философскую категорию, характеризующую один из важнейших факторов существования
человека – возможность выбирать цель и способы ее осуществления на основе
собственных ценностей.
Всякая культурная деятельность должна быть творческой и созидательной,
поскольку образование является частью культуры (тождественной целому), оно должно
обеспечить учебной деятельности свободу и продуктивность культурной творческой
деятельности.
В интеграционном образовательном пространстве школы принцип вариативности и
свободы выбора реализуется: у учителей – в выборе программ, в творческом подходе к их
реализации, в использовании и интерпретации различных образовательных технологий, в
выборе темы самообразования и творческой микрогруппы, соответствующей
потребностям и интересам, в возможности выбора сеттингов для общения; у учащихся – в
осуществлении творческого подхода к решению учебных заданий, в проектной
деятельности, основанной на индивидуальных учебных планах, в художественно-
творческой деятельности, в системе дополнительного образования, в возможности выбора
сеттингов для общения.
Использование принципа вариативности и свободы выбора в интеграционном
образовательном пространстве дает возможность участникам образовательного процесса
осознать перспективу своего культурного развития в культурном пространстве школы,
города (села), страны, эпохи.
Технологическая реализация принципа вариативности и свободы выбора возможна
с применением элементов разнообразных технологий, среди них:
Личностно-ориентированная технология педагогики сотрудничества
антропоцентрические с гуманистической и психотерапевтической направленностью с
целью всестороннего, свободного и творческого развития ребенка. Концептуальная
направленность на развитие творческих способностей ребенка и его
индивидуальности, возрождение русских национальных и культурных традиций.
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам
(И.Н. Закатова). Широкий комплекс образовательных дисциплин общекультурного
значения с возможностью выбора, поиска и проявления своей индивидуальности.
Предоставление оптимальных условий для выявления способностей ребенка.
Дифференциация по интересам.
Проектные технологии. Создание междисциплинарных проектов по объединяющей
разные области знаний теме, дающих целостное представление о ней. Свободный
выбор темы, ее аспектов, источников информации и учителей-консультантов.
Альтернативная технология Вальдорфской педагогики (Р.Штейнер). Разновидность
воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики» на идее
антропософии (стремление человека к познанию приводит его к совершенству).
Технология направлена на воспитание целостной личности, открытой к восприятию
нового опыта, стремящейся реализовать свои возможности, способной к
тветственному выбору. Свободные условия (без принуждения),
приспосабливающиеся к ребенку. Сочетание интеллектуального, эстетического и
практического; культура различных творческих проявлений.
Реализация принципа вариативности и свободы выбора
на технологическом уровне
Междисциплинарные
педагогические задачи
Педагогические формы
Использование элементов
педагогических
технологий
1. Формирование чувства
свободы, уверенности в своих
действиях.
2. Воспитание целостной
личности, открытой к
восприятию нового опыта,
стремящейся реализовать
свои возможности.
3. Развитие опыта
ответственного отношения к
своему выбору.
4. Активизация
самосоятельности мышления.
5. Формирование
устойчивых мотивов учения.
6. Стимуляция
эмоциональной активности.
Игра
Творческие задания
Предоставление знаний в
их развитии, движении.
Создание проблемных
Ситуаций
Разнообразие видов
самостоятельных работ
Индивидуализация
Обучения
Восприятие произведений
искусства;
Творческое созидание
художественных
ценностей
Интегративности и
конвергентности с
искусством
Культуровоспитывающая
технология
дифференцированного
обучения по интересам (И.Н.
Закатова).
Технология проблемного
обучения
Игровые технологии.
Проектные технологии.
Альтернативная технология
Вальдорфской педагогики
(Р.Штейнер).
Таким образом, модернизация содержания и методов общего образования на
принципах культуроцентричности придает образовательному процессу новые качества –
целостность, гуманность, эмоциональность, лаконичность формы и содержательную
емкость, вовлеченность ученика в созидание нового знания.
ЛИТЕРАТУРА
Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. – М.: Искусство, 1966.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с., 1987.
Зинченко В.П. Назаров А.И. Размышления об искусственном интеллекте // О человеческом в человеке / - М.,
1991.
Кашекова И.Э., Темиров Т.В. Концепция развития гуманитаризация образования на основе
культурологического подхода. – Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 2. №
1. 2013. С. 31-44.
Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000.
Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и будущем нашей педагогики искусства // Искусство в школе,
1999, №4.
Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. – М.: Просвещение, 1981.
Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М.: Музыка, 1968.
Рувинский Л.И. О ценностном подходе к усвоению принципов и норм нравственности. // Сов. Пед., 1974,
№5.
Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. – М.: 1975. – 200с.
Стукалова О.В. Постмодернизм как фактор социальной практики современной молодежи. – Гуманитарное
пространство. Международный альманах. Том 1. № 1. 2012. С. 180-193.
Финкельштейн Э.Б. Исследовательская деятельность школьников и интеграция (приглашение к
исследованию). – М.: Клуб учителей «Доживем до понедельника», 2006.
Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993.
Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития.//Вопросы психологии,
1997, №4
Korsybski A. Enlace an anity. An introductions to non-Art total an y trend general emant C.N.V. 1933.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИНЦИПАХ КУЛЬТУРОЦЕНТРИЧНОСТИ
Аннотация:
В статье предлагаются и обосновываются пути модернизации содержания и методов общего
образования, в основе, которых лежит построение образовательного пространства на принципе
культуроцентричности и конкретизирующих его принципах диалогичногсти, креативности, эмоционального
насыщения, вариативности. Рассматриваются современные педагогические технологии, способные
обеспечить реализацию принципа культуроцентричности с точки зрения их возможностей развития
культуротворческого потенциала ребенка.