Мониторинг личностного становления учителя изобразительного искусства в системе непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской республики

Смирнова Наталья Борисовна

Кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ДПИ и МПИИ Чувашского государственного педагогического
университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксары

Аннотация: 
Мониторинг личностного становления учителя изобразительного искусства в системе непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской республики

В целях реализация Концепции непрерывного художественно-педагогического образования Чувашии необходимо выстроить программу мониторинга как целостную систему контроля, коррекции и управления на основе понимания объективных закономерностей и прогностично заданных целей. Центральная роль здесь принадлежит грамотной диагностической деятельности педагогов, лежащей в основе педагогического мониторинга.
На данный момент выделяют основные закономерности диагностической деятельности. Среди них:
1. Многогранность, многоаспектность современной личности приводят к необходимости применения оптимального сочетания диагностических методов, позволяющих собрать разносторонние сведения о состоянии и развитии человека, среды становления и протекания педагогического процесса.
2. Признание человека в качестве открытой системы, взаимосвязанной с окружением, позволяют методам диагностики анализировать как ход процесса, его результаты, а также и условия, в которых он функционирует.
3. Применяемые диагностические методы должны обеспечивать возможность для одновременного изучения деятельности, поведения, общения, в том числе и условия для личностного, индивидуального и субъектного становления обучаемого.
4. Используемые диагностические методы должны быть методами самопознания обучающегося.
5. Педагогическая деятельность носит характер взаимодействия, поэтому диагностика также должна быть построена на совместной деятельности педагога и обучаемого [2, с. 21].
Подтверждая необходимость принципиально новых подходов к диагностике развития и саморазвития образовательных систем, В. И. Андреев под педагогическим мониторингом понимает системную диагностику «качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива» [1, с. 373].
В научной литературе подчеркивается, что мониторинг, в отличие от простого контроля знаний, имеет ряд отличительных особенностей. Он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций: непрерывный сбор информации, ее структурирование, анализ, реализация обратной связи, передача данных для использования их в управлении, нахождение отклонений и др. При этом выделяются принципы мониторинга: объективность, целостность, процессуальность, детерминизм, персонализация, компетентность [2, с. 22–23]
Диагностика в системе непрерывного образования имеет ряд особенностей. Так, Н. М. Борытко выделяет основные ступени, переломные моменты в жизни человека, в которые он обращается к рефлексии, что обуславливает качественное изменение его самооценки, самосознания [2, с. 21].
Анализ научной литературы по проблемам мониторинга и собственный педагогический опыт позволили нам выделить в качестве знаковых определѐнные моменты, когда грамотно проведѐнный мониторинг будет существенно влиять на профессиональное и личностное становление учителей изобразительного искусства. К ним отнесем:
- начало углубленного изучения народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования или профильного обучения художественной и декоративно-прикладной направленности; выбор профессии учителя изобразительного искусства (художественные школы, школы искусств, студии, профильные художественные или педагогические классы);
- переход от выбора профессии учителя изобразительного искусства к профессиональному обучению в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (Чебоксарское художественное училище,
художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева»);
- переходный этап от профессионально-имитационной деятельности в процессе обучения к реальной художественно-педагогической деятельности в учебных заведениях Чувашской Республики (преподавание в гимназиях, колледжах, общеобразовательных школах, студиях, школах искусств, художественных школах, центрах творчества);
- переход от процесса адаптации в выбранной профессии учителя изобразительного искусства к творческой художественно-педагогической деятельности.
Именно в эти периоды жизни испытуемые подсознательно обращаются к рефлексии, нередко это происходит стихийно. Поэтому диагностика в кризисные, переломные моменты становления учителей изобразительного искусства не только покажет степень его профессионального и личностного развития, но и поможет в его непрерывном саморазвитии. Для этого необходимо продумать использование таких форм диагностики, которые в данном случае будут оптимальными.
Создание программы мониторинга реализации педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в системе непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики позволило нам решить ряд задач. В процессе реализации была необходимость:
- создания механизмов управления системой непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики;
- использования разнообразных форм мониторинга в процессе его проведения (стартовая диагностика – экспресс-диагностика – финишная диагностика) на всех этапах системы непрерывного художественно-педагогического образования;
- сбор и анализ информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности посредством реализации педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства Чувашской Республики;
- осуществление оценки уровня развития профессионально-личностных качеств учителей изобразительного искусства на контрольных этапах системы непрерывного художественно-педагогического образования Чувашской Республики.
Анализ научной литературы и собственное исследование позволили также выделить критерии сформированности профессиональных компетенций у будущих художников-педагогов, использующих педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства в профессионально-педагогической и художественно-творческой деятельности в условиях системы непрерывного художественно-педагогического образования. К ним относятся: предметная компетенция; аксиологическая компетенция; технологическая компетенция; социально-коммуникативная компетенция.
Показатель
Содержание показателя
Критерии оценки показателя
Предметная компетенция
Готовность и способность учителя изобразительного искусства инкорпорировать систему знаний о народном ДПИ в профессионально-педагогические функции, умение применять научные теории в профессионально-педагогической и художественно-творческой практике, использовать их в многообразии профессионально-педагогических ситуаций
- наличие системы знаний о народном ДПИ;
- наличие системы знаний о месте народного ДПИ в культуре этносов, основных этапах и ретроспективе развития, общем и особенном развития народного ДПИ;
- наличие знаний о содержании и формах использования народного ДПИ на различных этапах развития общества;
- понимание причинно-следственных явлений в развитие этноса и народного ДПИ;
- определение функций и закономерностей использования педагогического потенциала народного ДПИ на современном этапе развития этноса и в его перспективе
Аксиологическая компетенция
Готовность и способность художника-педагога к спонтанному управлению своим поведением как в жизненных, так и в профессионально-педагогических ситуациях в процессе использования педагогического потенциала народного ДПИ Чувашии
- владение профессиональными нормами художественно-педагогической деятельности по реализации педагогического потенциала народного ДПИ;
- владение художниками-педагогами нравствен-ными регулятивными деятельностными характеристиками, регулирующими взаимодействия с коллегами и учениками;
- владение алгоритмом нравственной саморегуляции, опирающейся на общечеловеческие и национальные нравственные ценности;
- владение умениями по выявлению критериев и оценки результата личной профессионально-педагогической деятельности по реализации педагогического потенциала народного ДПИ
Технологическая компетенция
Пригодность и способность художников-педагогов к выполнению операций, действий, алгоритмов и профессионально-педагогической и творческой деятельности по реализации педагогического потенциала народного ДПИ Чувашии
- владение приѐмами целеполагания, самоанализа процесса и результатов собственной деятельности по реализации педагогического потенциала народного ДПИ;
- владение алгоритмом и определѐнными технологическими приѐмами по изготовлению изделий народного ДПИ;
- наличие системы умений и навыков по выполнению образцов различных видов народного ДПИ Чувашии;
- наличие системы навыков использования педагогического потенциала народного ДПИ в профессионально-педагогической деятельности;
- наличие навыков по применению изученных технологий в самостоятельной художественно-творческой деятельности в области народного ДПИ, народных промыслов и ремѐсел, бытующих в Чувашии
Социально-коммуникативная компетенция
Готовность художников-педагогов к социально-ролевым и межличностным отношениям
- наличие готовности к обмену информацией в процессе профессионально-педагогической деятельности и общения;
- наличие готовности к сотворчеству или соавторству в области народного ДПИ Чувашии, нацеленные на достижение общих целей деятельности;
- наличие умений по управленческому взаимодействию в процессе профессионально-педагогической и совместной творческой деятельности с обучаемыми;
- наличие умений выбора рациональных и эмоциональных стимулов общения при выстраивании диалогического или коммуникационного контакта в процессе профессионально-педагогической и творческой деятельности по реализации педагогического потенциала народного ДПИ
Данные профессиональные компетенции легли в основу выявления уровневой характеристики компетентности учителей изобразительного искусства по использованию педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в непрерывном художественно-педагогическом образовании Чувашии.
По завершении экспериментальной работы был проведѐн анализ сформированности профессиональной компетентности у преподавателей, студентов, школьников, изучающих народное декоративно-прикладное искусство и использующих его педагогический потенциал. Он показал, что:
- присутствует определѐнная динамика формирования данных компетенций: от наличия первого и второго уровней профессиональной компетентности у школьников, наличия первого, второго и третьего уровня у студентов до наличия всех уровней сформированности профессиональной компетентности у преподавателей;
- наличие всех уровней сформированности профессиональных компетентностей у преподавателей, изменяющихся в зависимости от стажа,
позволяет говорить об их взаимосвязи с профессиональной деятельностью: педагоги, стаж которых превышает 10 лет, в основном находятся на более высоком уровне формирования профессиональных компетентностей, в частности – социально-коммуникативной, технологической и аксиологической.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие / В. И. Андреев Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.
2. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко ; под ред. В. А. Сластѐнина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 288 с.