МОНИТОРИНГ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОРЧАГИНА ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Аспирант ФГБОУ ВПО ВШНИ, начальник учебного управления Московского филиала Высшей школы народных искусств (института)

Аннотация: 
В данной статье рассматривается значение мониторинга с целью развития образовательного процесса в сфере высшего профессионального образования.

В современном мире с целью успешного развития образовательного процесса всё
актуальнее становится систематический контроль его текущего состояния и
результативности учебного процесса. При рассмотрении проблемы вхождения России в
общеевропейскую систему международного сотрудничества в сфере высшего образования
необходимо учитывать вопрос сохранения исторических традиций, что особенно важно в
художественном профессиональном образовании [2].
Вследствие этого возникает необходимость организации информационно-
аналитической работы, где ключевым инструментом становится система мониторинга
учебного процесса. Мониторинг (от латинского слова monitor – напоминающий,
надзирающий) является одним из основных средств контроля и оценивания, используется
в построении учебного процесса, постоянно отслеживая и анализируя происходящее для
улучшения качества образования. Например, Э. Ф. Зеер считает мониторинг процессом
отслеживания состояния объекта с помощью непрерывного или периодически
повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных
ключевых показателей. С его точки зрения, такие общенаучные педагогические и
психологические понятия, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль» и др., близки к
мониторингу [3].
Во время введения в России новых Федеральных государственных
образовательных стандартов возникает вопрос о необходимости оценивать качество
образования. В этой связи перед современной профессиональной педагогикой ставится
задача создания системы получения непредвзятой информации о результатах обучения в
соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами на
уровне высшего образовательного учреждения. Исходя из этого можно определить
основные функции мониторинга: целенаправленное и непрерывное слежение за
функционированием, формированием образовательного процесса и его индивидуальных
элементов в задаче своевременного выявления всех перемен, на основе анализа которого
можно будет принимать управленческие решения. Следовательно, по нашему мнению,
качество образования можно обеспечить только тогда, когда результаты мониторинга
будут использоваться для инновационной деятельности всех участников учебного
процесса.
Таким образом, показатель качества образования – конкурентоспособность
выпускников вуза, высокие достижения в обучении, технологичность и современный
уровень организации учебного процесса. В системе образовательного мониторинга можно
выделить несколько уровней – например внутривузовский, который осуществляется
администрацией образовательного учреждения. Также можно выделить алгоритм работы
администрация – преподаватель – студент – результат – результаты группы – анализ
преподавателя – результаты по предмету в контексте общей проверки знаний – анализ
работы преподавателя по разным параметрам – оказание методической помощи
преподавателю – коррекция учебного процесса.
Система мониторинга дает возможность в комплексе определить воздействие всех
изменений, которые происходят в вузе. Так как мониторинг является определенной
системой функционирования, его организация связана с определением и выбором
идеального сочетания разнообразных форм, видов, способов анализа и диагностики и
исследует специфику конкретной педагогической ситуации.
Как отмечает В. Ф. Максимович, в профессиональном образовании главным
критерием, определяющим уровень сформированности педагогического мастерства
художника-педагога, необходимо считать качество подготавливаемых им специалистов,
которое проявляется в их социальной и профессиональной деятельности [4].
В отслеживании контрольных показателей учебной деятельности вуза можно
применить принципы профессионального обучения разработанные Н. Н. Шамрай:
 «принцип соответствия содержания профессионального образования
потребностям общественного развития»; «принцип единства содержательной и
процессуальной сторон обучения»;
 «принцип структурного единства содержания образования на различных его
уровнях»; «принцип воспитывающего и развивающего обучения»; «принцип
научности и посильной трудности обучения»;
 «принцип систематичности и последовательности обучения»; «принцип
сознательности и творческой активности обучающихся при руководящей роли
педагога»; «принцип наглядности обучения и развития теоретического
мышления обучающихся»; «принцип прочности результатов обучения и
развития познавательных сил обучающихся»; «принцип коллективного
характера обучения и учета индивидуальных особенностей обучающихся»;
«принцип создания производственно-учебной среды» [5].
Организация и проведение мониторинга призваны стимулировать стабильную
работу студентов, преподавателей и администрации вуза, которые являются объектами
мониторинга.
 Студенты включают в себя следующие коэффициенты: количественный
(распределение численности студентов и выпуска по направлениям подготовки и
специальностям, распределение по полу и возрасту); успеваемость (уровень знаний,
причины пропусков, трудоустройство выпускников, промежуточная и итоговая
аттестация, контрольные срезы, тестирование и т. д.).
 Преподаватели включают в себя следующие коэффициенты:
количественный (распределение численности основных преподавателей по уровню
образования, по стажу работы и возрасту), а также основные показатели
преподавателя: уровень профессиональных знаний и умений, анализ посещаемости
студентов предмета, рейтинг преподавателя.
 Администрация вуза включает в себя следующие коэффициенты:
количественный (распределение численности персонала по уровню образования, по
стажу работы и возрасту); материально-техническая оснащенность учебного
процесса (обновление технической базы, пополнение спортинвентарем,
привлечение спонсорских средств, пополнение библиотечного фонда, медицинское
оснащение, пополнение оборудования кабинетов); методическое обеспечение
учебного процесса (участие в семинарах, конференциях, апробация альтернативных
учебников, публикации и т. д.).
Необходимо подчеркнуть, что основанием системы мониторинга является
включение таких подсистем, как цели, средства и результаты, поэтому в образовательном
процессе особую роль играют наиболее значительные вопросы:
 Кто оценивает?
 Что будет оцениваться?
 Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки критериев
оценки?
 Какая цель будет преследоваться?
 Насколько объективными и надежными должны быть результаты?
 Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов?
По мнению Н. В. Бордовской, «цели обучения конкретной учебной дисциплины
конкретизируют цели образования современного человека в целом и цели конкретного
образовательного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного
курса, возрастных и других индивидуальных особенностей учащихся. Как правило,
образовательные цели показывают общие стратегические ориентиры и направления
деятельности руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся» [1].
Таким образом, можно отметить, что повышение качества профессионального
образования должно охватывать все структурные элементы и главная цель мониторинга в
вузе не выявление недостатков, а помощь учебному процессу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. –
СПб.: Издательство РХГИ, 2001. – 512с.
2. Гатальская Е. А., Корчагина Ю. Л. Некоторые аспекты подготовки специалистов в сфере декоративно-
прикладного искусства (на примере художественной вышивки) // Декоративно-прикладное искусство и
образование: электронный научный журнал – № 1 – 2012 г.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессии. – М.: Академический проект; Фонд Мир, 2005. – 336 с.
4. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический
аспект, современное состояние и пути обновления. – М.: Флинта, 2000. – 200 с.
5. Шамрай Н. Н. Принципы профессионального обучения. / Н. Н. Шамрай // Энциклопедия
профессионального образования. – М.; Т. 2. С. 327–329.