МУЗЕЙ РЕАЛЬНЫЙ ИЛИ ВИРТУАЛЬНЫЙ: ОБСУЖДЕНИЕ В ДИСКУССИОННМ ФОРМАТЕ

Савенкова Любовь Григорьевна
октор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
Фомина Наталья Николаевна
доктор педагогических наук, профессор член-корреспондент Российской академии образования зав. лабораторией музыки и изобразительного искусства ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
Копцева Татьяна Анатольевна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
Вагнер Ирина Владимировна
доктор педагогических наук, профессор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва
DOI 10.34897/IAECS.2022.55.25.001
Аннотация: 
В контексте исследования проблемы развития эстетической культуры личности в информационной среде в статье дискутируется вопрос о том, какие экскурсии или экскурсии в какие музеи, на какие выставки более значимы, оказывают более существенное влияние на развитие эстетической культуры школьников – реальные или виртуальные. Какие риски несут в себе виртуальные экскурсии? Имеется ли у виртуальных экскурсий особый педагогический потенциал, в чем-то превосходящий реальные? В чем преимущество реальных экскурсий? Каковы предпочтения школьников? Эти и другие вопросы обсуждают участники дискуссии – специалисты ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО». В рамках дискуссии также обсуждается проблема взаимодействия виртуальной и реальной экспозиции произведений детского изобразительного творчества, негативные и позитивные моменты виртуальной экспозиции, преимущества реального показа подлинников. На основе анализа продуктивного опыта реализации социокультурного проекта «Передвижная выставка «Я вижу мир» обосновывается вывод о необходимости использования метода погружения ребенка в позицию я-автор-зритель-экскурсовод, которая позволяет активизировать процессы художественного восприятия и развивать эстетическую культуру школьников как в процессе показа как виртуальной, так и реальной экспозиции
В 2022 году в ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» реализован научно-исследовательский проект «Формирование у школьников эстетической культуры средствами творческой и проектной деятельности в информационной образовательной среде» (научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Вагнер Ирина Владимировна), в рамках которого решались такие исследовательские задачи как проведение эмпирического исследования опыта творческой деятельности современных школьников в информационной среде и его влияния на формирование у них эстетической культуры; проектирование прикладных моделей формирования у школьников эстетической культуры средствами творческой проектной деятельности в информационной образовательной среде; разработка примерного содержания творческих информационных проектов для школьников разного возраста, ориентированных на формирование у них эстетической культуры; обоснование потенциала творческой проектной деятельности школьников средствами информационных технологий в формировании у них эстетической культуры; методическое обеспечение деятельности педагогов по педагогическому сопровождению детских творческих проектных инициатив в информационной образовательной среде. В рамках проекта разработан навигатор «Искусство в информационном образовательном пространстве школьников» для использования в образовательном процессе; программа внеурочной деятельности «Эстетическое развитие школьников средствами творческой деятельности в информационной среде: детские информационные проекты» и методические рекомендации по ее реализации. Смысл и ценность программы в том, что она предоставляет педагогам и школьникам актуальные цели, идеи, сюжеты творческих информационных проектов, реализация которых будет расширять позитивный эстетический опыт детей, обеспечивать реализацию потенциала искусства в их позитивной социализации, формировании эстетических ценностей, эмоциональной психологической устойчивости, готовности к принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора на основе сформированного эстетического опыта творческой информационной деятельности. Особое значение для личностного развития имеет собственная информационная деятельность школьников, в ходе которой у детей формируется личный опыт виртуальной жизни, общения, деятельности в информационной среде, представляющий собой, согласно классикам отечественной психологии, фундамент формирования позиции личности, ее направленности. От качества личного опыта информационной деятельности детей зависит не только процесс формирования у них информационной культуры, но и в силу того, что информатизация проникает во все сферы бытия, - всех компонентов общей культуры, включая эстетическую культуру. Развитию эстетической культуры школьников будет способствовать целенаправленно организованная информационная деятельность, которая предоставит детям как пространство для творческой самореализации в виртуальном пространстве, так и педагогическую поддержку. В результате творческих информационных проектов школьников могут быть созданы различные медиа-продукты (фотографии, видео-ролики, электронные издания детских творческих работ, галереи-выставки детских рисунков, презентации достижений школьников и созданные ими презентации об искусстве, красоте окружающего мира и красоте человеческой души, культуре родной страны и мн.др.). Важно, чтобы школьники имели доступы к виртуальным оазисам красоты, творчества, эстетической культуры, увлеченное художественным творчеством сообщество детей и взрослых, совершали виртуальные экскурсии в музеи, художественные галереи, что, в совокупности, позволит сформировать у них позитивный виртуальный опыт, способствующий формированию у них эстетической культуры. Информационные проекты имеют мощную силу влияния на подростков, поэтому их педагогическая инструментовка, их наполнение смыслами, образцами, моделями поведения, деятельности, общения, которая создается сейчас в рамках проекта, – это вопрос обеспечения воспроизводства российской культуры, ее ценностей, сохранения и воспроизводства русского мира. Проблема развития эстетической культуры подростков в информационной среде выходит далеко за рамки художественного образования, поскольку эстетическая культура предполагает потребность и готовность личности реализовывать эстетические ценности во всех сферах своей жизнедеятельности – в общении, в труде, в быту, в любой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самого себя по законам красоты, включая красоту помыслов, чувств, духовного мира личности. Педагогический процесс формирования эстетической культуры личности приобретает глобальное звучание. Не только информатизация обусловливает характер социализации подростков, но имеется и обратная связь: в какой мере эстетический императив будет определять характер развития процессов информатизации – зависит от эффективности педагогического процесса формирования эстетической культуры подрастающих поколений, обеспечения социального наследования лучших традиций эстетической культуры современного общества. Закономерности развития этих двух процессов, их взаимовлияния во всем многообразии аспектов определяют масштабные контуры проблемного поля развития эстетической культуры личности в условиях информационного общества. Таким образом, суть, смысл и социальная значимость проекта заключаются в расширении педагогического влияния на информационную деятельность подростков и реализацию потенциала искусства в их позитивной социализации в виртуальном пространстве. В современной ситуации, когда в обществе возрос градус тревожности и когда в образовательную практику все активнее внедряются формы дистанционного образования, наш институт художественного образования и культурологии РАО (в рамках данного проекта) работает над созданием эстетически ориентированного контента, организацией творческой деятельности детей в информационной среде во внеурочное время, что не только обеспечит их занятость в свободное время, но и качество этой занятости, которое будет обеспечивать компенсаторный, арт-терапевтический эффект, позитивный характер информационной социализации подростков. Направляя усилия на создание позитивного контента, обеспечения педагогической поддержки информационной творческой деятельности школьников, педагогическое проектирование информационного пространства детства, разработчики проекта заботятся о том, чтобы виртуальный мир искусства не подменял для школьников ценность оригиналов, чтобы цифровизация не нарушила систему эстетических ценностей, не обесценивала в субъективной картине мира подростков объекты культурного наследия и в этих целях инициировали дискуссию о том, какие экскурсии или экскурсии в какие музеи, на какие выставки более значимы, оказывают более существенное влияние на развитие эстетической культуры школьников – реальные или виртуальные. Какие риски несут в себе виртуальные экскурсии? Имеется ли у виртуальных экскурсий особый педагогический потенциал, в чем-то превосходящий реальные экскурссии? В чем преимущество реальных экскурсий? и мн.др. Разработчики проекта попросили коллег высказать свое мнение, и некоторые размышления специалистов ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО» изложены далее. Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Савенкова Любовь Григорьевна отметила, что однозначно сказать о вреде или пользе онлайн общения школьников с произведениями искусства сегодня нельзя. До возникновения сети «Интернет» живущие вдалеке от музеев искусства люди, могли знакомиться с ними только через художественные альбомы и книги, телевидение и кино. Сегодня возможность приобщения к произведениям живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна позволяют любому жителю страны и мира через онлайн путешествия, побывать в любой точке мира и познакомиться как с музеем непосредственно, так и его архитектурой в непосредственном природном окружении, его интерьерами и экспозициями, увидеть точные изображения произведений искусства. Да, не будет ощущения реальности, мы не почувствуем запаха и атмосферы музея, но это и не будет ложью, это не будут копии произведений, а их воспроизведение на экране или отсканированные с удивительной точностью произведения. Наверное, это лучше, чем копии, фото, описание. Возможно, через какое-то время технологии воспроизведения объекта станут настолько совершенны, что смогут воспроизводить полное ощущение присутствия и даже «общения» с произведением в реальной среде и, возможно, это время не заставит себя долго ждать. Сегодня же педагогический потенциал музеев должен быть реализован в реальном времени, в системе взаимодействия школы и музеев, которые заинтересованы в молодом зрителе. Я сейчас говорю не том зрителе, который пришел в музей посмотреть экспозицию (с друзьями или родителями), а о детях, которые приходят в музей со своим учителем, который хочет показать, рассказать им об артефактах, которые они сегодня изучают, чтобы провести свою экскурсию, обратить внимание каждого ученика на что-то конкретное, что-то важное, поскольку только учитель знает, что знает и чем озабочен каждый его ученик. Но в музеях не любят такие самостоятельные экскурсии, поскольку у них есть свои профессиональные экскурсоводы и музей они знают лучше. Но, к сожалению, они не знают учеников и могут ориентироваться только на возраст. Выделим ряд проблем такого уровня: – отсутствие единой координационной и методической служб по данному направлению работы, что значительно снижает такую важную составляющую данного процесса, как слабая информированность обоих ведомств (образования и культуры) о приоритетных целях, программах, актуальных методах и разработках в области образования и социализации детей и молодежи. Поэтому взаимодействие, если таковое и происходит, часто единичными случаями в виде посещения музея и слушание учащимися экскурсовода, который проводит свои занятия по заготовленному материалу, который не согласовывается с педагогом; – источниками возникновения проблем являются подходы, сложившиеся в обеих системах. Например, для музеев это главенство стационарных экспозиций, насыщенных подлинниками, это ориентирует на сохранение и точную передачу накопленного опыта. Для школ – система, где в главной роли выступает урок, внеурочные занятия, которые чаще всего расширяют темы урока, и главенствует репродуктивная передача знаний; – источником и причиной возникновения барьеров часто служат элементарные хозяйственные и коммерческие интересы ведомств и разные пути увеличения рентабельности учреждений. В начале ХХ века появился термин «музейная педагогика», автор Г.Фройденталь. Он создал методику работы музея со школьниками, которая включала подготовку к посещению музея и последующие занятия в школе. Центральное место в этой методике, естественно, отводилось школьному учителю, который рассматривался как участник музейно-педагогического процесса. Сегодня это направление довольно хорошо развито в России, наиболее интересный опыт в этом имеется в Санкт-Петербурге, в Русском музее. Но требуются конкретные реальные шаги в расширении этой деятельности. Какие могут быть предложения по взаимодействию музея и школы уже сегодня: посещение школьниками музейных экскурсий и лектория по запросам образовательного учреждения на основе существующих в музее программ; организация и проведение уроков в музее: учитель – музейный педагог; проведение экскурсий, обзорных лекций с целью знакомства с историей и деятельностью музея; совместные творческие проекты: ученические конференции, дебаты, проведение художественных событий на территории музея, творческие мастерские и др.; охват школьников студиями, кружками при музее; выступления деятелей культуры в образовательном учреждении с целью ознакомления с возможностями музея для развития и образования школьников; помощь профессионалов в создании школьного музея, факультатива по подготовке музейных гидов, проведении экскурсий по городу силами школьников и т.д.; образовательные программы по технологиям музейной педагогики для школьников и педагогов на базе школы; проведение лекций, бесед, творческих выступлений сотрудников музея в школе; выездные экскурсии и консультации работников музея в образовательных учреждениях. Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, зав. лабораторией музыки и изобразительного искусства ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Фомина Наталья Николаевна придерживается следующей точки зрения. Для меня нет вопроса, что является предпочтительнее: встреча с подлинником или заочное знакомство с ним. Нужно и то, и другое. Думаю, что при постановке вопроса нельзя ограничиваться одной формой музейной педагогики – экскурсией. Нужно размышлять шире. Самое главное – личный контакт с подлинником. Но начну с экскурсии. Виртуальная и реальная экскурсии – это две разные формы популяризации, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. При проведении реальной экскурсии перед музейным педагогом встает множество проблем, определенных задачей создать условия каждому экскурсанту для общения с экспонатом. Ведь целью экскурсии является создание условий для переживания зрителем подлинника и его адекватного восприятия. Следовательно, необходимо ограничить количество участников экскурсии. Каждый экскурсант должен не только слышать экскурсовода, но и видеть, иметь возможность рассмотреть экспонат, эмоционально пережить его. А.В.Бакушинский и Н.И.Романов – зачинатели музейной педагогики в нашей стране, считали, что каждого экскурсанта нужно подвести к состоянию молчаливого созерцания, как высшего акта переживания и желания вернуться в музей. Обязательным является и требование ограничивать количество экспонатов при проведении экскурсий для посетителей – и взрослых и детей, применять разные методы активизации восприятия. Имею множество наблюдений, когда пятиклассники, познакомившиеся с искусством Древнего Египта в соответствии со школьной программой истории в залах пушкинского музея, в шестом классе не проявляют желания познакомиться с искусством Древней Греции и Рима. Им хорошо запомнились долгий путь в музей после уроков в школе, возвращение домой в час пик, да и насыщенная информацией – вербальной и визуальной экскурсия требовала напряжения ума и чувств. Замечу, что в школах Британии, например, существуют в школах «музейные дни» и вход в музеи (для всех категорий зрителей) бесплатный. Наверное, сидя в кресле перед экраном компьютера, неспешно, вслед за экскурсоводом двигаться по залам музеев гораздо комфортнее. Этим способом погружения в пространство разных музеев мира широко пользуюсь и я. Сайт того же Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина предлагает широчайшие возможности для движения по залам постоянной экспозиции и выставкам, предоставляя возможность приближаться к экспонатам, знакомиться с информацией по каждому. Замечательные виртуальные путешествия по залам выставок проводят кураторы выставок, предоставляющие возможность для углубленного знакомства с творчеством конкретных художников, коллекционеров, исследованиями реставраторов. Но именно после таких виртуальных путешествий невозможно усидеть дома. Лично я нередко смотрю их для того, чтобы подготовиться к встрече с подлинником, которую ничто не может заменить. Я, как зритель, не очень люблю экскурсию, как форму коллективного восприятия. Предпочитаю самостоятельное общение не только с подлинником, с художником. Ведь ты идешь на встречу с Рембрандтом или с Дега, или с Матиссом… У каждого зрителя свой выбор, который всегда зависит от душевного настроя. А пришедши в музей, ты можешь изменить маршрут, потому что что-то непредвиденное изменило твое намерение. На тебя, вдруг, кажется, взглянула «Пизанская мадонна», и ты к ней пошла… Помню в раннем дошкольном детстве мама моя всегда водила гостей из других городов в Третьяковскую галерею. Мы жили недалеко, в 1-ом Спасоналивковском переулке. Обычно я подходила к «Мишкам» Шишкина. Рассматривала не только медведей, младшие медвежата были мне близки по возрасту и любознательности, но и каждую травинку. Я буквально входила в чащу. В объяснениях не нуждалась, да и мама была занята гостями. Меньше всего посетителей бывало в залах советской живописи. По ним можно было свободно путешествовать, находя то, что тебя «призовет». Помню свое впечатление от портрета балерины О.Лепешинской работы А. Герасимова. Как же внимательно я его разглядывала, стараясь принять ту же позу. До сих пор помню ощущение света, воздуха и красоты… А однажды во всегда пустовавших залах советского искусства я увидела, как мне показалось старинную картину: она была очень темной, но что-то в ней освещалось. Это была «Мать» Б.Неменского. Уж и долго я ее рассматривала… Прошло некоторое время. Папа выписывал журнал «Огонек», там было очень много репродукций картин, главным образом, как я понимаю теперь, русских и советских художников. Однажды я нашла ту самую «Мать», от которой не могла оторваться в Третьяковке. Журнал стал храниться в моем углу. Я могу продолжить свои детские впечатления, наверное, формировавшие мой интерес к искусству, дающий жизненные силы до сих пор. Спасибо родителям (они были инженерами и никакого отношения к искусству не имели), любили вместе с детьми читать и рассматривать книги, посещать театры, музеи, гулять по Москве и путешествовать. А.В.Бакушинский считал, что к встрече с искусством нужно подготовиться. Еще до революций 1917 года, будучи учителем в женской гимназии, он считал, что учениц можно повести в Музей изящных искусств после серьезной подготовки. Он их так заинтриговал, что гимназистки самостоятельно бегали в музей и перед запланированной экскурсией были настолько подготовлены к восприятию египетского искусства, что экскурсия превратилась в диалог учителя с ученицами, при котором со стороны девочек было не меньше вопросов, чем со стороны учителя. Из этого следует, что нужна подготовка к встрече с музеем, тем более к экскурсии. Подготовка нужна и музейному педагогу. При встрече со школьниками, пришедшими на экскурсию, от экскурсовода можно услышать следующую реплику с угрожающей интонацией: «Помните, вы не в школе…» В конце экскурсии: «Потерпите немного, скоро кончим». Н.И.Романов в книге «Местные музеи и как их устраивать» 1929 г. определяет музей как «место высшего духовного отдыха». «В музее, где все воспринимается прежде всего глазом, самым важным приобретением для участника экскурсии является не множество познаний или даже новых впечатлений, но умение «видеть» и на основании виденного составлять самостоятельные заключения и выводы». Думаю, что вопрос о преимуществе виртуальной встречи с искусством не корректен по существу. Ведь художник живет только, пока его творения видит зритель. Искусство нам с вами предназначено. Можно договориться до того, что следует закрыть музеи, переведя произведения искусства в цифровое выражение. Каким же мертвым станет этот мир… Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Копцева Татьяна Анатольевна актуализировала проблему взаимодействия виртуальной и реальной экспозиции произведений детского изобразительного творчества, негативные и позитивные моменты виртуальной экспозиции, преимущества реального показа подлинников. На основе анализа продуктивного опыта реализации социокультурного проекта «Передвижная выставка «Я вижу мир» Татьяна Анатольевна делает вывод о необходимости использования метода погружения ребенка в позицию я-автор-зритель-экскурсовод, которая позволяет активизировать процессы художественного восприятия и развивать эстетическую культуру школьников как в процессе показа как виртуальной, так и реальной экспозиции. К вопросу органичного взаимодействия виртуальной и реальной экспозиции произведений изобразительного творчества Татьяна Анатольевна рассказала следующее. Во многом современные подходы к художественному воспитанию подрастающего поколения опираются на запросы семьи. Из-за того, что в обществе снижается интерес к предметам эстетического цикла (изобразительное искусство, музыка, МХК и др.) по причине их «ненужности» и «невостребованности» в век компьютерных технологий, то и внимание к этим предметам у школы, как образовательного института, падает. Предметы образовательной области «Искусство», выполняя роль «падчерицы» в школе, часто изгоняются из её учебных программ. Упор делается на интеллектуальное развитие детей, на компьютеризацию образования и обучение иностранным языкам. Компьютерные технологии ставятся во главу угла современного образования, и, кажется, это веление времени может ликвидировать «живые» предметы (музыку, ИЗО), которые ведут «диалог» с ребенком, через реальные, а не виртуальные формы общения. Как же быть? Есть ли выход из создавшейся ситуации? Учителя, неравнодушные к проблемам преподавания искусства в школе, ставят и решают эти вопросы. Педагоги-художники и учителя музыки видят выход не в отрицании виртуальных форм общения с произведениями искусства, это в нынешнее время невозможно, да и не нужно делать, а в органичной взаимосвязи возможностей Интернет-пространства и реальных контактов с подлинником. Особую роль здесь на себя призваны взять внеурочные и внешкольные формы работы и экскурсионная деятельность образовательной организации. Такая комплексная работа должна учитывать негативные и позитивные влияния, которые оказывает виртуальная демонстрация выставки. Конечно, виртуальная экспозиция произведений взрослого и детского изобразительного творчества не дает объективного представления о них. Зритель не видит реальных размеров рисунков, они предстают перед его глазами или крохотными, ограниченными размером гаджета и монитора компьютера, или громадными, если демонстрируются на больших экранах. Такое «разбалансирование реальности» произошло со мной, когда я побывала на виртуальной мультимедийной выставке произведений Сальвадора Дали. Громадные изображения фрагментов его живописных работ были обрушены на зрителя, они плавали по стенам, потолку, полу и создавали состояние хаоса, а не приводили к степенному погружению в образный мир произведений художника. Головокружение сопровождало эту мультимедийную презентацию, создавало поток визуальных рядов, который ничего общего не имел с реальными, порой очень камерными, произведениями художника. Говорить об адекватности их художественного восприятия при реализации этой демонстрации не приходилось. Еще одни минус, который ощущает зритель, когда смотрит виртуальную экспозицию произведений юных или взрослых художников – это отсутствие понимания «объемности вещи». Например, скульптура предстает на экране плоскостно, хотя в реальности она объемна. Возможно, конечно, использовать специальные мультимедийные эффекты и продемонстрировать вещь в 3D или 5D формате, но это не дает ощущение притягательности материала: стекло, глина, цемент, которое зритель получает от подлинника. Даже живописный холст имеет объем фактурной поверхности, а на слайде он предстает гладким, без изъянов. Тайны живописного корпусного или лессировочного письма не открываются зрителю со всей полнотой и это опять же затрудняет для зрителя получение исчерпывающей визуальной информации о произведении. Часто также случается, что при неисправности гаджетов цвет произведения искажается, и зритель может увидеть холодный колорит живописного произведения в теплой цветовой гамме, что не допустимо в образовательном процессе. Но не только дефекты, искривляющие адекватность восприятия размера, цвета, фактуры, объёма произведения становятся препятствием на пути художественного развития человека, но и система подбора «репертуара», того набора зрительных или музыкальных объектов, которые предпочитает зритель-слушатель, оставшийся один на один с экраном. Масс-медиа создает информационную «свалку», в которой ребенок, да и взрослый человек, не способен толком разобраться и идут на поводу «инстинкта», выбирая то, что «бросается в глаза» яркостью или нестандартностью показа картинки. Так на вопрос: «пойдете ли вы в художественный музей, который есть в вашем городе или посмотрите экспозицию выставки на телеэкране, мониторе компьютера» 20 учеников восьмого класса из 30 отвечают, что предпочтут виртуальную экспозицию! Свой ответ они прокомментировали следующим образом: «виртуальная выставка позволяет внимательно рассмотреть фрагменты произведения, приблизить его близко к зрителю», «можно не тратить время на поиск заинтересовавшего тебя произведения», «не устаешь бродить по выставке», «выставка интересна своими эффектами», «виртуальный объект красивее реального», «можно возвращаться в виртуальный экспозиционный зал много-много раз», «информацию о произведении можно остановить в любом месте и отвлечься на более важные дела, а потом дослушать ее в удобное для тебя время». Ученики убеждены, что мультимедийные формы эффективнее реальности, поскольку «экономят время» и «более эффектные, чем реальность»! Опасность «потери реальности» сегодня приобретает угрожающие формы. Где же выход? Как, оставаясь в потоке современности, засилья виртуальных форм воздействия на человека, не потерять общение с подлинником? Ведь никакие «эффекты мультимедия» не могут заменить музейного пространства, восприятия произведения в сопоставимости со своим ростом, не может заменить ощущения от молчаливого созерцания подлинника и собственного выстраивания «маршрута его анализа». А запах музея, а особое освещение произведений! Разве робот может заменить «живого» экскурсовода, который всегда может ответить на твой вопрос. Реальную экспозицию никак нельзя исключить из жизни человека, – заключают педагоги-художники и учителя музыки. Многолетний опыт реализации образовательного социокультурного проекта «Передвижничество» (http://www.art-education.ru/proekt-peredvizhnichestvo) выявил ряд эффективных методов работы органичного соединения реального и виртуального показа экспозиции произведений детского и взрослого изобразительного творчества. Синтез разных форм организации художественного восприятия произведений детского изобразительного творчества, связанных одной образной задачей, – это объединение ранее разрозненных реальных и виртуальных экспозиций в целое образовательное пространство «Передвижная выставка «Я вижу мир»». Разработана система такой работы, которая осуществляется в двух направлениях: от «живого произведения – к виртуальному», и «от виртуального – к живому». Синтез – антипод анализа, но он может быть непосредственно связан с процессом предшествующего анализа произведения в виртуальном или реальном режиме. Выставка детского изобразительного творчества приезжает в детский сад, школу, лицей, библиотеку или институт. Обычно хлопоты по устройству ее экспозиции выпадали на учителей, воспитателей и педагогов. Но в процессе реализации проекта «Передвижничество» активно задействуются волонтерские детские движения. Процесс организации и проведения выставки с опорой на детско-юношеские организации приобрело действенный характер. Ученики решают важные вопросы экспозиционного размещения произведений, принимают участие в изготовлении афиш, пригласительных билетов, культурной программы. Создаются детско-юношеские жюри, которые выбирают победителей конкурса на «Приз зрительских симпатий» и другие номинации: «Самый маленький художник», «Самый опытный юный художник», «Самая выразительная картина» и др. Юные экскурсоводы, участники «Клуба любителей искусства» пишут тексты экскурсий, которые они проводят для разных возрастных групп детей, для родителей и учителей. Эти и многие другие формы активизации внимания к выставке практикуются в тех образовательных организациях, куда приезжает передвижная выставка «Я вижу мир» в течение года. По стране – это всего 10-12 организаций. А что же делать другим участникам международного конкурса, куда выставка не приезжает? Например, в 2022 году в конкурсе 32-ой передвижной выставки «Я вижу мир: мир народного искусства» приняли участие более 3000 человек: дети 2-18 лет, студенческая молодежь, педагоги-художники [1]. Здесь на помощь приходит с одной стороны виртуальная экспозиция всех работ в галерее Международного союза педагогов-художников (https://art-teacher.ru/gallery/74/), а с другой стороны – реальная региональная выставка конкурсных работ, которая непосредственно организуется в образовательном учреждении. Поэтому вся образовательно-просветительная работа выстаивается вокруг как виртуальной, так и реальной экспозиций, которую могут посмотреть ученики всей школы. Виртуальная галерея передвижной выставки «Я вижу мир» организована по возрастному принципу формирования экспозиции, что дает возможность сравнивать рисунки одной возрастной группы. Позволяет педагогу и любому другому зрителю осуществлять восприятие произведений, начиная от самого юного художника к самому опытному или наоборот. Задержать свое внимание на каком-то конкретном возрасте, на произведениях той возрастной группы, к которой относится сам зритель. В реальной же демонстрации выставки экспозиционеры руководствуются принципом художественного размещения работ. Общее впечатление от соседства живописных и графических произведений должны составлять в итоге гармонию стены или зала, в которой они выставлены. Иногда устроители выставки руководствуются «принципом тематизма», но всегда на первом месте стоит гармоническая функция экспозиции, её художественность. Реальная экспозиция в меру небольших выставочных пространств детского сада, школы, библиотеки или института не может включить большое количество работ, но даже их малое количество позволяет организовать встречу с подлинником, рассмотреть и сопоставить большие (№№ А1, А2), средние (№№ А3, А4) и малые (№№ А5, А6) форматы рисунков, воочию оценить выразительные качества, используемых художественных материалов: гуашь, акварель, фломастеры, гелевые ручки, уголь, пастель и др. Организовать беседу об особенностях разных авторских замыслов и решений на одну тему. Виртуальная экспозиция, позволяет расширить диапазон показываемых произведений, сделать это в условиях класса, а также в зале на громадном экране и показать ее большому количеству людей. В органичном взаимодействии виртуальных и реальных форм демонстрации итогов изобразительного творчества детей, студенческой молодежи и педагогов-художников видится решение поставленной в начале статьи проблемы. Как показывает многолетний опыт реализации социокультурного проекта «Передвижничество» [2] такая перекличка разных форм демонстрации и анализа произведений передвижной выставки «Я вижу мир» стала эффективной и востребованной в местах её бытования. Комплексный подход – это плодотворное средство приобщения подрастающего поколения к изобразительному искусству, которое может быть востребовано на разных уровнях как в системе общего, так и дополнительного художественного образования. Ребенок, беря на себя разные роли: зритель-автор-экспозиционер-экскурсовод, становится в деятельностную позицию созидателя-творца. Важным элементом системы реализации проекта «Передвижничество» является проведение художественных практикумов по работе с разными художественными материалам, на выставке или в кабинете ИЗО после просмотра экспозиции. Создание мини-выставки «Впечатление от экспозиции» пользуется у детей всех возрастных групп особым интересом. Рисунки-впечатления монтируются в виртуальную и (или) реальную выставку и продолжают путешествие по другим выставочным площадкам. После проведения комплексного погружения в мир изобразительных образов передвижной выставки «Я вижу мир» ученикам восьмого класса школы, в которую приехала выставка, был задан вопрос: «пойдете ли вы в выставочный зал, который есть в вашей школе, или посмотрите экспозицию выставки на телеэкране, мониторе компьютера». 25 учеников из 30 ответили, что они предпочтут посмотреть реальную выставку. В книге отзывов ученики написали, что реальная экспозиция дает возможность «потрогать произведение», «познакомится с ним тет-а-тет» и задуматься над вопросом, а я так смогу?», «особенно интересны рисунки сверстников, но и рисунки малышей поражают своим мастерством и смелостью», «виртуальная выставка привлекает, от нее не нужно отказываться», «дома можно спокойно еще раз посмотреть понравившиеся работы», «и виртуальная, и реальная выставки нужны, иначе не будет целостного знания о ней», «после просмотра реальной экспозиции захотелось самому создать рисунок по теме выставки». Современная информационная среда активно влияет на школьников, но они открыты для реального творчества, поэтому важно создавать во внеурочное время клубы, волонтерские кружки знатоков и любителей искусства, ставя ребят в деятельностную позицию. Нельзя лишать детей разных возрастных групп встречи с подлинником, в то же самое время и не сбрасывать со счетов возможности мультимедийных технологий, которые могут помочь успешно организовать процессы художественного воспитания детей и подростков. Одна из истинных задач просвещения – «помогать человечеству приближаться к совершенству» [3]. М.М.Бахтин утверждал, что искусство никак не может снимать с себя ответственности за жизнь. Передвижная выставка – это художественное явление, которое в ответе за воспитание подрастающего поколения. Органичное взаимодействие виртуальных и реальных форм ее демонстрации позволит воплотить в жизнь принцип «не навреди». ЛИТЕРАТУРА 1. Галерея Международного конкурса ХХХII передвижной выставки изобразительного творчества «Я вижу мир: мир народного искусства» [Электронный ресурс]. URL: https://art-teacher.ru/gallery/74/ (дата обращения 02.11.2022). 2. Копцева Т.А. Передвижные выставки детского изобразительного творчества – социально значимый художественно-педагогический проект. М.: Альтекс, 2013. 300 с. 3. Хазрат Инайят Хан. Влияние произведений искусства // Искусство в школе. 2022. № 6. С. 39. 4. Акишина Е.М. Культурное развитие ребенка в современном обществе // Воспитывающая культурная среда образовательных организаций: модели развития: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 сентября 2021 года. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. С. 8–16. 5. Акишина Е.М. Художественно-эстетическое содержание общего образования в условиях цифровизации // Педагогика искусства. 2021. № 2. С. 8–13.