Музей в дошкольном учреждении: к проблеме создания нового культуросообразного образовательного пространства

Гаранина Наталия Константиновна

Аспирант Учреждения РАО «Институт художественного образования», научный сотрудник лаборатории пластических искусств УРАО «Институт художественного образования», Москва

cvetmir@mail.ru

Аннотация: 
Музей в дошкольном учреждении: к проблеме создания нового культуросообразного образовательного пространства

Эстетическое воспитание и художественное образование детей в полихудожественной среде музея, являющейся подлинно детским пространством, носит свободный характер, отвечающий психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста, благодаря специфическому способу общения детей с предметами культуры – «мультисенсорному», интерактивному, невербальному, продуктивному и творческому.
Основным направлением опытно-экспериментального исследования явилось создание развивающей полихудожественной среды в дошкольном учреждении – музея народной игрушки, а именно дымковской игрушки. Музей народной игрушки, созданный в дошкольном учреждении, становится содержательно-организационным центром, имеет педагогическое значение как в плане популяризации данного искусства (явления), так и в формировании у подрастающего поколения эстетического отношения к истории и традициям народа. В то же время он становится доступной художественной средой, оптимальной для интегрирования различных видов искусств.
При разработке педагогической модели было принято во внимание то, что в эстетической деятельности ребенок оценивает действительность по личностным и культурным смыслам. Носителями личностного смысла при этом выступают эстетические эмоции, которые образуются в результате «эстетического обобщения» как результат общения ребенка с различными объектами (народными игрушками) в различных ситуациях (художественных играх, экскурсиях, культурологических беседах,
театрализации, художественно-продуктивном творчестве в технике и по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства).
Понятия «музейная педагогика», «музей и дошкольная дидактика», «музей и полихудожественная предметно-пространственная среда» в последнее десятилетие прочно вошли в педагогический оборот. В современной эстетико-педагогической литературе взаимодействие ребѐнка с народной культурой рассматривается как смысловое общение с опорой на художественный «язык» разных видов народного искусства. Уже в дошкольном детстве ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено и опредмечено в народном искусстве. Основополагающими ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают коллективизм, правдолюбие, нестяжательство, бескорыстие, доброта, толерантность, открытость, душевность в сотрудничестве друг с другом и другими народами.
Вот почему чрезвычайно важно создать в дошкольном образовательном учреждении полихудожественную среду, включающую подлинные произведения народного искусства (предметы быта и народные игрушки) и вести работу по формированию у детей эстетического отношения к своему окружению. Ведь именно в дошкольном возрасте дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем своей Родины. Это содержание дети получают в процессе знакомства с народной культурой – устным народным творчеством (песенками, потешками, колыбельными, сказаниями и преданиями) и декоративно-прикладным искусством. При этом педагогическая задача ставится таким образом, чтобы дети научились не только воспринимать содержание народного искусства, но и понимать его социокультурную и эстетическую ценность.
Но, как показал анализ современных исследований, проблема создания художественного музея народной игрушки непосредственно в дошкольном учреждении пока еще не получила научную разработку. Мы не нашли ни одного упоминания о создании в дошкольных учреждениях музея народной игрушки или музея декоративно-прикладного искусства (есть музеи славы, музеи крестьянского быта, мини-музеи мягкой игрушки и др.). Организацию и оборудование художественно-педагогического музея в детском саду необходимо осуществлять с соблюдением определенных требований:
1. Все экспонаты, составляющие коллекцию музея, должны быть только подлинными, высокохудожественными произведениями искусства.
2. Народные игрушки, включенные в развивающую предметную среду
дошкольного учреждения, должны находиться в интерактивном состоянии, чтобы их можно было использовать в самых разных видах детской деятельности: разные виды игр (народные, сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские), художественное экспериментирование, изобразительная деятельность, художественный труд, детский театр.
3. Ознакомление детей с произведениями народного искусства (народными игрушками) осуществляется в форме культуроосвоения, предполагающего целостное постижение целостного пласта культуры (не только предмет, но и сопряженные с ним обряды, праздники, бытовой уклад жизни и деятельности народа).
4. Организация детской художественной деятельности по мотивам народного декоративно-прикладного искусства предполагает ознакомление детей с творчеством опытных мастеров народной игрушки.
Непосредственное общение с культурным наследием своего народа дошкольники воспринимают как «момент присутствия», словно зрители в театре. Это и особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор, и побуждающая к сотворчеству, активности, способствующая гражданско-патриотическому воспитанию. Без зрительно-тактильных образов ребенок не в силах правильно воспринимать информацию о материальной культуре народа, о характере взаимоотношений между людьми, о том или ином историческом периоде.
В. А. Сухомлинский отмечал: «В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».
Именно в дошкольном возрасте компенсация недостающего вербально-логического мышления осуществляется за счет стимулирования конкретного наглядно-образного мышления детей и синтетической, комплексной, нерасчлененной оценки, в основе которой лежит первое эмоциональное впечатление. Этого обычно бывает вполне достаточно, если учесть весьма скромный круг сведений и небольшой опыт дошкольников.
Роль музея народной игрушки как центра полихудожественной среды дошкольного учреждения обусловливается тем, что народная игрушка является для дошкольников близким и интересным объектом, вызывающим мгновенно определенную реакцию: дети свободно фантазируют, умеют передать сам характер игрушки, свое личное отношение к ней. Так проявляется индивидуальность детского восприятия. Народная игрушка донесла до нас многовековой художественный опыт,
соприкосновение с которым помогает обогатить пластическую, графическую и цветовую выразительность продуктов детской художественной деятельности. Образный строй игрушки, несмотря на глубину и сложность, открыт восприятию ребенка-дошкольника, поэтому может быть хорошим началом в развитии восприятия вообще, необходимом позднее при встречах с искусством профессиональным. В процессе знакомства с предметами народной культуры можно научить детей смотреть, выбирать, сопереживать, эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения для передачи собственного отношения к предметам.
В нашем опытно-экспериментальном исследовании, направленном на разработку проблемы приобщения детей к народной культуре в условиях музея, созданного непосредственно в дошкольном учреждении, предпочтение было отдано керамической игрушке. Керамическая игрушка создается из энергетически теплого природного материала – глины. Предполагалось, что на этапе формирующего эксперимента дети сами будут лепить игрушку в технике и по мотивам дымковской игрушки, поскольку процесс пластического формообразования имеет большое значение для общего и художественного развития ребенка.
В процессе экспериментального исследования был выявлен высокий педагогический потенциал дымковской игрушки, разработаны технологии знакомства с ней, начиная с самого раннего возраста. Это выражено в пластической завершенности образа (несколько умелых движений – и вот из комка мягкой глины вырисовывается фигурка), красотой ручного труда, живой яркой звучностью расписной народной скульптуры. Эти игрушки особенно разнообразны по тематике, сложны по композиционным вариантам, многоцветны, наиболее совершенны и отработаны в техническом отношении. Обобщенность и завершенность образа, его пластичность обеспечивают доступность этого вида искусства для дошкольников. В результате дымковская (вятская) игрушка заняла приоритетное место в экспозиции нашего художественно-педагогического музея.
Для взрослых людей музей – это место, где хранятся реликвии, собранные человечеством за много лет, а для малыша – помещение с неизвестными ему вещами (предметами). И если этот мир вещей и предметов станет близким и понятным с детства, то у ребенка с этого момента сформируется потребность как можно чаще бывать в музее, восхищаясь и получая духовное наслаждение. Музей дымковской игрушки проработал в дошкольном учреждении №1951 города Москвы 15 лет, причем помогали нам все эти годы приобщать дошкольников к основам народной
культуры мастера народной игрушки из города Кирова.
Таким образом, музей народной игрушки в дошкольном учреждении выступает своеобразным образовательным и культурным центром, интегрирующим разные направления образовательно-воспитательной работы на основе принципа культуросообразности. Значение музея народной (дымковской) игрушки в дошкольном учреждении заключается в том, что он представляет собой:
а) новое направление «музейной педагогики», направленное на расширение сенсорного и культурного опыта детей в процессе приобщения к духовным ценностям народного искусства;
б) особую форму дополнительного образования, развивающую кругозор детей и побуждающую к творческой активности;
в) эффективный способ приобщения к родной культуре, благодаря которому дети воспринимают произведения народного искусства (экспонаты музея) как живые, «очеловеченные», вызывающие желание осмыслить идею мастера, вступить с ним в диалог в качестве полноправного участника творческого процесса.
Авторская модель «Музей народной игрушки в детском саду» строится на принципе единства образовательного пространства и педагогического руководства, основанного на принципах интегративности, интерактивности, приоритета содержания по отношению к методам и технологиям, развивающего характера художественного образования, общекультурного контекста. К созданию музея предъявляются определенные требования: все экспонаты, составляющие коллекцию музея, должны быть только подлинными; интерактивными, чтобы их можно было использовать в разных видах детской деятельности (развитие речи, музыка, рисование, лепка, художественный труд, драматизация, праздники, развлечения, игра и т.д.); ознакомление с народной игрушкой должно осуществляться в форме культуроосвоения, предполагающего освоение целостного пласта культуры (обряды, праздники, бытовой уклад жизни и деятельности народа); организация детской художественной деятельности по мотивам народного декоративно-прикладного искусства предполагает ознакомление детей с творчеством опытных мастеров народной игрушки и народного искусства.
Центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а проблемы как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой предметного содержания проблемы декоративно-прикладного искусства выражены основными эстетическими категориями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия и многие др. Эти понятия предстают как проблемное поле народной культуры, которое
дети осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения.
Основополагающая идея педагогической модели состоит в том, что художественная деятельность детей организуется как вхождение в общечеловеческую культуру. В этом случае образовательный процесс строится «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопорождает» содержание, проходя ускоренным темпом основной путь развития народной культуры. Методика и педагогическая технология выступают при этом способом конкретизации универсального содержания декоративно-прикладного искусства.
Литература
1. Александрова Н. С. Формирование эстетического отношения к дымковскому народному искусству у детей 5–6 лет. Дис. … канд. пед. наук. М.,1995
2. Кашекова И. Э. Создание интеграционного пространства школы средствами искусства. М, 2006.
3. Лыкова И. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к миру средствами декоративно-прикладного искусства. Дис. .. канд. пед. наук. М., 1994.
4. Мацкевич М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе «художественный музей – детский сад» Автореферат дис. на соиск. ученой степени канд. пед. наук. М., 2006.
5. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство – детям. М.: Просвещение, 1976.
6. Педагогика искусства и интеграция: Материалы международной конференции «Интеграция как методологический феномен худ. образования в изменяющейся России» / Под ред. Л. Г. Савенковой. М.: ИХО РАО, 2001. 347 с.