В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного
образования отмечается необходимость опоры на специфически детские виды деятельности в
формировании личностных качеств ребенка. В связи с этим актуализируется обращение к
музыкально-игровой деятельности в работе с детьми.
Музыка как искусство, развертывающееся во времени, процессуальное, тесно
связанное с моторно-мышечными и интонационно-речевыми ощущениями, связана с игрой
особым родством. Эта связь выражена в самом обозначении музыкальной деятельности -
«музыкальная игра»: исполнить пьесу - значит сыграть ее. В музыкально-игровой деятельности
ребенка дошкольного возраста «инструментом» является он сам, его тело: голос,
воспроизводящий самые разнообразные звуки, выразительные жесты, озвученные с помощью
движений, различных предметов и детских инструментов. В музыкальной игре дети «входят в
роль» образов и персонажей музыки, передают в различных действиях связанные с этой ролью
эмоции, настроения, чувства, несложный игровой сюжет. В зависимости от того, какие средства
задействованы в этих играх, они могут получать уточняющие и конкретизирующие
обозначения: игры-пластические импровизации, игры-музыкальные диалоги, игры в рисование
музыки, интонационно-ритмические и интонационно-речевые игры, игры со звуками и т.д.
Важно, что в таких играх развиваются не только специфические музыкальные способности, но
происходит и личностное развитие ребенка.
Понимание развивающего потенциала музыки, владение игровыми методами
воспитательного воздействия на детей, приемами организации музыкально-игровой
деятельности, направленной на личностное развитие ребенка, представляется фундаментом
профессионального творчества педагога-воспитателя в условиях перехода к ФГОС нового
поколения.
В Институте педагогики и психологии Уральского государственного педагогического
университета на базе кафедры эстетического воспитания осуществляется системная подготовка
студентов – будущих воспитателей и методистов ДОО к работе по развитию личности ребенка
средствами искусства. Студенты осваивают технологии организации художественно-
творческой деятельности детей: коллективного творчества на основе игровых моделей детского
фольклора, эмоционального самовыражения в музыкальных играх и коммуникативных танцах,
творчества на основе нетрадиционных техник рисования, игровых приемов художественного
конструирования, лепки, аппликации и др. Результат обучения будущих воспитателей и
методистов ДОО в этом направлении представляется в формировании системного взгляда на
проблему развития личности ребенка средствами искусства, овладении современными
технологиями организации развивающей художественно-творческой деятельности детей,
ориентации в методических материалах, нацеленных на детское художественное творчество,
состоянии раскрепощенности собственных творческих сил и мотивации к профессиональной
творческой самореализации.
Представим в качестве примера материалы подготовки студентов к педагогической
практике с использованием технологии обращения к музыкальным играм как своеобразным
моделям позитивного поведения в окружающей среде. Для решения воспитательной задачи,
сформулированной как важнейшей в ФГОС, - освоение детьми способов позитивного
взаимодействия с окружающим миром людей и природы - студентам предлагается следующий
алгоритм организации музыкально-игровой деятельности с детьми.
На первом этапе ставится задача образно-игрового включения детей в систему норм
позитивного поведения в окружающей среде. Значимым моментом здесь является подбор
произведений музыкального фольклорного и профессионального искусства, в которых
запечатлены и в художественно-образной форме представлены позитивные модели поведения
человека в окружающем мире. Это детские песни, загадки, пословицы, поговорки, различные
присказки, образные истории о природе и взаимоотношениях с ней человека, сказки, в которых
поощряются герои, бережно и внимательно относящиеся к окружающему миру людей и
природы. Образы, предлагаемые и демонстрируемые педагогом, должны увлекать детей,
вызывать их эмоциональную реакцию. Только в этом случае дети их с интересом воспримут и
запомнят. Музыка привносит необходимую эмоциональную яркость в восприятие образных
историй и сказок. Выразительная мимика, интонирование, пластика рассказчика, пение и
музыкальный фон, сопровождающие рассказ, разнообразные формы музыкального
иллюстрирования истории, музыкально-игровые драматизации сюжетов приводят к усилению
эмоционального воздействия.
Музыкальные игры первого этапа направлены на то, чтобы создать у ребенка состояние
эмоциональной комфортности, позитивного самоощущения, являющееся основой
гармоничного поведения в окружающей среде. Это этап накопления детьми музыкально-
образных представлений об окружающем мире, а также и приемов игрового взаимодействия с
этими образами. Доминируют такие формы музыкально-игровой деятельности детей, как
рисование музыки, произвольные движения под музыку, двигательные и интонационные игры
типа «эхо», игры со звуками на детских музыкальных инструментах. Дети копируют движения
и речевые интонации педагога в игровых ситуациях, следуют за ним как за ведущим в
музыкальных играх. Творчество детей проявляется лишь в кратких, заранее продуманных
педагогом эпизодах игры. Для того, чтобы импровизировать движения под музыку, игру на
инструментах, придумывать выразительные движения и интонации, создавать и разворачивать
игровой сюжет, необходимо иметь определенный опыт и владеть набором игровых приемов.
Данный этап и предусматривает накопление детьми такого музыкально-игрового багажа.
Задачи второго этапа связаны с развитием умений у детей проявлять свои чувства к
воспринимаемым образам. На этом этапе дети могут вовлекаться в самые разнообразные
формы музыкально-игрового взаимодействия: коммуникативные танцы, игры на основе
детского фольклора, музыкально-игровые диалоги, основанные на интонациях, мимике и
пантомимике, коллективное творчество в музыкальных драматизациях и темброво-шумовых
композициях и т.д. Синкретическая природа музыкальной игры, органичная связь звуковых,
двигательных, зрительных, тактильных ощущений со словом расширяет ее воспитательные
возможности. Поэтические тексты фольклора и современных произведений для детей,
положенные в основу музыкальной игры, становятся «понятийным материалом», который в
доступной и привлекательной для ребенка образной форме приобщает его к знаниям о законах
поведения человека в окружающем мире, формирует его собственное мироотношение,
основанное на этих законах.
На третьем этапе музыкальные игры выступают своеобразными упражнениями по
выработке у детей навыков позитивного взаимодействия с окружающими, по гармонизации их
собственных эмоциональных состояний.
Музыкальные игры третьего этапа призваны сформировать у детей модели бережного,
чуткого, доброго, ответственного отношения к окружающему миру природы и людей.
Реализация этой задачи связана с целенаправленной работой педагога по перенесению
сказочных и игровых сюжетов в различные смысловые контексты. Например: задание для детей
«подобрать герою сказки подходящую для него пословицу»; «отгадать, про кого эта песенка
(или чья это музыка, чей танец)»; придумывание с детьми сказок, где героями являются они
сами, музыкальные драматизации придуманных сказок, темброво-шумовые композиции к ним;
фантазирование на тему «что станет с каким-либо сказочным героем, если он попадет в другую
сказку»; нахождение аналогий со сказочными образами в окружающем мире. Педагог имеет
возможность изменить развитие сюжета в образной истории или сказке, чтобы подсказать
детям выход из ситуации, сложившейся в реальной жизни. Музыкально-игровые сюжеты
развертываются совместными усилиями детей и педагога таким образом, чтобы дети имели
возможность сравнить себя с хорошими героями, пытались подражать им в своих действиях,
транслировать положительные образы сначала в ситуации игры, а затем и в ситуации реальной
жизни.
На третьем этапе преобладают такие формы музыкально-игровой деятельности как
интонационное и двигательное фантазирование, коллективные темброво-шумовые и цветовые
композиции, танцы с более сложными пространственными перестроениями и элементами
импровизации, музыкальные драматизации. У детей уже накоплен достаточный опыт
музыкально-игровых приемов, на основе которого возможны их творческие проявления.
Игровая творческая деятельность приносит детям много радости и выступает наиболее
продуктивным средством развития у них интереса к изучаемому материалу, а значит и лучшего
усвоения моделей доброго, бережного отношения друг к другу и к окружающему миру.
Для диагностики сформированности у детей умений позитивного взаимодействия с
окружающим миром людей и природы были разработаны критерии, показатели и уровни их
проявления в музыкально-игровой деятельности.
Образно-содержательному критерию соответствовало наличие у детей эмоционально-
образного тезауруса, воплощающего образы красоты и выразительности окружающего мира и
мира человеческих чувств, эталонов доброго, чуткого, ответственного отношения к
окружающему миру и к внутреннему миру человека; эмоционально-мотивационному —
закрепление у детей опыта эмоциональной подстройки к окружающим людям, способности к
самовыражению и гармонизации собственных эмоциональных состояний; деятельностно-
практическому — идентификация себя с положительными героями, освоение моделей
бережного, чуткого, доброго, ответственного отношения к окружающему миру природы и
людей, удовольствие от позитивного и ответственного поведения в окружающей среде. По
каждому критерию были разработаны диагностические игры-тесты.
Результаты воспитательной работы студентов в процессе проведения практики
обсуждались на студенческих конференциях, на методических советах в рамках заседаний
кафедры эстетического воспитания. Обобщая выступления студентов, можно сделать
следующие выводы.
По образно-содержательному критерию: активное взаимодействие детей с образами
красоты и выразительности окружающего мира, очеловеченными образами природы в
музыкально-игровой деятельности привело к значительному обогащению у детей
эмоционально-образного тезауруса, обогатило представления о мире человеческих чувств.
Трансформация в современные условия традиций народной педагогики и игровых приемов
фольклорного творчества «оживила» образы фольклора в сознании детей, способствовала
органичному включению детей в культуру своего народа, гармонизировала их отношения в
семье и в детском коллективе.
По эмоционально-мотивационому критерию: включение детей в творческое
взаимодействие в процессе музыкально-игровой деятельности усилило позитивную
эмоциональную реакцию и личностную сопричастность к явлениям окружающего мира,
закрепило в опыте детей гармоничные модели поведения в окружающей среде. В процессе
игровых воплощений художественных образов у детей оптимизировалось двигательно-
координационное и интонационно-речевое развитие - появилась раскованность, свобода,
уверенность и адекватность двигательных и интонационных проявлений, что привело к
значительному снижению тревожности, скованности, капризности в поведении детей, к
преобладанию уравновешенных форм поведения, способствовало развитию эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, мотивировало на подражание образным эталонам гармоничного
взаимодействия с окружающим миром.
По деятельностно-практическому критерию: целенаправленное развитие способностей
детей к двигательному и интонационному творчеству дало им возможность проигрывать
различные ситуации, делать свой выбор по отношению к тому или иному явлению и воплощать
его в игровых действиях. Проигрывание образных историй стимулировало желание детей
идентифицировать себя с положительными героями художественных произведений, позволило
ощутить удовольствие от собственного этического поведения в ситуациях игры, развило навык
перенесения игровых ситуаций в свои повседневные занятия. Дети научились давать оценку
поведения других детей или героев художественных произведений с помощью
соответствующих ситуациям поговорок и пословиц, примеров из сюжетов сказок и образных
историй, что, стимулировало их способности к анализу собственного поведения в окружающей
среде. У детей повысились самооценка, через игровые ситуации появились практические
навыки выбора позитивных действий в окружающей среде, ответственного отношения к себе, к
окружающим людям к образам природы.
Подытоживая сказанное, сформулируем возможные направления личностного развития
детей при обращении в воспитательной работе к музыкальному искусству:
- гармонизация эмоциональной сферы через сенсорное насыщение личности;
- развитие психических процессов в опоре на образные формы познания мира и
сенсорный опыт;
- развитие в музыкально-творческой деятельности креативности как основы
психологического здоровья самоактуализирующейся личности;
- развитие через эмоциональную отзывчивость к музыке способности чувственно-
образного постижения окружающего мира, глубокого переживания его выразительности,
ощущения внутренней связи с ним;
- развитие позитивных отношений с окружающим миром через практическую
включенность личности в освоение социокультурных функций и ролей в музыкально-игровой
деятельности;
- формирование основ нравственности в процессе эмоционального переживания
ценностей, явленных в искусстве;
- формирование социокультурных основ личности, приобщенной к культурным
ценностям и традициям своего народа и органично входящей в современную художественную
культуру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Запорожец, А.В. Психология действия: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, 2000. 352 с.
2. Печко, Л.П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса // Эстетическая
среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). – Вып. 2. - Межвузовский сборник научных
трудов / Институт художественного образования Российской академии образования; Луганский гос. пед.
ун-т им. Т. Шевченко. - М.-Луганск, 2000. С. 45-58.
3. Печко Л.П. Основания восприятия и оценивания эстетических свойств природы как выразительных //
Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 1. № 3. 2012. С. 601-606.
МУЗЫКА В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Аннотация:
В статье поднимается проблема реализации важнейшей задачи образовательного стандарта нового
поколения: обращение к художественной деятельности в качестве сензитивного дошкольному периоду средства
гармоничного развития личности ребенка. Формулируются возможные направления личностного развития детей
при обращении в воспитательной работе к музыкальному искусству. Предлагается конкретное методическое
решение организации музыкально-игровой деятельности, направленной на освоения детьми способов позитивного
взаимодействия с окружающим миром людей и природы. Раскрывается алгоритм воспитательного процесса:
первый этап - накопление детьми музыкально-образных представлений об окружающем мире и приемов игрового
взаимодействия с этими образами; второй этап - закрепление у детей опыта эмоциональной подстройки к
окружающим людям, выражения и гармонизации собственных эмоциональных состояний; третий этап -
идентификация себя с положительными героями, удовольствие от позитивного и ответственного поведения в
окружающей среде.