МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАЗАКОВ-КАДЕТОВ

КАШИНА Н.И.


К.п.н., доцент кафедры музыкального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: 
В статье раскрывается проблема формирования у казаков-кадетов культурной идентичности. Автор указывает на ряд функций музыкальной культуры казачества: коммуникативную, эстетическую, социализирующую, мировоззренческую, нормативно-регулятивную, познавательную, функцию отражения действительности, реализация которых способствует эффективному формированию культурной идентичности казаков-кадет. Автор делает вывод, что процесс культурной идентификации казаков-кадет может быть реализован в процессе различных форм (классной, внеклассной, внешкольной) музыкального образования через реализацию основных функций музыкальной культуры.

На рубеже XX–XXI вв. в России стало активно возрождаться казачество, которое
сегодня выполняет государственную и муниципальную службу по поддержанию
правопорядка, социальной стабильности, экологической безопасности, осуществляет процесс
духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Развивается и
система казачьего образования, важнейшей задачей которой является формирование у
обучающихся казачьей идентичности, казачьего самосознания и казачьего духа.
Актуальность проблемы формирования у казаков-кадет культурной идентичности
определяется влиянием процессов глобализации, деформирующих традиционную систему
ценностей казачества и способствующих размыванию их культурной идентичности,
необходимостью формирования у подрастающего поколения казаков положительного
отношения к культурному многообразию, наличия межэтнической толерантности и т. д.
Известно, что любое воспитание предполагает ориентацию на воспитание Человека
Культуры, обеспечивающую сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры
(Н.Б. Крылова). А духовность человека культуры, по Е.В. Бондаревской, проявляется в его
способности к культурной идентификации. Всё это относится и к воспитанию будущих
казаков в казачьих кадетских корпусах и классах, которые в большом количестве
открываются в различных регионах России.
Культурная идентификация юных казаков осуществляется в процессе осознанного
принятия ими культурных норм, образцов поведения, ценностных ориентаций,
свойственных казачеству. Культура, по мнению современных исследователей, «содержит
в себе своеобразную «духовную матрицу», позволяющую человеку идентифицировать
себя с определенной системой ценностей и обрести, тем самым, личностную
идентичность» [3, с. 10]. Музыкальная культура представляет собой музыку вместе со
всем ее ближайшим социальным контекстом, со всей совокупностью общественных
«форм музицирования» [3, с. 80].
Культурная идентичность казаков-кадет формируется в процессе освоения
музыкальной культуры казачества. Ее компонентами являются обрядовый фольклор –
вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное
творчество; образцы казачьего музыкального искусства – фольклор, любительство,
художественная самодеятельность; инструментальные произведения, тематически
связанные с казачеством; музыкальная символика учебного заведения с казачьим
кадетским компонентом и войскового казачьего общества, под патронажем которого оно
функционирует.
При этом данный процесс освоения происходит не только в форме восприятия и
запоминания юными казаками-кадетами определенных сведений, но, прежде всего, в
процессах проживания ими соответствующих знаний, участия юных казаков в различных
формах деятельности в рамках музыкальной культуры казачества.
Известно, что музыкальная культура, в том числе и музыкальная культура
казачества, обладает определенными функциями, такими как коммуникативная,
социализирующая, познавательная и т.д. Реализация данных функций может с успехом
осуществляться в процессе музыкального образования казаков-кадет, что и приведет к
формированию у юных казаков культурной идентичности.
Коммуникативная функция реализуется как процесс общения, или, как говорит
М. С. Каган «квази-общения», казаков-кадет с героями казачьих песен, который
осуществляется в ходе реализации механизмов идентификации и обособления. Казаки-кадеты
идентифицируются с героями казачьего музыкального фольклора, представляющими собой
определенный социальный эталон (так называемые «социальные образцы», «значимые
персонифицированные образы», «значимые другие», «референтные личности»), познают их
конкретные чувства, настроения, действия, поступки, ценности и идеалы. Это атаман Ермак
Тимофеевич, герой войны 1812 г. генерал М.И. Платов, атаман И.Ф. Некрасов, донской казак
Ф. Агуреев, российские полководцы Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, под
предводительством которых защищалась независимость России. С другой стороны, они
обособляются от данного героя, присвоив его эталоны поведения и перенося их в реальную
жизнь (Н.Г. Тагильцева). Таким образом, обособление способствует закреплению всего того,
что юный казак пережил как реальное и включил в свой жизненный опыт. Такая
идентификация-обособление как раз и позволяет сформировать «основной репертуар
социальных ролей» (Ю.А. Шубин), свойственных казачеству.
Социализирующая функция реализуется во включении учащихся в контекст
культуры казачества на основе освоения/проживания казаками-кадетами духовного
компонента культурного опыта народа. При реализации данной функции учитель музыки
может осуществить реконструкцию обрядов и традиций, свойственных казачьей культуре,
через организацию просмотра семейных фотографий, изображающих казаков в тех или
иных ситуациях, предметов старины, прослушивание записи аутентичного казачьего
музыкального фольклора и т. д. А также при включении казаков в народные казачьи
праздники и обряды. На уроке музыки для осуществления процесса культурной
идентификации эффективным способом является «разыгрывание» песен, которое
востребовано в казачьей культурной среде.
Реализация нормативно-регулятивной и познавательной функций осуществляется
и в процессе приобретения казаками определенных бытовых и культурных знаний,
которые могут быть включены учителем музыки и в содержание урока, и в содержание
внеклассного занятия.
Особо значимой деятельностью, способствующей реализации всех вышеуказанных
функций, является исполнение строевых песен, которле оказывают глубокое
эмоциональное воздействие как на исполнителей, так и на слушателей: воодушевляет их,
поднимает морально-боевой дух, способствует их объединению. Методами освоения таких
строевых казачьих песен могут быть театрализация, вокальные и двигательные упражнения,
взаимосвязь художественного и технического и т. д.
В казачьих строевых песнях реализуется и функция отражения действительности:
при отработке строевого шага и совмещении его с пением, при участии казаков в
музыкальном оформлении торжественных военных ритуалов, событий и т. д. Участие
казаков-кадет в исполнении таких песен способствует не только формированию
синхронизации и ритмизации движений, выработке четких, точных и согласованных
действий, но и освоению ими идейного содержания песни.
Процесс изучения казачьих песен различных жанров: военных, трудовых,
свадебных и т.д. – приводит к освоению культурных музыкальных казачьих традиций.
Методами такого изучения могут быть те, которые генетически связаны с народным
музыкальным творчеством: вариативное освоение музыкального фольклора
(Л.Л. Куприянова); досочинения песни, певческой и инструментальной импровизации
(Е.Г. Карпова); песнетворчества – сочинение попевок, тем, песен, мотивов на основе
заданных стихотворных текстов и ритмов (М.Т. Картавцева) и т.д.
Эстетическая функция на уроках музыки при использовании метода
художественного контекста (Л.В. Горюнова, Г.П. Сергеева) реализуется в процессе
организации восприятия эстетически выразительных свойств художественного явления:
символики, музыкальных инструментов, одежды, предметов быта казаков.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: процесс культурной
идентификации казаков-кадет может быть реализован в процессе различных форм
(классной, внеклассной, внешкольной) музыкального образования через реализацию
основных функций музыкальной культуры. Итак, это может быть:
- расширение знаний и представлений казаков-кадет о специфических особенностях
музыкальной культуры казачества, особенностях казачьей картины мира, отраженных в
ней; содействие интериоризации/интернализации казаками-кадетами базовых казачьих
ценностей и идеалов, нашедших в ней художественно-образное отражение; накопление
запаса интонационно-слуховых представлений в рамках данной музыкальной культуры;
развитие навыков исполнительской манеры, свойственной казачеству Урала;
- формирование у казаков-кадет эмоционально-ценностного отношения к
музыкальной культуре казачества, интереса к ней посредством механизма идентификации,
обособления и рефлексии, осуществляемых в процессах сопереживания, вчувствования,
деятельной сопричастности, личностного участия в «событийной процессуальности
музыкального искусства» [2]; расширение музыкального опыта казаков-кадет, включающего
эмоционально-ценностный опыт переживаний, набор типичных эмоций, отражающих
духовно-психическую жизнь казачества в музыкальном фольклоре (Л.П. Карпушина);
- расширение опыта музыкально-творческой деятельности казаков-кадет в рамках
музыкальной культуры казачества: их участие в воспроизводстве, созидании, хранении,
распространении, восприятии и использовании этномузыкальных смыслов, ценностей
казачьей этномузыкальной культуры (создании новых артефактов – продуктов и образцов
казачьего музыкального искусства); освоение казаками-кадетами соответствующих
казачьей традиции социальных ролей, в художественно-образной форме отраженных в
казачьих народных песнях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах
воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
2. Валицкая, А.П. Урок-событие в культуротворческой школе [Электронный ресурс]
/ А.П. Валицкая. – Режим доступа: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2009/Valickaya_09.htm.
3. Марков, А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной
идентичности: дис. д-ра культурологии. – СПб., 2000. – 40 с.