Особую роль в духовном формировании и развитии эмоционального мира личности
играет театр, который на протяжении веков является «транслятором, передатчиком от
одних поколений к другим представлений о человеке, о его свойствах и отношениях с
миром, общении, доведенных до высокой степени абстракции, но в то же время
обладающих качествами чувственной образности, эмоционального насыщенных, всегда
сопряженных с некоторой оценкой» [5, 11]. Развитие эмоциональной сферы в процессе
художественно-творческой деятельности стимулируют, по мнению многих
исследователей (К.Тейлор, Э.Горюхина, Л.Пийсалу и др.), и общие способности. В
исследованиях американских ученых (М.Гардиннер, Л.Левин, Ф.Раушер и др.) доказана
стимулирующая роль музыки в достижении успехов в математике, об этом же
свидетельствуют фундаментальные исследования о развитии математических
способностей В. Крутецкого.
Рассматривая проблему музыкально-театрального воспитания, необходимо
осмыслить роль и функции театра в мировой культуре. «Театр как социальный институт
выполняет функцию формирования сознания, т. е. функцию создания представлений о
мире, о человеке в нем» [5, 10]. М Соснова справедливо полагает, что, являясь
МОДЕЛЬЮ МИРА, «отображающей человеческое поведение во всём многообразии
характеров, национальностей, социальных типов», театр создает свое особое духовное
пространство, в котором действительность преображается и обретает уникальную
способность «одновременно завораживать, очаровывать и – передавать культурные
традиции» [5, 11], складывающиеся на протяжении многих тысячелетий истории развития
человечества.
На протяжении тысячелетий театр как транслятор и передатчик культуры создает
особое эмоционально-чувственное поле, в котором формируется эмоционально-
чувственная сфера личности человека, обретающего через художественное переживание
«способность переживать и разделять чужое горе, приобщаться к чужому страданию» [5,
15], очищая через катарсис собственную душу, постигая представления о нравственных
категориях, гуманности, противоречиях и дисгармонии в мире и человеке, являясь
«чрезвычайно эффективным инструментом формирования поведения и общения людей»
[5, 16].
Осознание сильного эмоционального воздействия, которое оказывает музыкальный
театр как особый синтетический жанр, объединяющий музыку и слово, драматическое
искусство и художественное, приводит к тому, что постоянно идет поиск его новых
трансформаций: опера, комическая опера, оперетта, мюзикл, рок-опера; каждый из этих
видов музыкального театра ищет и находит свои способы влиять на эмоциональную сферу
личности. Огромный интерес, который испытывает зритель и слушатель к музыкальному
театру, выражается в том, что спектакли Большого театра, Музыкального
театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой оперы», «Геликон-оперы»,
Камерного театра под руководством Б.Покровского, Детского Музыкального
Театра им. Н.Сац всегда идут при полных залах. Каждая премьера воспринимается как
художественное событие в пространстве культуры.
Если режиссер чувствует, понимает, любит музыку, испытывает в ней потребность,
знает её, использует именно те фрагменты или специально написанные для спектакля
номера, которые органически включаются в ткань театрального действа, то такой
спектакль становится событием-переживанием (А.Малюков), вызывает сильнейший
эмоциональный отклик в зрительном зале.
Радостным событием стал выпуск двух дисков под названием «Домашние
радости», в которых собраны песни из спектаклей Мастерской П.Фоменко. В качестве
эпиграфа к этим дискам в приложенном буклете приведена выдержка из статьи
А.Бартошевича «Открытая душа закрытого человека», в которой автор определяет театр
Фоменко как несущего Надежду, потому что «театр Фоменко, его люди и сам Петр
Наумович – создатели мира, несущего в себе свет и внутренний покой. Причем этот свет и
этот покой не наивная детская сентиментальная надежда, что рождается по ту сторону
горечи, по ту сторону боли… Я на спектаклях «мастерской Фоменко» порой чувствую,
как прикасаюсь к тем невидимым душевным струнам, которые соединяют людей на
сцене… С одной стороны, это следствие опыта Художественного театра. А с другой – это
театр сверхсовременный, он обращается к тончайшим струнам нашей души, помогает нам
жить…». К тончайшим струнам души помогает прикасаться музыка, которая звучит в
спектаклях, записанная на дисках. Это и прекрасные песни С.Никитина на слова
У.Шекспира в переводе Д.Самойлова к спектаклю «Двенадцатая ночь», и ярко
исполненная К.Бадаловым и Т.Рахимовым старинная английская песня «Славный Робин»,
и «Песенка священника», музыку к которой написали сами актеры театра.
Острую потребность в музыке испытывают сегодня многие драматические
режиссеры. Не случайно появление рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и авось» в Ленкоме,
где она с непреходящим успехом идет уже более трех десятилетий. М.Захаров относится к
режиссерам, которые обладают настоящей «театральной музыкальностью». Это
ощущается во всех его спектаклях, которые он ставил и в Ленкоме, и вне его. Так,
вспоминая один из своих ранних и чрезвычайно успешных спектаклей в театре Сатиры –
«Доходное место» А.Островского, в котором блестяще играл А.Миронов, М.Захаров
отмечает как важнейшую составляющую удачи спектакля замечательную музыку
А.Кремера.
Конечно, особо следует остановиться на феномене в мире театра – Детском
Музыкальном Театре имени Наталии Сац, создающем замечательные спектакли для детей
и юношества, в которых Музыка царит и вовлекает в свой мир с самого раннего детства. В
каждой программе спектакля традиционно приводятся слова Н.Сац: «В единении театра и
музыки таится огромная сила. Чем раньше ребенок войдет в этот прекрасный мир
искусства, тем его собственный духовный облик будет многограннее и богаче». И театр
неуклонно следует этому призыву Н.Сац, создавая для детей, юношества, взрослых
подлинный праздник искусства. Так, для детей от первого класса идут оперы: И.Морозов
«Золотой ключик», М.Минков «Тайна волшебных слов», Е.Подгайц «Дюймовочка»,
Т.Камышева «Русалочка», А.Флярковский «Снежная королева», балеты: П.Чайковский
«Щелкунчик», И.Сац, М.Раухвергер «Синяя птица»», мюзиклы: И.Якушенко «Волшебник
Изумрудного города», И.Якушенко «Царевна-лягушка», Л.Фрадкин «Огниво»,
Т.Хренников «Чудеса, да и только». Есть спектакли для третьеклассников и учащихся от
четвертого, пятого, шестого класса, для юношества и взрослых. В театре Н.Сац звучали и
звучат «Волшебная флейта» В.А.Моцарта и «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Мадам
Баттерфляй» Дж.Пуччини и «Королевская любовь, или Зимняя сказка», А.Чайковского,
«Дитя и волшебство» М.Равеля и «Волшебная музыка, или Давайте делать оперу»
М.Минкова и многие другие сочинения. И всё это Детский Музыкальный Театр имени
Наталии Сац, уникальный и неповторимый, создатель новой театральной традиции.
Искусство театра от античности и до наших дней – это живое общение, в результате
которого драматург, режиссер, актер, зритель оказываются участниками одного большого
творческого ансамбля, в котором идет совместный, энергетически заряженный процесс
поиска, узнавания, осмысления истины, открывающей для всех участников этого процесса
«суть явлений» (А.Чехов). По мнению исследователя античной драмы С.Апта, театр,
обращенный к массовому зрителю, на заре европейской цивилизации играл огромную
воспитательно-просветительскую роль. Античный театр нес в себе не только
информацию, он вовлекал своего зрителя в особую эмоциональную атмосферу
творческого диалога, в котором и герои, и хор, и зритель становились участниками
потрясающих душу событий. Именно в этом и заключалась та огромная значимость,
которая придавалась театральным зрелищам в эпоху Древней Греции и Рима. Театр этого
времени умел создавать единый ансамбль, объединявший поэта-творца (а это такие имена,
как Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан и др.), актеров и зрителей в едином духовном
порыве, заставляя тысячи сердец биться в унисон, плакать и смеяться, размышлять,
подниматься на высоты философского осмысления бытия, восходить на этически-
нравственные вершины.
И сегодня, в начале третьего тысячелетия театр, а особенно музыкальный театр,
объединивший в себе силу эмоционального воздействия двух великих искусств – музыки
и театральной игры, – остается источником художественного переживания, открывающим
перед личностью необозримое духовное пространство, в котором живут, развиваются,
преображаются высшие ценности бытия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Античная драма – М.: Художественная литература, 1970. – 765 с.
2. Ануфриев Е.А. Ценностно-смысловые ориентиры в организации познавательной деятельности студентов-музыкантов // Система ценностей современного общества. – 2012. – № 24. – С. 214-218.
3. Корсакова И.А. Формирование индивидуальности как основа воспитания музыканта-исполнителя // ФЭН-наука. – 2013. – № 7-8 (22-23). – С. 45-47.
4. Мамардашвили М. Эстетика мышления. – М.: Моск. Школа политических исследрваний, 2001. – 416 с.
5. Соснова М.Л. Искусство актера. – М.: Фонд «Мир», 2005. – 432 с.
6. Театрал №27. – М.: СТД, 2006. – 35 с.
7. Театрал №28. – М.: СТД, 2007. – 35 с.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Аннотация:
Статья обращена к проблеме музыкального воспитания средствами музыкально-театрального
искусства. Каждый музыкант в первую очередь стремится к воплощению одного из самых важных
принципов, определяющих эффективность музыкально-педагогической деятельности. Это принцип
«эмоционального заражения», способности влиять на своих учеников, включать механизмы «обратной
связи», эмпатии, сопереживания, сочувствия, вовлекать их в смысловое пространство культуры. Именно
такое вовлечение и происходит в процессе погружения в мир музыкального театра.