Для современной педагогической науки характерно развитие её преобразующей функции, что, в свою очередь, предполагает поиск способов содействия самоопределению взрослеющей личности средствами образования. При таком подходе важным представляется анализ возможностей различных образовательных практик в обеспечении результатов, содействующих личностному самоопределению и самоизменению школьника, развитию у него умений делать ответственный выбор, жить в гражданском обществе, создавать социально-значимые продукты и обучаться в течение всей жизни.
Образование сегодня перестает отождествляться с формальным обучением. Любая деятельность может трактоваться как образовательная, если она имеет своей целью сформировать или изменить установки и модели поведения личности путем передачи новых знаний, развития новых компетенций. Поиск средств интеграции формального и неформального образования в целях содействия становлению человека как субъекта, сознательно актуализирующего образование как непременный атрибут всей своей жизни, как пространство выбора своего личностного варианта образования, представляется весьма актуальным. Одним из таких средств является музыкально-творческая деятельность школьников.
Традиционно занятия музыкально-творческой деятельностью являлись прерогативой института дополнительного образования детей. Но с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения внеурочная деятельность стала обязательной частью учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, что стимулировало расширение возможностей интеграции формального и неформального образования.
Сегодня общепринятым считается подразделение типов образования на формальное, неформальное и информальное, обозначенное в Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза [4]. Согласно этой классификации различия носят в основном административный характер. Формальное образование связано с различными учебными заведениями, неформальное – с общественными группами и другими организациями, а информальное охватывает то, что осталось, например, взаимодействия с семьей, друзьями и коллегами по работе. Такой подход недостаточен для определения педагогической сущности данных типов образования.
Неформальное образование рассматривается в современной государственной политике России в контексте инновационного сценария развития российского образования. В Государственной программе развития образования на 2013 -2020 годы делается акцент на том, что «вопреки международным тенденциям государственная образовательная политика России практически не охватывает сферу неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет, индустрия досуга), обладающую значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения граждан» [5].
В отечественной науке неформальное образование часто рассматривают как образование по выбору (добровольное), для удовлетворения образовательных личностных потребностей, оно не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации. Цель неформального образования – удовлетворить интерес к какой-либо отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить недостаток в определенных знаниях. Именно поэтому неформальное образование в наибольшей мере способствует духовному развитию, самообразованию и самовоспитанию субъектов. Неформальное образование взрослых и детей – это гибкая и разнообразная по организации и формам система обучения, ориентированная на конкретные потребности и интересы обучаемых.
Неформальному образованию может быть присуща высокая эффективность, которая обусловлена:
1) высокой степенью мотивации, так как побудительные причины к продолжению обучения коренятся не столько во внешних принудительных условиях, сколько во внутренних импульсах человеческой личности, которыми могут быть, естественно, интериоризированные, осмысленные, прочувствованные внешние факторы;
2) целенаправленностью и гибкостью учебной деятельности самого обучающегося, обусловленными в основном самостоятельным учением;
3) вариативностью, необходимой для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей обучающихся посредством использования аудио, видео, печати, новых информационных технологий, которые сегодня часто становятся одной из форм связи с обучающим.
Проблема организации неформального образования непосредственно связана с проблемой изучения социального заказа на образование, который отражает сущность общественной потребности в формировании будущего гражданина страны. Ведущую роль в формировании заказа на образование должно выполнять государство, но при этом необходимо также выявлять потребности социума: детей, родителей, работодателей, общественных организаций. Заказы личности и государства в идеале должны совпадать, в противном случае возникает дисбаланс между потребностями прямых социальных заказчиков – детей и их родителей – и потребностью государства. Очевидно, что, прежде чем искать возможности интеграции формального и неформального образования в школе, необходимо выяснить, есть ли потребность в этом детей и их семей. Для ответа на данный вопрос мы провели анкетирование родителей учеников гимназии № 1409 г. Москвы.
Проведённый опрос показал, что 57% обучающихся дошкольных отделений и начального звена гимназии посещают различные кружки, студии, секции, объединения на базе гимназии, примерно столько же (58%) занимаются вне школы. Таким образом, часть дошкольников и младших школьников совмещает занятия в школьных кружках с посещением учреждений дополнительного образования.
В среднем и старшем звене ситуация несколько иная – всего 32% учеников 5-9 классов заняты дополнительным образованием вне школы, при этом подавляющее большинство родителей данной возрастной группы отдали предпочтение дополнительным занятиям в гимназии во вторую половину дня. Что же касается старшеклассников, то их основная занятость вне школы – это подготовка к поступлению в вуз, поэтому в неформальном образовании, не имеющем отношения к поступлению в университет, большинство родителей старшеклассников не заинтересовано. Вместе с тем, сами ученики старших классов хотели бы заниматься чем-то помимо предметной подготовки на базе гимназии. Среди предпочтительных направлений старшеклассники называют не только традиционно популярную дополнительную языковую подготовку, но и музыкально-творческую деятельность, отмечая её как средство самореализации.
Родителям школьников был задан вопрос: «Если школа возьмется за организацию ежедневного досуга детей во второй половине дня, будет ли Ваш ребенок посещать эти мероприятия?». Анализ полученных ответов показал, что запрос родителей младших школьников на внеурочную деятельность чрезвычайно велик – 62% опрошенных данной категории считают необходимой организацию занятости ребенка во вторую половину дня. Примечательно, что к четвертому классу потребность в делегировании воспитательных функций школе несколько снижается – 61% родителей четвероклассников не видят в этом необходимости, а более 50% родителей к окончанию начальной школы решают проблему, как правило, за счет институтов дополнительного образования: музыкальной или художественной школы, спортивных секций и т. п.
Среди тех, кто не доверяет воспитание своих детей школе, примерно четверть мотивируют это тем, что располагают временными ресурсами (мама является домохозяйкой или есть неработающая бабушка) либо обеспокоены перегрузками ребенка, проводящего целый день в школе. Есть и родители, высказавшие принципиальное несогласие делегировать воспитательные функции школе, но таких единицы.
Большинство выразивших несогласие с высказанным предложением (47%) объясняют свою позицию отсутствием в школе кружков и секций, удовлетворяющих потребностям ребенка. В связи с этим представляет интерес анализ содержательных запросов родителей относительно внеурочной деятельности. Результаты проведённого опроса выявили следующие приоритеты: спортивные секции – 62%; языковые курсы – 42%; хореографические, музыкальные и вокальные студии – 39%; информационно-технологическое направление – 31%; декоративно-прикладное творчество – 24%; техническое творчество – 21%. Как видим, музыкально-творческая деятельность составляет существенную часть родительских запросов.
Анализ интересов обучающихся гимназии выявил ещё большую востребованность музыкально-творческой внеурочной деятельности: так, среди учеников начальной школы 62% детей хотели бы заниматься музыкой, вокалом или хореографией; среди учеников 5-9 классов таких желающих 49%; около четверти старшеклассников готовы посещать школьные объединения музыкально-творческой направленности.
Примечательно, что желания детей и родителей в данном случае совпадают с положениями социального заказа, отражённого в Федеральных государственных образовательных стандартах и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Так, в данных документах в качестве одного из приоритетных направлений социализации и воспитания обучающихся определяется формирование нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, ценностного отношения к миру искусства.
В связи с вышесказанным в качестве возможного пути согласования запросов всех субъектов образовательного процесса мы предлагаем проектирование программ социализации и воспитания обучающихся во вторую половину дня на основе вариативного подхода. В качестве вариативной составляющей среди прочих могут быть предложены программы музыкально-творческого воспитания, поскольку данный вид внеурочной деятельности интересен значительной части школьников и их родителей. Кроме того, музыкально-творческая деятельность может выступать инструментом для успешной социализации личности, что, в свою очередь, является важным условием социальной и культурной стабильности общества.
Возвращаясь к идее интеграции формального и неформального образования школьников посредством музыкально-творческой деятельности, отметим, что неформальное образование следует воспринимать не только как дополнительное, но и как неотделимое от формального школьного. При этом неформальный компонент является исторически сложившейся частью школьной жизни – это и привычные всем образовательные экскурсии, и концерты, и ставшие неотъемлемой частью образования творческие проекты, и занятия в форме музыкальных и творческих мастерских. Таким образом, музыкально-творческое неформальное образование не является для школ абсолютной инновацией. Всё, что требуется от администрации образовательной организации – поощрять случаи трансформации формальных образовательных практик в неформальные.
Один из путей решения задач интеграции разных типов образования средствами музыкально-творческой деятельности – создание среды совместного творчества детей и взрослых, где формальное и неформальное уживаются друг с другом. Для этого можно использовать разнообразные методы музыкально-творческого образования: личностно направленные, при использовании которых содержание становится актуальным для каждого; стимулирующие, позволяющие через диалог поддерживать свободу высказываний, пробуждать у детей интерес к нравственным проблемам и способствующие формированию эстетической направленности мировоззрения; активизирующие, призванные пробуждать творческие способности личности, её эмоциональную сферу. Результаты музыкально-творческого развития обучающихся фиксируются в карте развития деятельности школьника [3].
В своей практике мы используем три уровня интеграции формального и неформального образования школьников средствами музыкально-творческой деятельности:
- Уровень предмета, где деятельность школьных объединений музыкально-творческой направленности интегрируется в содержание таких учебных предметов, как «Музыка» и «Мировая художественная культура». Например, на уроках музыки программные произведения исполняют участники школьного оркестра, а на уроках МХК старшеклассникам демонстрируются музыкально-художественные композиции по мотивам мирового культурного наследия, поставленные участниками школьной хореографической студии. Привлечение сверстников обучающихся к преподаванию предмета позволяет преодолеть отторжение отечественной и мировой культуры молодёжью, формирует понимание молодым поколением своей роли в сохранении и воспроизводстве культурных традиций [1].
- Межпредметный уровень, на котором неформальная музыкально-творческая деятельность используется в качестве формы формальной учебной деятельности. Так, на уроках литературы, истории, обществознания проводятся музыкальные гостиные по изучаемым темам, на уроках информатики ученики знакомятся с музыкальными редакторами и обрабатывают на них аудиозаписи школьной вокальной студии.
- Надпредметный уровень, где интеграция происходит на уровне образовательных целей. Принимая в качестве надучебной цели образования продуктивную социализацию личности обучающихся, и формальные, и неформальные образовательные практики направляются на решение текущих и перспективных социальных и личностных задач [6]. Безусловно, такой уровень интеграции требует конструирования ценностно-смыслового единства всех субъектов образовательного процесса, при котором наличествующий у обучающегося опыт ставится в центр образовательного взаимодействия, является источником образовательных и жизненных задач [2].
На основе анализа научно-педагогической литературы, государственного и социального заказов в сфере образования и школьной практики можно утверждать, что музыкально-творческая деятельность является востребованным направлением внеурочной деятельности среди современных школьников и их родителей, может стать эффективным средством организации интеграционных процессов в образовании и способствовать решению задач социализации личности школьников.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Л.Л. Учебный предмет «Мировая художественная культура и современная школа» / Л.Л. Алексеева // Педагогика искусства. – 2016. – №2 – с. 7 – 11.
Ильичева И.В. Проблема консолидации педагогического коллектива в условиях образовательного комплекса / И.В. Ильичева // Педагогика. – 2015. – № 8. – С. 48-53
Коломиец О.М., Подругина И.А. Формирование системы универсальных учебных действий учащихся в образовательном процессе средней школы / О.М. Коломиец, И.А. Подругина // Педагогика искусства. – 2015. – № 4. – С. 97-103.
Меморандум непрерывного образования Европейского Союза // Общество «Знание» России, 2001. – Электронный ресурс: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 г. Москва «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы» // Российская газета – 24 апреля, 2014 года. – Электронный ресурс: https://rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html
Тарханова И.Ю. Дополнительное профессиональное образование в контексте реализации концепции обучения в течение всей жизни / И.Ю. Тарханова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 147-151.