МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ВЕНГРИИ: РАЗВИТИЕ ИДЕЙ З. КОДАЯ В МЕТОДИКЕ Й. АДАМА

Уткин Анна Сергеевна

аспирант ГАОУ ВО МГПУ, Москва

Аннотация: 
В статье рассматривается концепция Золтана Кодая и ее воплощение в методике выдающегося венгерского педагога-практика ХХ века – Йенё Адама. Несмотря на то, что в кругу специалистов известна так называемая «система Кодая» или «метод Кодая», мало говорится о том, что выдающийся музыкант и педагог является создателем концепции, идейной базы музыкального образования, но не автором методики, где авторство принадлежит Й Адаму. При этом личности Й. Адама – ученика Кодая и автора методики музыкального воспитания для основных школ не уделяется должного внимания. При этом оригинальная методика Адама, судьба которой в Венгрии не лишена драматизма, до сих пор лежит в основе музыкального образования Венгрии и содержит ряд оригинальных положений, которые могут представлять интерес для специалистов.

Сегодня, в условиях тесного международного сотрудничества, актуализировались национальные достижения мировой музыкальной педагогики. Однако несмотря на расширение профессиональных контактов, о музыкальном образовании в Венгрии известно совсем немного.

Система музыкального образования в Венгрии, созданная в ХХ в., известна во всем мире как «метод Кодая», так как ее создателем считается выдающийся венгерский педагог и музыкант Золтан Кодай (1882 – 1967). Он действительно создал концепцию музыкального воспитания венгерского народа и внедрил ее в государственную систему образования. Но он никогда не работал с детьми и не разрабатывал методику музыкального воспитания.

В 1943 г. Кодай и его ученик Д. Керени издали «Школьное собрание песен» – двухтомник, содержащий репертуар для уроков пения. В предисловии к «Собранию песен» Кодай изложил некоторые принципы, на которых должна строиться будущая методика. Его идеалом была Древняя Греция, где музыка являлась главным средством воспитания. Обучение должно строиться вокруг художественно-полноценного музыкального материала (преимущественно фольклора), а песни направлены на решение технических задач и освоение характерных интонационных формул, поэтому педагог должен относиться к репертуару как к объективной данности. Однако в выборе методов и приемов обучения преподаватель пользуется определенной свободой. Такой принцип позволяет познакомить учеников с лучшими образцами музыкальной культуры и ввести их в мир музыки, что ведет к главной цели концепции Кодая – к воспитанию целостной личности. [3, p. 26 – 28] Главным воплощением своих идей он считал методику своего ученика Йенё Адама для основных школ. Именно эта методика находится в центре нашего внимания.

Прежде всего, Адам создал «Тетради Со-Ми». Название было связано с первыми песнями, которые строились всего на двух звуках: «Со» («Соль») и «Ми» - именно эти два звука (у нас они известны как «зов кукушки») Кодай и Адам вводили в обиход первоклассников в первую очередь. В 1944 г. была издана книга Й. Адама «Методика обучения пению», которую Кодай считал изложением «венгерского метода».

В сентябре 1948 года в школах были введены новые учебники Адама – Кодая. Хотя практически они были написаны Адамом, он не отрицал вклад Кодая в появление новой программы и ценил его помощь. «Статьи и речи Кодая о музыкальном воспитании – это неустаревающий путеводитель в музыкальной педагогике. Но он [Кодай – А. У.] не был непосредственно связан с дидактикой. Успех гениального плана зависел от проведения 45-50 минутного урока, для которого были необходимы прирожденные специалисты, которые могли бы все это профессионально провести. Это главное, это все решает» [4, 17].

Новые учебники позволяли обучать детей музыкальной грамоте в игровой форме, чтобы чтение нот стало для них понятным и родным. Другая задача – воспитание хорошего вкуса на материале «родной» народной песни, освоив которую дети почувствуют потребность в музыке и смогут ее понять.

Такая методика была создана исходя из потребностей тогдашнего общества и его патриотических идей, поскольку после распада Австро-Венгрии люди горели желанием возродить и укрепить свою национальную культуру. Однако уже в 1950 г. произошла смена власти и учебники были переписаны. Были введены новые произведения, призванные формировать «социалистическое» мировоззрение учащихся. Но главное – был нарушен основной принцип Адама: обучение в непринужденной игровой форме, пробуждение интереса к музыке.

К 1962 г. учебники Адама были полностью запрещены. Кодай в силу масштаба своей личности пользовался большим авторитетом, в том числе и среди высокопоставленных лиц, но его коллеге Адаму пришлось преждевременно уйти на пенсию, оставить работу на телевидении и практически прекратить общение с молодежью. После известных событий 1956 г. лишь в 1994 году состоялось новое репринтное издание учебников Адама, которые были снова допущены к использованию в школах. Поскольку их музыкальный материал отчасти устарел, до сих пор предпринимаются попытки его преобразования и обновления.

Идеи Адама, изложенные в 40-е годы, лежат в основе музыкального образования в современной Венгрии. Его личность заслуживает отдельного внимания, тем более что в специальной литературе на русском языке такой информации нет.

Йенё Адам (1896 – 1982) – венгерский композитор, дирижер и педагог. Окончил Будайский педагогический институт, во время Первой мировой войны попал в плен в Сибири. За годы пребывания в России он выучил русский язык и организовал в новообразовавшемся городе Татарске музыкальную школу, хор и оркестр.

По возвращении домой окончил Музыкальную академию по классу Кодая. За 40 лет педагогической деятельности он работал в нескольких школах, преподавал в музыкально-педагогическом училище и занимал должность декана музыкально-педагогического факультета Музыкальной академии. Большой популярностью пользовались публичные лекции Адама, а также его радио- и телепередачи. В конце жизни он эмигрировал в Америку, где стал известен лекциями о музыке.

Принято говорить об искажении методики Адама в советский период, замене репертуара с религиозным подтекстом, современных произведений и т. д. Однако основная проблема заключалась не в репертуаре и не в содержании народных песен, а в мировоззрении Адама, которое не могло быть совмещено с новой идеологией. Адам открыто говорил о божественной природе музыки, тогда как Кодай «прятал» эту идею в недрах своей концепции. Исследователь Адама М. Секей считал, что такая открытость обусловлена пережитым в годы войны и плена: «Это дало ему понимание и ощущение самых сокрытых областей человеческой души. Он открыл особую возможность музыки, которая сильнее всех искусств способна создать связь между душой и трансцендентальными силами» [4, 11].

Именно поэтому музыкальное воспитание предполагалось строить преимущественно на пении, а музыка рассматривалась как самодостаточный инструмент, способный воздействовать на душу ребенка и воспитывать ее.

Важной основой методики Адама являлась естественность и легкость обучения, достигаемые через игру: «Главное – это дух преподавания: лёгкость, радость, хорошее настроение и вплетение основ музыки в игру. В более поздних классах я считаю главным человека, в его связях с различными сторонами жизни, его настроения. Все дидактические приёмы – только средство. Поэтому меня удручает, что в наших школах (и уже в американских) главным считают эти первоначальные “костыли”. Происходит поверхностное использование ручных знаков и других элементов» [4, 26].

 «Разделение трудностей» - еще одна важная идея Адама. Поскольку запись нот – достаточно сложная система, неподвластная уму маленького ребенка, Адам предлагает начать обучение с освоения ритма, а затем постепенно вводить понятие о высоте звука. Кроме этого, для облегчения работы он применяет усовершенствованный им принцип релятивной сольмизации и свой сольмизационный ряд. Таким образом, можно развивать музыкальный слух при помощи всего лишь семи нот, обращая внимание на расстояния между ними.

Методика Адама до сих пор остается идеалом венгерской музыкальной педагогики. Она появилась как результат многовекового развития педагогической мысли Венгрии, но практически осуществлена не была. Ее дальнейшая судьба, как и судьба ее создателя, сложилась драматически. На сегодняшний день в некоторых школах опираются на модификации системы Адама, но чаще используют лишь ее отдельные элементы. А между тем методика Адама явилась не только продолжением концепции З. Кодая, но и обобщила в себе (причем, в оригинальном варианте) многие достижения мировой музыкальной мысли. С учетом этого, методика Й. Адама явилась достойной основой практического воплощения национальных идей музыкального образования в жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

Ádám J. Módszeres énektanítás. Budapest: Országos Közoktatási Tanács, 1944. – 319 p.

Szabó H. Útmutató Kodály Zoltán – Ádám Jenő Általános iskolai tankönyvsorozatához. Bp.: Nemzeti Tankönyvkiadó, 1994. – 132 p.

Székely M. Ádám Jenő élete és munkássága. Bp.: Püski, 2000. – 160 p.

Szokolay S. Ádám Jenő [Электронный ресурс] // Kislexikon. URL: http://www.kislexikon.hu/adam_jen.html (Дата обращения: 5. 05. 2016.)