Музыкальные традиции казаков в патриотическом воспитании учащихся казачьих кадетских классов на Урале

Кашина Наталья Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург
 

Аннотация: 
В статье рассматриваются методы и приемы развития патриотических чувств учащихся казачьих кадетских корпусов и классов в процессе освоения (восприятия и исполнения) народных казачьих песен, которые может использовать учитель музыки в своей работе.

В современном обществе интерес к казачеству – уникальному явлению отечественной истории и современности, огромен. Это связано, во-первых, с тем, что казачество как одна из этнических групп, населяющих современную Россию, насчитывает сегодня около 4 миллионов человек, во-вторых, с тем, что своими глубокими историческими корнями казачество, с его большой самобытностью, богатой этнической культурой, оставило глубокий след в истории России, в-третьих, с возрождением национального самосознания народов, населяющих сегодня Российскую Федерацию (Н. Н. Гомзякова, Ю. Сошин).
Президент России Д. А. Медведев приветствует создание образовательных учреждений, в которых реализуются особая модель обучения и воспитания школьников, содержание и технологии обучения и воспитания. Это казачьи кадетские корпуса, которые после длительного, семидесятилетнего перерыва, начали создаваться в каждом федеральном округе по всей России. Сегодня их насчитывается уже 25, где учатся около 18000 воспитанников.
Одной из целей концепции государственной политики в отношении российского казачества, подписанной президентом Российской Федерации в июле 2008 года, является возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, сохранение образа жизни, традиций и духовных ценностей казачества. В числе ее главных приоритетов – обеспечивать участие российского казачества в возрождении принципов общегражданского патриотизма, способствовать военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Таким образом, государство проявляет заинтересованность в реализации универсального потенциала казачества в нашей стране, в том числе в области патриотического воспитания молодежи [2, 12].
Благодаря усилиям казачьих обществ России действуют и другие формы приобщения юных казаков к истокам традиционной культуры, истории и этике своих предков: войсковые казачьи школы; воскресные школы; казачьи классы на базе средних школ; казачьи военно-патриотические центры; казачьи лицеи; казачьи православные лицеи; казачьи молодежные клубы; казачьи конно-спортивные школы; факультативы по казачеству; спецкурсы по истории казачества при высших и средних специальных учебных заведениях и т. д. Казачьи учебные заведения призваны не только давать общее образование юному поколению казаков, но и воспитывать в них свободную личность,
знающую и уважающую свои истоки, сохранять и возрождать культурные традиции и обычаи (А. В. Григорьева) [4].
В Свердловской области функционирует ряд казачьих кадетских классов, отрядов и клубов: в городах Заречный, Карпинск, Краснотурьинск, Невьянск, Нижний Тагил, Полевской, Ревда, Турьинск, а также в поселке Ильинское и т. д. В ближайшее время планируется создание подобных детских организаций и в столице Урала, г. Екатеринбурге.
Музыкальная культура уральских (яицких) казаков является центром многих современных культурологических и музыковедческих исследований (Т. И. Калужникова, Е. И. Коротин, С. Г. Шулежкова и т. д.). Но ее универсальный педагогический потенциал в современном музыкальном образовании практически не востребован. Этой проблеме и посвящена данная статья.
Выявлению и использованию педагогического потенциала традиционной культуры российского казачества посвящены исследования Ю. Н. Абакумова, Н. Г. Баженовой, В. Н. Быковского, Н. П. Башкатовой, Н. А. Бодневой, В. Г. Визера, А. Б. Гаври, Н. Н. Гомзяковой, И. А. Горбуновой, А. В. Григорьевой, С. Н. Даньшова, А. В. Коновалова, Е. В. Манузина, А. М. Сабировой и др. В них говорится о своеобразной «народной казачьей педагогике», развивающей у молодого поколения черты национального самосознания: единение и согласие, гармонию народного бытия; гордость за Великую Русскую землю; осознание исторического долга и преемственности поколений; чувство семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов (А. В. Григорьева) [4].
Казачество во все времена считалось самым патриотичным слоем общества. Современное же казачество – это, по мнению атамана Уральского казачьего войска В. Нефедова, социальное движение, несущее в себе духовный ренессанс, когда возрождаются традиции воспитания не просто граждан, а граждан-патриотов, горячо любящих свою Родину и способных успешно выполнять свои гражданские обязанности.
Ценность народных казачьих песен, в том числе уральского региона, состоит в том, что они наполнены персоналиями – примерами для подражания: это песни о герое войны 1812 года генерале М. И. Платове («Ой, ты Россия, ты, Россия»), об атамане И. Ф. Некрасове («Кто бы, братцы, вот нам рассказал»), донском казаке Фроле Агурееве, попавшем в плен к горцам во время Кавказской войны и т. д. Также казачьи песни рассказывают о полководческом таланте Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова и других великих русских военоначальников, под предводительством которых защищалась независимость России.
В традиционных казачьих песнях упоминается Семилетняя война с Пруссией («Прусский король ведет армию»), с Турцией («Татарские мурзы узнают о победах русских», «Взятие Измаила»), с Наполеоном («Французы в Москве», «Русские войска получают приказ готовиться к сражению») и т. д. Песни историко-героического цикла не только прославляют доблесть и смелость героев, тем самым показывая пример подрастающему поколению казачат, но и сохраняют историческую память сословия (А. В. Коновалов) [6].
Особенностью строевых казачьих песен является то, что они связаны с условиями своего исполнения: «пешие» («пехотные») поются «под шаг», «под ногу», «кавалерийские» – под ход коня. Одна и та же песня может бытовать и как «пешая», и как «кавалерийская». Это зависит от темпа и характера ее исполнения. Также темпоритм обусловлен и физиологическими факторами – частотой дыхания, характером телодвижений всадника и коня или пешего война. Строевым казачьим песням свойственна мерность ритмической пульсации, чеканное произнесение слов и ясное структурное членение мелостроф. Звуковысотная организация казачьих «служивских» песен опирается на терцово-трезвучную вертикаль и типовые гармонические обороты
(Т. И. Калужникова) [9]. С точки зрения влияния песен казаков на патриотическое воспитание, важнейшими являются именно исторические и походные песни, в которых отражается жизнь казака, восхваляется казачье братство и товарищество, любовь к родному краю и т. д. (А. В. Коновалов) [6].
Обратимся к понятию «патриотизм». Согласно С. И. Ожегову – это преданность и любовь к своему отечеству и своему народу. В современной научной литературе патриотизм рассматривается как совокупность следующих структурных компонентов: интеллектуального (теоретические основы консолидации общества); потребностно-мотивационного (духовная самореализация личности как гражданина Отечества, любящего Родину и отстаивающего ее интересы); волевого (основное условие укрепления страны, соблюдение прав человека, проявление заботы о социально незащищенных слоях населения); деятельностного (побуждение личности к активным действиям, поступкам на благо Родины); эмоционального (форма любви к природе, родному краю, отчему дому и т. д.) (О. Н. Омаров) [8].
Воздействие на личность учащихся в учебных учреждениях с казачьим компонентом осущуствляется с помощью: общепедагогических методов (словесных, наглядных, практических); общепедагогических средств (внушение, убеждение, принуждение) и специфических средств (наличие профессиональной субординации, форменной одежды); общепедагогических форм (классно-урочная, кружковая, спортивно-секционная), специфических форм (строевая подготовка, огневая подготовка, военно-прикладные виды спорта) (И. А. Зубарев) [5].
В настоящей статье мы остановимся на методах и приемах развития патриотических чувств учащихся казачьих кадетских корпусов и классов в процессе освоения (восприятия и исполнения) народных казачьих песен, которые может использовать учитель музыки в своей работе.
В процессе реализации метода идентификации (В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Н. Г. Тагильцева) [10] ученик идентифицирует себя с героем народной казачьей песни и принимает его роль, что позволяет ему предполагать в устных высказываниях действия и поступки героя, которые в тексте песни не упоминались. Актуальность использования такого метода обусловлена возрастными особенностями казаков-кадетов, находящихся в подрастковом возрасте. Известно, что для подростков характерно подражательность тем или иным героям.
После вхождения в данную роль ученика можно организовать целые дисскуссии по поводу чувств героя, его отношения к необходимости идти на верную смерть ради отчизны.
В методике художественного образования существует метод «досочинения» песни. Причем это сочинение касается не только слов, но и музыкального сопровождения. Оно может исполняться учащимися на ударных инструментах-барабанах. Такой прием является черзвычайно актуальным для многовариантного исполнения многих казачьих песен, когда одними и теми же исполнителями запевы и припевы песен исполняются с различными дополнениями, т.е. являются вариативными (А. В. Коновалов) [6]. Таким образом, учащийся ощущает гордость не только за героя песни, но и гордость за себя как ее создателя.
Еще одним методом, который эффективно может быть использован для воспитания патриотических чувств детей, может быть метод «сочинения сочиненного» (Л. В. Школяр) [7]. Его можно реализовать в интерпретации Н. Г. Тагильцевой, использующей его в своей методике развития восприятия музыки у младших школьников [11]. Так, учащиеся проектируют уже сочиненное композитором, но пока не известное им музыкальное произведение: его эмоциональный тон, характер мелодии, количество частей и т. д. Затем проект учащихся сравнивается с проктом композиторским.
Применение этого метода в практике музыкального воспитания казаков-кадетов может быть следующим. Учащимся предлагается послушать стихотворение о реке Яике (старинное название реки Урал):
Яик ты наш, Яикушка ,
Яик сын Горынович,
Про тебя, про Яикушку,
Идет слава добрая,
Про тебя, про Горыныча,
Идет речь хорошая.
Золоченое у Яикушки
Его было донышко,
Серебряна у Яикушки
Его была покрышечка
Жемчужные у Яикушки
Его круты бережки…
Затем учащиеся совместно с учителем проектируют мелодию песни, ее эмоциональный настрой, ритмический аккомпанемент, исполняемый на ударном инструменте (барабане) или с помощью хлопков, ударов локтем или плечом, что было характерно для танцев казаков. После прослушивания дети находят много общего в своем проекте с уже сочиненной народом песней. Таким образом, у них возникает чувство сопричастности к безымянным народным создателелям песни, представителям многих поколений казаков, живших в России.
Еще одним методом, способствующим патриотическому воспитанию учащихся казачьих кадетских классов и корпусов является метод моделирования художественно-творческого процесса, когда каждый ребенок ставится в позицию композитора и отвечает на вопросы: «О чем я хочу сказать своей музыкой?», «Почему именно это для меня важно, и важно ли это для других?» [7, С. 125].
На основе принципа моделирования художественно-творческого процесса можно построить работу с младшими школьниками по ознакомлению с танцами казаков. Предваряя исполнение танца, учитель спрашивает учащихся: «Каково главное предназначение казаков?» («Защищать Родину»), «Как вы думаете, каково назначение танцев у казачества?» («физическая подготовка, навыки владения различного вида оружием, навыки самообороны и т. д.»). Учитель может дополнить, что «лезгинка», перенятая казаками у горцев, исполнялась с быстрыми движениями и жестами, иногда с обнаженными кинжалами. В гопаке видна его боевая первооснова. В казачьих танцах использовались и различные виды шагов. Так, шаг «дубоны» (от глагола «дубонеть» – делать шум, притопывая ногами) был призван отвлекать внимание противника. Существуют и различные удары – ладонью, локтем, предплечьем, плечом. Таким образом, казачья хореография является не только атрибутом традиционно-бытовой культуры, средством физического воспитания, но и имеет военно-профессиональную направленность, которая дополняет военно-патриотическое воспитание казачества (А. В. Коновалов) [6]. Также можно прямо на уроке предложить учащимся выучить танцевальные элементы боевого гопака (например, основной шаг, шаг «дубоны», удары ладонью «ляпас», «секач», «тумак», «дрель», «штрык» и др.), чтобы они почувствовали себя в роли настоящих казаков.
Интерес представляет и метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский), направленный на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. Например, учитель исполняет одноголосно казачью народную песню, а затем дети прослушивают ее в исполнении казачьего ансамбля в многоголосном варианте. Учитель задает вопрос: «Как лучше звучит эта песня?», «Почему?». Затем
учитель рассказывает детям о том, что казачья жизнь проходила в военных походах, сборах, в выполнении сельскохозяйственных работ «гуртом» или «всем миром». Именно поэтому многоголосно песни казаков звучат гармоничнее, естественнее.
В процессе патриотического воспитания будуших казаков уместно использовать и такой метод, как инсценировка. Тем более, что именно в казачьих песнях часто осуществлялось их разыгрывание (В. А. Бахвалова) [1].
Приведенные выше методы музыкального образования являются только частью большой работы по патриотическому воспитанию будущих казаков в кадетских классах и корпусах, в которой музыкальные традиции российского казачества играют немаловажную роль.
Литература:
1. Бахвалова В. А. Традиционная культура донского казачества: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2009.
2. Беглов А. Казаки на госслужбе // Аргументы и факты. 2009. № 12 (1481). С. 4.
3. Гомзякова Н. Н. Традиции кубанского казачества в военно-патриотическом воспитании защитников отечества (середина XIX – начало XX века): Автореф. дис. … канд. пед. наук. Анапа, 2006.
4. Григорьева А. В. Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: исторический аспект, современные проблемы: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Пятигорск, 1999.
5. Зубарев И. А. Педагогические условия формирования основ нравственной готовности учащихся кадетских классов к обеспечанию безопасности жизнедеятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.
6. Коновалов А. В. Военно-патриотическое воспитание казаков Северного Кавказа: XVIII – начало XX века: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2005.
7. Школяр Л. В., Школяр В. А., Критская Е. Д. и др. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Школяр. М. : Издательский центр «Академия», 2001.
8. Омаров О. Н. Патриотическое воспитание старшеклассников средствами государственной музыкальной символики Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2007.
9. Песни уральских казаков / Запись, сост. вступ. ст. и коммент. Т. И. Калужниковой. Екатеринбург: Сфера, 1998.
10. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2008.
11. Тагильцева Н. Г. Звуки музыки. Звуки жизни. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2005.
12. Шестаков И. Любо! Молодо! // Аргументы и факты. 2009. № 28 (1497). С. 4.