Результаты получены в рамках выполнения Государственного задания
Министерства Просвещения Российской Федерации на 2019 год
Одна из важнейших проблем российского образовательного пространства, нацеленного на личностное творческое развитие подрастающего поколения, – «заинтересованность детей высокохудожественными произведениями в процессе активного взаимодействия с ними» [1, с. 15]. Искусство обладает огромными педагогическими возможностями для формирования целостной картины мира современного ученика. Исследователи отмечают необходимость «создания специального разнообразного и привлекательного инструментария (методического, дидактического и др.), активно противодействующего низкопробной продукции «от искусства», для широкого использования в «системе формального и неформального художественного образования детей и молодежи» [3]. Неотъемлемой составной частью целостной картины мира является музыка и литература. Музыкальный театр и словесность является подлинным средоточием художественно-культурных ценностей нации. Как самоценное явление, шедевры русской литературы – А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, – и оперы – М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, – по праву входят в сокровищницу мирового культурного наследия [21].
Современный учитель словесности, опираясь на исследования авторитетных ученых в области философии, эстетики, лингвистики, филологии, семиотики, искусствознания, психологии искусства, педагогики искусства и другие научные сферы, нацеливает ученика на художественно-эстетическое прочтение литературных произведений [6-8, 13-15, 22]. Необходимо отметить, что вопросы художественного анализа литературного произведения [16], в частности, литература как искусство Слова и музыка как искусство интонируемого Смысла (по Б.В. Асафьеву), взаимосвязи интерпретаций литературных и музыкальных произведений на уроке в средней школе в школьном литературном образовании [10], проблема разграничения произведения (литературного, музыкального и пр.) и текста (литературного, музыкального и пр.), технологии «перевода» литературного произведения на «языки искусства» – музыкальный, театральный, изобразительный и пр., проблема культурного контекста на уроках литературы [19], поднимаются в методической литературе уже не первый год.
Обучение литературе в контексте диалога искусств, в частности, русской словесности и музыкального театра, в современной общеобразовательной школе –процесс художественно-творческий, способствующий, во-первых, открытости литературного процесса; во-вторых, получению дополнительных культурологических знаний и умений; в-третьих, повышению качеству образования. Литературоведение и лингвистика, являясь методологической базой для школьного филологического образования, не только определяют содержательное наполнение, но и предоставляют научный инструментарий для успешного усвоения учащимися учебного предмета «Литература».
Использование учителем на методическом уровне нестандартных активных педагогических технологий и форм преподнесения учебного материала в контексте диалога искусств – уроков-исследований, уроков-экскурсий и уроков-путешествий, уроков-интервью, учебных конференций и семинаров, элементов театрализации и драматизации и пр., – приводит учащегося к углубленному пониманию, восприятию и интерпретации художественного текста, позволяя в процессе совместной учебной деятельности выйти за рамки школьного учебника и, опираясь на труды ученых, исследовать различные аспекты художественного текста: художественное взаимодействие литературы и музыкального театра, диалог либреттистики XIX века и классической литературы, проблему оперного либретто на стыке литературы и музыки, психологию художественного образа в литературных текстах и операх [4], теорию музыки, в частности, вопросы «структурного слышания» [2], музыкальную форму как процесс [5], вопросы художественной формы в русской классической литературе и опере [9] и художественного взаимодействия музыкального и драматического театров [11], проблемы интертекста в художественной системе литературного и музыкального произведения [12], проблему интерпретации в искусстве [17; 23], категории философской герменевтики и их преломление в литературоведении и музыкознании [18], «музыкальные формы» в литературе [20], интермедиальность музыки и литературы [24] и пр.
Интегрированный спецкурс по литературе «Русская литература и русская опера: диалог искусств и личностей» в количестве 58 часов предназначен для учащихся 9-10 классов, изучающих курс русской словесности ХIХ века на историко-хронологической основе и проявляющих интерес к изучению литературы в контексте музыкального искусства. Занятия ведутся с постепенным усложнением форм и методов учебной работы, обязательно с учетом особенностей личности обучающегося, спектра его интересов и развития творческого потенциала. В процессе межпредметной интеграции осуществляется последовательное использование репродуктивного, эвристического и исследовательского методов обучения.
Уроки литературы и занятия спецкурса составляют предметное и содержательное единство, не дублируя содержание базового учебного предмета, а расширяя и углубляя его, и координируются в связи с общими целями и задачами учебно-воспитательного процесса. Цели освоения спецкурса по литературе «Русская литература и русская опера: диалог искусств и личностей»:
– обучение художественно-эстетическому прочтению художественных произведений в контексте диалога искусств;
– освоение специфики литературного и оперного искусства;
– выявление точек пересечения, художественного взаимодействия и интеграции литературы и оперы в русской и мировой художественной культуре;
– раскрытие основных принципов оперы как жанра театрального искусства, основанного на синтезе музыки, слова и сценического действия;
– постижение жанровых особенностей оперы, закономерностей ее музыкальной и сюжетно-сценической драматургии;
– системное изучение либретто в жанровом, структурном, композиционном, текстовом и других аспектах;
– изучение оперных произведений различных исторических эпох и индивидуальных стилей.
Изучению курса способствует выполнение следующих задач:
– общее литературное и музыкальное развитие подрастающего поколения;
– пробуждение интереса к литературному творчеству, развитие литературно-творческих способностей обучающихся;
– формирование навыка интерпретации при анализе художественного текста;
– выявление связи и взаимодействия искусств в формировании и развитии такого сложного сценического жанра как опера;
– знакомство с вопросами оперной эстетики и режиссуры;
– освещение этапов развития национальной оперной драматургии в контексте литературного процесса.
Обратимся к тематике курса. Так, на первом этапе спецкурса для изучения предлагаются следующие темы: «Литература как искусство Слова и музыка как искусство интонируемого Смысла», «Опера» и «Слово о полку Игореве» и опера А.П. Бородина «Князь Игорь», открывающие перед учащимися новые пути в современном образовательном пространстве, ведущие к постижению и осмыслению сложной взаимосвязи самоценной и своеобразной эволюции литературы, музыки и истории. В ходе изучения этих тем обучающиеся знакомятся с оперой как феноменом искусства в историческом поле русской художественной культуры, спецификой жанра, драматургией, основными принципами интерпретации литературного источника на музыкальной оперной сцене, сценическим воплощением, особенностями построения сюжетной основы оперы, певческими голосами и оперным амплуа, выдающимися оперными исполнителями прошлого и настоящего. Особое внимание уделяется вопросам главы «Оперное либретто», поскольку уникальное местонахождение либретто на стыке литературы и музыки помогает учащемуся по-новому осмысливать программное литературное произведение, воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства.
Памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» на музыкальной сцене – опера А.П. Бородина «Князь Игорь», – в рамках урока-исследования рассматривается в контексте художественного взаимодействия и интеграции литературы и оперы в русской и мировой художественной культуре. Эпический сказ о стародавних временах на основе исторических источников (летописей, старинных повестей, былин и эпических песен) в музыкальной интерпретации великого русского композитора А.П. Бородина способствует формированию у современных подростков качеств, необходимых для ориентации в культурном и информационном пространстве прошлого и настоящего. Ариозо Ярославны «Немало времени прошло с тех пор» позволяет учащимся вступить в своеобразный диалог с княгиней, чей образ является символом верной жены, олицетворением лучших качеств русского национального характера, отражением особенностей национальной картины мира.
Особое значение имеет проведение урока-исследования в рамках темы «Пушкиниана в русской опере», затрагивающая следующие актуальные проблемы: оперная сценичность пушкинской драматургии и адаптация пушкинского наследия на музыкальной сцене; произведения А.С. Пушкина и литературный канон; трансформация идейно-художественного замысла литературного произведения в рамках оперного либретто; перенесение художественных приемов и манеры повествования А.С. Пушкина на музыкальную почву; процесс влияния пушкинского слова на музыкальную форму; проблема интерпретации образов литературного первоисточника на русской оперной сцене.
Рассматривается в содержании курса и тематика, связанная с творчеством М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского в контексте русской и мировой культуры: личность и творчество русских композиторов; А.С. Пушкин как «солнце русской поэзии» и М.И. Глинка – «Пушкин русской музыки»; художественные концепции, жанры, стиль поэмы и оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»; «Каменный гость» в слове А.С. Пушкина и музыке А.С. Даргомыжского; опера А.С. Даргомыжского «Русалка» по одноименному произведению А.С. Пушкина: интерпретация музыкального произведения в контексте культуры», «Круг музыки» и изящная словесность ХIХ века в контексте времени». Находит свое отражение в содержании и оперное либретто как феномен драматического и музыкального театра. Творческий процесс интерпретации либретто в литературе и музыке раскрывается на примере освоения школьниками тем «А.Н. Островский – создатель русского национального театра» и «Оперное либретто А.Н. Островского «Гроза» как интерпретация одноименной драмы: специфика жанра, драматургия, сценическое воплощение, особенности построения сюжетной основы оперы», «А.Н. Островский: Художник Слова или Художник музыки…».
Творчество выдающихся русских композиторов на основе разных подходов (жанрового, тематического, проблемного, хронологического и их сочетания) представлено в курсе следующими темами:
– «М.П. Мусоргский. Личность и творчество», «А.С. Пушкин и М.П. Мусоргский. Драма и опера «Борис Годунов»: русская опера в поисках новых форм», «Н.В. Гоголь и М.П. Мусоргский. Опера «Женитьба» М.П. Мусоргского на текст Н.В. Гоголя: «опыт драматической музыки в прозе», «Н.В. Гоголь и М.П. Мусоргский. Опера «Сорочинская ярмарка» М.П. Мусоргского по одноименной повести Н.В. Гоголя: история создания и интерпретации»;
– «П.И. Чайковский. Личность и творчество», «А.С. Пушкин и П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»: диалог искусств и личностей», «А.С. Пушкин и П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама»: специфика жанра, драматургия, сценическое воплощение, особенности построения сюжетной основы оперы», «А.Н. Островский и П.И. Чайковский. Опера «Воевода»: художественно-эстетическое прочтение и диалог личностей»;
– «Н.А. Римский-Корсаков. Личность и творчество», «А.С. Пушкин и Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»: специфика жанра, драматургия, сценическое воплощение, особенности построения сюжетной основы оперы», «А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» художественное взаимодействие и интеграция литературы и оперы в русской и мировой художественной культуре», «Н.В. Гоголь и Н.А. Римский-Корсаков. Оперы «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь»: специфика жанра, драматургия, сценическое воплощение, особенности построения сюжетной основы оперы».
Грани личности и творчества великих представителей русской культуры освещаются в процессе изучения тем:
– «С.В. Рахманинов. Личность и творчество», «А.С. Пушкин и С.В. Рахманинов. Оперы «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы» и «Скупой рыцарь» по одноименной поэме А.С. Пушкина: полифонизм, диалог искусств и интеграция литературы и оперы в русской и мировой художественной культуре»; «А.С. Пушкин и С.В. Рахманинов: тексты и контексты»;
– «С.С. Прокофьев. Личность и творчество», «Пушкиниана Сергея Прокофьева: создание музыки к спектаклям «Борис Годунов» и «Евгений Онегин», а также к киноленте «Пиковая дама», «Ф.М. Достоевский и С.С. Прокофьев. Опера «Игрок»: художественное взаимодействие и интеграция литературы и оперы в русской и мировой художественной культуре», «Л.Н. Толстой и С.С. Прокофьев. Опера «Война и мир»: специфика жанра, драматургия, сценическое воплощение, особенности построения сюжетной основы оперы», «Опера «Игрок» С.С. Прокофьева: межтекстовые связи», «Опера «Игрок» С.С. Прокофьева: две редакции и интерпретации», «Л.Н. Толстой и С.С. Прокофьев. «Война и мир» – интерпретация культурных кодов в слове и музыке»;
– «Д.Д. Шостакович. Личность и творчество», «Н.В. Гоголь и Д.Д. Шостакович. Опера «Нос»: анализ художественного текста и интерпретация», «Н.С. Лесков и Д.Д. Шостакович. Опера «Катерина Измайлова»: художественное взаимодействие и интеграция литературы и оперы в русской и мировой художественной культуре», «Опера «Катерина Измайлова»: интертекстуальные векторы», «Повесть (очерк) «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова и опера «Катерина Измайлова» Д.Д. Шостаковича: комплексный анализ межтекствых связей либретто, драматургии и музыки оперы «Катерина Измайлова» с литературным источником».
Заканчивается спецкурс темой «Классический оперный текст в русской классической литературе», которая подводит итоги изучения курса русской словесности ХIХ века в контексте музыкального искусства: диалог русской литературы и музыки – одна из ведущих тенденций развития русской оперы; оперная сценичность пушкинской драматургии и адаптация пушкинского наследия на музыкальной сцене, открытие музыкальным театром ХХ века великих имен ХIХ века – Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, – уникальные точки пересечения культурных эпох, позволяющие ученику вести диалог с автором литературного произведения, с его интерпретаторами в музыке, с учителем, с учебником, с автором учебника и др.
Таким образом, изучение в школе русской литературы в контексте диалога искусств (в первую очередь литературы и музыки) – уникальное образовательное пространство, в границы которого, в частности, включается история возникновения и развития русского оперного либретто не только ХIХ – ХХ веков, но и века настоящего. Изучение специфики русского оперного искусства во всем богатстве его взаимосвязей с целостным культурным контекстом русской литературы ХХ века позволяет активизировать не только филологические знания как основу практической грамотности, речевой, читательской и общей культуры современных учащихся, но и их литературно-творческие умения.
ЛИТЕРАТУРА
- Акишина, Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе [Электронный ресурс] / Е.М. Акишина // Педагогика искусства. – 2016. – № 3. – С. 9 – 16. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_9-17.pdf (дата обращения: 25.08.2019).
- Акопян, Л.О. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий [Текст] / Л.О. Акопян // Музыкальная академия. – 1997. – №1. – С. 181–189; №2. – С. 110 – 123.
- Алексеева, Л.Л. Исследования в области художественного образования в контексте реформирования отечественной науки [Электронный ресурс] / Л.Л. Алексеева // Педагогика искусства. – 2015. – №1. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alexeeva.pdf (дата обращения: 25.08.2019).
- Аршинова, Н.С. К вопросу о психологии женского образа в пушкинских операх П.И. Чайковского [Текст] / Н.С. Аршинова // П.И. Чайковский и русская литература. – Ижевск: Удмуртия, 1980. – С. 82 – 100.
- Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
- Баранов, О. Гипертекстовая субкультура: [Лит. критика] [Текст] / О. Баранов // Знамя. – 1997. – №7. – С. 202 – 205.
- Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет [Текст] / М.М. Бахтин. – М.: Художественная литература, 1975. – 810 с.
- Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа [Текст] / М.М. Бахтин // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. – М., 1997. – С. 227 – 244.
- Берков, В.О. Избранные статьи и исследования: Вопросы художественной формы в русской классической опере [Текст] / В.О. Берков. – М.: Советский композитор, 1977. – 471 с.
- Борщевская, М.Ю. Взаимосвязь интерпретаций литературных и музыкальных произведений на уроке в средней школе: автореф. дисс. .канд. пед. наук / М.Ю. Борщевская. – Нижний Новгород, 2003. – 24 с.
- Бубенникова, Л. К проблеме художественного взаимодействия музыкального и драматического театров [Текст] / Л. Бубенникова // Проблемы музыкальной науки. – М., 1975. –Вып. 3. – С. 38 – 63.
- Дьячкова, Л. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения [Текст] / Л. Дьячкова // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: сб. тр. РАМ им. Гнесиных. – М., 1994. – Вып. 129. – С. 17 – 40.
- Кожинов, В.В. Размышление об искусстве, литературе и истории [Текст] / В.В. Кожинов. – М.: Согласие, 2001. – 815 с.
- Лотман, Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста [Текст] / Ю. М. Лотман. – История и типология русской культуры. – СПб, 2002. – С. 158 – 162.
- Лотман, Ю.М. Текст в тексте [Текст] / Ю.М. Лотман // Об искусстве. Статьи. Заметки. Выступления. – СПб, 2000. – С. 423 – 436.
- Пути анализа литературного произведения: пособие для учителя под ред. Б.Ф. Егорова [Текст]. – М.: Просвещение, 1981. – 222 с.