МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВКУС ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ИЛЛАРИОНОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Преподаватель кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета

Аннотация: 
В статье с философских и психолого-педагогических позиций рассмотрена проблема формирования музыкального вкуса эстрадного певца. По мнению автора, наличие высокого уровня музыкального вкуса позволит эстрадному вокалисту включиться в активную музыкально-творческую жизнь, обрести профессиональную (социально-культурную, музыкальную) компетентность.

Становление человека как личности, своеобразной и неповторимой, – это
длительный и не завершающийся окончательно процесс. Человек, общаясь с различными
явлениями объективной реальности (труд, общественные отношения, окружающая
социальная среда, поведение, быт, природа и др.), постигает и укрепляет в собственном
сознании те идеалы, ту систему ценностных эстетических представлений, которые,
выступая мощным стимулом его духовной деятельности и духовного общения, вызывают
при этом особую эмоциональную реакцию. Поэтому развитие эстетического отношения
человека к многообразию окружающего мира, его способности чувственно, эмоционально
воспринимать и оценивать различные явления действительности с эстетических позиций,
всё более активно исследуются учеными в различных областях научного гуманитарного
знания.
Основным фактором оценочно-вкусовых процессов личности выступает осознанная
и сформированная система ценностей: идеалы, эталоны, нормы, принятые в обществе.
Следовательно, процесс формирования неповторимой, уникальной личности успешен
лишь в том случае, когда ее ценностно-эстетическое сознание, ценностно-эстетические
предпочтения достигают высокого уровня. Сквозь призму философского осмысления
категория «вкус» выступает базисным понятием, определяющим поступки,
образованность, принципы, жизненные позиции каждого человека, «вносит гармонию в
его мироощущение» [1, с. 64].
Многообразие подходов к определению предметной направленности категории
«вкус» доказывают гипотезы, концепции, взгляды в различных областях научного знания.
Так, авторы научных исследований в области философии, философии культуры,
культурологии, социологии культуры Л.В. Антонова, Н.Л. Аринина, Ю.Б. Борев,
В.М. Василенко, Е.В. Волкова, Л.А. Гусаковская, Т.И. Домбровская, В.Е. Кашаев,
Н.И. Киященко, И.А. Корсакова, Н.Л. Лейзеров, Е.Г. Яковлев рассматривают
эстетический вкус как средство формирования всесторонне развитой личности.
Сущность категории «художественный вкус» специфична по своей основе, так как
художественный вкус нельзя понять вне эстетического и наоборот. Необходимыми
предпосылками формирования высокого уровня эстетического вкуса личности выступают
зрелое эстетическое сознание личности и, конечно, ее развитая индивидуальность.
Критерием высокого уровня сформированного эстетического вкуса человека выступают
его система ценностей, мировоззрение, самобытность, уникальность и т. д., которые
обусловлены тем, что мировоззренческая сущность – это единая, целостная духовно-
нравственная составляющая каждой личности. Это дает основание сделать вывод, что при
рассмотрении проблемы формирования музыкального вкуса будущих эстрадных певцов
«эстетическое» выступает базовым, исходным понятием категориальной системы.
В эстетическом, художественном и музыкальном вкусе ряд авторов (Л.Н. Коган,
В.А. Разумный, Р.А. Тельчарова и др.) выделяют познавательный и оценочный процессы,
участие в них эмоционально-образного мышления. В научных исследованиях
Н.Л. Арининой, А.И. Бурова, Л.Н. Когана, Н.И. Киященко, И.Л. Маца, А.С. Молчановой,
В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.А. Цуккермана, Г.М. Цыпина, несмотря на
разные трактовки, в категории «музыкальный вкус» отмечается два ведущих процесса –
восприятие и оценка. Наиболее разносторонне проблема музыкального вкуса освещена в
школьной педагогике (Б.А. Брылин, И.Г. Димова, 3.П. Морозова, Б.В. Притула,
Н.М. Черноиваненко, В.А. Щербаков и др.).
В изучении проблемы по формированию музыкального куса личности особый
вклад внесла В.Н. Шацкая, подразумевающая под данной категорией сформированные
музыкально-эстетические представления. Шацкая справедливо настаивала на том, что
воспитание у ребенка осознанного, эмоционального восприятия произведений искусства,
складывается только на основе полученных знаний и навыков. М.П. Блинова при
исследовании категории «музыкальный вкус» выделяла физиологические основы
процесса музыкально-эмоциональных представлений, чувств и личностных отношений,
что тоже может лечь в основу научного осмысления процесса формирования
музыкального вкуса у эстрадных вокалистов. Процесс формирования музыкального вкуса
личности Н.Л. Гродзенская напрямую связывала с развитым кругозором личности,
глубокого понимания содержания музыкальных произведений. Исследователь выделяла
пение как основной фактор развития музыкально-вкусовых предпочтений. При этом
Гродзенская вычленяла непосредственно сам процесс формирования оценочных
критериев личности.
При анализе музыкального вкуса молодежи чрезвычайно интересным
представляется исследование профессора Адыгейского государственного университета
В.Г. Мозгота. В процессе лонгитюдного исследования музыкального вкуса, с середины
1980-х по 2008 год, В. Г. Мозготом было выявлено пять основных векторов развития
музыкального вкуса молодых людей: ориентация на западную парадигму; неограниченное
временное потребление музыки молодежью; всеядность музыкальных интересов;
воздействие на восприятие музыки принадлежности человека к определенной социальной
группе; наличие глубокого разрыва между разработанностью понятия вкуса в научной
литературе и его состоянием в практике эстетического образования молодежи [7, с. 70].
Рассматриваемое понятие «музыкальный вкус» аксиологично в силу присущей ей
оценочной составляющей, ибо подразумевает анализ определенного вида музыкально-
исполнительского искусства как с историко-культурологических, так и ценностно-
эстетических позиций. Пути формирования музыкального вкуса современного
исполнителя – эстрадного вокалиста достаточно сложны, так как они объединяют
разнообразные способы его погружения в сущность личностно-творческой интерпретации
произведений репертуара. Именно в этом смысле процесс формирования музыкального
вкуса как у слушателя, так и у исполнителя должен базироваться на фундаменте
ценностной оценки произведений всей художественно-творческой деятельности человека
и, в частности, музыкально-художественного, исполнительского творчества.
Формируясь на основе художественно-эстетического идеала, музыкальный вкус
эстрадного вокалиста в первую очередь должен основываться на основе представлений о
ценностях, которые существуют в конкретном историческом периоде. Поэтому данное
отличие выступает как оптимальное соотношение сущностно-творческих сил личности
эстрадного музыканта, его общественного предназначения.
Сформированный высокий уровень музыкального вкуса эстрадных певцов должен
включать в себя всю систему их ценностных предпочтений, ценностного мышления, так
как данная проблема тесно связана с оценочными процессами и нашла свое косвенное
выражение в трудах, посвященных исследованию психической функции оценивания, как
качественного, так и количественного (Ю.М. Забродин).
В психологической науке функция оценивания различных характеристик
используется для анализа как количественных, так и качественных сторон явления.
Применительно к музыкально-эстетическим явлениям, в том числе эстрадным
произведениям различных видов и жанров, говорят о качественных сторонах через
эмоциональные ощущения, те образы и представления, которые складываются в их
индивидуальном сознании.
Таким образом, практическая деятельность современного эстрадного певца во всех
ее профессиональных границах (педагогическая, исполнительская, исследовательская,
культурно-просветительская и др.) дает полное понимание специфического содержания
понятия «музыкальный вкус». Данная проблема найдет успешное решение в том случае,
если процесс профессионального обучения музыканта – эстрадного вокалиста
рассматривать не только в контексте развития его способностей к восприятию и оценке
произведений эстрадного искусства. Весьма важным представляется видоизменение этих
способностей для формирования подлинно музыкального вкуса, наличие которого
обеспечит возрастание социальной и профессиональной активности эстрадного вокалиста
во всех сферах практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [Текст] /
В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. – Т.5. – № 5. – С. 63–70.
2. Борев, Ю.В. Основные эстетические категории [Текст] / Ю.В. Борев. – Москва: Высшая школа, 1960. –
446 с.
3. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л.Л. Бочкарев. – Москва: Издат. Дом
«Классика XXI», 2008. – 352 с.
4. Каган, М.С. Музыка в мире искусств [Текст] / М.С. Каган. – Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. –
231 с.
5. Корсакова И.А. Формирование индивидуальности как основа воспитания музыканта-исполнителя
[Текст] / И.А. Корсакова // ФЭН-наука. 2013. № 7–8 (22–23). С. 45–47.
6. Кузнецов, В.Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, проф. подготовка:
диссертация ... доктора педагогических наук. / В.Г. Кузнецов. – Москва, 2005.– 601 с.: ил.
7. Мозгот, В.Г. Музыкальный вкус молодежи [Текст] / В.Г. Мозгот // Социс. – 2012. – № 10. – С.70–77.
8. Рыбакова, Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции,
перспективы исследования [Текст] / Е.Л. Рыбакова. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2006. – 278 с.
9. Щербакова, А.И. Музыка и Человек в создании пространства культуры: культурологическое
исследование: моногр. [Текст] / А.И. Щербакова. – Москва: Изд-во РГСУ, 2011. – 318 с.