НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Савенкова Любовь Григорьевна Lubov' Savenkova
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва Chief research fellow, Doctor of Education, Professor, Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of Russian Academy of Education», Moscow e-mail: lgbloknot@mail.ru
Аннотация: 
Аннотация. Статья обращена к проблеме связи современного образования в области искусства с традиционной культурой. Это объясняется возрастающей необходимостью приобщения учащихся и молодежи к истокам народного искусства к освоению региональной культуры, поскольку без этого не может быть будущего. С другой стороны, какими бы ни были современные образовательные интегрированные технологии обучения, следует сказать, что истоки интегрированного обучения лежат в народной педагогике, так как именно там зародились такие направления в обучении, как сотворческая деятельность ученика и мастера, опора на региональный компонент, связь обучения с культурой и общечеловеческими ценностями – важнейшие составляющие интеграции. С одной стороны, этому способствует разнообразие тематики в народном творчестве, многообразие материалов и видов декоративной деятельности – с другой. Это и тесная связь народного искусства с природой, климатом, «вмещающим» ландшафтом, с фольклором, бытом, с окружающей предметно-пространственной средой, народным танцем, народным театром, песенным творчеством. Все это позволяет наиболее полно осмыслить взаимодействие и взаимосвязь всего происходящего в мире через рукотворное начало, приучает любить и уважать произведения рук и мыслей человека, заставляет развивать собственные творческие способности, приобщает к коллективному труду – без чего немыслимо интегрированное освоение искусства. Abstract. The article was addresses the problem of the connection of modern education in the field of art with traditional culture. This is explained by the growing need to introduce students and young people to the origins of folk art to the development of regional culture, because there can be no future without it. On the other hand, no matter what modern educational integrated learning technologies are, it should be said that the origins of integrated learning lie in folk pedagogy, since it was there that such areas of learning as the co-creative activity of a student and a master, reliance on a regional component, the connection of learning with culture and universal values were born – the most important components of integration. On the one hand, this is facilitated by a variety of subjects in folk art, a variety of materials and types of decorative activities on the other. This is also the close connection of folk art with nature, climate, the «enclosing» landscape, with folklore, everyday life, with the surrounding subjectspatial environment, folk dance, folk theater, song creativity. All this makes it possible to fully experience and comprehend the interaction and interrelation of everything that is happening in the world through the man-made principle, teaches us to love and respect the works of human hands and thoughts, forces us to develop our own creative abilities, introduces us to collective work – without which integrated mastering of art is unthinkable. Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-01 / 073-00059-22-02
Вряд ли кто-то станет отрицать, что народное искусство имеет особое значение в формировании общей культуры человека, его отношения к социуму, традициям и искусству. В статье рассматриваются дошедшие до нашего времени направления и формы обучения народному искусству, сохранившиеся в памяти народа и дошедшие до нас благодаря тому, что передавались они по народной традиции: «из уст в уста», «из рук в руки». Таким образом воспитывались целые поколения профессиональных мастеров - художников для народных традиционных промыслов России. В наше достаточно сложное время перед молодым человеком, вступающим в жизнь, встает целый ряд труднейших вопросов и проблем. В их успешном решении может помочь грамотный педагог. Именно он привносит в обучение те идеи и образы, которые сформируют внутренний мир обучающихся, направляя их размышления к высоким духовным идеалам, гармонии, человеческим ценностям, гуманизму, уважению к человеческой личности. Создать условия для изучения региональной культуры, формирования знания истории своего народа, возрождения забытых ремесел – одна из приоритетных задач современной школы, поскольку это наша история, наша отечественная культура. Автор статьи попытался вычленить, на его взгляд, существенные направления, которые могут служить основой в освоении традиционного народного искусства в различных видах образовательных организаций, в том числе, возможно, и в подготовке будущих художников-мастеров в местах бытовая народных промыслов. В современной практике работы с детьми в данном направлении, в первую очередь, необходимо изучение традиций мастерства, архетипов и канонов, характерных орнаментов и особенностей декоративных элементов. Кроме этого, важно знание теории художественных материалов и их свойств, изучение опыта составления различных видов красок, умение пользоваться инструментами и много другого. Очень важно давать и более широкое образование, например, чтение литературы по искусству, проведение исследовательских работ (индивидуальных и коллективных), проектных форм организации обучения, изучение истории культуры (отечественной и зарубежной), освоение старых приемов и совершенствование своего мастерства и творчества. Необходимо обратить внимание на то, что и в настоящее время очень важно параллельно с изучением современного искусства, инновационных методов работы с материалом, поиском оригинальных технологий – изучать, например, народные мотивы в орнаменте, проводить самостоятельные исторические исследования в этом направлении по различным источникам, устраивать экспедиции в места народных промыслов, встречаться с мастерами. Особенно это касается деятельности сельских школ, так как почти во всех регионах России, во всех даже небольших селениях в свое время существовал свой особый вид народного искусства. Поэтому сегодня достаточно активно в педагогике искусства всплывают вопросы ученичества в русском традиционном искусстве, которые рассматриваются различными авторами, чаще всего с социальноисторической позиции. Например, как пишет Л.В. Казакова, в процессе обучения разным видам декоративно-прикладного искусства педагогами «традиции ремесла трактуются по-разному» [3]. Это связано с тем, что русское традиционное искусство отличается большим разнообразием. В каждом из них сохраняется и развивается тот язык и те характерные черты декоративных элементов народной культуры, которые тесно связаны с местными региональными особенностями флоры и фауны. Со временем в различных отраслях художественных промыслов происходила замена «домашних» форм освоения традиционного ремесла и таинства передачи родовых секретов, новыми, более упрощенными методами создания формы и особенностями нанесения декоративного рисунка. В том числе произошли большие изменения и в самой этике и морали массовой народной культуры непосредственно на промыслах и в профессиональной подготовке мастеров. Например, если ранее в мастерских ценилось знание и владение навыками разновидностей оригинального местного ремесла, то сегодня в образовательных учреждениях осведомленность в специфике русского прикладного искусства часто ориентирована на народное искусство «вообще», выделяя общие закономерности и особенности – на знакомство с его наиболее яркими его видами. В результате такое размывание привело к гибели мелких редких местных промыслов. Так в современных образцах народного декоративно-прикладного искусства сохранено в общих чертах этническое мировоззрение и почти полностью утрачена его магическая функция, естественные для традиционной культуры запреты на вредные для человека символы и изображения: защита от дурного, пожелание блага владельцу украшенного орнаментом предмета и другие. Бесконечное разнообразие народного искусства в противовес «журнальным образцам» современного декоративноприкладного творчества, отличала «вариантность исполнения» и особенность передачи визуальной информации «по памяти». Традиционное прикладное русское искусство всегда было тесно связано с нормами народной этики, высоким эмоциональным потенциалом. Простые и доходчивые принципы народной педагогики сохранялись многими поколениями мастеров и материализовались в ясной для каждого «посвященного» гармонии конкретного традиционного промысла декоративно-прикладного искусства – от приготовления художественных материалов до обучения выполнению самых сложных композиций. Произведения народного искусства соединяют в себе одновременно украшение, защиту, а также благое пожелание и добрую магию (будь то завеса, столешница, крестильная рубашка для новорожденного, праздничный костюм, посуда, оформление жилища и др.). В России народное традиционное искусство всегда являлось важнейшим средством приобщения человека к духовным ценностям, оно было связано с формированием отношения не только к позициям «красивое – некрасивое», «плохое – хорошее», но и позволяло ориентироваться в иерархии своего социального окружения. Произошедшая смена механизма передачи традиции (не от матери к дочери или мастера к ученику, а от педагога к ученикам, от публикации к читателю, от видео ролика к зрителю и др.), что привело к унификации методики преподавания, утрате принципов народной педагогики. Народное искусство как явление живое и развивающееся, представляет собой особый многомерный комплекс. Это позволяет ему органично вводить представителей молодого поколения в свою историю: во-первых, – в поэтический мир образов русского народного искусства, во-вторых, – в своеобразные технологии производства, в-третьих, – в живую атмосферу творчества, создание произведений декоративно-прикладного искусства. К счастью, ряд промыслов сохранился до настоящего времени. Почти в каждом крупном регионе России есть свои центры народного искусства. И сегодня они представляют собой так называемые предприятия традиционных художественных народных промыслов, посещение которых позволяет познакомиться с основами ремесла и его производства. Несмотря на мощные воздействия мировой цивилизации на изменившуюся общую культуру русского народа, современное декоративное искусство развивается в соответствии со своими художественными особенностями, традициями, впитывает характерные черты нового времени. Этому помогает его фольклорная основа и специфический язык изображения. Освоение традиционного искусства в общеобразовательной школе происходит на занятиях изобразительным искусством и музыкой, а также в системе дополнительного образования детей в самых разных направлениях художественной деятельности. Значительная роль в педагогическом процессе принадлежит освоению богатого местного этнического материала. В этом важная роль принадлежит этнографическим музеям, в которых хранятся образцы художественных промыслов (росписи, вышивки, шитья, кружевоплетения, резьба и много других видов), сохранившие яркие и запоминающиеся оттенки цветовой гаммы этнического русского искусства, оригинальные орнаменты и ритмический строй декоративных композиций, сочетание материалов и техник, характерных для каждого историкокультурного региона России. Нередко в таких центрах можно встретиться с народными и профессиональными мастерами традиционного искусства. Впечатления от общения с ними незабываемы, особенно если оно связано с разными формами устного поэтического фольклора мира русской деревни, песенного творчества, игры на народных инструментах. Значительный вклад в процесс возрождения и развития народного искусства в начале и середине ХХ в. внесли известные нам ученые: А.В. Бакушинский, Н.Д. Бартрам, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, В.С. Воронов, В.Ф. Максимович, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Б.А. Рыбаков, Т.С. Семенова и др. Благодаря их исследованиям, история народного творчества сохранена, и художественные промыслы в наиболее развитых региональных центрах не утратили своего изобразительного языка, цветового колорита и композиционной целостности [5]. С другой стороны, во многом благодаря их исследованиям, можно судить о народной школе ученичества, особенностях работы мастеров народного искусства со своими преемниками. Огромное внимание проблемам художественного образования уделял известный ученый и педагог А.В. Бакушинский [1]. Под его руководством в 20-е годы ХХ в. и позднее трудилось немало творческих учителей, художников и исследователей. Он выдвинул принцип обучения творчеству через уравновешенное соотношение утилитарного и художественноформального подхода в изготовлении какой-либо вещи. Ученый неоднократно подчеркивал, что созданная в результате творчества вещь должна быть одновременно и утилитарна, и эстетически бескорыстна. В продуктах же детского творчества и в детском отношении к ним все переплетается в первичной завязи примитивного мироощущения, примитивного отношения к миру и его вещам [1]. Обращение к истории развития ученичества, истокам народного творчества в настоящее время особенно актуально и значимо для возрождения традиционных форм народного искусства в специальных учебных заведениях, что важно с точки зрения освоения региональной культуры. Каждый вид народного искусства отличается своим неповторимым стилем, основанным на исконных традициях. Народное искусство, как самое яркое и древнее явление художественной культуры, аккумулирует представления этноса о прекрасном и успешно формирует художественные и эстетические, трудовые и нравственные национальные нормы, представляет собой уникальное воспитательное пространство, позволяющее приобщать человека к культуре традиций с самого раннего возраста. Вместе с тем, это позволяет гармонично вводить человека в состав его возрастной группы в макросоциум. Одним из важных признаков традиционного типа обучения являлась работа с подлинниками, «всамделишными» вещами. Как элемент системы художественной культуры традиционное искусство имеет свою специфику. С одной стороны это социальная функция, с другой, определенная подвижность произведения – от предмета утилитарного назначения до художественного произведения. Можно сказать, что результат творческой деятельности художника-прикладника органично взаимодействует с окружающей предметно-пространственной средой, включается в систему обыденной жизни, этим произведения помогают создавать и индивидуализировать быт. В истории российского преподавания традиционного народного искусства на протяжении веков сложилось несколько направлений по приобщению детей и молодежи к этому творчеству. До нашего времени дошли даже самые древние и отработанные в народной педагогике способы обучения [6]. Среди множества традиционных форм, способствующих профессиональному становлению мастера, важными считаются следующие направления: 1. Обучение в семье (архаическая форма, не утратившая своей актуальности). 2. Обучение в семейной мастерской. 3. Обучение в светлице. 4. Обучение в профессиональной мастерской – классе. 5. Обучение в школе и студиях, классах учреждений образования. 6. Обучение в профессиональном художественном учреждении. 7. Обучение на специализированных курсах. Кратко остановимся на них. 1. Обучение в семье. Является самым древним видом обучения. Для него характерна непосредственная передача традиционных знаний от матери (бабушки, тетки, старшей сестры) к девочке. Например, обучение вышивке, ткачеству, вязанию, резьбе по дереву было обязательным условием подготовки к взрослой жизни. Формой обучения была совместная работа младшего поколения с взрослыми (мастерами, членами семьи), занимающимися шитьем, резьбой, росписью, вышивкой. Основным направлением и предметом обучения было создание вещей для традиционных бытовых и ритуальных предметов, прежде всего, для оформления жилища, формирования приданого. 2. Обучение в семейной мастерской. Более развитая форма обучения, ориентированная на профессиональную подготовку мастеров, создающих вещи на продажу, серийные или уникальные изделия. Современным аналогом стали классы и студии в клубах по интересам. В семейной мастерской собирались разновозрастные группы девушек и юношей, как правило, объединенных кровным родством. 3. Обучение в профессиональной мастерской – классе. Переходным вариантом формы профессионального обучения вышивке были, так называемые, вышивальные горницы, светлицы, где группы девушек, уже прошедшие первоначальное обучение, повышали свое профессиональное мастерство при выполнении сложных заказных изделий, работая рядом с опытными мастерицами. Наиболее известны небольшие классы типа специализированной земской школы – рубеж XIX-XX вв., Россия. Эта форма была возобновлена в конце ХХ в. некоторых образовательных учреждениях. 4. Обучение в школе и студиях, классах учреждений образования – среди них интересным примером является опыт обучения подростков и взрослых в «Школе ремесел» г. Кимры в период 1995-1997 гг. 5. Обучение в профессиональном художественном учреждении. Художественно-промышленное училище, колледж «Школа художественных ремесел» в г. Москве, функционирует начиная с 1989 (ныне Высшая школа народных искусств. Институт в гг. Санкт-Петербурге и Москве). 6. Обучение на специализированных курсах». В этой связи не следует забывать о том, что вся художественная культура является частью социума, а значит, и все процессы, происходящие в ней, социально обусловлены. Преподаватель должен донести до ученика факт того, что традиционное искусство является самостоятельной динамической саморазвивающейся системой. Человек, занимающийся таким видом творчества, входит в эту систему в качестве одного из ее элементов и должен сам постоянно развиваться, иначе он выпадет из этой системы, отстанет, а значит, и его произведения потеряют актуальность. Сказанное обусловлено тем, что историческое развитие традиционного искусства связано не только с внешними условиями, но и внутренними процессами: взаимодействием и равновесием с современным окружающим миром. Опыт показывает, что изучение народного традиционного искусства особенно со старшими подростками имеет высокий воспитательный эффект в том случае, если в содержании образования учитывается оптимальное соотношение традиционных форм и современных направлений обучения: региональная специфика в освоении закономерностей традиционного народного искусства; национальный орнамент как важный элемент народного прикладного искусства; композиционные закономерности традиционного искусства; символика в решении изобразительных задач; эволюция и динамика традиционных форм в искусстве; стилизация и обобщение традиционных форм в современном декоративно-прикладном искусстве; освоение современных видов декоративно-прикладного искусства; знакомство с практичной стороной современного применения декоративноприкладного искусства в окружающей жизни. Обобщение Переходя к современным направлениям и формам обучения, как уже было сказано в начале статьи, проблему интеграции в структуре педагогической деятельности следует понимать как процесс взаимодействия, как способ познавательной деятельности, как философское осмысление, взаимодействие разных видов художественного мышления и усвоение того, что «каждое событие есть дитя другого». Можно сказать, что интеграция – это единое представление о целом, единое знание, общее осознание этой цельности, которое можно понять через комплекс методов, объединенных в систему, определенную последовательность и связь друг с другом. И, самое главное, взаимодействие педагогов в коллективе, работающих с одними и теми же учащимися. В результате этого сотворчества в сознании детей происходит перенос знаний, представлений с одного вида деятельности на другой, осуществляется слияние разных видов художественного мышления, одновременная работа эмоционального и логического мышления – все это приводит к осознанию происходящего, переосмыслению его, способствует индивидуальному прочтению и рождению нового представления, нового образа. Таким образом, происходит особый процесс проникновения в суть рождаемого в воображении образа. В освоении искусства можно выделить ряд направлений, это: опора на природу, на социум, другие искусства, на науку и на психические процессы. Главным является среда общения между учителем и учениками, между учениками в коллективе. Наибольший эффект достигается в ситуации, когда инициатива в деятельности в любом общении исходит от учащихся. Это дает им возможность для наиболее полного самовыражения. Среди психических процессов следует выделить восприятие, внимание и память, которые направляют мышление и активизируют представление, воображение, эмпатию. Они же, в свою очередь, опираются на чувства, эмоциональные переживания, тесно связанны с логическим мышлением и способностями человека. К сказанному следует добавить, что все направления, характерные для интегрированного обучения перекликаются с народной педагогикой. Опираясь на исследования, проводимые в Институте художественного образования и культурологии (к которым имеет непосредственное отношение автор данной статьи), сформулированы условия интегрированного преподавания искусства (общих для всех видов искусств): 1) выход за рамки одного искусства (привлечение разных видов творческой деятельности, информации из различных областей знаний, природного мира, истории, географии и др.); 2) связь с развитием культуры в широком смысле слова; 3) перенос педагогического акцента с изучения искусства на творческую активность самих детей - освоение культуры человечества через проявление ученика в творчестве; 4) обращение к региональной культуре, региональному компоненту образования, родному языку в тесной связи с мировыми художественными процессами; 5) самовыражение в художественной форме как условие самосовершенствования; 6) активное взаимодействие педагогов в коллективе; педагогов и учащихся и учащихся между собой в решении общих понятий и направлений работы [7]. Все эти направления интегрированного обучения созвучны народной педагогике: сотворческая деятельность; акцент в обучении на практическую деятельность; тесная связь народного искусства с природой, климатом, «вмещающим» ландшафтом, с фольклором, бытом, с окружающей предметно-пространственной средой; связь с разными видами народного творчества (танцем, театром, песенным творчеством). Все это позволяет наиболее полно ощутить и осмыслить взаимодействие и взаимосвязь всего происходящего в мире через рукотворное начало, приучает любить и уважать произведения рук и мыслей человека, заставляет развивать собственные творческие способности, приобщает к коллективному труду – без чего немыслимо интегрированное освоение искусства. Активное освоение традиционного искусства, по свидетельству психологов и педагогов, желательно связывать именно с подростковым возрастом, так как в этот период взросления, подростки заинтересованы в самостоятельном изготовлении вещей, предметов искусства, имеющих практическую сторону (полезных в жизни), в творческом проявлении себя как творца. В этом возрасте интегрированный подход в рассматриваемой области предполагает несложные исследовательские работы. С этих позиций региональные исследования в области изучения традиционного искусства по поиску забытых промыслов, специальные задания на связь истории промысла с историей народа и общества, с географией, особенно интересны и полезны в подростковом возрасте, в том числе и для поддержания интереса к творческим работам. Важно не затушить желание творить, не дать разочароваться, а, наоборот, поверить в свои силы. Подростками с интересом воспринимаются направления работы, связанные с сопоставлениями, сравнениями, в том числе, по описаниям в художественной литературе, фантазии на тему путешествий на другие планеты, задания на темы былин, легенд, историй народов и их искусства; освоение разными народами своего окружающего пространства; осмысление характера и целостности народной архитектуры, ее зависимости от климата и природного ландшафта; вычленение своего жизненного пространства. В этот возрастной период уже возможны сопоставления жанров в разных искусствах, освоение выразительности языка, художественного образа. Особое значение имеет развитие собственного представления о микромире человека, понятии микрокосмоса человека в истории народов и отдельных личностей, важна региональная направленность в освоении искусства и обращение к мировому искусству сквозь призму ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте художественная интегрированная деятельность может быть выражена, в исследовательских работах, в индивидуальном творческом воплощении. Важно поощрение философского осознания закономерностей происходящего в реальности, в истории, в искусстве, осмысление и воплощение в художественном образе своего представления о мире. Размышления желательно подкреплять конкретными творческими работами по художественному решению пространств на темы: традиционное пространство жилища крестьян в какой-либо период истории; общее и различие в искусстве разных народов; орнамент и его значение в народном искусстве и жизни; отражение жизни народа в былинах, сказаниях и др. В старшем возрасте интегрированную деятельность важно строить с опорой на взаимодействие: художественное слово – среда – музыка, в которых делать акцент на творческие проектные работы, личностной оценки искусства, в том числе своего творчества и творчества сверстников. Направления работы представлены в пяти видах деятельности: 1) архитектурно - средовое направление (народная архитектура и окружающая среда, архитектура и предметы быта, народная архитектура и народная одежда, народная архитектура и ее украшение внутри и снаружи и др.); 2) декоративно-прикладная художественная деятельность; 3) связь с разными видами народного искусства: народный театр, народная музыка, фольклор, танцы, архитектура, хозяйственная утварь, и др.; 4) традиционный подход к преподаванию изобразительного искусства; 5) интеграция внутри изобразительного творчества – единые черты и особенности живописи, графики, проектирования, декоративно-прикладного искусства, лепки, архитектуры, дизайна. Заключение Предлагаемый подход к освоению традиционного искусства связан с необходимостью выделения специальных тем, основанных на знакомстве школьников с историей родного края и историей мира (этнографией, национальными традициями, фольклором, нравами, привычками различных народностей, укладом их жизни, характером жилища, прикладного искусства), с его общей культурой – всем тем, что позволяет сохранить «культурную среду» [4], которая создавалась нашими предками. Значимость изучения традиционного народного искусства в школьном образовании связана с обеспечением возможности вводить учащихся в мир истории жизни их предков, развивать представления о зависимости человека от природы, природных закономерностей, научает школьников осознанно осваивать окружающую их среду и культуру. Это в свою очередь способствует сохранению культуры, традиций и формирует у школьников характер художественного мышления, а также эстетическое отношение к природе, экологическое мышление. Региональный компонент в обучении – это заинтересованное индивидуальное и коллективное исследование жизни того региона, где живут школьники, где находится школа, где много поколений жили его родственники. Изучение истории освоения предками своего жилья, окружающего природного пространства, народного искусства в данном регионе, освоение природного ландшафта формируют художественные предпочтения и характер мышления у каждого ученика индивидуально, опираясь на его эмоционально-чувственную сферу (индивидуальный слух, зрение, интуицию, представления, вкус и др.) и тем самым способствует развитию индивидуального художественного воображения [8]. В зависимости от возраста направления могут выглядеть следующим образом: 4 класс. Художественная ценность народного искусства в жизни человека (устное, песенное, изобразительное, театральное творчество народа). Пространство, среда и этнические особенности в народном творчестве. Природа, пространство и среда в народном искусстве. Пространственное освоение мира народами разных стран и регионов: архитектура – быт – среда. Сказочные превращения в былинах, сказках, сказаниях разных народов. 5 класс. Образно-выразительный язык народного искусства: праздники, обряды, обычаи, традиции, фольклор, экология, этнос. Природа, среда и человек. Смысловая и образная связь во всем народном творчестве. Самостоятельные поиски, решения проблем, исследовательские работы. Целостность и взаимообусловленность истории жизни народа и его искусства. Освоение ритма и орнамента, закономерностей составления орнамента, цветовое своеобразие орнамента разных народов. Предметная среда как особое пространство каждого человека. 6 класс. Стремление привносить свои идеи в окружающее пространство. Взаимосвязь окружающего мира, природы и времени. Освоение вселенной человеком в разные периоды жизни на земле. Народная архитектура (изба, чум, каса-маре, юрта и др.). Зависимость народной архитектуры от климата и природного ландшафта. Украшение народной архитектуры внутри и снаружи: природа – человек – архитектура – предметное пространство. Архитектурный ансамбль и его связь с окружающей природой, этническими особенностями и национальным характером. 7 класс. Динамика формы, цвета, пространства, композиции в развитии народного декоративно-прикладного искусства. Солярные знаки и символы народного искусства, их отражение в народном искусстве (росписи, вышивке, резьбе, украшении игрушек, вязании и других видах народного творчества). 8 класс. Художественный образ в народном искусстве. Цвет – символ. Исследовательские и проектные работы по темам, направленным на взаимосвязь: природа – окружающее пространство – человек – среда – архитектура – история. Время в искусстве, народное искусство как средство усовершенствования мира. 9 класс. Связь времен в народном искусстве. Декоративное искусство настоящего, будущего, прошлого. Композиция в народном и декоративно- прикладном искусстве. Композиция интерьера (изба и современный интерьер): закономерности, зоны, утилитарная значимость. Философия народного искусства разных национальностей. Связь времен в искусстве. 10 класс. Самостоятельные проектные исследовательские работы по изучению следующих тем: «Космос в искусстве», «Экология искусства», «Этнос и искусство». Творческие работы по созданию среды, пространства. Освоение симметрии и асимметрии в народном творчестве и декоративноприкладном искусстве. Создание законченных авторских работ в росписи, вышивке и других видах народного искусства. 11 класс. Человек – часть природы и искусства. Идея цельного сознания в русской философии и философии народного символа и знака. Миф как народная философия. ЛИТЕРАТУРА 1. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925. 2. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1885. С. 9. 3. Казакова Л. В. Традиции ремесла в художественной промышленности. Проблемы народного искусства / под ред. М. А. Некрасовой. М., 1982. С. 129. 4. Лихачев Д. С. Прошлое – будущему. Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. 5. Некрасова М. А. Актуальные проблемы теории и практики народного искусства. // Проблемы народного искусства. М., 1982. 6. Подольская М. С., Федорова Л. П. Традиции ученичества в декоративноприкладном искусстве. М., 2002. 7. Савенкова Л. Г. Современная дидактика. Интегрированное обучение полихудожественное воспитание: направления работы и формы организации урока, педагогические технологии художественно-творческого развития детей. М.: Педагогика, 2002. 8. Савенкова Л. Г. Народное и декоративно-прикладное искусство в сельской школе. Учебно-методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М: ИХО РАО, 2000