Глобализация – ключевое понятие, которое характеризует процессы мирового
развития начала XXI века. Анализ научной литературы показал необходимость выделения
особенностей современной формы глобализации культуры. К ним относятся: новые
глобальные инфраструктуры, генерирующие огромные возможности для проникновения
сквозь национальные границы; повышение интенсивности и скорости культурных
взаимодействий; доминация культурной индустрии; появление транснациональных
корпораций в создании и владении инфраструктурами и организациями для изготовления
и распределения культурных товаров [2, 252].
Наиболее значимыми чертами глобализации в настоящее время являются мировой
масштаб деятельности людей в области культуры, появлением факторов, обладающих
глобальными интересами и соответствующими практиками, возникновение
международных институтов в сфере культуры, а также формирование глобальной
культуры. Среди перечисленных малоисследованным является вопрос о сущности
глобальной культуры, о культурных факторах, оказывающих влияние на глобальное
развитие. Очевидно и то, что каждая культура оказывается под воздействием
глобализационных процессов и не в силах изменить происходящее [2, 255].
Противоречие глобализационного процесса, которое заключается в
«сосуществовании разнонаправленных тенденций интеграции и дифференциации,
проявляется на разных уровнях – глобальном и локальном - и может быть рассмотрено как
сложная форма целостности, в которой указанная бинарность существует на принципах
дополнительности. Этим объясняется одновременная «двунаправленность»
цивилизационных процессов – развития тенденций унификации и сохранения
этнокультурного своеобразия. Включённость стран в систему сложных взаимоотношений,
рост взаимозависимости народов и культур в мире сосуществует с их культурной и
социальной суверенностью, что в перспективе должно привести к формированию новых
синтетических форм этнокультурной идентификации» [1, 222]. Унификация культуры и
этнокультурное однообразие возможно только в том случае, если одна из культур будет
навязана сообществу посредством информационных сетей, экономической
интернационализации и других форм передачи культуры. Необходимо отметить, что
каждая культура и этнос определяет свои способы и планомерность вхождения в
глобальные процессы при сохранении и общесоциального, и специфически локального
культурного своеобразия. Для культур важен процесс адаптации к открытости и
инновационной активности, так как все культуры и народы всё-таки окажутся в потоке
глобализации [1, 223].
Для нашего исследования важно положение, которое констатирует, что
самобытность в качестве универсального свойства культуры предполагает не
консервацию традиций, упрощение и примитивизацию культурных форм, но постоянное
усложнение, укрепление ядра культуры, вокруг которого наращиваются инновации. При
этом возможно выделение многообразных типов проявления самобытности в условиях
различных концепций. Это: «самобытность в условиях открытости» (смягчение логики
взаимоисключений. Создание условий для сосуществования, подготовка к диалогу);
«самобытность как форма закрытости» (защита своего природного и социокультурного
пространства, противопоставление своих ценностей чужим); «самобытность,
устремлённая в будущее, - project identity» (воссоздание подобного гражданского
общества) [1, 224].
Саморазвитие культуры происходит за счёт усвоения новых форм и
взаимозаимствований культуры при участии в процессах глобализации.
Проблемы, стоящие перед личностью в эпоху глобализации, порождают новые
задачи. Одна из них – приобретение умений по отбору необходимых элементов других
культур. С другой стороны, это не должно мешать его осознанию этнокультурной
идентичности, которая выступает ядром самобытности. «Влияние тенденции
глобализации придаёт современной социокультурной ситуации сильную нелинейность,
которая проявляется в обвале традиций, преобладании инновационного пласта в культуре.
Именно нарушение соотношения между традициями и инновациями свидетельствует о
вхождении культуры в «режим с обострением» - фазу кризиса и также соответствует
закономерностям циклической динамики» [1, 227].
Тенденции мультикультурализма в российском обществе, проявившиеся на
современном этапе развития, обусловлены несколькими причинами: многонациональным
составом населения; наличием национально-территориальных субъектов Федерации;
эмиграцией из стран СНГ. Вопрос осложняется наличием безработицы, что создаёт
отрицательную атмосферу для развития этнокультурных отношений. Проблемы
российского мультикультурализма необходимо связывать с процессом построения
гражданского общества. Это невозможно без толерантного отношения граждан и
отдельных групп населения приходить к согласию, учитывая интересы обоих сторон. Это
означает, что мультикультурализм должен способствовать формированию в России
толерантной политической культуры [4, 16]. Однако глобализация имеет противоречивый
характер: способствуя коммуникации между народами и увеличивая общие элементы, к
которым можно отнести явления информационного и технологического порядка, она
вызывает напряжённость и конфликты на почве как экономических, так и политических
интересов, идеологических (ценностных вообще) предпочтений и приоритетов [3, 76].
Сложно прогнозировать пути дальнейшего развития народного декоративно-
прикладного искусства в современном мире. Однако, проанализировав философскую,
социологическую, культурологическую, искусствоведческую литературу, необходимо
сделать вывод, что в эпоху постмодерна с развитыми глобалистическими чертами
народное декоративно-прикладное искусство будет развиваться в нескольких
направлениях. Одно из направлений – художественное творчество в русле народного
декоративно-прикладного искусства – позволит при использовании традиционных
форм (творчество, не вычлененное из этнографической среды; творчество единичных
народных мастеров; народные промыслы, развивающиеся стихийно, благодаря
инициативе одного или нескольких мастеров; функционирование народных промыслов по
принципу промышленного производства) сохранить истоки народного декоративно-
прикладного искусства, творческие находки в колорите, композиции, своеобразные
технологические приёмы.
Однако данное направление существования народного декоративно-прикладного
искусства при всей значимости уже не может удовлетворить потребности современного
развивающегося общества, так как в этом случае общение с народной культурой у
основной массы людей носит созерцательный характер. Взаимодействие с народной
культурой происходит только у того, кто непосредственно в ней существует и творит.
В эпоху глобализации перед народным декоративно-прикладным искусством как
частью культуры раскрываются и новые направления развития. Среди них -
использование народного декоративно-прикладного искусства в формировании
личности как представителя этноса, страны и мира, как человека
мультикультурного мира. Необходимость межкультурного диалога позволит
приобрести видение общего, особенного и частного в культуре разнообразных народов,
творчески переосмыслить и инновационно использовать их в личных культурных
практиках. Здесь можно предположить, что декоративно-прикладное искусство родного
народа находится в «ядре» культурной самобытности личности, вокруг которого
располагаются «пласты» культурных взаимодействий, инновационного творчества.
Следующим направлением является активное использование народного
декоративно-прикладного искусства, народной культуры в формировании человека
как личности и профессионала. Использование народного декоративно-прикладного
искусства в человекотворчестве предполагает решить вопросы самоидентификации,
личностного становления, профессиогенеза личности. Глубокое овладение народным
декоративно-прикладным искусством различных народов приведёт к глубокому
пониманию их национального разнообразия и особенностей. Это позволит формировать в
дальнейшем толерантное сознание как фактор стабильности и социального равновесия – а
это ещё одно из направлений, выделяемых нами: формирование толерантного сознания
личности через овладение декоративно-прикладным искусством различных народов
как фактора стабильности и социального равновесия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астафьева О.Н. Взаимодействие культур: перспективы альтернативных решений в эпоху глобализации //
Многогранная глобализация. – М., 2003. - С. 210-249.
2. Богатырёва Т.Г. Глобализация культуры: что это? / Многогранная глобализация./ Под ред. К.Х.
Делокарова – М.: «Товарищество научных изданий КМК» 2003. – 295 с.
3. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. - № 1. - 2003. - С. 76-79.
4. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. Исследовательские вопросы и
интерпретации / Под ред. Г.И. Зверевой. – М.: Аспект пресс, 2003. - 188 с.
НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ОБРАЗОВАНИИ ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Аннотация:
В статье раскрываются черты глобализационного процесса, которые, в том числе,
способствуют развитию мультикультурализма в современном российском обществе и обусловлены
несколькими причинами: многонациональным составом населения; наличием национально-
территориальных субъектов Федерации; эмиграцией из стран СНГ. Авторы считают, что в эпоху
постмодерна с развитыми глобалистическими чертами народное декоративно-прикладное искусство будет
развиваться в нескольких направлениях, среди которых: художественное творчество в русле народного
декоративно-прикладного искусства; использование народного декоративно-прикладного искусства в
формировании личности как представителя этноса, страны и мира, как человека мультикультурного мира;
активное использование народного декоративно-прикладного искусства, народной культуры в
формировании человека как личности и профессионала; формирование толерантного сознания личности
через овладение декоративно-прикладным искусством различных народов как фактора стабильности и
социального равновесия.