Научная лаборатория вышивки в России, конечно, не нова.
В 90-е годы прошлого века в связи со сменой экономического курса страны упал спрос на вышитые изделия, закрылись предприятия строчевышивальных промыслов, остановилась научная работа НИИХП, что сказалось на качестве и ассортименте вышитых изделий. Восстановление научно-исследовательской работы по изучению вышитых орнаментов сегодня стало необходимостью.
Создание научной лаборатории вышитых орнаментов разрешит следующие проблемы:
1. Издание качественных учебных методических пособий по дистанционному обучению народной вышивке;
2. Объединение образовательных учреждений в единый реестр, создание на их основе научных лабораторий по изучению местных традиций в области народной вышивки;
3. Использование новых информационных технологий в распространении знаний по народной вышивке: онлайн-курсов, видеоуроков, видеконференций с профессиональными мастерами;
4. Корректирование работы вышивальных художественных промыслов на создание ярких творческих работ. При изучении современного состояния предприятий строчевышивальных промыслов, образовательных учреждений, мастерских церковной вышивки Москвы, Московской области и прилегающих Владимирской, Ивановской и Нижегородской областей были выявлены следующие проблемы:
Во многих творческих центрах кружки по вышивке закрылись либо переориентировались на вышивку крестом западных образцов [2];
В связи с падением популярности вышивального искусства сократилось количество студентов на отделениях вышивки художественных колледжей и вузов;
Выпускников художественных колледжей и вузов не привлекает работа на строчевышивальных промыслах;
Строчевышивальные предприятия, перешедшие в частные руки, создают предметы по старым рисункам, так как не имеют возможности привлечь хороших специалистов;
Активно развивающиеся мастерские золотного шитья при храмах не могут привлечь для своей работы хороших художников;
Многочисленные Интернет-курсы являются нелицензированными фирмами, предлагающими неполное обучение курса вышивки без получения дипломов и сертификатов государственного образца.
Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП, Москва) с 1932 по 1990 годы занимался вопросами сохранения, изучения и преподавания традиционной народной вышивки, развития вышивальных художественных промыслов СССР, а позднее России.
Благодаря работе научной лаборатории вышивки и кружева, созданной при НИИХП, свою известность получили владимирские швы, вологодское стекло, калужская перевить, крестецкая строчка, мстерская белая гладь, орловский спис и др. Был создан процесс непрерывного обучения народному традиционному искусству: кружки в школах и центрах ремесел, колледжах и вузах [3]. Сегодня эта цепочка обучения прервана.
В связи с этим активного развития вышивального искусства не происходит. Например, на ярмарке мастеров «Зимняя ладья» 2014-2015гг. некоторыми предприятиями вышивальных промыслов предлагались предметы быта с вышитыми на них узорами, взятыми из общедоступных книг или из своего старого ассортимента. При этом многовековые традиции своей местности не исследуются, не восстанавливаются и в работе промыслов и мастерских не применяются.
Анализируя эти многочисленные проблемы, изучая опыт работы НИИХП, мы пришли к решению о необходимости создания единой научной лаборатории по исследованию вышитых орнаментов России, но в новых условиях и с применением новых технологий. Используя возможности Интернета и других современных коммуникаций, можно восстановить цепочку обучения вышивки на всей территории России, создать научные лаборатории вместо обычных кружков и поднять интерес к ним у современной молодежи, умеющей пользоваться компьютерами и гаджетами уже с 2-х лет.
Дистанционное обучение традиционной народной вышивке может сделать возможным получение онлайн-консультаций, онлайн-лекций и онлайн-мастерклассов самых опытных педагогов в области вышивального искусства, специалистов по орнаментике, композиции вышивки, русского народного костюма, моделированию современной одежды в народном стиле, народных традициям, музейных сотрудников и искусствоведов в любом уголке нашей страны, где существует Интернет [4,6].
К сожалению, художественные колледжи и институты не готовы использовать дистанционные технологии в своих обучающих программах, потому что для этого необходимы дорогостоящая аппаратура и специалисты.
Неспособность профессиональных художественных учреждений использовать в процессе обучения вышивки дистанционные технологии привели к тому, что в Интернете эту нишу заняли частные мастерские и самодеятельные преподаватели, владеющие знаниями работы в Интернете, но предлагающие неполный, а чаще некачественный курс обучения вышивке. В связи с этим процесс обучения вышивальщиц в стране стал приобретать стихийные черты, что сказалось на снижении уровня профессионального образования и качестве вышитых изделий.
Выводы:
Объединение образовательных учреждений в единый реестр, создание на их основе научных лабораторий по изучению местных традиций в области народной вышивки;
Издание качественных учебных методических пособий по дистанционному обучению народной вышивке;
Использование новых информационных технологий в распространении знаний по народной вышивке: онлайн-курсов, видеоуроков, виде-конференций с профессиональными мастерами;
Корректирование работы вышивальных художественных промыслов на создание ярких творческих работ.
Самое главное - это необходимость разработки методики дистанционного обучения русской народной вышивке, а затем предложение её для совместной работы учреждениям дополнительного, среднего и высшего художественного образования, мастерским и предприятиям вышивальных промыслов [5]. Проведение научно-практических конференций с последующим изданием докладов и сообщений – это уже сложившаяся практика обмена опытом между сотрудниками музеев, научно-исследовательских центров, образовательных учреждений и предприятий народных художественных промыслов [1]. С помощью дистанционного обучения можно решить вопрос повышения квалификации самих педагогов образовательных учреждений и проблему переподготовки преподавателей студий вышивки.
Полученный опыт можно использовать в любых других творческих направлениях.
ЛИТЕРАТУРА
Барадулинские чтения/материалы межрегиональной научно-методической конференции по декоративно-прикладному искусству и народным художественным промыслам.– М.: ИП Скороходов, 2014. –188с.
Бобыкина, Н.Ю. Проблемы преподавания русской вышивки в учреждениях дополнительного образования / Н.Ю.Бобыкина // Образование. Наука. Культура: материалы VI Международной научно-практической конференции 21 ноября 2014 г. – Гжель, 2015. – С. 221-225.
Основы художественного ремесла: практическое пособие для руководителей школьных кружков / под редакцией В.А.Барадулина и О.В.Танкус. – М.: Просвещение, 1978. – 255 с.
Приказ Министерства образования России «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» от 18.12.2002 № 4452 - http://www.referent.ru/1/12166
Тиссен Е.Г. Особенности формирования образовательного контента для электронного учебно-методического комплекспа (ЭУМК) презентация сообщения - http://www.slideshare.net/PROelearning/ss-11730619.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ - http://www.rg.ru/.