Аннотация:
В статье рассматривается пример создания модели навигатора «искусство» в котором представлены сведения о различных фестивалях конкурсных мероприятиях, рассказано о функционировании образовательных платформ творческого развития учащихся, о мастер классах, возможности посещения творческих мастерских, участия в выставках, театрализациях, флешмобах в очном и дистанционном формате. Информационные навигаторы предоставляют необходимые сведения педагогам, детям и их родителям. Навигатор может быть построен с учетом возможности прохождения от подготовительного периода до участия в выставочной платформе каждого участника
Компьютерные технологии играют огромную роль в творческом развитии, эстетическом воспитании учащихся. Компьютер расширяет поле активности школьников при условии работы навигатора, дистанционного организатора учебно-познавательной деятельности ученика, при условии получения информации на проверенных сайтах на основе качественного материала с учётом возрастных рекомендаций. Необходимо привлечь дистанционное пространство, способное повысить интерес к искусству, к предметам художественно-эстетического цикла, повысить уровень творческого развития школьников.
Необходимо совместить информацию о возможности творческого развития, эстетического воспитания, образования, занятий искусством дистанционно в информационном справочнике. Необходим дистанционный ассистент, надежный источник информации, активно участвующий в учебно-познавательном процессе и повышении уровня культуры в целом.
Например, навигатор «Изобразительное искусство» предоставляет сведения о различных фестивалях конкурсных мероприятиях, функционировании образовательных платформ творческого развития учащихся, мастер классах, возможности посещения творческих мастерских, возможности участия в выставках, флешмобах в очном и дистанционном формате. Эти сведения необходимы педагогам, детям и их родителям, многие образовательные программы и творческие мероприятия рассчитаны на семейную аудиторию. На рисунке 1 представлена модель информационного навигатора, где каждый вектор это информация, которая содержится в контентах образовательных порталов.
Рекомендованный
возраст участников
ориентирование по
тематике и форме
творчества
Рекомендации и консультации
для участников
Рекомендации по приобретению
творческого опыта
Консультации специалистов, тьюторская поддержка,
ориентирование для дальнейшего участия в творческих мероприятиях
Рис. 1. Модель информационного навигатора
Контент навигатора должен быть расширенным и включать информацию:
1. Организаторы данного мероприятия.
2. Место проведения, сроки, условия участия.
3. Рекомендуемый возраст контингента.
4. Тематика и творческая направленность.
Информация навигатора должна содержать ориентиры для педагога о способах вовлечения школьников в творческую деятельность.
Информационный навигатор «Изобразительное искусство» включает интернет-ресурсы сферы культуры и искусства. Образовательным организациям, учащимся и родителям предоставляется возможность получения информации о получении творческих навыков, усовершенствовать свои навыки, предоставляются тренажеры, справочные материалы, примеры видео-уроков, лекций и мастер классов. Информация даёт возможность создавать циклы тематических лекций, музейные маршруты и экскурсии, подбирать и тематически объединять циклы фильмов об искусстве, выставочные платформы для экспонирования своего арт продукта, заниматься исследовательской деятельностью и создавать творческие проекты. Педагог может создавать консультационную программу для родителей поможет выбрать конкурсные мероприятия для своего ребенка.
Образовательные ресурсы для педагогов
Более 1000 лекций ведущих ученых и деятелей культуры на портале культурного наследия России «Культура.РФ»: https://www.culture.ru/lectures.
Навигатор образования – сервис онлайн-курсов по различным направлениям дополнительного и дополнительного профессионального образования для учеников, учителей и родителей (Минпросвещения России, Агентство стратегических инициатив).
Российская электронная школа: видео-уроки, тренировочные упражнения и задания, проверочные работы.
Раздел «Изобразительное искусство» https://resh.edu.ru/subject/7/
Изобразительное, декоративно-прикладное искусство Канал Школы акварели Сергея Андрияки.
Мастер-классы Сергея Андрияки: https://www.youtube.com/playlist?list=PLhgJfAWIxSbvp6OvSAlmoXy-uIlOFRCn.
Образовательная программа для семьи
Аудиолекции об изобразительном искусстве на портале «Magisteria»: https://magisteria.ru/.
Лекции об искусстве на портале «Аrzamas»: https://arzamas.academy/courses#arts.
Архив документальных и художественных фильмов об истории изобразительных искусств (свыше 1800 видео): https://vk.com/videos-36775937
Цикл популярных образовательных программ для детей и родителей о шедеврах мировой живописи «В музей – без поводка» (телеканал «Культура») https://clck.ru/RBNUH.
Авторский цикл Паолы Волковой «Мост над бездной» – 20 фильмов-лекций о шедеврах мирового искусства (телеканал «Культура): https://clck.ru/RBPYk.
Циклы фильмов и телепрограмм о шедеврах мирового искусства на Телеканале «Россия – Культура» «Передвижники», «Цвет времени», «История искусства», «Искусственный отбор».
Цикл документальных фильмов Отдела изобразительного искусства Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения.
«Государственный Эрмитаж» (из собрания Гостелерадиофонда, 1980-1986) Бесплатные онлайн-экскурсии крупнейших музеев мира:https://www.culture.ru/news/255559/krupneishie-muzei-mira-predstavili-be.
Музеи и театры мира, работающие онлайн: ttps://www.culture.ru/news/255561/10-krupneishikh-teatrov-i-muzeev-koto.
Онлайн-собрание экспонатов из более чем 1200 ведущих музеев и архивов мира в проекте «Google Arts & Culture»: https://artsandculture.google.com/explore.
Виртуальны визит в Государственный Эрмитаж и его филиалы: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/!ut/p/z1/0.
Пятичасовое видео-путешествие по Эрмитажу: https://www.youtube.com/watch?v=_MU73rsL9qE.
Государственная Третьяковская галерея
Экскурсии, лекции и фильмы об искусстве на канале Третьяковской галереи в Youtube: https://www.youtube.com/playlist?list=PL81xh7hlw3gZt_WmK3eHlQ3ZAIOZEFPRc.
Выставки Третьяковской галереи в Яндекс.Коллекциях: https://yandex.ru/collections/user/company%40gosudarstvennaia-tretiakovs.
Виртуальный Русский музей (виртуальные туры по постоянной экспозиции и выставкам, онлайн-лекторий): https://rusmuseumvrm.ru/.
Виртуальные экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина: https://virtual.arts-museum.ru/.
Виртуальный тур по Российскому национальному музею музыки: http://vm1.culture.ru/vtour/tours/muzey_kultury_glinki/pano.php.
Медиапортал Государственного исторического музея (онлайн-выставки, экскурсии, лекции и др.): https://mediashm.ru/.
Электронный каталог (свыше миллиона оцифрованных экспонатов из коллекции музея): https://catalog.shm.ru/.
Образовательный платформа для педагогов
Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (доступ к онлайн-курсам, разработанным вузами на разных платформах онлайн-обучения) https://online.edu.ru/promo.
Методические видео на канале Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки https://www.youtube.com/user/akademiaakvareli.
Мастер-классы преподавателей Школы акварели: https://www.youtube.com/playlist?list=PLhgJfAWIxSbvfrc5sho1F7vX3_SKC18t.
Видео-уроки по живописи и рисунку доцента кафедры академического рисунка МГХПА им. С.Г. Строганова, преподавателя РАЖВИЗ им. И.С. Глазунова Александр Рыжкина https://clck.ru/RBMfD.
Видео-уроки на канале образовательного центра «Сириус»:
«Сириус. Дома: Искусство» - цикл видео-уроков по изобразительному искусству;
«Сириус.Лето. Мини-курс по искусству России 1917-1991 годов» – цикл уроков сотрудника Государственного Русского музея, члена Союза художников России Светланы Ершовой.
Мини-курс по основам академического рисунка преподавателей Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при Российской академии художеств Андрея Добрынина и Ксении Истоминой.
Мастер-класс по лепке портрета преподавателя Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при Российской академии художеств, участник международных выставок Николая Шаталова.
Методические видео на канале Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея имени Б.В.Иогансона: https://www.youtube.com/channel/UCR9LiHqiDl_vL4QIxGSiZzA/videos.
Образовательная программа по декоративно-прикладному искусству
Курсы гончарного мастерства керамиста и скульптора, члена Союза художников России, председателя Союза гончаров России Александра Поверина:
Практический курс по гончарному мастерству;
Онлайн-курс по гончарному мастерству;
Видео-уроки по живописи и рисунку от онлайн-школы «Akademika»: https://www.youtube.com/c/akademika_pro/playlists.
«Орнамика» – крупнейший цифровой архив орнаментов России: https://ornamika.com/.
Подборка документальных фильмов о декоративно-прикладном искусстве из собрания Гостелерадиофонда (1976–1992): https://www.youtube.com/channel/UCWpjKglD29XizsdYQCCEJRg/playlists.
Архив концертов, спектаклей, экскурсий, фильмов и книг с бесплатным доступом на портале культурного наследия России «Культура.РФ».
Каталог лекций ведущих ученых и деятелей культуры: https://www.culture.ru/lectures.
Единая афиша онлайн-событий российских учреждений культуры на портале «Культура.РФ».
Путеводитель «Русские ремесла» – сайт популяризации народного художественного творчества.
Проект «Тайны старого сундука» – цифровая коллекция старинных предметов обихода и интерьера, культуры, искусства и быта.
Таким образом, формирование у школьников эстетической культуры с помощью информационного навигатора, развитие навыков проектной деятельности в информационной образовательной среде – это развитие способности к полноценному восприятию прекрасного в искусстве и действительности, получение истинных, не деформированных знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность в современном мире это не только – потенциальная готовность решать задачи со знанием дела, это постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виртуальный Русский музей (виртуальные туры по постоянной экспозиции и выставкам, онлайн-лекторий) [Электронный ресурс]. URL: https://rusmuseumvrm.ru/ (дата обращения 02.09.2022).
2. Виртуальные экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина [Электронный ресурс]. URL: https://virtual.arts-museum.ru/ (дата обращения 21.09.2022).
3. Выставки Третьяковской галереи в Яндекс.коллекциях [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/collections/user/company%40gosudarstvennaia-tretiakovs... (дата обращения 01.09.2022).
4. Лекции ведущих ученых и деятелей культуры на портале культурного наследия России «Культура.РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/lectures (дата обращения 18.08.2022).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 21.03.2022).