НАВИГАТОР: ИСКУССТВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЬНИКОВ

Комлева Вероника Викторовна
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник руководитель Центра детского рисунка ФГБНУ «Институт художественного образования Российской академии образования», Москва
DOI 10.34897/IAECS.2022.19.20.013
Аннотация: 
В статье рассматривается пример создания модели навигатора «искусство» в котором представлены сведения о различных фестивалях конкурсных мероприятиях, рассказано о функционировании образовательных платформ творческого развития учащихся, о мастер классах, возможности посещения творческих мастерских, участия в выставках, театрализациях, флешмобах в очном и дистанционном формате. Информационные навигаторы предоставляют необходимые сведения педагогам, детям и их родителям. Навигатор может быть построен с учетом возможности прохождения от подготовительного периода до участия в выставочной платформе каждого участника
Компьютерные технологии играют огромную роль в творческом развитии, эстетическом воспитании учащихся. Компьютер расширяет поле активности школьников при условии работы навигатора, дистанционного организатора учебно-познавательной деятельности ученика, при условии получения информации на проверенных сайтах на основе качественного материала с учётом возрастных рекомендаций. Необходимо привлечь дистанционное пространство, способное повысить интерес к искусству, к предметам художественно-эстетического цикла, повысить уровень творческого развития школьников. Необходимо совместить информацию о возможности творческого развития, эстетического воспитания, образования, занятий искусством дистанционно в информационном справочнике. Необходим дистанционный ассистент, надежный источник информации, активно участвующий в учебно-познавательном процессе и повышении уровня культуры в целом. Например, навигатор «Изобразительное искусство» предоставляет сведения о различных фестивалях конкурсных мероприятиях, функционировании образовательных платформ творческого развития учащихся, мастер классах, возможности посещения творческих мастерских, возможности участия в выставках, флешмобах в очном и дистанционном формате. Эти сведения необходимы педагогам, детям и их родителям, многие образовательные программы и творческие мероприятия рассчитаны на семейную аудиторию. На рисунке 1 представлена модель информационного навигатора, где каждый вектор это информация, которая содержится в контентах образовательных порталов. Рекомендованный возраст участников ориентирование по тематике и форме творчества Рекомендации и консультации для участников Рекомендации по приобретению творческого опыта Консультации специалистов, тьюторская поддержка, ориентирование для дальнейшего участия в творческих мероприятиях Рис. 1. Модель информационного навигатора Контент навигатора должен быть расширенным и включать информацию: 1. Организаторы данного мероприятия. 2. Место проведения, сроки, условия участия. 3. Рекомендуемый возраст контингента. 4. Тематика и творческая направленность. Информация навигатора должна содержать ориентиры для педагога о способах вовлечения школьников в творческую деятельность. Информационный навигатор «Изобразительное искусство» включает интернет-ресурсы сферы культуры и искусства. Образовательным организациям, учащимся и родителям предоставляется возможность получения информации о получении творческих навыков, усовершенствовать свои навыки, предоставляются тренажеры, справочные материалы, примеры видео-уроков, лекций и мастер классов. Информация даёт возможность создавать циклы тематических лекций, музейные маршруты и экскурсии, подбирать и тематически объединять циклы фильмов об искусстве, выставочные платформы для экспонирования своего арт продукта, заниматься исследовательской деятельностью и создавать творческие проекты. Педагог может создавать консультационную программу для родителей поможет выбрать конкурсные мероприятия для своего ребенка. Образовательные ресурсы для педагогов Более 1000 лекций ведущих ученых и деятелей культуры на портале культурного наследия России «Культура.РФ»: https://www.culture.ru/lectures. Навигатор образования – сервис онлайн-курсов по различным направлениям дополнительного и дополнительного профессионального образования для учеников, учителей и родителей (Минпросвещения России, Агентство стратегических инициатив). Российская электронная школа: видео-уроки, тренировочные упражнения и задания, проверочные работы. Раздел «Изобразительное искусство» https://resh.edu.ru/subject/7/ Изобразительное, декоративно-прикладное искусство Канал Школы акварели Сергея Андрияки. Мастер-классы Сергея Андрияки: https://www.youtube.com/playlist?list=PLhgJfAWIxSbvp6OvSAlmoXy-uIlOFRCn. Образовательная программа для семьи Аудиолекции об изобразительном искусстве на портале «Magisteria»: https://magisteria.ru/. Лекции об искусстве на портале «Аrzamas»: https://arzamas.academy/courses#arts. Архив документальных и художественных фильмов об истории изобразительных искусств (свыше 1800 видео): https://vk.com/videos-36775937 Цикл популярных образовательных программ для детей и родителей о шедеврах мировой живописи «В музей – без поводка» (телеканал «Культура») https://clck.ru/RBNUH. Авторский цикл Паолы Волковой «Мост над бездной» – 20 фильмов-лекций о шедеврах мирового искусства (телеканал «Культура): https://clck.ru/RBPYk. Циклы фильмов и телепрограмм о шедеврах мирового искусства на Телеканале «Россия – Культура» «Передвижники», «Цвет времени», «История искусства», «Искусственный отбор». Цикл документальных фильмов Отдела изобразительного искусства Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения. «Государственный Эрмитаж» (из собрания Гостелерадиофонда, 1980-1986) Бесплатные онлайн-экскурсии крупнейших музеев мира:https://www.culture.ru/news/255559/krupneishie-muzei-mira-predstavili-be. Музеи и театры мира, работающие онлайн: ttps://www.culture.ru/news/255561/10-krupneishikh-teatrov-i-muzeev-koto. Онлайн-собрание экспонатов из более чем 1200 ведущих музеев и архивов мира в проекте «Google Arts & Culture»: https://artsandculture.google.com/explore. Виртуальны визит в Государственный Эрмитаж и его филиалы: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/!ut/p/z1/0. Пятичасовое видео-путешествие по Эрмитажу: https://www.youtube.com/watch?v=_MU73rsL9qE. Государственная Третьяковская галерея Экскурсии, лекции и фильмы об искусстве на канале Третьяковской галереи в Youtube: https://www.youtube.com/playlist?list=PL81xh7hlw3gZt_WmK3eHlQ3ZAIOZEFPRc. Выставки Третьяковской галереи в Яндекс.Коллекциях: https://yandex.ru/collections/user/company%40gosudarstvennaia-tretiakovs. Виртуальный Русский музей (виртуальные туры по постоянной экспозиции и выставкам, онлайн-лекторий): https://rusmuseumvrm.ru/. Виртуальные экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина: https://virtual.arts-museum.ru/. Виртуальный тур по Российскому национальному музею музыки: http://vm1.culture.ru/vtour/tours/muzey_kultury_glinki/pano.php. Медиапортал Государственного исторического музея (онлайн-выставки, экскурсии, лекции и др.): https://mediashm.ru/. Электронный каталог (свыше миллиона оцифрованных экспонатов из коллекции музея): https://catalog.shm.ru/. Образовательный платформа для педагогов Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (доступ к онлайн-курсам, разработанным вузами на разных платформах онлайн-обучения) https://online.edu.ru/promo. Методические видео на канале Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки https://www.youtube.com/user/akademiaakvareli. Мастер-классы преподавателей Школы акварели: https://www.youtube.com/playlist?list=PLhgJfAWIxSbvfrc5sho1F7vX3_SKC18t. Видео-уроки по живописи и рисунку доцента кафедры академического рисунка МГХПА им. С.Г. Строганова, преподавателя РАЖВИЗ им. И.С. Глазунова Александр Рыжкина https://clck.ru/RBMfD. Видео-уроки на канале образовательного центра «Сириус»: «Сириус. Дома: Искусство» - цикл видео-уроков по изобразительному искусству; «Сириус.Лето. Мини-курс по искусству России 1917-1991 годов» – цикл уроков сотрудника Государственного Русского музея, члена Союза художников России Светланы Ершовой. Мини-курс по основам академического рисунка преподавателей Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при Российской академии художеств Андрея Добрынина и Ксении Истоминой. Мастер-класс по лепке портрета преподавателя Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при Российской академии художеств, участник международных выставок Николая Шаталова. Методические видео на канале Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея имени Б.В.Иогансона: https://www.youtube.com/channel/UCR9LiHqiDl_vL4QIxGSiZzA/videos. Образовательная программа по декоративно-прикладному искусству Курсы гончарного мастерства керамиста и скульптора, члена Союза художников России, председателя Союза гончаров России Александра Поверина: Практический курс по гончарному мастерству; Онлайн-курс по гончарному мастерству; Видео-уроки по живописи и рисунку от онлайн-школы «Akademika»: https://www.youtube.com/c/akademika_pro/playlists. «Орнамика» – крупнейший цифровой архив орнаментов России: https://ornamika.com/. Подборка документальных фильмов о декоративно-прикладном искусстве из собрания Гостелерадиофонда (1976–1992): https://www.youtube.com/channel/UCWpjKglD29XizsdYQCCEJRg/playlists. Архив концертов, спектаклей, экскурсий, фильмов и книг с бесплатным доступом на портале культурного наследия России «Культура.РФ». Каталог лекций ведущих ученых и деятелей культуры: https://www.culture.ru/lectures. Единая афиша онлайн-событий российских учреждений культуры на портале «Культура.РФ». Путеводитель «Русские ремесла» – сайт популяризации народного художественного творчества. Проект «Тайны старого сундука» – цифровая коллекция старинных предметов обихода и интерьера, культуры, искусства и быта. Таким образом, формирование у школьников эстетической культуры с помощью информационного навигатора, развитие навыков проектной деятельности в информационной образовательной среде – это развитие способности к полноценному восприятию прекрасного в искусстве и действительности, получение истинных, не деформированных знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность в современном мире это не только – потенциальная готовность решать задачи со знанием дела, это постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием. ЛИТЕРАТУРА 1. Виртуальный Русский музей (виртуальные туры по постоянной экспозиции и выставкам, онлайн-лекторий) [Электронный ресурс]. URL: https://rusmuseumvrm.ru/ (дата обращения 02.09.2022). 2. Виртуальные экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина [Электронный ресурс]. URL: https://virtual.arts-museum.ru/ (дата обращения 21.09.2022). 3. Выставки Третьяковской галереи в Яндекс.коллекциях [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/collections/user/company%40gosudarstvennaia-tretiakovs... (дата обращения 01.09.2022). 4. Лекции ведущих ученых и деятелей культуры на портале культурного наследия России «Культура.РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/lectures (дата обращения 18.08.2022). 5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 21.03.2022).