Эта статья – дань памяти удивительному человеку, педагогу, Заслуженному художнику России Николаю Дмитриевичу Буторину. С его именем связана важнейшая страница истории сохранения и развития уникального художественного промысла – холмогорской резьбы по кости. Николай Дмитриевич был не только замечательной личностью, выдающимся творцом, который обладал редкой способностью превращать мертвую кость в живые изящные произведения и композиции, но и талантливым неординарным педагогом, фактически, создавшим педагогическую модель подготовки художников резьбы по кости.
Сложно представить, но до начала XXI века в России не существовало высшего образования в области косторезного искусства, а подготовка косторезов ограничивалась средним профессиональным уровнем. Именно отсутствие учебных заведений, которые готовят не квалифицированных ремесленников, а художников-творцов в области традиционного прикладного искусства, во многом являлась причиной упадка народных художественных промыслов.
Косторезное искусство, сформировавшееся на севере России в старинных населенных пунктах сёл Холмогоры (бывший город Холмогоры) и Ломоносово (бывшие деревни Денисовка и Мишанинская) – национальное достояние, один из немногих художественных промыслов, который может быть отнесен к числу «скреп», цементирующих нацию и обеспечивающих формирование национального самосознания и самоидентификацию. Поэтому было так важно сохранить традиции этого вида искусства, при понимании новой социокультурной ситуации, обеспечить стабильный приток в профессию молодых конкурентоспособных художников, готовых и способных создавать и выставочные произведения музейного уровня, и товары массового спроса. Огромная заслуга в этом принадлежит Николаю Дмитриевичу.
Николай Дмитриевич Буторин (1934-2013) родился в селе Долгощелье, Мезенского района Архангельской области. Член Союза художников СССР; лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1976). Его работы находятся во многих музеях России, профессор и преподаватель косторезного искусства в Высшей школе народных искусств (2005 – 2012).
Профессиональную творческую деятельность Н.Д. Буторина, повлиявшую на косторезное искусство России, можно разделить на два направления. Первое – художественно-творческая деятельность Н.Д. Буторина как художника-костореза, работы которого экспонируются в Государственном Русском музее и Российском Этнографическом музее (Санкт-Петербург), Музее изобразительных искусств (Архангельск) и других, а их красота, изящество и тонкость исполнения бесспорны. Второе – педагогическая деятельность, благодаря которой впервые были разработаны и апробированы на практике учебные программы высшего образования в области художественной резьбы по кости в Высшей школе народных искусств (академии), основанной в 2003 году в Санкт-Петербурге.
В личности художника органично сочетались таланты народного мастера и современного художника. Как народный мастер он в совершенстве владел мастерством обработки материала, знал историю холмогорского косторезного искусства, его традиции. Как современный художник он жил в гуще событий сегодняшней культуры, наблюдал за ее проявлениями, философски осмыслял их, выражал свои чувства и мысли в произведениях [1, с.7].
Н.Д. Буторин относится к тем народным художникам, которые оставили серьезное литературное наследие: книги, статьи, воспоминания, в которых делятся творческим опытом. Более ранние статьи – «Образ в современном народном искусстве» (1981) и «Нужно бить в колокола» (1989) – посвящены проблемам народных художественных промыслов, обоснованию необходимости их государственной поддержки. Одно из самых известных и востребованных печатных изданий – каталог выставки, посвященный 60-летию художника (1994); вторая книга – «Жизнь в любимом деле» (2011) – размышления автора о своем творческом пути, поисках самобытных художественных решений, проблемах сохранения и развития косторезного искусства.
Художественную и литературную деятельность Н.Д. Буторин сочетал с педагогической. Николай Дмитриевич оказался выдающимся преподавателем, который разработал собственную программу обучения, создав методический фонд работ, вводящий студентов в процесс резьбы по кости и приобщающий к традициям прикладного искусства [8, с.101]. Как педагог он сформировал высокие стандарты обучения косторезному искусству в системе непрерывного профессионального образования, реализовал свои идеи в практике преподавания в Высшей школе народных искусств. В 2005 г. в вузе на кафедре пластических искусств появилось отделение художественной резьбы по кости, руководить учебной мастерской и преподаванием специальных дисциплин пригласили Николая Дмитриевича. Он работал в должности профессора кафедры пластических искусств [9, с.104].
Деятельность в этом направлении была сопряжена с решением комплекса сложнейших проблем. Прежде всего, не было материальной базы, а для обучения было необходимо иметь производственную косторезную мастерскую с оборудованием и инструментами. Не было учебно-методического комплекса, который бы сопровождал учебный процесс. Н.Д. Буторин впервые в истории профессионального образования разрабатывал вузовские образовательные программы по специальным дисциплинам, используя собственный преподавательский опыт в Художественной школе резьбы по кости (1971 – 1978) в с. Ломоносово, изготавливал наглядные образцы [6]. Экспериментально проверил разработанную авторскую методику обучения художественной резьбе по кости.
Особенность программ по специальным дисциплинам заключалась в том, чтобы дать студентам не только профессиональные навыки и опыт, позволяющие мастерски копировать ранее созданные произведения признанных художников-косторезов. Главная трудность была в создании условий для формирования художника-творца, способного порождать собственные образы и воплощать их в материале. Подготовка высокопрофессионального художника сложилась в системе высшего профессионального образования. В программу среднего профессионального образования входили задания по изготовлению копий работ с фото, а также выполнения изделий по собственным проектам. Однако только на высшей ступени обучения студентам предлагалось выполнить задания по разработке собственных графических проектов, а затем создать их в материале. Важной частью обучения являлось освоение новых технологий изготовления изделий, например, создание композиций с камеями, портретами и фигурами людей, разработка сложных конструкций изделий. Таким образом создание художественных изделий в косторезном искусстве требует от автора осмысления традиций, осознания себя преемником и транслятором исторической памяти народа и технологических знаний и умений [7, с.52].
Н.Д. Буторин видел сверхзадачу обучения в развитии творческого потенциала студентов, способности выражать свои замыслы и видение мира в рамках художественной стилистики и технологии косторезного искусства, воспитании понимания единства всех процессов, связанных с созданием произведения: от общего замысла – до конечного претворения в материале.
Именно благодаря Н.Д. Буторину этот, кажущийся сегодня очевидным тезис, стал фундаментальной основой обучения будущих художников традиционного прикладного искусства в области косторезного искусства. Для этого им были применены при создании образовательных программ: 1) междисциплинарная связь; 2) изучение и использование в произведениях несколько видов резьбы и сложных техник; 3) изготовление изделий в материале не по образцам, а по репродукциям или собственным графическим проектам; 4) разработка и исполнение композиций с портретами и фигурами людей по собственным проектам.
Его значение и роль в формировании и развитии высшего образования в области косторезного искусства несомненна: были отобраны основные профильные дисциплины, которые легли в основу профессиональной подготовки будущих художников; разработано содержание каждой дисциплины и созданы образовательные программы; разработана методика обучения студентов по каждой профильной дисциплине [2, 3, 4]; он начал работать над самым важным направлением – созданием учебных пособий для высшей ступени образования [9, с. 104].
Отбор профессиональных дисциплин, в значительной мере, становится фактором, определяющим уровень подготовленности и конкурентоспособности обучающихся. Именно поэтому проблема конструирования содержания образовательной программы будущих высококвалифицированных художников представляла одну из наиболее серьезных научно-педагогических задач, требующих обоснования, т.к. не имела аналогов решения. Н.Д. Буторин, впервые попытался выявить принципы отбора учебных профессиональных дисциплин и разработки их содержания для подготовки студентов на уровне высшего образования. Новая образовательная программа обучения косторезов должна была сущностно отличаться от уровня среднего профессионального образования.
К основным профессиональным дисциплинам в среднем профессиональном образовании относятся «Проектирование», «Совершенствование мастерства», «Материаловедение», «Исполнительское мастерство», «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства», «Основы композиции», «Художественно-пластическое моделирование».
Первым звеном обучения в среднем профессиональном образовании поставлено ознакомление студентов с общими законами композиции, которое должно быть закреплено практическими знаниями и их исполнением. В программу были введены разработки орнаментов, что является переходом от общих законов композиции к стилистике и языку народного искусства. Акцентом в этом разделе является изучение приемов построения орнаментов холмогорской резной кости, на основе чего ведется практическая работа над выполнением заданий.
Ключевой задачей является освоение студентами историко-региональных и технико-технологических художественных особенностей, характерных для севернорусской резной кости.
На практических занятиях по мастерству особое внимание уделено формированию у студентов навыков технологического исполнения художественных изделий методом копирования. Учебной программой ставится задача формирования мастера-художника, способного создавать ажурные художественные произведения, учитывая пластические возможности и свойства кости, а также других материалов, применяемых в косторезном искусстве.
На уровне высшего образования определены рабочие учебные программы профессиональных дисциплин: «Проектирование», «Совершенствование мастерства по художественной резьбе по кости», «Технология и материаловедение», «Исполнительское мастерство по художественной резьбе по кости», «Моделирование и художественное конструирование», «Общая композиция», «Декоративная мелкая пластика». Экспериментальные учебные программы для высшего образования впоследствии легли в основу содержания профессиональных дисциплин. Для окончательного формирования рабочей программы была необходима проверка ее на практике, то есть смогут ли студенты за отведенное им учебное время справиться с объемом поставленных задач, применяя предлагаемые им технологические процессы и материалы. Задачами обучения студентов стало развитие у них творческого мышления, формирование умения выражать замыслы и видение мира в рамках художественной стилистики и технологии косторезного искусства, формирование понимания единства процесса создания произведения от общего замысла до конечного претворения его в материале на основе знаний, умений и навыков, приобретенных за время обучения.
Исполнение в материале требует значительно большего времени, нежели на разработку изделий, поэтому предлагалось объединить учебное время на проектирование и исполнение в материале в единый блок и распределить общее время по темам и разделам, в которые будут входить все этапы создания произведений – проектирование, макетирование, технология и исполнение в материале. Этот принцип дал возможность оперировать временем в рамках учебного плана, в соответствии с затратами на тот или иной учебный процесс, умение строить проекты с учетом времени, требуемого для исполнения в материале, воспитание понимания единства творческого процесса. Экспериментальная программа после апробации легла в основу программы высшего образования по направлению подготовки «бакалавриат».
Отбор содержания профессиональных дисциплин подчинен определенному алгоритму. Очевидно, что содержание учебных дисциплин в вузе должно быть существенно расширено и обогащено по сравнению со средним профессиональным образованием. Например, в рамках среднего профессионального образования в дисциплине «Материаловедение» основной акцент сделан изучении материалов, используемых в косторезном искусстве, тогда как на уровне высшего образования дисциплина «Технология и материаловедение» не только предполагает изучение материалов, но приоритетом становится ознакомление с различными технологиями изготовления художественных изделий. Особенно значимым представляется отбор содержания важнейших профессиональных дисциплин, связанных с формированием мастерства художников-косторезов. Так, в среднем профессиональном образовании это «Совершенствование мастерства», дающее возможность обучающимся повысить мастерство косторезного искусства, основные навыки и приемы работы с костью. В вузе эта работа продолжается при изучении дисциплины «Совершенствование мастерства по художественной резьбе по кости» на уровне бакалавриата. Именно в процессе освоения данной дисциплины студенты выполняют сложные изделия в материале по собственным графическим проектам, разработанным на дисциплине «Проектирование».
Положения, заложенные в учебных программах профессиональных дисциплин, опираются на знания и умения, полученные на таких дисциплинах как «Академическая живопись» и «Декоративная живопись»; «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок»»; «Академическая скульптура и пластическое моделирование» и «Декоративная мелкая пластика», на которых студенты совершенствуются в выполнении академических и декоративных приемов на плоскости и в объеме, необходимых в косторезном искусстве, что является следованием общему направлению, заложенному в учебном процессе.
Таким образом, подготовка студентов высшего образования является логическим продолжением специалистов среднего профессионального образования, будучи направленной на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков, как с профессиональной точки зрения, так и общеобразовательной стороны, формирующей высококвалифицированного художника. Подготовка бакалавров позволяет пополнить педагогическими кадрами сегмент среднего профессионального образования. Также они могут применять методы научных исследований при создании изделий традиционного прикладного искусства.
В настоящее время кафедра продолжает традиции, заложенные Н.Д. Буториным в систему подготовки художников-косторезов, реализуя программы обучения студентов по традиционной художественной резьбе по кости в холмогорском стиле. Конечно, время диктует новые вызовы и, наряду с традиционными приемами, студенты осваивают инновационные технологии, работают современными инструментами, пополняют арсенал видов обработки кости ажурной и рельефной резьбой, созданием объемной (круглой) скульптуры, применением гравировки, современными токарными и оклейными работами и др. Это дает базовую основу профессиональной подготовки художника в области художественной резьбы по кости, формирует общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Приобретенные знания позволяют создавать высокохудожественные косторезные изделия, по своим качествам не уступающие музейным выставочным экспонатам.
Николай Дмитриевич проделал огромную предварительную работу по сбору и систематизации материала, который должен был затем превратиться в учебные пособия, программы и методические рекомендации. К сожалению, жизнь внесла свои коррективы и ему не было дано завершить многолетний труд. Но ведущие идеи, разработанные им и ставшие фундаментальной основой теории обучения в области косторезного искусства, подхвачены и продолжены его учениками – преподавателями кафедры, которые видят свою задачу в сохранении и развитии педагогических идей Учителя.
ЛИТЕРАТУРА
Буторин, Н.Д. Жизнь в любимом деле [Текст] / Н.Д. Буторин [вступ. ст. И.Я. Богуславской]. – Архангельск: ОАО «Правда Севера», 2011. – 120 с.
Буторин, Н.Д. Исполнительское мастерство: Учебная программа СПО [Текст]/ Н.Д. Буторин. – СПб.: ВШНИ, 2009. – 11 с.
Буторин, Н.Д. Композиция: Учебная программа ВПО [Текст]/ Н.Д. Буторин. – СПб.: ВШНИ, 2008. – 7 с.
Буторин, Н.Д. Исполнительское мастерство и специальная композиция: Учебная программа ВПО [Текст] / Н.Д. Буторин. – СПб.: ВШНИ, 2008. – 8 с.
Волошина, Л.А. Буторин Н.Д. [Текст]/ Л.А. Волошина // Русский народ. Энциклопедия народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Институт русской цивилизации. – 2018 – Т. 1. – С. 109 – 115.
Высшая школа народных искусств: история становления академии. Коллективная монография [Текст] / Высшая шк. народ. иск. [под науч. ред. В.Ф. Максимович]. – СПб.: ВШНИ, 2018. – 190 с.
Куракина, И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства в профильной подготовке бакалавров в области традиционных художественных промыслов: монография [Текст] / И.И. Куракина [под науч. ред. Л.М. Ванюшкиной]. – СПб.: ВШНИ, 2019. – 185 с.
Потапова, Е.С. Резная кость Холмогор. Мастер Н.Д. Буторин [Текст] / Е.С. Потапова // Народные мастера. Традиции и школы. – М.: Academia, 2006. – С. 90 – 102.
Рыбникова, О.П., Тихомиров, С.А. Николай Дмитриевич Буторин [Текст] / О.П. Рыбникова, С.А. Тихомиров // Вопросы культурологии. – 2013. – № 8. – С. 101 – 104.
Тарановская, Н.В. Николай Буторин: каталог выставки, посвященной 60-летию [Текст] / Н.В. Тарановская. – Архангельск: ЭЛПА, 1994. – 48 с.