НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД АРТИКУЛЯЦИЕЙ В КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА

Воробьева Светлана Анатольевна (1), Мирошкина Оксана Николаевна (2), Лазарев Борис Николаевич (3)

(1) кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыкальной подготовки и социокультурных проектов института культуры и искусства ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», Липецк

(2)  доцент, заведующая кафедрой вокального искусства ГБОУ ВО «Белгородский государственный институтискусств и культуры», Белгород

(3) кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкальной подготовки и социокультурных проектов института культуры и искусства ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университетимени П.П. Семенова-Тян-Шанского», Липецк

Аннотация: 
В статье рассматриваются некоторые аспекты работы над артикуляцией в классе хорового дирижирования. Обосновывается значение самостоятельной работы студентов над решением исполнительских задач в условиях бакалавриата. Акцентируется важность теоретической подготовки обучающихся, влияющей на развитие способности анализировать хоровые партитуры и создавать исполнительскую концепцию произведения. Анализируются исследования музыкантов-исполнителей в области артикуляции инструментальной и вокально-хоровой музыки. Определяются сходство и различия в исполнении инструментальных и хоровых штрихов. Выявляется зависимость характера исполнения хоровых штрихов от физиологических особенностей голосового аппарата, синтетической природы хоровой музыки. На основе принятых в инструментальной практике артикуляционных приемов разработаны способы исполнения хоровых штрихов.

В современной педагогике большое внимание уделяется формированию профессиональных компетенций будущего специалиста в сфере музыкального образования.  В профессиональной подготовке учителя музыки понятие «музыкально-исполнительская компетентность» приобретает  приоритетный смысл и значение, поскольку выступает как важнейшая характеристика учителя музыки.

Курс «Дирижирование и чтение хоровых партитур» относится к числу вариативных дисциплин основной образовательной программы обучения бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Музыка».  Эта дисциплина имеет большое значение  в подготовке будущих учителей музыки, поскольку наиболее распространенной формой музыкально-эстетического воспитания школьников  является хоровое пение. И от того насколько полно овладеет учитель музыки дирижерским мастерством и способами интерпретации вокально-хоровых произведений зависит успешность его профессиональной работы.

Однако за тот объем часов, который предусмотрен учебным планом на данную дисциплину,  невозможно одновременно совершенствовать технику дирижирования бакалавров и рассмотреть вопросы исполнительства хоровых  произведений в полном объеме. Именно поэтому освоение бакалаврами дисциплиной «Дирижирование и чтение хоровых партитур» предполагает большой объем самостоятельной работы. Использование молодыми дирижерами в хоровой музыке преимущественно штриха legato, неизбежно приводит к безликому звучанию музыкального произведения, не способного привлечь внимание слушателей, вызвать эмоциональный отклик.   Настоящая статья посвящена некоторым аспектам работы над артикуляцией, а ее цель – осветить вопросы исполнительства, научить бакалавров использовать весь спектр штрихов, добиваясь выразительности звучания хоровой партитуры.

«Под артикуляцией в музыке следует понимать способ «произношения» мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности составляющих ее тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах – приемах извлечения и ведения звука»  [3, с.179].

К вопросу артикуляции в инструментальной музыке обращались многие авторы, в трудах которых давалось подробное описание приемов исполнения того или иного штриха.

Наиболее фундаментальной работой, раскрывающей проблемы артикуляции в инструментальной музыке, является труд И. Браудо «Артикуляция», в которой автор  дает следующее определение: «Под артикуляцией разумеется искусство исполнять музыку, и, прежде всего, мелодию, с той или иной степенью расчлененности или связности ее тонов, искусство использовать в исполнении все многообразие приемов legato и staccato [1, с. 3]. При этом автор (видный педагог, органист и исследователь исполнительского искусства) не только подробно раскрывает способы исполнения указанных штрихов, но и дифференцирует степень связности и расчлененности в «произношении мелодии». Так, legatissimo, по определению И. Браудо, характеризуется «наплыванием» тонов друг на друга. В исполнении legato соседние тоны примыкают вплотную, но уже не «наплывают» друг на друга. Игра non legato, по мнению И. Браудо, отличается равенством звучащей ноты и не звучащей [1, с. 8]. Однако автор указывает, что палитра различных степеней non legato достаточно разнообразна. Например, существует «глубокое non legato, при котором отрицается качество связности, но еще не выявляется качество расчлененности» [1, с. 8]. Особенностью же штриха staccato является, по  мнению И. Браудо, максимальная степень краткости звучащей части ноты [1, с. 9]. Способы артикуляции, разработанные И. Браудо для исполнения фортепианной музыки, демонстрирует пример № 1 [1, с. 8].

Таким образом, зафиксированная И. Браудо длительность звуков при пользовании тем или иным штрихом показывает, что главным отличием legato от других штрихов является то, что они характеризуются наличием пауз между звуками. При этом длительность паузирования будет влиять на характер артикуляционного приема. Заслуга И. Браудо, по сравнению с другими исследователями, состоит в том, что он наглядно показал зависимость характера штриха от соответствующей ритмически определенной паузы. Важной представляется также мысль исследователя о том, что большое значение в выполнении штриха имеет, не только начало тона, но и его окончание [1, с. 7].

В хороведении вопрос артикуляции как способ исполнения хоровой музыки недостаточно  разработан.  Слово «артикуляция» чаще употребляется в работе с хором с точки зрения произношения поэтического текста, поскольку этот термин обозначает не только способ исполнения музыки, но и работу органов речи. Однако В.Л. Живов, Е.Н.  Гаркунов и другие авторы пытались осмыслить процесс артикуляции в хоровом пении. Так, большое внимание различным видам звуковедения уделял Н.М. Данилин. Центральное место среди штрихов он отводил самому распространенному в хоровом пении  – legato. Однако этот штрих в интерпретации Данилина был чрезвычайно ярок и своеобразен. «Он нес в себе исключительную плавность, певучесть, пластичность. В зависимости от содержания произведения legato у Данилина приобретало каждый раз все новый характер, все новую окраску. Оно могло быть то насыщенным, сочным, полнокровным, то прозрачным, невесомым и воздушным»  [5, с. 142].

Е.Н. Гаркунов отмечал, что пение legato является способом исполнения, при котором необходимо добиваться, во-первых, непрерывности звучания, а во-вторых, точного выдерживания длительностей, указанных в нотном тексте [2, с.118]. Противоположный штрих - non legato, по мнению Е.Н. Гаркунова, характеризуется акустической (не смысловой) расчлененностью звуков, то есть паузами между ними. В non legato, подчеркивает автор, большую часть длительности занимает звук, а меньшую – пауза [2, с. 120]. Штрих staccato как и non legato, отмечает Гаркунов, характеризуется ясной расчлененностью звуков, но здесь большую часть длительности занимает пауза, а меньшую – нота [2, с. 120].

Анализ исследований по вопросу артикуляции в инструментальной и вокально-хоровой музыке показывает, что авторы, несколько варьируя определения, в принципе придерживаются одних и тех же взглядов на способы исполнительского прочтения музыкальной речи. Действительно, между инструментальным и вокально-хоровым исполнительством, с точки зрения артикуляции много общего. Однако, в силу своей специфики каждому виду исполнительства свойственны свои приемы звукоизвлечения и способы соединения и расчленения звуков. Такими специфическими свойствами, которые определяют  отличие артикуляционных приемов в исполнении хоровой музыки от трактовки инструментальной музыки, являются, в первую очередь, физиологические особенности голосового аппарата, как основного источника звука. Другой специфической особенностью хоровой музыки является ее синтетическая природа, то есть тесная связь музыки с поэтическим словом. Эта взаимосвязь музыкальной и поэтической речи во многом определяет выбор тех или иных артикуляционных приемов воплощения авторского замысла и не позволяет автоматически переносить способы исполнения инструментальных штрихов на хоровое пение. Действительно, в исполнении хора трудно дифференцировать степень связности и расчлененности за счет появления не звучащей части длительности, то есть паузы. Наличие поэтического слова в хоровой музыке  требует от певцов при использовании ими любого штриха не разрывать   слово. По этому поводу хоровые дирижеры замечают, каждая форма звуковедения привносит в артикуляцию собственные индивидуальные черты. «При legato все гласные плотно «сцеплены» между собой, их артикуляция максимально сближена». Согласные произносятся быстро, не нарушая единого звукового потока. В non legato  разделение звуков осуществляется кратковременной задержкой дыхания перед новым звуком. В момент задержки дыхания голос быстро и четко перестраивается на новый звук, который имеет готовую форму, не требующую корректировки в процессе пения.  В staccato поток звуков составляет единую линию. Атака звука происходит толчком диафрагмы при мягкой, гибкой, очень активной реакции гортани»  [4, с. 69].

Суммируя результаты исследований по вопросу артикуляции в инструментальной и вокально-хоровой музыке, и выявив специфические особенности хорового пения, можно определить способы исполнения основных «хоровых штрихов». В решении этой задачи следует также опираться на опыт применения штрихов в практической деятельности хоровых коллективов. В качестве же теоретической основы для определения способов хоровой артикуляции  начинающим дирижерам следует опираться на положение И. Браудо о метроритмическом содержании различных приемов  артикуляции (Пример №1). Однако для понимания «хоровых штрихов» необходимо творчески подойти к классификации штрихов, предлагаемой известным органистом. Так, следует учитывать, что в хоровом пении характер штриха зависит не от паузы, как в инструментальном исполнении, а связан с условиями певческого звукообразования.

Следовательно,  можно утверждать, что главным качеством хорового legato является точная выдержанность ноты по длительности и отсутствие угасания звука в его окончании. Но если все-таки допустить динамическое угасание звука, то, очевидно произойдет и смена характера штриха. Тем самым, степень угасания, а не метрически точное определение цезур и пауз между звуками (как в инструментальной музыке) будет определять характер того или иного «хорового штриха».

Таким образом, опираясь на положение И. Браудо о зависимости характера штриха от метрически четко определенной паузы, и заменив паузирующую часть длительности ноты на угасающую, можно определить способы исполнения «хоровых штрихов» и изобразить их следующим образом:  (Пример № 2).    

Как указано выше, хоровое legato как и legato инструментальное означает точное выдерживание ноты по длительности и, главное, сохранение динамического равновесия в звуке, когда отсутствует его угасание в конце длительности. Под штрихом  non legato в хоровой музыке следует понимать такой способ исполнения, где будет сохраняться эффект раздельного звучания тонов, но в отличие от инструментальной музыки ощущение расчлененности звуков в вокально-хоровой музыке будет создаваться не за счет паузы на последнюю шестнадцатую, а в результате динамического угасания этой шестнадцатой в четвертной длительности. Практически, хоровое  non legato по протяженности и певучести близко штриху legato, однако основное отличие «расчлененного» хорового исполнения заключается в более ясном показе начала каждой ноты и затухающем ее окончании. В.Л. Живов считает этот штрих одним из труднейших в вокальном искусстве, «поскольку техника его исполнения содержит в себе элементы legato и staccato, находящиеся в определенном отношении между собой. Именно наличие такого дуализма обуславливает его специфичность. Звуки, составляющие мелодическую линию, при пении  non legato  теряют свою непрерывность звучания и обретают относительную самостоятельность [3, с.183].

Прием хорового  staccato по способу исполнения очень близок штриху non legato с той лишь разницей, что здесь используется более острая атака звука, а также более ощутимый динамический контраст между акцентированным началом звука и затухающим его продолжением. Именно легкий акцент во время атаки звука и последующее его «смягчение» создает впечатление staccato. По сути же хоровое  staccato – это крайняя степень non legato, но не разрыв нот паузами. Техника вокального воплощения этого артикуляционного приема заключается в том, что первая шестнадцатая в четверти несколько акцентируется, а остальные длительности внутри этой ноты звучат значительно тише, но не отделяются паузами. «Звуковой поток, исполняемый  staccato, нужно трактовать как единую целостную линию на одной певческой позиции без смены дыхания между отдельными тонами. Поэтому при пении staccato не следует каждый звук образовывать заново. Атака звука здесь происходит посредством острого толчка диафрагмы в сочетании с мягкой, но активной реакцией гортани» [3, с. 183].

Таким образом, следует отметить, что подготовка бакалавров к исполнению хоровых произведений будет более успешной при условии ознакомления обучающихся с различными способами звукоизвлечения. Использование разнообразных штрихов в хоровой музыке позволит начинающим дирижерам  сделать звучание партитуры более интересным, содержательным и выразительным.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Л.М., Бондарь, М.А. В классе Н.М. Данилина [Текст] / Л.М. Андреева, М.А. Бондарь // Памяти Н.М. Данилина. Сборник статей // Сост.-ред. А. Наумов.  – М.: Сов. Композитор, 1986. –  С. 124-147.

2. Браудо, И.А. Артикуляция [Текст] / И.А. Браудо.  – Л.: Музыка, 1973. – 198 с.

3. Гаркунов, Е.Н. Дирижерский жест и способы исполнения звуков (штрихи) в хоровом пении [Текст] / Е.Н. Гаркунов. // Сб. науч. трудов /ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1982. – С. 110-136.

4. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений [Текст] / В.Л. Живов.  – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

5. Осеннева, М.С., Самарин, В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М.С. Осеннева, В.А. Самарин.  – М.: «Академия», 2003. – 192 с.