Проблема художественного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития отечественной педагогики привлекает особое внимание теоретиков и педагогов-практиков. И это не удивительно, так как общеизвестно, насколько художественное начало и эстетика всей жизни ребенка в детском саду влияют на его дальнейшее интеллектуально-творческое развитие и личностное становление в окружающем мире. Исследования последних лет показывают, что современный социум и известные изменения различного характера в жизни каждого человека, к примеру, культурно-исторического, этнополитического, демографического и т.п., необратимо трансформируют и самого растущего человека. Каждое новое поколение, приходящее в мир, совершенно иначе воспринимает ценности отечественной и зарубежной культуры, по-другому размышляет об окружающем мире и эстетической действительности, и зачастую слишком далеко от подлинно человеческих чувств – доверия и чуткости, внимания и доброты, сопереживания. Но, главное, к 6-7-ми годам маленький человек уже, как правило, «устал» от «подготовки к школе», от ограниченной «свободы в развивающей среде», интеллектуального и физического, эмоционального и творческого развития, предлагаемого большинством дошкольных образовательных учреждений. Очевидный и неиссякаемый поток «необходимой информации» и «воспитательных воздействий» самого разного свойства в окружающем социуме, семье и детском саду делает ребенка очень уязвимым в отношении эмоционально-волевой сферы и творческой инициативы, духовного здоровья и нравственных ориентиров.
Причина такого положения дел, на наш взгляд, заключается не столько в содержании современных образовательных программ для дошкольников, сколько в невнимании, а порой и в нарушении процессов естественного, «природосообразного» развития растущего человека. Это то, о чем в свое время писал А.В. Бакушинский: «Необходимо исходить из внутреннего мира, из внутренних потребностей ребенка, из их естественного развития, а не из внешнего мира, слишком резких и прямолинейных требований окружающей обстановки» (курсив автора) (1, 201-202). Современные дошкольные образовательные учреждения ориентированы в большей степени на развитие художественно-творческих способностей, формирование разнообразных умений, в том числе художественных. Анализ существующих современных образовательных программ для дошкольных учреждений («Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детство», «Синтез», «Гармония» и др.) показывает, что все они, хотя и в разной степени, с помощью изобразительного искусства и художественного труда, музыки и художественной литературы ориентированы на формирование у детей эстетического восприятия действительности, развитие потребности привносить красоту в окружающий мир,
создание благоприятных условий для максимально полного развития специальных способностей (музыкальных, изобразительных, литературных и др.).
Например, программа «Радуга», разработанная под руководством Т.Н. Дороновой, в ряду общих задач выдвигает и такие, как приобщение «к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.)» через важнейшие виды деятельности детей и занятия музыкальным и пластическим искусством, изобразительной деятельностью и ручным трудом (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством) (2, 33-35). Здесь же ставятся задачи формирования эстетических переживаний, развития музыкально-сенсорных способностей ребенка, в том числе интонационно-речевых, декламационных и певческих, слуховых, двигательных и др. В программе «Развитие», разработанной авторским коллективом под руководством Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, среди основных целей выдвигается развитие умственных и художественных способностей ребенка, преимущественно в изобразительной деятельности (2, 61). Причем, уже в средней группе особое значение придается задачам композиционного характера, использованию ребенком различных видов художественной техники и способов изображения, построению предметного рисунка и т.д. В подготовительной группе усложняющиеся задачи обучения предполагают в итоге достаточно развитое воображение и эмоциональную отзывчивость, умение сделать набросок основного содержания работы в изобразительной деятельности и т.п. Это в обобщенном виде и представляет собой художественное воспитание в единстве целей, задач и конкретного педагогического результата.
Вместе с тем, реальная педагогическая практика сталкивается с очевидными проблемами, значительно осложняющими весь процесс художественного воспитания детей в дошкольных учреждениях. Это, в первую очередь, сохранившаяся учебно-дисциплинарная модель воспитания, главенствующая в период 60-х – 80-х годов прошлого века в системе отечественного дошкольного образования. Необходимая, но зачастую преобладающая в детском саду подготовка к школе никак не способствует эмоциональному благополучию ребенка, и оснащает лишь конкретными знаниями, умениями и навыками, иногда даже и художественными, без учета самоценности этого периода и специфики развития дошкольников. Отсюда очевидно ключевое противоречие современного художественного воспитания дошкольников – отсутствие гармонии и равновесия между необходимостью сохранения художественного своеобразия детской жизни и требованиями современного социума.
Что значит художественно воспитать ребенка? Современная педагогика детства дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, например: «Художественное воспитание, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Художественное воспитание приобщает ребенка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность» (3, 313). Следовательно, целенаправленный процесс формирования мировосприятия растущего человека через приобщение, знакомство с произведениями различных видов искусства и собственную творческую деятельность обеспечит в итоге результат – художественно воспитанного ребенка. При всей полноте такого представления можно привнести уточнение: художественно воспитать ребенка – это значит сделать искусство необходимой частью его жизни, а самостоятельную художественно-творческую деятельность – сосредоточением постоянного внимания.
Для реализации данной цели предлагается модель художественного воспитания дошкольников, в основе которой лежит идея: «Воспитание – это жажда роста» (курсив и выдел. авт. – Н.К.) (4, 11). В данном контексте деятельность дошкольного образовательного учреждения начинается с организации всеобщего художественного обучения для родителей ребенка или лиц, ответственных за него (художественный всеобуч). По сути, это элементарное художественное просвещение родителей, разъяснение им смысла и значения художественного воспитания для всестороннего и
гармоничного развития ребенка, его последующего общего и профессионального образования, личностного самоопределения, творческого роста и сохранения духовного здоровья в дальнейшей жизни. Здесь возможны и необходимы две основные формы работы. В одном случае – индивидуальные беседы и коллективные обсуждения с родителями и членами семьи каждого дошкольника. Предметом таких бесед и обсуждений могут быть особенности и художественные достижения детей, специфика и неповторимость индивидуального творческого развития каждого ребенка, приоритеты и разнообразие художественно-творческой деятельности и т.д. Коллективные формы работы могут иметь свою тематику: «Прекрасное пробуждает доброе», «Искусство – это сердце, способное мыслить» и т.п. В другом варианте такая работа направлена на привлечение родителей к посильному участию в различных детских праздниках, что не означает «перекладывание» на семью различных вопросов в плане подготовки и организации. Это скорее возможность показать родителям уникальность и неповторимость их ребенка, его потенциальные возможности, скрытые порой интеллектуальные и творческие ресурсы. Такое наблюдение за этапами художественного воспитания и одобрение успехов ребенка близкими людьми, членами семьи – залог дальнейших достижений растущего человека.
Важнейшими методологическими основаниями предлагаемой модели художественного воспитания выступают:
- привнесение в повседневную жизнь ребенка художественного начала во всех его проявлениях (радости игры, художественные впечатления и события, стремление к искусству, ощущение красоты, эмоциональное переживание);
- возвышение растущего человека до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания образования, что позволяет рассматривать явления действительности как художественные в широком социокультурном контексте) (Л.В. Школяр);
- приоритет творческого развития каждого ребенка с учетом его неповторимого своеобразия, человеческой индивидуальности для того, чтобы «научить выражать свое чувство, свою мысль в образах окружающего мира» (Н.Я. Брюсова) (5, 88);
- внимание к особенностям развития восприятия и мышления, сознания, потребностно-мотивационной и эмоционально-духовной сферы современного «маленького взрослого» с присущими ему сугубо личными переживаниями и жизненными ритмами;
- отказ от педагогики повседневности в пользу педагогики необыденности, где сохраняется естественное переживание чудесности и формируется необыденный опыт, организуемый по законам творческого воображения (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр).
Особенностью разработанной модели художественного воспитания детей дошкольного возраста являются смысловые акценты, позволяющие в концентрированном виде представить наиболее значимые ориентиры для педагогов в процессе достижения обозначенной цели: «Эмоциональный комфорт», «Гармоничное развитие», «Общие и специальные способности», «Самостоятельный поиск».
«Эмоциональный комфорт» предполагает не только соответствующее насыщение всей атмосферы детской жизни в дошкольном учреждении, учет желаний и интересов воспитанников, установление доверительных и доброжелательных отношений в коллективе в целом и педагога с детьми. Это главным образом постоянная забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, привнесение в общение с детьми «умных» эмоций, преобладание положительного и позитивного во всем, что касается этой многообразной стороны жизни растущего человека. Изменение, обогащение и восполнение эмоционального опыта в процессе восприятия произведений искусства, увлекательное общение со сверстниками, коллективное и индивидуальное изучение разнообразных художественных объектов, вызывающих эмоциональный отклик, в
немалой степени ориентировано и на понимание мотивов всей жизнедеятельности ребенка, значимых для него событий и результатов.
Такое внимание к данной составляющей обусловлено и тем, что в дошкольный период непосредственно и ярко проявляется впечатлительность, импульсивность и чувствительность, а говоря в целом – эмоциональность человека. Именно это на глубинном уровне неразрывно связано с индивидуальными особенностями формирующейся личности, непосредственно характеризует ее действия через проявление различных чувств и эмоций. Искусство как таковое, его восприятие детьми и их творческая деятельность являются неиссякаемым и благотворным источником для «упражнений» самых разнообразных чувств и эмоций дошкольников, тем самым намечая и формируя основы их мировоззрения, ценностные установки и ориентиры, направленность мотивов. Следует упомянуть и необычайные возможности искусства в плане уравновешивания огромного мира эмоций растущего человека, их содержания и качества, «возвышения» и «просветления» в самом высоком смысле.
«Гармоничное развитие» – это предоставление ребенку широких возможностей для первых художественных опытов в самых разных видах искусства: музыке инструментальной и вокальной, изобразительном и танцевальном искусстве, чтении стихотворений и народном декоративно-прикладном искусстве, музыкальном и поэтическом народном творчестве, ручном труде и театрализации, играх-драматизациях и др. Изучение направлений собственно художественного воспитания в некоторых случаях эстетического развития в ряде дошкольных образовательных учреждений г. Москвы и Московской области показало, что приоритетными являются, как правило, два или три, в зависимости от квалификации имеющихся педагогов и выбранной программы обучения. Вместе с тем, гармоничное, всестороннее развитие растущего человека подразумевает соразмерное сочетание в художественном воспитании различных элементов, в данном случае целой «палитры искусств». Это не только дает каждому ребенку самый широкий спектр для собственных художественных проявлений, доступных и увлекательных, но и способствует «вызову» скрытых порой потенциальных ресурсов формирующейся личности, их в известном смысле «пробуждению» и развитию.
Полноценное раскрытие всех дарований ребенка непосредственно связано с развивающим дошкольным образованием (Кудрявцев В.Т.). В настоящее время о таком образовании говорят как о возможном и необходимом для ключевого психического новообразования дошкольного периода, влияющего на всю дальнейшую жизнь «маленького взрослого», – творческого воображения. В этом контексте гармоничное развитие не исключает познание окружающего мира во всем его художественном разнообразии, формирование коммуникативных навыков в игре, общении со сверстниками и взрослыми, двигательную активность ребенка для укрепления физического здоровья и др. Т.е. в рамках художественного воспитания выходит и «за его пределы», расширяя, формируя элементарные обобщенные представления о пространстве и действительности, способах действия с какими-либо объектами и моделями, экспериментирования с различными предметами, материалами и т.п.
Период дошкольного детства является, как известно, бесценным для развития «общих и специальных способностей». Здесь необходимо упомянуть об известном в педагогике искусства феномене – прямой зависимости между уровнем развития способностей в области того или иного вида искусства (музыкального, изобразительного, театрального и др.) и яркими индивидуальными качествами, проявлением творческого дарования человека в других сферах деятельности. Именно поэтому чуткость и заинтересованность педагогов дошкольных учреждений к индивидуально-психологическим особенностям детей может рассматриваться и как одна из важнейших предпосылок успешного развития природных данных. Поддержка каждого ребенка в разнообразных начинаниях, соответствие предъявляемых дошкольнику требований и его реальных возможностей на определенный момент времени, создание благоприятных
условий можно считать залогом успешного развития как общих, так и специальных способностей.
«Каждый ребенок талантлив!» – эта формула является ключевой в предлагаемой модели художественного воспитания детей дошкольного возраста. И в связи с эти необходимо сказать о деятельностной направленности всего процесса развития способностей. Дело даже не в том, чтобы через ряд общеизвестных диагностических процедур найти ту сферу художественной деятельности, тот вид или несколько видов искусства, которые привлекают ребенка больше всего. Главное, на наш взгляд, четко различать, что для ребенка в его детской художественной жизни труд-обязанность и что труд-игра. Увлеченность в последнем случае, неизменное на протяжении достаточно длительного времени (по отношению к возрастным возможностям дошкольника) желание действовать, эмоционально-личностные проявления – безусловное свидетельство предуготовленности растущего человека к какому-либо виду художественной деятельности. И это напрямую связано с самостоятельным поиском, иначе говоря, инициативностью, активностью и в хорошем смысле предприимчивостью «маленького взрослого».
«Самостоятельный поиск» – это то, что характеризует в самом общем виде сопряженность мышления, чувств и воли ребенка, действующего в заданном педагогом или непредсказуемо возникающем в воспитательном процессе «проблемном поле». Самостоятельность, «самость» как обобщенное свойство личности в дошкольном возрасте успешно реализуется в случае наличия четкой организации со стороны взрослого и художественной содержательности проблем. При этом свобода действий ребенка, подлинная, не мнимая, ощущается им постоянно, вне зависимости от того, какой деятельностью он занимается и в каком виде искусства. Следует помнить и о том, что у каждого ребенка в процессе формирования самостоятельности в различных видах художественной деятельности есть право на ошибку и возможность неоднократных проб и попыток. Очевидно, насколько велика в данном случае роль педагога в одобрении и поддержке любых творческих начинаний маленького человека.
При организационной работе для осуществления детьми самостоятельного поиска принципиально важно понимать отличие воспитания от управления. Последнее как раз и является преобладающим в упомянутой выше учебно-дисциплинарной модели. Воспитание же в его истинном смысле, на наш взгляд, подобно вос-хождению к внутреннему миру и интересам ребенка. Самому процессу и результату поиска в каждом конкретном случае присущ сугубо индивидуальный характер и темп в зависимости от общих и художественных дарований каждого дошкольника, его мотивации и эмоционального состояния на данный момент. Но в любом случае самостоятельное «открытие художественного» в окружающем мире, преодоление противоречий, возможность творчески обустроить действительность «по своему желанию» и будет основой художественно воспитанного человека.
Для предлагаемой модели художественного воспитания детей в дошкольных учреждениях важно выделить основные педагогические условия ее реализации. В первую очередь это художественная среда детства, соответствующая возрасту воспитанников и стимулирующая их познавательную активность в художественном освоении мира. Необходима, на наш взгляд, и присущая в большей степени театральному искусству «смена декораций», т.е. педагогически целесообразные и соответствующие интересам и увлечениям дошкольников постоянные изменения художественно обогащающей среды. Это непосредственно связано со следующим условием – эффектом художественности, который понимается как постоянный и уместный элемент новизны, привлекательности и своеобразия какого-либо художественного материала для обучения, развития или формирования каких-либо умений и навыков детей в различных видах искусства и в конкретном возрастном периоде. Эффект художественности тесно соприкасается и с разнообразием творческой деятельности. Очевидно, что введение в детскую жизнь всего
существующего многообразия видов художественного творчества требует соответствия возрастным возможностям «маленьких взрослых». И потому постижение различных сторон деятельности человека в области существующих видов искусства может быть как раз тем самым одномоментным эффектом, производящим и оставляющим впечатление у ребенка на долгие годы.
Изложенные позиции и методологические основания, смысловые акценты и педагогические условия реализации предлагаемой модели не исчерпывают всех имеющихся проблем художественного воспитания детей дошкольного возраста. Вместе с тем, феномен детства и неиспользованные пока еще в полной мере возможности художественного преобразования действительности позволяют в очередной раз с надеждой смотреть в будущее.
Литература
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / Сост. Н.Н. Фомина, вступительные статьи Н.Н. Фомина. Т.А. Копцева. М.: Карапуз, 2009. – 304 с. (Педагогика детства).
2. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 344 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редколл. М.М. Безруких, В.А. Болотов. Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
4. Юркевич П.Д. о воспитании: Золотой фонд педагогики / Предисл., сост.- редактор А.П. Фурсов. М.: Школьная пресса, 2004. 192 с. («Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 61).
5. Революция-искусство-дети: Материалы и документы: Из истории эстетического воспитания в советской школе: Кн. для учителя. В 2 ч. Ч 1. 1917-1923 / Сост. Н.П. Старосельцева. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1987. 240 с.
6. Каптерев П.Ф. О природе детей: Избранное / Составители, вступительная статья М.В. Богуславский, К.Е. Сумнительный. М.: Издательский дом «Карапуз», 2005. 288 с., ил.
7. Кудрявцев В.Т. Тропинки: Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования. М.: Вентана-Граф, 2007. 144 с.
О художественном воспитании в дошкольных учреждениях
Аннотация:
О художественном воспитании в дошкольных учреждениях