В современной общеобразовательной школе Эстонии произошли существенные изменения в преподавании предметов в области знания «Искусство» (искусство и музыка), что также отражается в предметных программах Государственной учебной программы 2010 г. Если в Государственной учебной программе 1996 г. упор делался на активность и ответственность учащегося, а педагогу отводилась роль прежде всего организатора и создателя учебной деятельности, а также вдохновителя и мотиватора учащегося, то в учебно-воспитательном процессе 2002 г. важной стала следующая точка зрения: ученики учатся через применение имеющихся знаний и умений индивидуально или вместе с одноклассниками. Таким образом, было взято направление на новый, более практичный и связанный с реальной жизнью подход к обучению. В учебной программе 2010 г. подход к обучению основан на социально- конструктивистской парадигме обучения, в соответствии с которой знания возникают в ходе межличностного общения и человек готов принимать в первую очередь то знание, в создании которого он принимал активное участие. Таким образом, возросла важность, с одной стороны, личного опыта как психологической основы обучения и, с другой стороны, межличностного сотрудничества. Исходя из вышесказанного многие исследователи, рассматривающие XXI век как время творчества и инноваций, считают, что недостающим ресурсом больше не являются земля, капитал или информация, а является, прежде всего, умение привлечь способных людей к сотрудничеству во имя общей цели. Развитие творческих способностей и навыков самовыражения ученика, формирование школьника как творческой личности является отправной точкой, объединяющей преподавание предметов области искусства как в основной школе, так и в гимназии. Посредством создания, представления и интерпретирования произведений, а также проведения анализа ученики познают как традиционное, так и современное искусство, его содержание, формы и значение. Школьники развивают свое умение понимать произведения искусства и критическое мышление. На предметах искусства у учеников развивается гибкость мышления, открытость культурным и индивидуальным различиям – все эти навыки помогают учащимся чувствовать себя уверенно в быстро меняющемся многокультурном мире, научиться познавать себя и понимать роль искусства в обществе. При планировании и организации учебного процесса на уроках Искусства и Музыки необходимо учитывать следующие аспекты: 1) исходить из базовых ценностей и общих компетенций учебной программы, целей, содержания и ожидаемых результатов обучения предметной программы, а также поддерживать межпредметную интеграцию и сквозные темы; 2) стремиться к тому, чтобы учебная нагрузка учащегося (включая объем домашних заданий) была умеренной, равномерно распределялась на протяжении учебного года и оставляла учащемуся достаточно свободного времени для отдыха и хобби; 3) предоставлять учащемуся возможности для обучения индивидуально и вместе с одноклассниками, используя различные методы преподавания и учитывая разные стили обучения учащихся, для того чтобы поддержать формирование их активности и самостоятельности в учебном процессе; 4) использовать дифференцированные учебные задания, содержание и уровень сложности которых поддерживают интерес учащихся и увеличивают их учебную мотивацию, в то же время учитывая индивидуальность учеников и способности конкретного класса; 5) использовать как традиционные, так и основанные на современных инфокоммуникационных технологиях учебную среду, учебные материалы и пособия; 6) применять разнообразные виды учебной среды: природная и городская среда, компьютерный класс, виртуальная среда и т. д.; учебные экскурсии и походы на концерты, в театр, музеи, студии, музыкальные школы, выставки, в библиотеку, выезд на природу и т. д.; 7) использовать разнообразные и современные методы преподавания; 8) в преподавании предметного содержания использоватьпримеры как из эстонского, так и мирового искусства и народной культуры; 9) находить возможности для развития творческих способностей учащегося в рамках внеклассной деятельности (пение в хоре, сольное пение, ансамбли, оркестры, организация выставок, мастер-классы и т. д.). В преподавании как искусства, так и музыки на первый план выходит занятие практическим искусством: исследовательская деятельность и развитие собственных идей, творческое использование выразительных средств, осознание и рефлексия. Всё вышесказанное рассматривается как непрерывный процесс, в котором история искусства соотносится с современным искусством, дизайном пространственной среды и направлениями в развитии визуальной культуры. Искусство рассматривается и как независимая система ценностей, и как ключ к осмыслению, пониманию и познанию окружающей жизни. В преподавании музыки наибольшее внимание уделяется личному взаимоотношению ученика с музыкой во время музицирования (пение, игра на инструменте, самодеятельность), прослушивания музыки и движения с музыкальным сопровождением. При этом подчеркивается, что знания о музыке и музыкальные навыки учащийся приобретает только во время практических музыкальных действий. Важной частью учебного процесса считаются походы в музеи, на выставки искусства, концерты, в студии и т. д., которые помогают закрепить приобретенные на уроке знания и опыт. Особо отмечаются и занятия искусством в рамках внеклассной деятельности, с целью найти художественное или музыкальное увлечение, которое можно считать связующим звеном между формальным и неформальным обучением. Хорошие возможности для этого предоставляют художественные и музыкальные проекты, выставки работ учащихся; в случае музыкального образования – выступление учеников в школьных хорах (хор малышей, детский хор, хор мальчиков, женский хор, смешанный хор), оркестрах, вокально-инструментальных ансамблях и т. д. Сюда относится и участие учеников в олимпиадах по предметам (по музыке – начиная с 2002 г., по искусству – с 2013 г.). Необходимо отметить, что по инициативе опыта Эстонии в Таллинне в 2012 году прошла I Международная олимпиада по музыке, в которой приняли участие учащиеся из 7 европейских государств. В нынешнем году II Международная олимпиада пройдет в Риге.
ЛИТЕРАТУРА 1. Государственная программа обучения для основной школы, 2011, Приложение 6, http://www.hm.ee/index.php?2512011.