О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА В РАЗНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Радомская Ольга Игоревна

старший научный сотрудник лаборатории интеграции искусств и культурологии имени Б.П. Юсова, кандидат педагогических наук, ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

Аннотация: 
Описание социокультурного портрета современного ребенка необходимо для решения актуальных проблем педагогики искусства, в том числе организации и внедрения в практику образовательных организаций инновационной деятельности, основанной на взаимодействии с развернутой сетью учреждений культуры и искусств. В статье отражены предварительные результаты мониторинга по исследованию возрастных и индивидуальных особенностей формирования художественного восприятия и мышления современных детей и молодежи. В статье представлен анализ результатов изучения художественного восприятия детьми и юношеством произведений живописи и скульптуры разных стилевых направлений. Рассмотрены результаты исследований в области художественного образования, которые охватывают вопросы выявления представлений детей и молодежи об искусстве, художественного творчества.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания

2019 года (номер для публикаций: 27.7452.2017/8.9)

 

Не вызывает сомнения, что в настоящее время искусство играет огромную роль в духовно-нравственном и гражданском воспитании. Именно искусство способно решить проблемы художественного воспитания и развития детей и молодежи, такие как: повышение общего культурного уровня, освоение творческого опыта человечества, формирование представлений о социокультурной картине мира. Так как произведение искусства заключает в себе интегрированное взаимодействие явлений, идей и образов, задачей педагога предметной области «Искусство» является развитие у школьников эстетической культуры, художественного опыта, эмоциональной оценки. По словам Б.П. Юсова, первым правилом и требованием, которое выдвигает перед образовательными организациями современное общество – это обеспечение полноценного освоения искусства и культуры для всех обучающихся [5].

 Гармоничное всестороннее развитие обучающихся обеспечивается пониманием особенностей познавательных процессов и роли искусства в формировании художественного восприятия, которое является обязательным условием эстетической развитости школьников, формирующим интерес к искусству и потребность в собственном художественном творчестве. Согласно мнению Л.Г. Савенковой, Н.Н. Михайловой «в искусстве важно и подражание природе, когда картинах узнаются реальные образы, а форма, фактура и вся конструкция произведения (его общая структура) имеет свое оригинальное решение» [4, c. 18]. Разделяем мнение ученых о том, что важно, «чтобы у каждого обучающегося была возможность и право на индивидуальное существование в творческом процессе в любом виде деятельности» [4]. Детям необходимо дать свободу воображению и художественному восприятию окружающего мира и искусства, научить их самостоятельно творчески мыслить. На формирование художественного восприятия, равно как и мышления, оказывает влияние социокультурная среда. Эффективным средством развития художественного восприятия, так же, как и и мышления у детей и юношества, является творческая деятельность в школе и в системе дополнительного образования, посещение музеев, театров, участие в фестивалях, конкурсах и олимпиадах.

А.В. Бакушинский, объясняя закономерности творчества и восприятия искусства, считает, что творческое переживание основывается на повторном творческом акте, направленном на воссоздание внутреннего образа, облеченного художником в материальную форму. Зритель, по словам ученого, в процессе художественного восприятия произведения искусства проходит путь в обратной последовательности. Творческое переживание зрителя является сложным процессом, которое вызывает волевую реакцию и потребность в творческой организации полученных от произведения искусства впечатлений [1]. То есть художественное восприятие, мы можем рассматривать как особый вид творческой деятельности, проявляющейся в интерпретации воспринимаемого произведения искусства, являющегося эстетическим объектом. По мнению Б.С. Мейлаха, изучение художественного восприятия следует рассматривать неотрывно от целостного творческого процесса, состоящего из замысла автора и этапов его работы над произведением искусства, результата авторской работы в виде законченного произведения искусства и восприятия произведения искусства слушателем, читателем, зрителем [2].

В 2019 году для проведения мониторинга художественного восприятия и мышления ребенка научными сотрудниками ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» в рамках проекта «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления» были определены факторы влияния на общие и специфические особенности художественного восприятия детей и юношества.

Мониторинг представляет собой организованный целевой контроль и диагностику художественного восприятия и мышления современного ребенка на разных этапах детства (от 11 лет до 21 года) на базе систематизации и обобщения результатов исследования и измерения с целью их сопоставления   с ожидаемыми результатами по определенным критериям и индикаторам.

Задачи  мониторинга:

– выявить общекультурные особенности современных детей и молодежи;

– выявить особенности художественного восприятия и мышления современных обучающихся;

– сравнить особенности художественного восприятия и мышления современных детей и молодежи в разных регионах России и в зарубежных странах;

– определить динамику и особенности художественного восприятия и мышления современных детей разных возрастных групп и находящихся в разных социокультурных условиях.

В данной статье рассматриваются промежуточные результаты,  полученные в рамках мониторинга возрастных и индивидуальных особенностей художественного восприятия обучающихся, т.е. приводятся полученные результаты ответов на один из вопросов. Более подробно полученные результаты изучения индивидуальных особенностей развития и художественного восприятия, и художественного мышления современных детей и молодежи будут представлены в следующих публикациях.

Мониторинг проводился в России и за рубежом. Вопросы мониторинга  составлены с целью  определения ключевых следующих позиций детей и юношества:  ценностных ориентаций, самореализации, эстетическом вкусе и эстетических идеалах и др. Также в мониторинге присутствуют задания на определение уровня художественного восприятия обучающимися разных произведений искусства. Для оценки предлагаются произведения изобразительного искусства и литературы. В заданиях подобраны произведения разного уровня, в качестве соответствующих развитому художественному восприятию выбираются либо классические произведения, либо  произведения, обладающие эстетической выразительностью.

Основная характеристика подбора примеров произведений искусства, предложенных ребенку, – разный уровень художественных достоинств тестовых примеров, который определяется либо в условиях экспертной группы, либо в качестве лучшего выбираются классические произведения искусства. За совпадение с экспертным выбором дети получают положительные баллы, которые суммируются в качестве характеристики возраста, региона и сравниваются в условиях мониторинга. Полученные результаты сравниваются в процентах, из-за разного числа опрошенных в регионах и возрастных группах.

В мониторинге предложены вопросы открытого и  закрытого типа. В некоторых вопросах указано число допустимых выборов. Олесиной Е.П., Радомской О.И.  были определены следующие уровни художественного развития восприятия детей в различных социокультурных условиях образования: «Нулевой уровень –  произведение искусства воспринимается  как обычный предмет или явление  жизни,  не имеющие  художественно-эстетической ценности. Поверхностный  уровень  –  выделяются внешние  признаки  произведения  искусства (картина, песня, фильм и пр.). Начальный уровень –  способность сопереживать герою или автору, основываясь в большей степени на общечеловеческих качествах, чем на художественных. Базовый  уровень  –  понимание художественного образа произведения искусства, его идеи, позиции автора, умение выражать свое мнение,  вступать  в  коммуникацию  по  поводу искусства. Созерцательный уровень  восприятия художественных произведений, при котором школьник при беглом просмотре картины определяет её истинную ценность» [3]. Уровни художественного восприятия могут определяться художественным опытом и развитостью эстетического вкуса детей и юношества.

В качестве примера предлагаются к рассмотрению ответы обучающихся на вопрос: «Какое произведение изобразительного искусства Вам больше нравится? Выберите один вариант из предложенных». В процессе мониторинга исследовалось отношение обучающихся к произведениям искусства, принадлежащим разным стилевым направлениям XIX-XXI веков. Были представлены произведения искусства разных стилевых направлений с изображением цветов:

1 вариант – Винсент Ван Гог «Подсолнухи» (постимпрессионизм);

2 вариант – Джефф Кунс «Тюльпаны» (постмодернизм);

3 вариант –  Исаак Левитан «Одуванчики» (реализм);

4 вариант – Пабло Пикассо «Букет цветов в сером кувшине» (модернизм).

Приведем анализ полученных предварительных результатов мониторинга в Москве (550 опрошенных), Республике Татарстан (578 опрошенных), Алтайском крае (88 опрошенных), Пермском крае (605 опрошенных), Санкт-Петербурге (707 опрошенных), Ростове-на-Дону и Ростовской области (817 опрошенных). Подчеркнем, что получены промежуточные результаты мониторинга (от  03.09.2019), подведение итогов мониторинга и обработка полученных данных будет проводиться в декабре текущего года.

Так, в Москве респонденты показали следующие результаты: «Подсолнухи – 22 %; «Тюльпаны» – 20%; «Одуванчики» -– 39%; «Букет цветов в сером кувшине» – 19%. Диаграмма предпочтений обучающихся Москвы представлена на рис. 1.

Мы можем видеть, что в данном задании современные дети предпочитают реалистический натюрморт Левитана, на втором месте, подсолнухи Ван Гога на третьем – скульптура Кунса, и только на четвертом – натюрморт Пабло Пикассо. По результатам приходим к выводам о предпочтении детьми и молодежью, обучающихся и проживающих в г. Москве, произведения реалистического изображения Левитана медийно узнаваемому натюрморту Ван Гога и произведениям других художников. Самым непопулярным для детей оказался натюрморт Пикассо.

В Татарстане можно наблюдать примерно такие же предпочтения детьми произведений искусства: «Подсолнухи» – 31%; «Тюльпаны» – 22 %; «Одуванчики» – 36%; «Букет цветов в сером кувшине» – 11%. Диаграмма выбора произведений искусства обучающимися Республики Татарстан представлена на рис. 2.

В Алтайском крае можно наблюдать следующие предпочтения детьми произведений искусства: наиболее часто выбираются произведения Левитана и Джеффа Кунса (по 29%). Произведение Пабло Пикассо «Букет цветов в сером кувшине» выбирает 21% обучающихся и такой же процент у натюрморта Винсента Ван Гога. Диаграмма предпочтений обучающихся Алтайского края представлена на рис. 3.

В Пермском крае можно наблюдать следующие предпочтения детьми произведений искусства: наиболее часто выбиралось произведение Левитана  «Одуванчики» –  55%. Обучающимся также выбирались «Подсолнухи» –  24% и «Тюльпаны» – 21 %. «Букет цветов в сером кувшине» Пикассо не выбрал ни один ребенок. Диаграмма предпочтений обучающихся представлена на рис. 4.

В Санкт-Петербурге можно наблюдать следующие предпочтения детьми произведений искусства: «Подсолнухи» – 22%; «Тюльпаны» – 24 %;  «Одуванчики» – 39%; «Букет цветов в сером кувшине» – 15%. Диаграмма предпочтений обучающихся в Санкт-Петербурге представлена на рис. 5.

В Ростове-на-Дону и Ростовской области можно наблюдать следующие предпочтения детьми произведений искусства: самой большой популярностью пользуется натюрморт «Одуванчики» Левитана (40%), затем  – «Тюльпаны» Джеффа Кунса (32%), на третьем месте по популярности «Букет цветов в сером кувшине» Пикассо (17%). Только у обучающихся данного региона натюрморт Ван Гога «Подсолнухи» на последнем месте (11%). Диаграмма, иллюстрирующая выбор произведений искусства обучающихся Ростова-на-Дону и Ростовской области, представлена на рис. 6.

В сводной таблице 1 представлены сравнительные результаты стилевых предпочтений произведений изобразительного искусства обучающимися разных регионов.

Таблица 1. Сравнение стилевых предпочтений в произведениях изобразительного искусства в разных регионах России

 

1 вариант

2  вариант

3 вариант

4 вариант

Москва

22%

20%

39%

19%

Республика Татарстан

31%

22%

36%

11%

Алтайский край

21%

29%

29%

21%

Пермский край

24%

21%

55%

0%

Санкт-Петербург

22%

24%

39%

15%

Ростов-на-Дону и Ростовская обл.

11%

32%

40%

17%

 

В целом, анализ ответов только на один вопрос мониторинга  не может дать нам картину стилевых предпочтений детей и юношества, но уже понятна общая тенденция. Очевидно, что реалистический натюрморт Левитана более понятен обучающимся, его выбрало наибольшее количество респондентов во всех регионах. В основном, наименьшее число выборов у натюрморта Пикассо. Только у респондентов из Ростова-на-Дону и Ростовской области другой результат – наименьшее число выборов «Подсолнухов» Ван Гога. Можно сделать вывод о том, что обучающиеся предпочитают реализм в искусстве (по результатам проведенного этапа мониторинга и на примере названных выше произведений искусства). Дети не проявляют особого интереса к восприятию произведений искусства, выполненных в модернистском, постимпрессионистском и постмодернистском стилевых направлениях. Реалистическая направленность художественного восприятия детей и юношества подчеркивает необходимость развития художественного восприятия искусства XX–XXI веков, которое обучающимся не всегда понятно, что подтверждают предварительные результаты мониторинга.

Для этого необходимо обеспечить определенные педагогические условия развития художественного восприятия обучающихся в образовательных организациях:

  • создание единого полихудожественного  образовательного культурного пространства образовательной организации, направленного на стимулирование  освоения культуры;
  • внедрение инновационных педагогических технологий;
  • непрерывное освоение обучающимися искусства;
  • поиск новых форм освоения современного искусства.

Необходимо сохранить учебный предмет «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе как основополагающий для развития художественного восприятия обучающихся. В дальнейшем в рамках упомянутого проекта планируется подготовка коллективной монографии и аналитических материалов по результатам мониторинга художественного восприятия и мышления ребенка, где будет представлен полный анализ полученных результатов и даны педагогические рекомендации учителям предметной области «Искусство».

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание [Текст] / А.В. Бакушинский / Сост. Н.Н. Фомина.- М.: Карапуз, 2009. – 304 с.
  2. Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы [Текст] / Б.С. Мейлах. – М.: Искусство, 1985. – 318 с.
  3. Олесина, Е.П., Радомская, О.И. Механизмы реализации педагогической модели развития художественного восприятия и мышления обучающихся [Текст] / Е.П. Олесина О.И. Радомская // Казанский педагогический журнал. - № 6. – 2017. - С. 132-136.
  4. Савенкова, Л.Г. Михайлина, Н.Н. «Футуризм» сегодня – открытие нового в современном образовании   [Электронный ресурс] / Л.Г. Савенкова, Н.Н. Михайлина // Педагогика искусства. – 2018. – № 4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova_16-23_0.pdf (дата обращения:11.09.2019).
  5. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текст] / Б.П. Юсов. – М.: Компания Спутник +, 2004. – 253 с.