О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ОБСЕРВАТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

АЛЕКСЕЕВА ЛАРИСА ЛЕОНИДОВНА

Доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, г. Москва

Аннотация: 
В статье раскрываются возможности информационного ресурса, включающего различные сведения о системах художественного образования в странах СНГ (исследования, успешный опыт, концепции, проекты, публикации и др.). Автор даёт краткую содержательную характеристику Обсерватории (многофункциональность, доступность, продвижение идей и культурных проектов, разделы и т. п.); показывает потенциал ресурса в отношении межкультурного сотрудничества, обмена опытом, профессионального, творческого взаимодействия и формирования единого информационного культурного пространства.

Динамичное, стремительное развитие современных информационных и коммуникационных технологий открывает миру безграничные возможности для содержательного общения, распространения сведений и различных данных, культурного взаимодействия и обмена опытом. Наше время по праву можно назвать уникальным в смысле разнообразия ресурсов, доступа к ним и наличия нестандартных форм представления информации как таковой. Одной из таких форм можно считать и web- обсерватории. Само значение этого столь известного слова (web от англ. «сеть» и observo от лат. «наблюдаю») как нельзя более точно раскрывает суть этого своеобразного явления в «IT-формах», широко распространенных и столь привычных для XXI века.

В мировой практике сетевые обсерватории в сфере художественного образования, творчества, образования через искусство успешно работают и активны в продвижении ключевых идей, связанных с развитием творческого потенциала человека. Ярким примером этого может быть существующая международная сеть информационных ресурсов в данной области: Мельбурнский университет (Австралия); Национальный институт образования (Сингапур); Гонконг Школа Творчества (ОАРГ, Китай); ALMOCA обсерватория по межкультурному творческому обучению (Казахстан).

Обсерватория художественного образования государств – участников Содружества Независимых Государств создана в рамках реализации долгосрочного проекта (2009–2014) ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС) как центр сбора, анализа и распространения ресурсов в области художественного образования на всех его уровнях и ступенях с целью поддержки и пропаганды политики в области художественного образования и образования посредством искусства (http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory). Информационный портал Обсерватории функционирует на базе хостинга, предоставленного Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО).

Это многоуровневый информационный ресурс, который разработан в целях повышения значимости художественного образования в общественном сознании, расширения возможностей межкультурного взаимодействия и сотрудничества в самых разных формах (прежде всего онлайн), открытого и доверительного профессионального общения между научным и педагогическим сообществом разных стран. Достоинством и преимуществом ресурса является его многофункциональность. В первую очередь это сбор и концентрация основных содержательных материалов (документов, концепций, рекомендаций, успешного опыта и т. п.), касающихся всех уровней и ступеней художественного образования. Это и анализ имеющихся данных, который на сегодняшний день представлен в целом ряде публикаций здесь же, на сайте. Можно еще раз подчеркнуть и доступность собранных воедино ресурсов не только для стран СНГ, но и для всего международного профессионального сообщества. Необходимо сказать и о возможности детального и глубокого изучения с помощью сайта различных исторически сложившихся самобытных традиций и культур, ценностей и приоритетов, мнений экспертов, состояний и перспектив развития тех или иных культурных явлений и событий.

Следует подчеркнуть, что Обсерватория – это реальная возможность продвижения Целей развития художественного образования, заявленных в Сеульской повестке дня на Второй Всемирной конференции по образованию в области искусств. Напомним: «ЦЕЛЬ 1: Обеспечить доступность образования в области искусств как одного из фундаментальных и устойчивых компонентов качественного обновления образования. <…> ЦЕЛЬ 2: Обеспечить высокое качество концептуализации и осуществления деятельности и программ художественного образования. <…> ЦЕЛЬ 3: Применять принципы и практику художественного образования для содействия решению социальных и культурных задач, стоящих перед современным миром» [1; 3, 4 и 6].

Очевидно, что поддержка и развитие этого информационного ресурса требует особого внимания, вдумчивой и серьезной работы. 03 февраля 2014 года между Институтом художественного образования Российской академии образования и Бюро ЮНЕСКО в Москве подписан Меморандум о сотрудничестве в интересах устойчивого развития данного информационного ресурса. С этого момента Главным координатором Обсерватории является Институт художественного образования РАО. Институт осуществляет содержательное наполнение сайта Обсерватории, поддерживает и развивает сотрудничество с коллегами из стран СНГ и международным профессиональным сообществом, собирает и анализирует информацию для дальнейшего размещения. В данной деятельности Институт руководствуется рядом принципов. Это толерантность; уважение к национальным культурным ценностям и традициям; поощрение и развитие межкультурного диалога; приоритет высоких гуманистических идеалов; творческое решение возможных проблем.

Для лучшего освещения возможностей сайта в плане разнообразного сотрудничества государств, культурного диалога и обмена информацией необходимо дать краткую характеристику, лаконичный обзор этого ресурса. Весь контент сайта можно условно представить в виде трёх частей, взаимодополняющих друг друга: Горизонтальное меню и Вертикальное меню, соответственно слева и справа. Добавим, что сайт интегрирован с социальными сетями (Facebook и YouTube), имеет англоязычную версию. Горизонтальное меню включает: Главную страничку, рубрики «О нас», «Новости», «Исследования», «Проекты», «Публикации», «Обсерватории ЮНЕСКО», «Поиск», «Контакты». Хотелось бы обратить внимание на материал, предлагаемый в рубрике «Исследования».

В настоящее время здесь есть возможность ознакомиться с результатами проведенных аналитических исследований в области художественного образования в каждой из стран СНГ. В ходе исследований подробно изучались культурно-исторические традиции каждой страны, законодательная и нормативная база, современная система художественного образования, его структура, подходы и различные существующие в настоящее время формы, специфика подготовки педагогических кадров, стратегические приоритеты развития. По результатам проведенных исследований в рамках первого этапа упомянутого проекта ЮНЕСКО/МФГС были подготовлены и опубликованы национальные аналитические доклады на двух языках, русском и английском. В доклады включены достаточно подробные рекомендации и предложения по перспективам развития художественного образования в каждой из стран [2].

Вертикальное меню слева включает базовые международные документы в сфере художественного образования. Все материалы представлены в таких рубриках, как «Программа ЮНЕСКО по художественному образованию», где можно ознакомиться с различными документами, и в том числе «Дорожной картой художественного образования». Этот документ разработан в результате дискуссий Первой Всемирной конференции по образованию в области искусств (Лиссабон, 2006 г.). Здесь же имеется рубрика «Всемирные конференции». В ней размещены соответствующие материалы по проблемам и перспективам художественного образования и образования через искусство (Лиссабон, Португалия, 2006 год; Сеул, Республика Корея, 2010 год). Есть и такие подразделы, как «Образование через искусство», «Роль музеев», «Пилотный проект ЮНЕСКО/МФГС», «Партнеры».

Обратим внимание и на то, что в рубрике «Конвенции», например, размещена «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972), «Конвенция об охране нематериального культурного наследия» (2003), «Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» (2005), а также целый ряд других международных документов. Здесь же, в Вертикальном меню слева, представлены «Документы СНГ». В рамках этого подраздела размещены, например, «Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в сфере культуры» и «Рекомендации о законодательном обеспечении развития художественного образования в государствах – участниках СНГ». Отметим, что эти рекомендации были приняты на 34 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств (07.04.2010).

Для возможного сотрудничества стран в области художественного образования весьма интересна и поучительна рубрика «Вопросник», точнее «Вопросник ЮНЕСКО». Этот подраздел составлен на основе дискуссий, проходивших во время Всемирной конференции по образованию в области искусств 6–9 марта 2006 г. в Лиссабоне (Португалия). ЮНЕСКО начато официальное распространение данного вопросника среди государств-членов в июле 2007 г. При этом подчеркивалась целесообразность использования этого документа в качестве практической модели для подготовки основных рекомендаций по реализации художественного образования в конкретных условиях на национальном уровне. Предлагаемые вопросы касаются современного состояния художественного образования, проблем, решаемых в рамках национальных программ. Здесь же даны вопросы о методах и политике, осуществляемой в области художественного образования [3].

Вопросник доступен для заполнения и отправки по электронной почте ответственному координатору по каждой стране. Для подробной информации можно связаться с координатором сайта. По сути, это постоянное и широкомасштабное исследование роли художественного образования и уровня знаний о культуре в XXI в. Здесь же даны и рубрики «Рассылка» и «Полезные ссылки», что существенно облегчает работу на сайте и за его пределами. Таким образом, данный информационный ресурс содержит в себе немалые потенциальные возможности не только для изучения различных систем художественного образования и стратегий их развития, но и для координации усилий международного профессионального сообщества в преодолении различных проблем, реализации стратегических инициатив и продвижении культурных проектов.

Вертикальное меню справа включает разделы, заполняемые Участниками Обсерватории, странами СНГ. Напомним, что 25 мая 2013 года в ходе Второй региональной встречи экспертов в Минске был подписан «Меморандум об экспертном сотрудничестве». В соответствии с этим документом сотрудничество между государствами-участниками в целях развития Обсерватории осуществляется на основе добросовестности и честности, доступности, открытости и ответственности каждой из сторон. По каждой стране дана «Вводная информация». Например, в подразделе Республики Беларусь представлена общая характеристика системы художественно- эстетического образования, рассматриваются его уровни, современные тенденции. У всех стран представлена «Система художественного образования»: например, приоритеты развития, структура и содержание, образование через искусство, подготовка преподавателей и регулирование, рекомендации по дальнейшему развитию.

В рубрике «Учреждения и организации» даны соответствующие сведения. Здесь же, в Вертикальном меню справа, есть такие рубрики, как «Успешный опыт и проекты». Например, Российская Федерация показывает в этой рубрике «Театр на Набережной» для детей и подростков от 7 до 18 лет. Казахстан в аналогичном разделе представляет информацию о Республиканском молодежном биеннале «Сохраним наследие наших предков». Мероприятие было приурочено к 10-летию принятия Конвенции об охране нематериального культурного наследия.

Республика Армения показывает успешный опыт издания музыкальной литературы в рамках государственного заказа. Это учебно-методические пособия и сборники, предназначенные для учебных заведений в области художественного образования; научно- исследовательская литература; произведения современных армянских композиторов; издания, приуроченные к юбилейным датам и событиям. Вся изданная литература бесплатно предоставляется учебным заведениям соответствующего профиля и библиотекам. Участники Обсерватории могут размещать материалы в рубриках «Исследования и эксперты», «Новости», «Календарь событий», «Вопросник ЮНЕСКО по выполнению Дорожной карты».

Наличие данного ресурса позволяет обмениваться уникальным культурным опытом, реализовывать совместные инициативы (от проведения онлайн-семинаров, виртуальных творческих мастерских и публикаций до возможного создания сетевых центров, ассоциаций и университетов). Кроме того, это благоприятная возможность активизировать исследовательскую работу, продвигать результаты Всемирных конференций ЮНЕСКО, сотрудничать в сфере культуры, помогать в меру возможностей и учиться друг у друга, способствовать качественному обновлению художественного образования на различных его уровнях и ступенях, а в итоге – содействовать формированию единого информационного культурного пространства и взаимообогащению культур между странами Содружества Независимых Государств. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вторая всемирная конференция по художественному образованию / http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/vsemirnye-konferentsii/vtoraya-vsemirnaya-konferentsiya.

2. СНГ. Аналитические доклады / http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/pilotnyj-proekt-yunesko-mfgs/snganaliticheskie-doklady.

3. Вопросник ЮНЕСКО / http://ae.cis.iite.unesco.org/observatory/index.php/ru/voprosnikeinhold, 1971.