О значении рукотворных игрушек для становления гендерного сознания детей старшего дошкольного возраста (к проблеме социокультурной идентификации)

ЛЫКОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, старший научный сотрудник Института художественного образования и культурологи Российской академии образования, г. Москва

Аннотация: 
Проблема гендерного воспитания рассматривается автором в связи с проблемой взаимосвязи детского дизайна и игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Показана роль игровых предметов, в том числе рукотворных игрушек, для формирования гендерного сознания детей пяти-семи лет. Раскрыты особенности свободных игр мальчиков и девочек. Сделан вывод о целесообразности дизайна игрушек и игровых атрибутов в образовательном пространстве детского сада.

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

Важнейшие задачи позитивной социализации и социокультурной идентификации ребенка не могут быть успешно решены без учета его гендерных особенностей. Уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие индивидуальности ребенка. Принимая во внимание важность данной проблемы и недостаточную ее разработанность в современном дошкольном образовании, в данной статье попытаемся определить роль детского дизайна (на примере рукотворных игрушек) в становлении гендерного сознания детей старшего дошкольного возраста. Следует отметить, что в последние десятилетия гендерные аспекты детства привлекают самое пристальное внимание специалистов (Ш. Берн, В.Е. Каган, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Т.А. Репина и др.). Однако подобные исследования единичны в отношении детей раннего и дошкольного возраста. Т.В. Бендас, С.А. Марутян, Т.А. Репина, Л.Г. Таранникова и другие полагают, что в содержании образовательной работы с детьми до семи лет недостаточно учитываются гендерные особенности мальчиков и девочек. При этом многие отечественные (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, И. С.  Кон и др.) и зарубежные (Ш. Берн, Л. Кольберг, С. Томпсон и др.) ученые отстаивают мнение о том, что первичная гендерная идентичность устанавливается к концу дошкольного детства. В дальнейшем возможности организованных воздействий на систему гендерной идентичности ребенка заметно снижаются, поэтому старший дошкольный возраст рассматривается сегодня как сензитивный период для формирования предпосылок и условий, способствующих принятию ребенком своей гендерной принадлежности, адекватной системе значений и смыслов, представляющих мужественность и женственность в национальной культуре. Актуальность проведения гендерных исследований нашла свое отражение в проекте концепции Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» (1998), Гендерной стратегии Российской Федерации (2003), Федеральном государственном образовательном стандарте (2013). Современные образовательные программы ставят задачу содействия формированию у каждого ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также патриотических чувств и чувства принадлежности к мировому сообществу. Гендер (англ. Gender) — это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом. Вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе. Таким образом, гендер трактуется как социальный пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека. Теория социокультурного конструирования гендера основывается на следующих тезисах: во-первых, гендер личности конструируется в процессе социализации, обусловленной ценностями и традициями семьи, общественной системой разделения труда, дифференциацией гендерных ролей, воздействием средств массовой информации; во-вторых, гендер идентифицируется самим человеком в его сознании, чему способствует принятие (или неприятие) заданных обществом ролевых норм поведения и внешних атрибутов гендера (одежда, прическа, аксессуары, стиль поведения и пр.). С первых дней своей жизни человек включается в гендерую систему бытующего общества. Прежде всего, вступают в силу символические родильные обряды, предписывающие родителям и другим близким взрослым, ухаживающим за ребенком, определенные действия, связанные с  полом младенца. Выбирается цвет коляски, кроватки, пеленок, одежды. С глубокой древности и до наших дней большое значение отводится выбору игрушек и других предметов, окружающих ребенка в повседневном быту (к примеру, чашка, ложка, полотенце). Все социокультурные институты (семья, детский сад, школа, система дополнительного образования) и культура в целом широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивое представление о том, какими должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Большую роль при этом играют фольклор, литература, музыка, театр, кино, мультипликация, газеты, журналы, телевидение, реклама и другие источники массовой информации, а также мода, семейные и общественные праздники. Отсюда следует, что быть женщиной или мужчиной предполагает не только и не столько наличие биологических половых признаков, сколько выполнение гендерных ролей, предписанных в конкретном обществе. Гендер конструируется обществом как устойчивая социокультурная модель, определяющая роли и положение человека в социуме (в семье, культуре, образовании, экономике, политической системе и др.). Гендерное воспитание понимается сегодня как организация учебно- воспитательного процесса с учетом половой идентичности и специфики развития каждого ребенка в процессе его полоролевой социализации. Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения (феминизация мужчин и маскулинизация женщин). Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: мальчики избирают «слабый», так называемый женский (феминный), тип поведения, а девочки, наоборот, стараются быть сильными, грубыми, агрессивными (маскулинными). В современной дошкольной образовательной организации мальчики и девочки могут воспитываться вместе без нарушения гендерного статуса, если у педагогов и родителей сформирована гендерная компетентность. Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания детей дошкольного возраста является построение развивающей предметно- пространственной среды и вовлечение детей в такие виды творческой деятельности, как дизайн и свободная игра в их взаимосвязи. Предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности детей (игровую, интеллектуальную, физическую, поисково-исследовательскую и др.) и при этом выступает основой для развития самостоятельной деятельности каждого ребенка с учетом индивидуальных и гендерных интересов. Роль близкого взрослого заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить, а с другой стороны — показать детям весь спектр возможностей окружающего пространства с целью максимально полного использования его элементов в разных видах детской деятельности с учетом индивидуальных интересов мальчиков и девочек [8, 9]. Особо важным в педагогической практике является совместное создание детьми и взрослыми (родителями и воспитателями) предметно-игровой среды, позволяющей каждому участнику образовательных отношений проявить себя в художественном творчестве, показать индивидуальные интересы, эстетический вкус, креативность и мастерство, а также знания об окружающем мире и отношениях между людьми [8, 9, 10]. Дизайн — это особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по законам целесообразной красоты. При этом под целесообразностью подразумевается не только функциональность, точное соответствие изделия своему назначению, но и целосообразность как гармоничное единство формы, содержания, функции и места дизайн-предмета в пространстве. Дизайн-деятельность доступна для освоения детьми дошкольного возраста и очень значима для общего развития каждого ребенка с учетом его возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей. Художник Б.М. Неменский видит значение дизайн- деятельности в том, чтобы в каждом ребенке воспитать «грамотного пользователя» мира вещей. Педагог-исследователь Г.Н. Пантелеев в своей книге «Детский дизайн» размышляет о том, что, разумеется, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. Специфика занятий дизайн-деятельностью в современном детском саду состоит в обеспечении материальных, культурных и психолого-педагогических условий для овладения каждым ребенком универсальными способами и способностями, позволяющими ему войти в человеческую культуру не только как потребитель, но и как созидатель. Это индивидуальное творчество и сотворчество с другими людьми, в котором ребенок постигает смысл своей деятельности (для чего), что гораздо важнее конкретного материального продукта (что создано). В содержании детской дизайн- деятельности важное место занимает рукотворная игрушка. Рукотворная игрушка — это предмет для игры, созданный ребенком самостоятельно или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми. Рукотворная игрушка  реально и объективно (реально, непредвзято, честно) отображает личный опыт ребенка, его интересы, потребности, вкусы, желания. В самодельной игрушке и в игровой деятельности с ее участием ребенок максимально реализует свое «Я», включающее гендерные представления «я — мальчик», «я — девочка» [14]. Игра и игрушка — две грани одного целого. Игрушка нередко вызывает к жизни игру, а игра, по мере своего развития, нуждается во все новых и новых игрушках и игровых атрибутах [14]. Особое внимание сегодня уделяется рукотворной игрушке как «источнику детской радости» (И.А. Лыкова), мотиву для свободной «живой» игры, объекту для проявления всех инстинктов развивающейся жизни, предмету, который можно сделать своими руками. Виды рукотворных игрушек. Мальчики создают игрушки, изображающие транспорт, инструменты, всевозможные приборы и предметы, необходимые для игровых путешествий и приключений, зодчества (строительства), войны, спорта, изобретательства. Девочки обычно изготавливают куклы, украшения и бытовые предметы, необходимые для игры в «Дом», «Семью», «Салон красоты», «Поликлинику», «Магазин» и др. Мальчик, создав город или замок, машину или инструмент, может даже не задуматься об игрушках, которые будут жить в этом городе или пользоваться этими сооружениями. Девочки же, напротив, ориентированы на создание условий для проявления отношений, поэтому, прежде всего, создают действующие лица. Внимание и повышенный интерес девочек привлекает человек (даже в игрушке), его глубокий и сложный внутренний мир, вопросы межличностных отношений. Материалы для рукотворных игрушек. Мальчики используют коробки, упаковки, проволоку, всевозможный бытовой и бросовый материал, девочки — ткань, ленты, тесьму, картонные и металлические коробочки, бумагу красивой расцветки, природный материал в его огромном разнообразии (ягоды рябины, желуди, соломку, траву, лепестки цветов, осенние листья причудливой окраски, семена, крупы и др.). Мальчики предпочитают крупный и функциональный материал, который легко изменяет форму в процессе конструирования, девочки же любят все более мелкое, изящное, декоративное, приятное на ощупь и стабильное. Инструменты и оборудование. Мальчики охотно осваивают мужские инструменты (молоток, отвертка, плоскогубцы, выжигатель). Девочки без особого труда начинают пользоваться швейной иглой, крючком для вязания. И мальчики, и девочки достаточно уверенно владеют ножницами, канцелярским ножом, степлером, антистеплером, а в процессе изготовления игрушек из соленого теста и глины в качестве  инструментов применяют стеку, чесночницу, чайное ситечко, орехокол, расческу и другие бытовые приспособления, позволяющие придать игрушке выразительность. Способы и художественные техники. Как мальчики, так и девочки с удовольствием осваивают доступные по возрасту техники конструирования, моделирования, коллажирования, плетения, вязания, вышивки, папье-маше и др. Но разница в том, что мальчики используют эти способы как элементы чего-то более мобильного, функционального и масштабного, а девочки могут долго, кропотливо и аккуратно создавать сложные изделия в одной технике, чтобы получить изящное изделие, радующее гармонией. Общий характер художественно-продуктивной деятельности. Мальчики стремятся быстро сделать игрушку или постройку, чтобы сразу же начать игру, поэтому часто не обращают внимания на аккуратность и качество отделки, надежность креплений и соединения деталей (хотя качество самой идеи, замысла, конструкции ими ценится высоко). Девочки могут долго, терпеливо и тщательно мастерить игрушки, даже забывая о последующей игре, связанной с использованием рукотворных изделий. Специфика игровой деятельности, в зависимости от гендера. Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на социальные роли мужчин и женщин, поэтому девочки в своих свободных играх обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают в гости, готовят обед и во всех этих ситуациях охотно общаются с куклами и подружками. Мальчики же сюжетами своих свободных игр избирают строительство, ремонтные и плотницкие работы, спорт, войну, путешествия, в которых предпочитают не говорить, а действовать. Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Они бегают, по-разному используют игровые предметы (бросают в цель и на дальность, передают друг другу, прячут и отыскивают и мн. др.). Если в горизонтальной плоскости пространства маловато, мальчики осваивают вертикальное пространство — забираются на лестницу, стул, стол, диван, шкаф (возникает проблема безопасности жизнедеятельности). Самодеятельные игры мальчиков обычно продолжаются дольше, чем у сверстниц-девочек. В этих играх сильно выражено соревновательное начало, поэтому нередки споры, обиды, конфликты, выяснение отношений и борьба за лидерство. Мальчики склонны нарушать существующие правила игры и самостоятельно изобретать новые, более подходящие к конкретной ситуации. Девочки в своих играх направлены на «обживание» и обустройство небольшого пространства. Самодеятельные игры девочек зарождаются в маленьких, «близких»  группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг друга, взаимодействовать через игровой предмет (игрушку, игровой атрибут и материал). В таких играх практически отсутствует повод для возникновения конфликтов, а правила настолько универсальны, что их трудно нарушить. Самодеятельные игры девочек, как правило, ориентированы на использование ближнего зрения и обустройство ближнего пространства, в котором они любовно и аккуратно расставляют игрушечную мебель, раскладывают одежду, посуду и другие кукольные принадлежности. Замкнутое и небольшое по объему игровое пространство (отгороженный ширмой или занавесом угол комнаты, накрытый покрывалом или скатертью стол) девочки находят более привлекательным, уютным и комфортным. Девочки старшего дошкольного возраста очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные (объемные) и силуэтные (плоскостные) куколки, шьют или вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера, пуговиц, природного материала (ягод рябины, желудей, крылаток клена, ракушек). Все эти мелочи девочки считают очень важными для жизни своих игрушек. При этом сам кукольный домик может быть создан из чего угодно — из картонной коробки, маминой хозяйственной сумки, выдвижного ящика стола, расстеленного на полу платка или полотенца. Игровой домик девочек легко возникает даже в альбоме для рисования, заполненном всеми необходимыми вещами и портретами куколок — принцессами, часто напоминающими своих хозяек (автопортретами). Игры девочек более вербальны (словесны), в то время как игры мальчиков более действенны и предметны. Девочки играют в «Дочки-матери», мальчики выбирают конструктор и зодчество из строительного материала. Следует заметить, что свободные игры девочек менее интересны для мальчиков, чем наоборот, поскольку девочки довольно охотно принимают приглашение мальчиков в совместную игру. Вероятно, это следствие сформированной в нашем обществе маскулинной культуры. Если мальчики и девочки объединяются в одну игру, мальчики обычно очень легко захватывают пальму первенства и ведущие роли. А девочки, даже будучи активными в группе ровесниц, легко уступают мальчикам главные роли и право устанавливать правила, если оказываются в смешанной игровой команде. Заметим, что мальчики проявляют большой интерес к процедуре разработки правил и контролю за их точным соблюдением. Для девочек, в свою очередь, игровые правила считаются хорошими только в том случае, если они принимаются всеми играющими и не вызывают конфликтов. При этом девочки более терпимы к исключениям из правил и игровым нововведениям.  Играющие девочки чаще ссылаются на то, что сказал предыдущий участник игры или собеседник в игровом диалоге. При этом могут, выразив согласие, сформулировать прямо противоположный вывод. Мальчики же, совершенно не смущаясь и не заботясь о чувствах игровых партнеров, стараются доказать свою правоту и убедить в ней остальных игроков. Во время такого обсуждения они могут кричать, дразнить и перебивать друг друга. Девочки же будут вежливо слушать, терпеливо ждать своей очереди высказаться и легко уступят слово, давая каждому возможность сообщить свое мнение. Девочки активно общаются с ровесниками (и детьми других возрастов) своего и другого пола. Для мальчиков общение с девочками обычно вызывает некоторые затруднения. Можно предположить, что гендерная сегрегация более жестко соблюдается у мальчиков, чем у девочек. Гендерные стили и модели поведения В детском дизайне, связанном с созданием игрушек и игровых атрибутов, а также в самодеятельных играх с использованием рукотворных изделий отчетливо проявляются разные стили и модели поведения детей разного пола, в которых находят свое выражение не только физические (биологические), но и психические гендерные различия. Особенности мальчиков. По данным Н.К. Ледовских [7], мальчики более рациональны и агрессивны, у них труднее сформировать дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе. Для мальчиков значимым фактором социализации выступает группа сверстников, которая подкрепляет их представления о мужской доминантности и влияет на девальвацию всего женского. В группе мальчик приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери. Поэтому мальчики довольно часто играют в больших игровых группах (объединениях). Для мальчика пребывание в сообществе сверстников (или в разновозрастной группе) более значимо, чем для девочек. Очень важно сформировать у мальчиков адекватное представление о мужественности как нравственной твердости, которая проявляется в таких истинно мужских качествах как ответственность, уверенность, надежность, умение преодолевать страх и сохранять самообладание в трудных ситуациях, предсказуемость, умение взять на себя трудности и защитить более слабого. Особенности девочек. У девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от взрослых и семьи. Поэтому группа сверстников является для девочек не таким значимым фактором социализации, как для мальчиков. Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады или триады. Это отчетливо проявляется в различных бытовых ситуациях, игровой деятельности, художественном творчестве,  свободном общении. В дизайн-деятельности, самодеятельных играх и эмоционально значимом общении девочки осваивают эталоны взаимоотношений, отождествляют себя с другими людьми и героями литературных произведений, кино- и мультфильмов, передают отношения, характерные для той роли, которую они выполняют по сюжету игры. Между девочками устанавливаются устойчивые эмоциональные связи, перерастающие в крепкую и доверительную дружбу. О своей первой дружбе (как в последующем – о первой влюбленности) девочки порой помнят всю жизнь. Очень важно сформировать у девочек адекватное представление о женственности, которая проявляется в таких истинно женских качествах как доброта, нежность, эмоциональность, искренность, верность, заботливость, готовность прийти на помощь, миролюбие и миротворчество (неприятие агрессии как способа разрешения конфликтных ситуаций), умение гибко разрешать конфликты, обустраивать пространство, обеспечивать уют и комфорт в любой ситуации. Реализация гендерного подхода в дошкольном образовании требует нового взгляда на обустройство предметно-пространственной среды группы и дошкольной организации в целом. Для девочек и мальчиков она должна быть разной и на каждой возрастной ступени дополнятся, изменяться. Выводы. Таким образом, гендерное воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как социально и личностно детерминированный процесс обогащения полоролевого опыта детей, освоения ими принятых в данной культуре норм, смыслов, ценностей и способов полоролевого поведения. Такой опыт формируется в условиях сотрудничества ребенка со сверстниками и взрослыми (педагогами и родителями) в целях его самоактуализации и самоопределения в социокультурном пространстве. Важное значение для становления гендерного сознания мальчиков и девочек имеет дизайн-деятельность как современное искусство создания нового облика предмета, творческое проектирование его формы, а также всей предметно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач. Дизайн-деятельность в широком смысле этого слова является особым способом поиска человеческого смысла и его передачи другим людям через предмет и разумную организацию пространства. Для детей дошкольного возраста таким предметом, как правило, выступает рукотворная игрушка, позволяющая выразить свое уникальное «Я» как «Я – мальчик» или «Я – девочка».

ЛИТЕРАТУРА

1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70–78. 2. Адлер А. Воспитание детей: взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 1998. ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/AE-magazine № 1, 2015 10 3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74–82. 4. Бережная М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AE-magazine. – 2006. – № 1. 1 п.л. URL: /berezhnaya_10-12-2006.htm 5. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду. М.: Линка-Пресс, 2009. 6. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, школьным психологам. М.: Линка-Пресс, 1998. 7. Ледовских Н.К. Развитие нравственных качеств, составляющих основу мужественности и женственности в детском саду // научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика», 1012. № 12. С. 6– 24. 8. Лыкова И.А., Касаткина Е.И. и др. Играют девочки. М.: ИД «Цветной мир», 2013. 9. Лыкова И.А., Касаткина Е.И. и др. Играют мальчики. М.: «Цветной мир», 2013. 10. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 84–87. 11. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. 12. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-Пресс, 2003. 13. Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5–6 лет в детском саду: Автореф. … канд. пед. наук. СПб., 1999. 14. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игрушки изначальные: учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2012. 15. Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Дошкольное образование: базовые направления развития и воспитания детей // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art-education.ru/AEmagazine. – 2013. – № 4. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4- 2013/shkolyar_savenkova.pdf 16. Lykova I.A., Perry O.I., Shipunova V.A. Shadow theater in art pedagogics // Humanity space. International almanac. 2014. Vol 3. № 1. pp. 52-61.