ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ РЕГИОНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ)

Куликова Татьяна Викторовна

заведующий Талдомским филиалом (училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов) Московского Губернского колледжа искусств

Аннотация: 
В статье рассматриваются взгляды ученых на освоение традиций в контексте образовательного процесса, дается трактовка понятий «традиция», описываются концепции художественного и этнокультурного образования, их методологические основы, освещаются особенности изучения народных традиций, обосновывается необходимость подготовки студентов среднего профессионального образования на основе регионального компонента, предлагается систематизация этапов исследовательской деятельности с учетом истории развития и становления промыслов Талдомского края, художественно-творческой деятельности обучающихся.

Сегодня современная культура находится в состоянии поиска базовых ценностей, которые, с одной стороны, выражают единство интересов различных культур, с другой стороны, – отражают их уникальность и неповторимость.

Отметим, что во все времена искусство развивалось параллельно с художественным наследием, которое представляет собой исторические художественные ценности прошлого и настоящего времени, имеющими общенациональную, общечеловеческую значимость.

Художественная культура России представляет собой пёструю палитру, которая складывается из народных традиций более 200 малых народов и национальностей. Одной из частей российской культуры являются произведения декоративно-прикладного искусства.

В научных трудах известных ученых-дидактов (М.В. Богуславский, С.Ф. Егоров, В.М. Кларин, Г.Б. Корнетов, В.М. Петров, З.И. Равкин, М.В. Савин и др.) предлагается новый взгляд на понимание традиции как важной формы сохранения и передачи культурного наследия подрастающим поколениям.

Именно с позиций культурологического подхода область образования и воспитания рассматривается как механизм сохранения культурного наследия. В педагогической науке, в русле формирования у обучающихся социального опыта, сегодня явно обозначается подход к пристальному исследованию народной культуры как своего рода феномена развития современного общества.

К проблеме изучения народных традиций в разные годы в отечественной художественной педагогике обращались А.Д. Алехин, Е.А. Ащепков, А.Б. Бакушинский,  В.А. Барадулин, П. Г. Богатырев, И.Я. Богуславская, Г.К. Вагнер, В. М. Василенко, В.С. Воронов, В.Е. Гусев, В.В. Корешков, В.С. Кузин, Ю.В. Максимов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Н.Н. Ростовцев, А.Б. Салтыков, A.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова, Е.В. Шорохов и др., а также Б.А. Рыбакова (археология), Ю.В. Бромлей (этнография), Ю.Г. Круглов, Д.С. Лихачев (древнерусская литература), В.Я. Пропп (фольклористика) и др.

Существует множество трактовок понятия «традиция». Традиция (от лат. traditio – передача, предание) – это память  художественной культуры. Традицию следует рассматривать  как культурный и художественный опыт прошлого, который воспринимается, осваивается создателями художественных творений (известными и неизвестными), превращаясь для них в своеобразный творческий вектор деятельности. «Осуществляя связь времен, традиция знаменует избирательное и инициативно-созидательное овладение наследием предшествующих поколений во имя решения современных художественных задач…» [5].

В узком смысле термин «традиция» употребляется для характеристики различных подсистем человеческой деятельности: а) аутентичная, «первичная», нерефлексивная; б) неаутентичная, «вторичная», рефлексивная» (к последней относятся и авторская традиция). Совокупность «первичных» и «вторичных» традиций позволяет рассматривать понятие «традиция» в широком смысле слова [8].

В исследованиях проблемы онтологии художественных традиций, бытует мнение о том, что «…традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению социально значимые обычаи, обряды <…>, нормы поведения, образцы действий, идеи, взгляды, знания, умения, ценности и т.п.; элементы социально-культурного наследия…» [1, 116].

Рассматривая идеи возрождения, сохранения и преумножения культурных и художественных традиций, необходимо обратиться к историческому экскурсу и назвать те фундаментальные документы, в которых отразились идеи видных деятелей отечественной культуры по реализации обозначенных выше позиций.

Это относится к так называемому Пакту Н.К. Рериха (1874 – 1947), известного археолога, этнографа, художника, писателя, общественного деятеля,   и «Декларации прав культуры» и «Концепции экологии культуры» академика Д.С. Лихачева (1906 – 1999), выдающегося советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, Председателя правления Российского Фонда культуры [6, 7, 9].

Эти документы послужили импульсом для формирования и развития международного общественного движения за сохранение культурного наследия в наше время и нацелили учёных и практиков на реализацию идею целостности культуры и поиска путей комплексного подхода к сохранению культурного наследия в России.

Для того, чтобы проследить преемственность в изучении художественных традиций, необходимо обратиться к описанию того, как  данная проблема освещается в общем школьном образовании. В 70-е гг. XX в. в рамках общественно-педагогического движения, которое получило название  «педагогика сотрудничества», в России появляются три художественно-педагогические концепции, которые во многом определили дальнейшее развитие педагогики искусства, художественной педагогики школьного образования: это концепция музыкального воспитания композитора Д.Б. Кабалевского (1904 – 1987), концепция художественного образования художника Б.М. Неменского (род. в 1932 г.), концепция изучения интегрированного курса «Мировая художественная культура» историка Л.М. Предтеченской (1922 – 1999). Эти концепции послужили основой для разработки вариативных авторских программ и новых учебников по предметам искусства, а также в целом – обновлению содержания гуманитарного образования в России.

В начале XXI в. была опубликована «Концепция этнохудожественного образования школьников». Авторы концепции – Шпикалова  Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. – считают, что «богатый опыт наук о народной культуре, накопленный в различных областях знания (мифология, этнопедагогика, этнопсихология, этнология, этнография, фольклористика, народоведение, искусствоведение и др.), до настоящего времени не имевший широкого применения в системе образовании, приобрел на рубеже ХХ – ХХI  вв. небывалую востребованность.

Этот опыт на фоне почти векового отчуждения, искоренения национальных традиций, денационализации образования в России, обесценивания дореволюционного опыта и идей национального образования К.Д.Ушинского Л.Н. Толстого и других выдающихся русских мыслителей, стал основой появления в отечественной педагогике этнокультурной парадигмы, благодаря чему в России развернулось широкое инновационное движение, направленное на этнокультурное и  этнохудожественное образование молодежи..

В данной концепции сформулированы методологические подходы к этнокультурному образованию: культурологический, художественно-эстетический, интегративный, личностно-ориентированный, этнорегиональный, экологический, деятельностный. При разработке содержания этнокультурного образования, по мнению авторов концепции, необходимо включить в него монокультурный и поликультурный компоненты [12].

В 2016 г. на Всероссийском съезде представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, организованном Министерством образования и науки и РФ совместно с Российской академией образования, а в 2017 г. на семинаре для руководителей общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников по вопросам вовлечения общественно-профессиональных сообществ в деятельность по обновлению содержания предметной области «Искусство» было отмечено, что в целях дальнейшего развития и совершенствования системы преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации, что художественное образование играет особую роль в передаче и сохранении культурных традиций, в развитии гражданской активности, творческого потенциала личности через приобщение к искусству, что является неотъемлемой частью подготовки современного успешного человека к жизни [10].

Художественные традиции России и других стран мира изучаются в процессе освоения учащимися содержания школьных предметов  «Литературное чтение» (начальная школа), «Литература» (основная школа), «География», «История», а также – образовательной области «Искусство»: «Музыка» (1 – 8 классы), «Изобразительное искусство» (1 – 8 классы), интегрированных  курсов «Искусство» (8 – 9 классы), «Мировая художественная культура» (10 – 11 классы). Авторы программ, учебно-методических комплектов, учебники из которых входят в Федеральный перечень учебников, утвержденных Министерством образования и науки РФ, рассматривают художественные традиции в контексте Федеральных государственных стандартов начального, основного, среднего общего образования [8, 11].

В школьных стандартах выделяется такое понятие, как «фундаментальное ядро образования», в котором рассматривается процесс формирования базовых национальных ценностей. Эти ценности составляют основу религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традиций народов России, которые передаются от поколения к поколению.

Большое количество диссертационных исследований в области изучения художественной традиции относится к системе высшего профессионального образования, подготовке студентов к творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

Фундаментальными исследованиями в области изучения декоративно-прикладного искусства (на разных уровнях образования) и промышленным видам труда следует считать исследования, выполненные в конце XX – начале XXI вв. E.H. Губановой, Б.В. Илькевичем, В.М. Логиновым, В.Ф. Максимович, С.П. Ломовым, М.В. Петровой, Н.М. Сокольниковой  и др.

Несмотря на различные методологические подходы к изучению культурных и художественных традиций в процессе подготовки специалистов, в данных научных исследованиях красной нитью проходит мысль о необходимости усиления регионального компонента  их обучения, что значительным образом позволит ориентировать направленность образовательной политики учреждения на востребованность выпускников по месту получения ими профессии в конкретном регионе.

В начале XXI в. в г. Талдоме было создано училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Училище это призвано было сохранить и возродить многочисленные промыслы и ремёсла Северного Подмосковья, края, который по праву считался обувной и фарфоровой столицей России. Ныне – это Талдомский филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Московский Губернский колледж искусств». Талдомский филиал готовит специалистов по направлениям: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (квалификация «художник-мастер, преподаватель»); «Дизайн» (квалификация «дизайнер, преподаватель»); «Живопись» (квалификация «художник-живописец, преподаватель»); «Народное художественное творчество» (квалификация «руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель»); «Социально-культурная деятельность» (квалификация «организатор социально-культурной деятельности»).

В рамках диссертационного исследования «Использование художественных традиций региона в процессе подготовки (художников-мастеров) специалистов в учреждении среднего профессионального образования» нами выделены следующие этапы деятельности, направленные на выявление специфики обучения.

Первый этап, подготовительный, позволил  осуществить анализ диссертационных исследований, а также ряда нормативных документов (ФГОС среднего профессионального образования второго поколения,  ФГОС среднего профессионального образования третьего поколения и поколения 3+ и др.), а также  учебно-методической литературы по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)».

Была детально рассмотрена программа подготовки специалистов среднего звена, включающая в себя учебный план, учебный график, программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, которая разрабатывается образовательным учреждением с учетом запросов работодателей, а также проведен аналитический срез содержания и технологий программ профессиональных модулей:

•         «Творческая и исполнительская деятельность», включающего в себя междисциплинарный курс «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства»;

•         «Производственно-технологическая деятельность», включающего в себя  междисциплинарный курс «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства» [4]. 

Был обобщен и осмыслен опыт работы по педагогической подготовке студентов в рамках профессионального модуля «Педагогическая деятельность», который включает в себя междисциплинарные курсы «Педагогические основы преподавания творческих дисциплин» и «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса». На данном этапе были  также спрогнозированы формы и результаты теоретического и экспериментального исследований проблемы.

Констатирующее обследование студентов-первокурсников, целью которого было выявление объема знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства, полученных ими в процессе школьного художественного образования, показало различную степень предпрофесиональной подготовки студентов, неоднозначность уровня сформированности  их творческих способностей.

Второй этап, теоретический и экспериментальный.  На этом этапе была сформулирована рабочая гипотеза, задачи и программа эксперимента. В процессе данного этапа разрабатывались технологии, методики и практики исследования, проводилось обобщение полученных результатов, вносились уточнения в концепцию исследования; проводилась организация творческих групп, анкетирование, тестирование, опросы преподавателей и студентов колледжа, внедрялась методика творческой работы по подготовке художников-мастеров и преподавателей, разработка педагогических условий деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства и народной культуры.

Особенностью второго этапа следует считать разработку и апробацию в учебном процессе научно-методических материалов для лекций и практических занятий, направленных на изучение истории художественных промыслов Талдома [2, 3]. Изучение истории талдомских промыслов, на наш взгляд, поможет студентам колледжа в осознанном понимании особенностей декоративно-прикладного искусства родного края, их претворения в практической художественной деятельности.

Третий этап, заключительный, посвящён описанию системы педагогических условий для развития профессиональных компетенций студентов, описанию результатов их преддипломной практики, разработке и проверке диагностических и контрольно-измерительных материалов для оценки творческих работ обучающихся, представленных в учебном процессе, а также в ходе участия их в проектной и исследовательской деятельности, конкурсах, выставках. Данный этап направлен на проверку и апробацию эффективных технологий, методик и практик изучения художественных традиций Московской области,  создание модели профессиональной подготовки студентов в колледже на основе использования декоративно-прикладного искусства и региональных художественных традиций Подмосковья.

Таким образом, изучение и обобщение научных, методических и монографических работ, исторических и архивных документов, диссертационных исследований, периодических изданий, освещающих особенности становления, развития и функционирования в современном обществе художественных традиций Подмосковья, а также обращение к истории промыслов Талдомского края дает основание утверждать, что подмосковный регион (и конкретно – Талдомский район Московский области) обладает тем уникальным потенциалом, который может быть направлен на эффективное использование художественных традиций региона в процессе подготовки художников-мастеров в учреждении среднего профессионального образования.

 

1. Варламов Д.И. Онтология художественных традиций/Знание. Понимание. Умение. 2007,  № 4. С. 116.

2.     Куликова Т.В., Куманичкина Е.В. Талдомский край: история промыслов: учебно-методическое пособие. – Талдом, 2016.

3.     Куликова Т.В. Фарфоровое кольцо России (из опыта изучения фарфорового промысла в России): методические материалы. – Талдом, 2017.

4.     Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)»/Сост. Е.С. Графова Т.В. Куликова, Т.Б. Цыденова и др. – Талдом, 2016.

5.     Литературный энциклопедический словарь. Электронный ресурс: http://literary_encyclopedia.academic.ru. Дата обращения 12.04.17.

6.     Лихачев Д.С. Декларация прав культуры. Электронный ресурс: http://www.udculture.info/ru/cul_6.html. Дата обращения 16.04.17.

7.     Лихачев Д.С. Концепция экологии культуры /Прошлое – будущему: статьи и очерки. – Л.: Наука, 1985. – 575 с. – С. 49 – 62.

8.     Материалы семинара для руководителей общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников по вопросам вовлечения общественно-профессиональных сообществ в деятельность по обновлению содержания предметной области «Искусство». – М.: РАО, ИХО и К РАО. 19 июня 2017 года.

9.     Новейший философский словарь.  Электронный ресурс:  http://www.gumer.info/bogoslov_Buks. Дата обращения 11.04.17.

10.   Пакт Рериха (Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников). Электронный ресурс: http://culture-into-life.ru. Дата обращения 16.04.17.

11.   Резолюция съезда представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры. 12 августа 2016 года. – М., ИХО и К РАО, 2016.

12.   Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, основного общего образования. Электронный ресурс: http://минобрнауки.рф/документы/922. Дата обращения 12.04.17.

13.   Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации. – Шуя: ШГПУ, 2006.