ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Красильников Игорь Михайлович (1), Красильникова Марина Станиславовна (2)

(1) доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник, профессор кафедры «Педагогика искусства», ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва 

(2) кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», Москва

 

Аннотация: 
В статье определяется характер культурологических угроз, возникающих перед российскими школьниками в условиях широкого распространения цифровых телекоммуникаций, и пути купирования этих угроз в процессе музыкально-образовательной деятельности. Доказывается, что культурологическая безопасность российских школьников может быть обеспечена путем активизации научно-методической поддержки музыкально-образовательной практики; создания отечественного цифрового инструментария, предназначенного для музицирования школьников; организации госзаказа профессиональным композиторам на создание учебного музыкального репертуара; поощрения различных форм взаимодействия школы с профессиональными музыкальными коллективами.

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» № 073-00059-22-01 на 2022 год

Безопасность определяется как состояние защищенности от различных угроз и связана с деятельностью по предупреждению, ослаблению или устранению этих угроз. Притом речь идет об угрозах жизненно важным интересам человека и общества.

Безопасность является одной из фундаментальных потребностей личности. В соответствие с пирамидой А. Маслоу она расположена сразу над самым нижним слоем этой пирамиды – физиологическими потребностями. Притом безопасность личности тесно связана с безопасностью социальной группы, к которой она принадлежит. Социальная безопасность во многом определяется национальной безопасностью. А последняя, в свою очередь, зависит от – международной. Социальным институтом, интегрирующим личность и различные включающие ее сообщества, является государство, и оно, прежде всего, призвано обеспечивать все эти уровни безопасности.

Спектр возникающих угроз очень широк. Источники опасности могут иметь природное, техногенное или социальное происхождение, и каждому из них соответствует свое направление деятельности государства в сфере безопасности, относящееся к политической, военной, научно-технической, экономической, социальной, демографической, продовольственной, экологической и др. сферам. Так, требованиями предотвращения военных конфликтов обусловлено появление международных организаций: Лиги наций (1919 г.), Организации Объединённых Наций (1945 г.) и др., заинтересованность в работе которых проявляет большинство стран мира.

Процессы глобализации несут угрозы закрепления политического, экономического и социально-культурного неравенства между народами. Это лежит в основе разрастания международного терроризма, экстремизма, организованной преступности и требует соответствующих ответов в сфере безопасности. Проблему составляет неравномерное распределение природных ресурсов в разных уголках мира, что питает многочисленные социально-политические, религиозные и этнические конфликты. Опасности связаны и с недостатками в организации информационной сферы, упущениями в работе здравоохранения, психологической поддержки личности и др. Многоплановость угроз обусловило понимание безопасности как интегративной проблемы, разработка которой направлена на купирование этих угроз.

Среди них особое место занимают угрозы культурологического характера. Противостоящая им культурологическая безопасность понимается как состояние защищенности культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, самобытности государства [1]. Сохранение и развитие культурных ценностей, созданных многими поколениями жителей той или иной страны, является важным элементом обеспечения ее общей безопасности, поскольку овладение данными ценностями существенно влияет на поддержание в обществе морали и нравственности, определяет тот или иной уровень духовности общества, культурной идентичности личности и обеспечивает успешность воспитания молодых людей.

Ключевой сферой, обеспечивающей процесс их воспитания, является общее художественное образование, в т.ч. музыкальное. Приобщение к прекрасному в процессе освоения формы лучших художественных произведений прошлого и настоящего способствует развитию школьников в эстетическом плане. Освоение идейного и эмоционально-образного содержания этих произведений предоставляет им возможность приобщиться к нравственному опыту человечества и тем самым обогатить свой духовный опыт.

Помимо художественного образования на процесс эстетического и нравственного развития молодых людей влияет медиа-среда. В последние десятилетия компьютер с выходом в Интернет, цифровые аудио- и видеотехника получили повсеместное распространение. И главными потребителями музыкальной медиа-продукции являются представители подросткового и юношеского возраста, в т.ч. – школьники.

Что же это за продукция? Каково ее воздействие на молодое поколение? В чем видятся угрозы для его эстетического и нравственного становления? И как можно защитить его от этих угроз?

В потребляемой школьниками медиа-продукции доминируют произведения популярной музыки. Многие молодые люди ежедневно часами слушают такие произведения в наушниках, находясь на улице, в общественном транспорте, или дома, смотря созданные на их основе видеоклипы по телевизору или Интернету. Сегодня для очень многих молодых людей подобная музыка превратилась в постоянный фон, сопровождающий их учебную деятельность и отдых. И в ряде случаев данная существующая в виде фона форма ее бытования может быть небезопасной.

Наиболее очевидная опасность исходит из текстов, распеваемых или произносимых в ритме такой музыки (скажем, в стиле рэп). Эти тексты нередко связаны с аморальной акцентуацией «героя» музыкального повествования, сектантской или экстремистской направленностью его «личности», уголовной романтикой (в песнях «русского шансона»), пропагандой азартных игр, наркотиков и мн. др. И таким «жизненным опытом» этот «герой» с трибуны СМИ делится с юными слушателями. Подобные музыкальные продукты, увы, весьма распространенные, оказывают деструктивное воздействие на формирование нравственности формирующейся личности и даже могут составлять угрозу психическому здоровью молодого человека. А вероятным результатом длительного восприятия таких продуктов может стать склонность юного реципиента к различным видам девиантного поведения.

В идущих в режиме нон-стоп по многим каналам СМИ видеоклипах пение или заменяющая его ритмизированная речь поддерживается танцем и жестикуляцией. И эти движения адекватны содержанию озвучиваемого текста. В них не найдешь красоты и романтической возвышенности движений, свойственных народному или классическому танцу. Очень часто они сделаны под копирку и тиражируют танцевальную субкультуру афроамериканских трущоб. Удивительно, но подобные продукты самовыражения в последние десятилетия стали главным образцом и для отечественных хореографов, участвующих в создании видеоклипов – по-видимому, образованных специалистов, имеющих представление о традициях отечественного танца.      

Но если прослушиваемая музыка не связана с подобными текстами, танцами и жестикуляцией, то это не означает, что она очищена от ментальных угроз для представителей подрастающего поколения. В эпоху глобализации характерно повсеместное навязывание этой категории слушателей образцов западной поп-музыки. Подобных произведений создается бесчисленное множество. Притом что они отвечают определенным техническим стандартам звучания, их художественное качество нельзя признать удовлетворительным. Все эти произведения отличает примитивность построения мелодии (или точнее – того, что за нее выдается), гармонии, фактуры, композиционной формы, а главное – исключительно развлекательная направленность. Прослушивание этой музыки, как будто созданной на конвейере какой-то всемирной фабрики, вызывает ощущение пустоты, механического заполнения звукового пространства и внушает своим потребителям состояние бездуховности как ментальную константу.

Но ведь создание звукового фона – далеко не единственный путь развития музыки массовых жанров, о чем убедительно свидетельствует бытие этих жанров в советские времена. До сих пор в музыкальном обиходе помимо народных живут многие советские песни, как правило, содержательные и достойные по своему художественному уровню. И если в наши дни на отечественных телеканалах хотят представить что-то свое, родное, то вспоминают, прежде всего, о них.

А где оригинальная продукция, развивающая традиции народной и советской песни в последние 30 лет? Где новая профессиональная музыка, специально предназначенная для детей и подростков? – Ведь в советское время такой музыки создавалось немало. Увы, ничего нового, оригинального, опирающегося на богатые отечественные традиции в данной сфере на каналах телевидения и радио в последние десятилетия не пропагандируется. А в условиях образовавшегося вакуума примитивные образцы западной поп-музыки – оригиналы или их доморощенные копии активно внедряются в сознание не только представителей молодежи и подростков, но и детей.  

Игнорируя опору на традиции отечественного искусства и их развитие в творчестве современных профессиональных композиторов, поэтов и хореографов, отечественные каналы СМИ предельно упрощают художественные запросы подрастающего поколения, лишают его культурной идентичности и превращают в космополитичную массу безликих индивидов, легко управляемых извне. Преимущественная ориентация отечественных СМИ на убогую проамериканскую массовую культуру, несомненно, порождает угрозу культурологической безопасности национального масштаба.

Но, может быть, школьный урок музыки как-то компенсирует негативное воздействие музыкальной среды, в которую погружают каналы СМИ широкие массы детей, подростков и представителей юношества?

Один урок в неделю, однако, никак не может уравновесить многочасовые музыкальные бдения школьников у телевизора, за компьютером или на улице в наушниках. Кроме того, зачастую на этом уроке недостаточное внимание уделяется вовлечению школьников в слушание, исполнение, импровизацию и сочинение музыки. Неоправданно большое внимание на нем отводится вербальному ряду – рассказам учителя о биографиях композиторов, знакомству с теоретическими понятиями без привязки их к музыкальной практике, созданию литературных работ и рисунков на музыкальные темы, выполнению разнообразных контрольных работ, участию в викторинах, квестах, разумеется, также с «выходом за пределы музыки» и мн. др.

Получается, что из 45 минут такого урока едва ли набирается 5-10 минут на собственно музыкальную деятельность. Учитель занимается с учениками чем угодно, кроме главного – совместного музицирования с ними. Очевидно, что такие занятия малоэффективны. А, значит, школа в настоящее время не может ничего противопоставить негативному воздействию СМИ на музыкальное развитие школьников и возникающей на основе этого воздействия культурологической опасности. 

Что же нужно сделать, чтобы выставить заслоны охарактеризованным выше угрозам и выстроить систему культурологической безопасности школьников в музыкальной сфере?

Очевидно, что распространяемые по каналам СМИ произведения, основанные на текстах, в которых содержится пропаганда нацизма, религиозного экстремизма, уголовной субкультуры, азартных игр, употребления наркотиков и других форм асоциального поведения, должны быть исключены из эфира. Государство должно последовательно проводить политику контроля за деятельностью СМИ, ограничивая в них распространение продукции низкокачественной западной поп-музыки и подражающих ей отечественных поделок.

Возможно, определенную пользу принесет организация школьных и внешкольных мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение культурологической безопасности школьников в музыкальной сфере (беседы и классные часы, посвященные музыкальному искусству, экскурсии в музеи и пр.). Но все же главным в этой сфере видятся действия, направленные на совершенствование музыкально-образовательного процесса на уроке музыки, во внеклассной работе и дополнительном образовании.

Серьезную помощь учителям в данной работе могут оказать деятели педагогической науки. – Наивно ведь думать, что все проблемы музыкально-образовательной практики на сегодняшний день решены.

Пожалуй, главной из них является проблема внедрения в данную практику информационно-коммуникационных технологий с целью ее оптимизации. Вопреки своему названию данные технологии на занятиях по музыкальному искусству (впрочем, как и по всем другим искусствам) призваны не насыщать эти занятия информацией или интенсифицировать общение между учениками и с учителем. Особой пользы от таких подходов к построению музыкального обучения не будет. Главное – совсем в другом: новые технологии предоставляют ученикам новый инструментарий музыкальной деятельности, перспективный для обучения в общеобразовательной школе и школе искусств [6].

Клавишный синтезатор или оснащенный музыкальными редакторами компьютер, с одной стороны, придает музыкально-творческой деятельности интерактивный характер и тем самым делает ее доступной абсолютно для всех школьников. С другой стороны, цифровой инструментарий необычайно обогащает художественные возможности данной деятельности, включая в нее, помимо композиции, аранжировки и исполнительства, элементы звукорежиссуры и звукового синтеза [5].

Многокрасочное, объемное звучание создаваемого продукта позволяет любому школьнику почувствовать себя «человеком-оркестром», что, конечно же, становится мощным стимулом развития его мотивации к музицированию. А, следовательно, открывается перспектива для решения обозначенной Д.Б. Кабалевским ключевой проблемы массового музыкального образования:             «… заинтересовать, увлечь школьников музыкой…» [2, с. 6]. 

И именно курируемые государством научно-методические разработки могут послужить основой для широкого внедрения в образовательную практику новых, основанных на цифровом инструментарии видов музицирования школьников, тем самым делая данную практику значительно более широко распространенной и эффективной в воспитательном плане. А, значит, подобные научно-методические разработки будут способствовать выставлению заслона негативному воздействию повсеместно распространяемой поп-музыки на нравственно-эстетическое развитие школьников и направить это развитие в желаемое русло.

Еще одно важное направление государственной политики по обеспечению культурологической безопасности связано с организацией исследований в сфере электронной музыки, в т.ч. нацеленных на создание отечественного школьного синтезатора. Так, в недавнем Распоряжении Правительства РФ говорится о Российском рынке синтезаторов в 3 млрд. руб. (29 % от общего объема рынка музыкальных инструментов) и отсутствии в данном сегменте российских производителей [7, c. 6]; о необходимости разработки электромузыкальных инструментов и музыкальных инструментов с использованием синтетических материалов, в особенности – инструментов начального уровня [7, c. 12]; об отсутствии в РФ исследовательских центров и научных групп, на регулярной основе занимающихся разработками в области акустической физики музыкальных инструментов [7, c. 11].

Не вызывает сомнение, что обозначенные проблемы будут решены. Соответствующий исследовательский центр будет создан, и результатом его работы в т.ч. станет появление отечественного синтезатора, который найдет применение в практике школьного обучения. Такой инструмент должен отвечать задачам приобщения учеников к классической и народной музыке различных регионов России и быть недорогим. Отсутствие же его в настоящее время не только тормозит развитие массового музыкального образования в нашей стране, но и, как следует из приведенного документа, наносит ей заметный экономический ущерб. 

Еще одним направлением оптимизации музыкального образования в общеобразовательной школе является создание детского репертуара, что предполагает ее взаимодействие с профессиональными композиторами. Школа испытывает острый дефицит актуальных для современных детей и подростков произведений для хора и инструментальных ансамблей. Понятно, что наличие данного репертуара составляет ключевое условие успешного развития коллективного музицирования учеников, и его появление можно обеспечить через госзаказ.

Также перспективным является взаимодействие школы с профессиональными музыкальными коллективами в целях приобщения учеников к высоким образцам музыкального искусства. Притом речь идет не только о практикуемых посещениях ими оперных спектаклей и филармонических концертов, но и об инновационных педагогических технологиях и проектах.

Так, в ФГБНУ «ИХОиК РАО» разработана педагогическая технология интерактивной музыкальной деятельности, направленная на приобщение всех школьников к коллективному музицированию [3]. Данная технология в т.ч. предусматривает их участие в исполнении опер и музыкальных произведений на филармонических концертах вместе с профессиональными коллективами.

Так, в рамках проекта «Дети на оперной сцене» в Перми, Самаре и Йошкар-Оле многие тысячи школьников приняли участие в постановке 10 классических опер. В Москве, Перми, Тамбове и Якутске в последние несколько лет состоялось 18 полномасштабных концертов проекта «Музицирование для всех», в рамках которых несколько тысяч школьников в составе различных ансамблей выступило на одной сцене вместе профессиональными оркестрами народных инструментов. Подобные инновационные проекты способствуют повышению интереса детей и подростков к музыкальной деятельности – на школьном уроке, во внеурочных занятиях, дополнительном образовании и самым благоприятным образом сказываются на их музыкальном и нравственно-эстетическом развитии [4].

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Культурологическая безопасность, понимаемая как состояние защищенности культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, является важным компонентом безопасности отдельной личности, различных социальных групп и государства. Многие угрозы культурологической безопасности школьников в наши дни связаны с новой цифровой реальностью, обусловившей кардинальное увеличение объема воспринимаемой ими популярной музыки. Притом эта музыка зачастую основана на безликих проамериканских стилистических шаблонах и отличается низким художественным качеством, а озвучиваемые в ее сопровождении тексты нередко носят деструктивный характер. Что отрицательно воздействует на неустойчивую психику детей и подростков и содержит угрозу утраты ими культурной идентичности.

Для купирования этих угроз необходимо содействие государства. Музыкальная продукция, основанная на одиозных идеях, должна быть исключена из ротации в СМИ. Необходима целенаправленная работа по совершенствованию школьного музыкального образования с помощью: активизации его научно-методической поддержки; создания отечественного цифрового инструментария, предназначенного для музицирования школьников; организации госзаказа профессиональным композиторам на создание учебного музыкального репертуара; поощрения различных форм взаимодействия школы с профессиональными музыкальными коллективами, в т.ч. в рамках художественно-образовательных проектов «Дети на оперной сцене» и «Музицирование для всех».

ЛИТЕРАТУРА

1. Забелина, Н.В., Бодня, М.С., Блинков, Ю.А. Безопасность жизнедеятельности: социальные аспекты [Электронный ресурс] / Н.В. Забелина, М.С. Бодня, Ю.А. Блинков. Курс лекций. – Курск – 2009. – URL: https://lektsii.org/9-72244.html https://lektsii.org/9-72244.html

2. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] / Д.Б. Кабалевский // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 - 8 классы / Под руководством Д.Б. Кабалевского. 3-е издание. – М.: Просвещение. – 2006. – 225 с., с. 5-18.

3. Красильников, И.М. Интерактивное музицирование – путь приобщения школьников к продуктивной музыкальной деятельности [Текст] / И.М. Красильников / В книге: Педагогика искусства и современное художественное образование. Монография. Руководитель проекта Е.М. Акишина. – Москва. – 2017, с. 168-182.

4. Красильников, И.М. Красильникова, М.С. Интерактивные музыкально-образовательные проекты как путь социализации детей и подростков [Текст] / И.М. Красильников, М.С. Красильникова // Искусство и образование. – 2020. – № 4 (126), с. 205-214.

5. Красильников, И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. Методическое пособие для преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств [Текст] / И.М. Красильников / Методическое пособие для преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств. – Москва. – 2007. Сер. Вып. 9. Библиотечка журнала "Искусство в школе".

6. Красильников, И.М. Развитие музыкального образования в современном мире [Текст] / И.М. Красильников // Педагогика. – 2010. – № 10, с. 88-94.

7. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2021 г. № 1582-р «О стратегии развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования до 2030 г.» [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства РФ. – URL: http://government.ru/docs/all/135010/