ОБЛАЧНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НОВЫЙ МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР В СФЕРЕ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мезенцева Светлана Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хабаровский государственный институт культуры»

Аннотация: 
В статье рассматриваются современные информационные ресурсы и технологии в качестве возможного метода взаимодействия в рамках «диалога культур» в музыкально-образовательном процессе. Рассматриваются основные облачно-ориентированные технологии, которые представляют интерес для педагога-музыканта в вузе, приводится их краткий обзор; проведён анализ наиболее перспективных сервисов в работе педагога-музыканта и приводятся примеры их применения на практике.

Процессы технологизации современной культуры и образования все больше входят в круг проблем мирового научного сообщества. Цифровые и музыкально-компьютерные технологии как феномен современной культуры и образования все чаще становятся предметом исследования и научных споров. Современные исследователи пытаются выявить специфику таких технологий, определить возможности и пределы технологизации музыкального творчества в современной культуре, рассмотреть музыкально-компьютерные технологии как культурно-цивилизационный феномен,  культурно-трансляционную систему и инновационно-креативную область знания и творчества. В настоящее время благодаря научно-технической революции произошли кардинальные изменения коммуникационного пространства, в котором происходит взаимодействие культур. Сегодня современные информационные технологии, в том числе, и «облачно-ориентированные», становятся новым инструментом взаимодействия культур и трансляции знаний, который постепенно входит в сферу высшего музыкально-педагогического образования.

Облачно-ориентированные технологии оказывают непосредственное влияние на характер межкультурного диалога, стирая географические границы и языковые барьеры. В области  высшего образования вопросы применения «школы диалога культур» еще достаточно размыты, хотя именно в вузовскую систему попадает большое количество иностранных обучающихся, невольно попадающих в ситуацию диалога культур. Именно здесь формирование межкультурных компетентностей обучающихся и педагогов, обучение навыкам толерантности, взаимодействиям на основе межкультурного диалога является одним из важных условий, выстраивания отношений с представителями других культур. Перспективность применения облачно-ориентированных, музыкально-компьютерных технологий открывают поистине бескрайние возможности в этой сфере.

Современные облачные технологии позволяют педагогу-музыканту организовать свое пространство в сети и обеспечить коммуникацию с любыми обучающимися – участниками «культурного диалога».  Облачные технологии  стремительно внедряются в образовательную деятельность: в большинстве образовательных учреждений ведутся электронные дневники, преподаватели имеют личные электронные кабинеты, персональные сайты, на различных платформах создаются электронные учебники, предлагаются продукты, обеспечивающие возможность самостоятельного обучения (в частности, мобильные образовательные технологии, приложения для планшетных устройств).  

Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прочно вошли в область учебно-методического обеспечения учебного процесса в сфере высшего музыкально-педагогического образования. В частности, электронные каталоги, электронные библиотечные системы (ЭБС «Университетская библиотека онлайн», ЭБС «Издательство Планета музыки» и др), полнотекстовые базы данных (например, Web of Science, БДЭС «Культура» и др.). Научные электронные библиотеки (eLIBRARY.ru, «Киберленинка» и др.). Электронные библиотечные системы предлагают возможность создания личного кабинета, через который возможен обмен информацией педагога со своими студенетами.

Среди множества облачных технологий, перспективных с точки зрения взаимодействия культур можно выделить следующие: облачные хранилища (диски); облачные презентации; различные конструкторы сайтов; конструкторы электронных учебников (книг); электронные доски и т.п.

Остановимся на обзоре сервисов на платформе  Google [7], которые представляют интерес для педагога-музыканта в вузе с точки зрения взаимодействия культур. Так, с помощью сервисов Google можно организовать деятельность с различными участниками образовательного диалога: создавать и совместно редактировать документы, используя продукт «Документы-Google»; оздавать видео-каналы,  размещать в сети собственные видео-материалы; создавать и конструировать Веб-сайт на базе продукта Google-сайт. Важнейшим качеством облачных технологий в сфере взаимодействия культур является возможность создания виртуального пространства общения. Наиболее интиересными в этом смысле  являются следующие сервисы Google: Gmail — бесплатная электронная почта, YouTube — видеохостинг, Google-Диск — продукт для хранения файлов с возможностью открытия доступа и совместного редактирования. Google-Hangouts — сервис обмена мгновенными сообщениями, видео- и голосовая связь.

Google-cайт — это,  помимо прямой функции представления информации владельца, - возможность организации удаленного общения и обучения. Владелец сайта открывает доступ другим пользователям в качестве соавторов. На платформе Google-cайт можно создать электронный учебник или методическое пособие. Размещая учебную информацию различного формата, педагог имеет постоянную обратную связь, возможность оnline общения с обучающимися. В такой учебной ситуации, на наш взгляд, происходит реальное воплощение принципа «диалога культур»: если русскоязычный контент поддерживается переводом на иностранный  язык. Студенты в режиме реального времени могут задавать вопросы, писать комментарии, отвечать на задания, добавлять свои материалы и предложения и получать обратную связь.  Включая в электронный учебник с помощью Формы Google тесты, опросники можно проводить различные формы текущей и промежуточной аттестации в режиме реального времени. Удобна функция отчета о результатах (в таблице отражаются время ответа на вопрос и правильность ответа). Среди других вариантов различные разработчики предлагают платные и бесплатные варианты конструкторов сайтов (Wix.com, Jimdo.com и др.).

Современные облачные хранилища, диски  (Google Drive, Dropbox, Mega, Яндекс.Диск, Облако@mail.ru, ОAmazonWebServices, ADrive, Bitcasa, Yunpan 360, 4shared, SugarSync, Box.net, OneDrive (ex. SkyDrive), iDrive, OpenDrive, Syncplicity, MediaFire, Cubby.com) позволяют хранить информацию на удаленном сервере. Открыта возможность предоставления другим пользователям доступа к файлам, хранящимся в облачном хранилище, регулирования уровня доступа.

 Облачные презентации  все больше завоевывают популярность.  В последнее время появилось достаточное количество альтернатив популярному инструменту PowerPoint  (например, Prezi, Google-презентации). Такие презентации также могут быть доступны любому участнику диалога с возможностью внесения своих изменений. Избегается - например, в педагогической практике -  необходимость конспектирования. Преподаватель может открыть доступ к своим учебным презентациям, таким образом внедряя методику «электронных лекций» с возможностью диалога.

Также позволяет общаться в удаленном доступе в режиме реального времени  и потенциал Google-Hangouts: это редактирование материалов, обмен текстовыми данными и комментариями, с возможностью видеоконференций.

Думается, что уже в ближайшем будущем применение продуктов, которые имеют потенциал в образовательной и культурологической сфере, станут неотъемлемой составляющей частью информационного образовательного пространства, новым видом трансляции знаний. Наши предположения основываются не только на исследовательско-теоретическом обобщении научных и научно-методических работ в этой области (труды И.Б. Горбуновой, М.С. Помазенковой, А. Камериса, Л.Ю. Романенко, Г.Р. Тараевой, Т.Н. Каменевой и др.), но, в том числе, и на личном опыте применения в работе с иностранными студентами из КНР нового типа учебно-методического обеспечения – сетевого электронного двуязычного учебного пособия «Теория музыки» для иностранных студентов вуза из КНР на базе Google-сайт [6]. Опыт применения сетевого электронного учебника показал повышение продуктивности освоения учебной дисциплины в on-line и off-line режимах. В работе с иностранными обучающимися из КНР эта возможность является особо ценной, т.к. способствует адаптации в иноязычной среде и открывает новые перспективы в области диалога культур. По мнению Р.Л. Давлатова «если в общем посмотреть на функции коммуникативных взаимодействий, происходящих через компьютерно-опосредованное общение, то можно выделить следующие функции, непосредственно вытекающие из мотивации их участников: собственно саму коммуникативную функцию, функцию самопрезентации, развлечения, функцию сплочения и удержания социальных связей, рефлективную, а также психотерапевтическую функцию» [5]. Особо важным в этом ряду представляется момент сплочения и сближения культур.

Таким образом, современные облачные технологии позволяют организовать свое пространство в сети и обеспечить коммуникацию с различными участниками «культурного диалога». Новейшие информационные продукты представляются уникальными инструментами передачи информации, необходимыми не только для повышения качества современного образовательного процесса, но и – шире – для выхода на качественно иной уровень   вопросов диалога культур. Общение с помощью таких современных инструментов трансляции позволяет актуализировать новые возможности получения, хранения и передачи информации, а также раскрывают перспективы в художественном образовании, музыкальной педагогике и в сфере взаимодействия культур.

 

1. Митенкова А.А. Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся. [Электронный ресурс]: URL: www.kirov.spb.ru/sc/393/Mitenkova_google.pdf

2.     Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования // Научное мнение. 2015. № 3-2. С. 68-82.

3.     Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 69-73.

4.     Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. Т. 4. № 9. С. 123-138.

5.     Давлатов, Р.Л. Роль современных информационных технологий в глобализации и взаимодействии культур : автореф. дис. … канд. фил. н.: 09.00.11. [Электронный ресурс]  – Душанбе, 2014. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/rol-sovremennyh-informatsionnyh-tehnologiy-v-globalizatsii-i-vzaimodeystvii-kultur#ixzz50dlJLXOo

6.       Мезенцева С.В. Теория музыки. Электронное учебное пособие для иностранных студентов вуза на базе Google-сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/muzykalnaateoria/

7.     Google: о продуктах: https://www.google.ru/intl/ru/about/products/