ОБРАЗ НАРОДНОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ В ФОРМИРОВАНИИ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ (Часть 2)

Кашекова Ирина Эмильевна (1), Севрюкова Надежда Владимировна (2), Кононова Екатерина Алексанровна (3)

(1) доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, член Московского союза художников

(2) кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, член Творческого союза художников России

(3)  кандидат педагогических наук, ученый секретарь

(1-3) Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» 

Аннотация: 
В статье исследуется педагогический потенциал народной игры и игрушки и их влияние на формирование картины мира ребенка в традиционном и современном обществе. Народная игрушка рассматривается с позиций ее первоначального восприятия, как атрибут ритуальных действий, определяющий характер взаимоотношений человека с миром, так и современные представления о роли игрушки в воспитании ребенка. Целью авторов является поиск ответов на актуальные вопросы, среди них: каким потенциалом в воспитании и поддержании душевного здоровья ребенка располагает игрушка; что особенного есть в образе народной игрушки, что привлекает к ней внимание детей и взрослых сегодня; стоит ли чему-то поучиться современным художникам и изготовителям игрушек у старых мастеров и если – да, то чему именно; можно ли говорить о педагогическом потенциале современных игрушек; как использовать педагогический потенциал народной или современной игрушки в воспитании ребенка; нужно ли с детского возраста раскрывать ребенку представления о картине мира и др.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.8975.2017/8.9)

Образ этнической игрушки и его влияние на развитие народа

Образ народной игрушки, сложившийся в глубокой древности, имеет знаково-символический характер, определяемый ее магическими функциями. Так, образ коня у многих народов ассоциировался с солнцем, достатком, хорошим урожаем, поэтому конек, размещенный на крыше избы, должен был принести в дом благополучие и удачу, а многочисленные резные узоры, обрамляющие фронтон дома «предохраняли» от грозы, ураганов, засухи и других напастей. Декоративные резные орнаменты на наличниках вокруг окон и дверей предназначались для охраны внутренних помещений от злых духов, а их обитателей от болезней. Игрушки, поставленные между оконных рам или напротив окна, как мы уже упоминали, также предназначались для сохранения благополучия и здоровья обитателей дома.

Изначально многие игрушки представляли ритуальные предметы. Все они имели глубокий символический смысл, утраченный со сменой религиозных представлений и заменой их функций [3] . Однако в народной среде еще многие века сохранялась вера в магическую силу игрушек. Среди них различные трещотки, погремушки, кони, птицы, олени, безликие изображения женской фигуры и др. Возможно, первая кукла представляла Великую богиню, находящуюся за гранью добра и зла или Великую Богиню-мать, чьи многочисленные образы можно найти в народной вышивке и в керамике. В сохранившихся пинежских заговорах, в тульских поверьях упоминаются игрушки, переманившие на себя или на обидчика болезни. Люди верили, что если посвистеть в свистульку, вылепленную из глины и сказать: «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал» человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет [10]. От разных недугов использовались специальные свистульки. В избе их обычно помещали против окна, чтобы они «не пропускали» болезнь и зло в дом. Существует предание о том, что в стародавние времена в город Вятку пришла страшная весть о том, что на город идут полчища врага. Горожане послали своего гонцы с просьбой о помощи к соседнему князю, наглухо закрыли ворота и всю ночь готовились к обороне. Рано утром в туманной дымке они увидели, что к городу приближается большое войско и открыли огонь. Когда окончательно рассвело и дым рассеялся, вятчане в ужасе обнаружили, что перебили соседей, пришедших к ним на помощь. Погибших похоронили, справили по ним тризну, а чтобы отогнать злых духов, которые, по мнению, горожан спровоцировали путаницу, свистели во множество свистулек. С тех пор каждый год в день печального события устраивался обряд поминовения усопших, который получил название «Свистунья» или «Свистопляска»: и стар и млад свистели в свистульки, изображавшие птиц и зверей и верили в то, что отгоняют злые силы и привлекают добрые. Проходило время, не осталось в живых очевидцев страшного события, печаль улеглась, а праздник и игрушечный промысел дожил до наших дней. Игрушки стали нарядными, яркими, многоцветными и своим видом никак не напоминают о причине своего происхождения. Речь идет о знаменитых дымковских игрушках.

В символике любой народной игрушки отражается опредмечивание определенных смыслов. Образные игрушки, являясь иконическими знаками обозначения предметов, изображали птиц, зверей людей. Так, кукла – это иконический знак человека [11].

Игрушки, изображающие коня, представляют иконический знак этого животного. Кроме перечисленных выше качеств этот образ наделялся еще и силой реинкарнации души человека после смерти. Это соотнесение коня как образа солнца с возрождением души основано на представлении о том, что солнце день проводит в Земном мире, а ночью уходит в Подземный мир, при этом каждое утро оно возрождается заново. Наблюдение за явлениями природы давало людям надежду на то, что и душа человека, уходя на время в Загробный мир, возродится вновь. Зачастую в этой символике участвовали два коня, конь-качалка или конь с двумя головами. Та же символика у игрушек «день - ночь», которые предстают иногда в образе куклы-перевертыша, одетой с одной стороны в светлые или яркие одежды, с другой в темные; другой вариант такой куклы: на первый взгляд обычная тряпичная кукла в длинной юбке, но если перевернуть ее вниз головой и вывернуть юбку, явится новый – темный – образ куклы-ночи.

Будучи порождением народа, игрушки воспитывают и развивают народ. Они, в определенном смысле являются зеркалом, в котором отражаются вкусы и мировоззрение этноса. Таким образом, знакомство с традиционными народными игрушками дает представление о характере народа, о его культурном опыте, позволившем создать подобную игрушку. У ребенка, играющего с народной игрушкой, формируется впечатление об образе народного костюма, орнаментах, излюбленном колорите, а также благоприятное мироощущение и позитивное мироотношение.

Символом и моделью Мирового дерева являлись погремушки, а его крону, т.е. Небесный мир, представляли мячи. Люди полагали, что игрушки, символизировавшие добро благоприятно влияют на играющего ими ребенка. Символические изображения солнца, коня, Матери-Земли, Древа жизни в игрушках по представлениям народа замещают оригинал, а значит, служат оберегами. Возможно, именно по причине опасения навлечь на ребенка негативную энергию в культурной традиции народов России отсутствуют демонические образы игрушек или образы отрицательных персонажей.

Народные игрушки способствуют светлому и жизнерадостному постижению многообразия мира. Своей простотой, схематичными, иногда примитивными формами они стимулируют домысливание, достраивание образа в сознании ребенка, понимание им разницы между реальностью и обобщением, конкретикой и типизацией, а значит, способствуют творческой деятельности. Освоение учащимися начальной школы языка знаков и символов древнего искусства, использующегося и поныне в украшении народной игрушки, придаст игре новые смыслы. Особенно креативна, по мнению специалистов, «игрушки изначальные» или архетипические, т.к. они не претендует на определенный способ игры, а дает простор фантазии и поощряет многочисленные варианты действий. К таким игрушкам можно отнести: мячи, веревочки, обручи, щепочки, шишки, палки и др. [1]. Можно с высокой степенью точности предположить, что креативная игрушка выросла из игрушки народной, осмысленной и усовершенствованной не одной сотней поколений.

Роль образа народной игрушки в развитии визуальной культуры ребенка.

В познании человеком мира преобладающую роль сегодня играет визуальная информация, поэтому адаптация ребенка в социокультурном пространстве ХХI века тесно связано с его способностью адекватно воспринимать зрительные образы. В связи с этим остро встает вопрос развития визуальной культуры, как части общей культуры растущего человека. Визуальная культура определяется нами как способность наблюдать, замечать, сравнивать, интерпретировать визуальные образы, давать им эстетическую оценку [2, 4, 5]. В визуальную культуру взрослого включается опыт распознавания и определения визуальных кодов, разработка пути поиска информации и визуальной коммуникации, умение при восприятии объектов и художественных произведений переводить их из одной модальности в другую. Все эти качества – залог успешности современного человека – необходимо развивать с раннего детства. При правильно выбранных педагогических подходах и методах к этому процессу одновременно будут формироваться ассоциативная память, индуктивное мышление, когнитивность; развиваться эстетическое отношение к миру.

Необходимое условие успешности современного человека – когнитивность – представляет процесс умственного восприятия и переработки информации. Но учитывая, что основной способ передачи информации в современном мире – визуальный, визуальная грамотность как необходимый компонент визуальной культуры, окажет существенную поддержку в когнитивном развитии ребенка. Освоение ребенком значений тех или иных образов, а также элементов декора разбудит фантазию и послужит мотивом к придумыванию собственных сказок и историй, героями которых будут кони, олени, всадники, барыни, птичницы и другие персонажи изделий народных промыслов.

Народные игрушки, обладающие такими качествами как эстетичность, яркая выразительность образа, обобщенность, символичность благоприятствуют развитию, отмеченных выше критериальных качеств визуальной культуры [4]. В процессе любования игрушкой и игры с ней ребенок учится различать общее и особенное в изделиях разных народных промыслов, вычленять главные признаки, объединяющие игрушки одного стиля, находить типические черты промысла и др. Народные игрушки – глиняные, тряпичные, деревянные, как правило, имеют обтекаемую, пластичную форму, их приятно держать в руках, они радуют глаз, сообщают хорошее настроение.

Правильная игрушка: функциональные свойства и художественный образ игрушки

В современном промышленном производстве, включающем проектирование изделий, важную роль играет эргономика, в задачи которой входят знания о правильной организации рабочего места, о проектировании удобной и практичной мебели, о дизайне предметов, с точки зрения их удобства для человека [7]. Эргономика учитывает физиологию и психологию человека и отвечает на вопрос: правильная вещь или нет. Входит ли игрушка в круг интересов эргономики? Какую игрушку можно считать правильной?

В детском саду № 52 «Солнечный зайчик» был проведен опрос детей из двух групп дошкольного возраста. Воспитатель Р. Липатова опубликовала мнение детей о том, какой, по их мнению, должна быть правильная игрушка [6]:

интересной;
красивой;
не содержать много деталей, которые вываливаются из рук;
увлекательной, не надоедать за один день;
мягкая игрушка приятная на ощупь и к щеке;
игрушка не должна царапаться;
все детали должны функционировать.

Взрослые, оценивая функциональные свойства игрушки, прежде всего, смотрят на ее социальную значимость. Для них важно, чтобы игрушка была:

занимательна (привлекает ребенка и способна долго не надоедать) ;
воспитывающая (соответствует определенным задачам воспитания);
сообразна возрастной категории и запросам ребенка; 
надежна (сохраняет внешний вид, конструкцию, цвет и другие параметры); 
эргономична (учитывает физиологию и психологию ребенка);
эстетична (позитивно воздействует на внутренний мир ребенка, образна, гармонична по цвету и конструкции, пропорциональна, выразительна, целостна по композиции, мастерски выполнена);
безопасна и безвредна (не причиняет вреда здоровью ребенка: не царапает, не колет, не ударяет электрическим током, не раздражает кожу, не вызывает отравление; материал изготовления не имеет резкого, неприятного запаха, который, как правило является показателем присутствия в изделии ядовитых или токсичных соединений; конструкция не должны способствовать накоплению грязи, пыли, микробов и т.д.).

Кроме функциональных свойств в воспитании ребенка значимую роль представляет художественный образ игрушки. Дети любят игрушки, изображающие героев любимых мультфильмов: Карлсона, Винни Пуха, Буратино и др., при условии, что образы этих персонажей не искажены и соответствуют образам прототипов.

В образах народных игрушек разных промыслов видна художественная специфика промысла, воплощены лучшие свойства материала, они эргономичны, эстетичны, безопасны, занимательны, активизируют познавательную деятельность и т.д., т.е. оптимально соответствуют всем необходимом для правильной игрушки параметрам.

Замечательным качеством игрушек, изготовленных в местах бытования народных промыслов, является их абсолютная оригинальность. Даже сделанные из одного материала, украшенные похожей символикой изображения коней, птиц, медведей, женских и мужских фигур имеют свою, специфику, свойственную только тому художественному промыслу, к которому они принадлежат.

Например, все мастера, которые вырезают игрушки из дерева, прекрасно знают пластические свойства древесины и мастерски применяют их в создании скульптурных форм. Виртуозное владение ремеслом, позволяет им выработать свои особые приёмы резьбы. Так, богородские мастера пользуются маховой резьбой в декоративной обработке и порезке поверхности изделия. Художественный образ богородской игрушки способствует развитию художественного воображения, дает простор фантазии ребенка и формирует его абстрактное мышление [8, с.549]. Варьируя длину, ширину и направление резьбы на поверхностности игрушек, мастера умело передают складки одежды человека, особенности шерстяного покрова животных, оперение птиц. Это позволяет им в образах игрушек чрезвычайно точно и реалистично изображать характерные черты зверей, птиц, животных, человека. Игрушки забавны, не лишены юмора, конструктивны. Форма богородских игрушек очень выразительна и пластична.  (рис. 1-2).

Не менее выразительна и пластична форма изделий у народных резчиков, не представляющих прославленные промыслы, но в работах продолжающие традиции своего края, это художники: Е. Курочкин (Вологда), И. Фролов (Нижний Новгород, Суздаль), С. Терещенко (Алтай) и др.

Работы Евгения Курочкина – историка по образованию, при относительно небольших размерах отличаются подлинной монументальностью. Вырезанные из дерева и раскрашенные рельефы с видами старой Вологды, строгие и трогательные фигуры святых или жителей дореволюционной Вологды напоминают традиции северной деревянной скульптуры (рис. 3-4).

В небольших по размерам, но весьма выразительных образах путников, леших, мудрых старцев мастера одного резца – Игоря Фролова оживают мифопоэтические образы русских сказок, исполненные истинно философского смысла. Лишенные излишней детализации работы мастера по глубине и содержательности сродни персонажам картин М. Нестерова (рис.5).

Мастер из Горного Алтая Сергей Терещенко, используя приемы пальчиковой резьбы, создает удивительные по ощущению целостности монолитные скульптурки древних языческих славянских богов и алтайских шаманов, исполненные старинной романтики. Их небольшие размеры не отнимают у образов ощущение монументальности и в то же время они удивительно органично размещаются в ладони. Ощущение теплой, бархатистой поверхности кедра в соединении с компактной обтекаемой формой вызывает желание не выпускать фигурку из руки (рис. 6-7).

Веет древнеславянской стариной от вырезанных из дерева незатейливых «плотницких» игрушек мастера из Кижей – Дмитрия Москина. Такие игрушки делали  своим детям крестьяне Русского Севера. Игрушки по своей архаичности напоминают традиционную деревянную и каменную символическую скульптуру. В них особенно явственно прослеживается образовательная функция: передача ребёнку комплекса знаний: космогонических, мифологических, нравственных.

Собирательность образов персонажей Д. Москина, лишенных индивидуальных черт, отсылает к древней традиции, когда мастер, создавая сакральную скульптуру или ритуальную игрушку, выражал не собственное  - Я, а коллективное миропонимание.

Столь же многообразны и увлекательны изделия из глины. Знаменитые дымковские, филимоновские, абашевские, каргопольские, калининские и др. игрушки радуют глаз и согревают душу не одному поколению детей и взрослых. Все они самобытны, оригинальны, необычайно остроумны в своей интерпретации реального мира. Изображения животных, птиц, женские образы обобщены, стилизованы, декорированы, но в них отчетливо читаются реальные образы. Мотивы для сюжетных сцен мастера берут из жизни.

Изумительна по своей трогательной наивности не столь популярная, но существующая почти 200 лет, хлудневская игрушка из Калужской области. Самобытность и чувство юмора мастеров выражается в ярких образах забавных персонажей и в названиях игрушек: Населенное Древо (Древо жизни), грематушки (погремушки), гудуха (звуковая игрушка), коты с балалайками, петухи с гармошками  и др.

Игрушки забавны, с ними можно не только играть, но и разучивать народные русские прибаутки и потешки. Например, игрушки «Фома на курице» и «Тимошка на кошке»:
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.

Искусство керамической игрушки не стоит на месте, оно развивается, на основе народных традиций появляются совершенно новые необычные персонажи и сюжеты. Среди них авторские работы из Углича, в которых мастер создает удивительно выразительные образы-перевертыши, соединяя фигуры зверей, птиц, людей. Свистульки-перевертыши Валерия Куртмулаеване оставляют никого равнодушным (рис. 7). Их хочется рассматривать снова и снова, т.к. всякий раз можно наблюдать новые нюансы.  В игрушках отражены пословицы и поговорки, загадки и потешки, простонародные выражения и мифические персонажи. Забавных фигурки дают простор для фантазии, в них можно играть ивыдумывать разнообразные сказочные истории, героями которых будут Крококот, Мухослон,  Рыбочиж и др. 

Своя специфика у игрушек Михаила Шмарова из Костромской области. Он  не просто продолжает славные традиции петровской игрушки (село Петровское Сусанинского района Костромской области), но и вносит в них свое авторское видение. Его игрушки – берегини и кормилицы, скоморохи и мужики с немудренными музыкальными инструментами, олени и козероги, гуси и петухи – исполнены волшебной, чарующей  символики. Символично и то, что все игрушки свистульки, т.е. по древним поверьям имеют магическую, оберегающую функцию. Содержание образов раскрывают близкий к природе буро-зеленый цвет поливы и архаический орнамент – точки, штрихи, елочки.  В проспекте, посвященной творчеству мастера, авторы написали: «И все же жаль, что не у всех наших детей есть его игрушки-свистульки, не все могут потрогать их руками, почувствовать загадочный мир, придумать …разные истории» (Н.Ф. Вяткина и М.Г. Вяткин).

Заключение

    Формирование Картины или образа мира у детей дошкольного и младшего школьного образа одна из важных задач образования. Несмотря на субъективность Картины мира и зависимость от многих личностных факторов в целом базовые представления о мироустройстве и мироотношение начинают создаваться с детства. Это накладывает на взрослых – родителей, воспитателей, учителей – особую ответственность, как перед ребенком, так и перед государством.  Важно, как ребенок по мере своего взросления будет воспринимать окружающий мир: черным или светлым, неустойчивым и опасным или надежным и готовым прийти на помощь? От этого зависит его жизненная позиция, уверенность в себе, способность добиваться поставленной цели,  ценностное отношение к миру, а значит и жизненный успех.  Способствовать тому, чтобы образ мира и мироощущение ребенка были позитивны, могут  народные игрушки и современные, если их создатели руководствовались теми же принципами, которым следовали народные мастера.

 

ЛИТЕРАТУРА

Аркин, Е.А. Ребенок от года до четырех лет [Текст] / Е.А. Аркин. – Л.: Учпедгиз, 1931.
Зись, А.Я., В поисках художественного смысла. Избранные работы [Текст] / А.Я. Зись. — М.: Искусство, 1991.
Кашекова, И.Э. Изобразительное искусство. Учебник для вузов. – [Текст] / И.Э. Кашекова. – М.: Академический Проект, 2009 – 853 с. (Фундаментальный учебник)
Кононова, Е.А. Определение критериев визуальной культуры личности / Е.А. Кононова // Педагогика искусства. – 2015. – № 2. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_ pdf/kononova_14-20.pdf .
Лазарев, М.А. Визуальная культура в современном мире [Текст] / М.А. Лазарев, Е.А. Кононова // Инициативы XXI века. – 2014. – № 3. –– С. 102–103.
Липатова, Р. Правильные игрушки. 2011 г. URL: https://la-vida.ru/child.php?cod=368
Мунипов, В.М., Зинченко, В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник [Текст] / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. – М.: Логос, 2001. — 356 с.: ил.
Севрюкова, Н.В. Динамическая игрушка и воспитание ребенка. [Текст] / Н.В. Севрюкова // Гуманитарное пространство. Международный альманах, – 2016. - том 5, № 4 – С. 539-550.
Селезнева, Е.В. «Картина мира»: концептуальность метафоры, метафоричность концепта [Текст] / Е.В. Селезнева // Мир психологии. – 2017. – № 2 (90).
Славянские древности, Т. 2. Этнолигвистический словарь [Текст] / под общей редакцией Н.И. Толстого. – М.: Международные отношения, 1999.
Теплова, А.Б. К вопросу о содержании посреднических функций образной игрушки / А.Б. Теплова // Социальное воспитание.  – 2013. – № 2. – С. 25–30.