Образ руководителя в представлении современного студента

САВИН АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ

кандидат педагогических наук, заместитель начальника Учебного Центра по подготовке и повышению квалификации (г. Владимир) 

Аннотация: 
В статье разбирается вопрос управления, а именно управления человеческими ресурсами, применяются подходы «психологии управления». Показывается личность руководителя, психологические аспекты и его деятельность.

Деятельность современного руководителя характеризуются: высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне организации, быстрой сменой событий, людей и действий. В литературе очень много говориться о личностных качествах руководителя. Но не меньший интерес представляет мнение самих подчинённых (общественное мнение) о современном руководителе. Какой руководитель нужен сегодня? Какие личностные особенности, профессионально-важные качества люди ценят в руководителе и под началом какого руководителя они охотно бы стали работать. Изучение общественного мнения о современном руководителе также даёт возможность увидеть издержки в деятельности сегодняшнего управления, негативные черты современного руководителя, отношение людей к руководству. Одним из способов изучения общественного сознания является изучение социальных представлений о современном руководителе. Социальное представление – это общественное, обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, идеологические взгляды, знание, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность. Наука не вытесняет эти обыденные убеждения, напротив научные представления и здравый смысл в той или иной мере трансформируются друг в друга. Таким образом, изучая социальные представления о современном руководителе (сеть понятий и утверждений о нём), можно узнать достоинства и недостатки современного руководства, выявить тот желаемый, идеальный образ руководителя который очень импонирует людям, и с которым они с удовольствием хотели бы работать. В эксперименте приняло участие 90 человек. Это количество соответствует требованию  репрезентативности выборки - на её основе правомерно делать выводы о генеральной совокупности. Из них 45 испытуемых женского пола и 45 мужского. Дифференциация по возрасту осуществлялась в соответствии с возрастной периодизацией жизненного цикла человека, принятой на Международном симпозиуме по возрастной периодизации в Москве и представленной Ананьевым Б.Г. Выборка состояла из 15 юношей и 15 девушек в возрасте от 16 до 20 лет, 30 мужчин и женщин первого периода взрослости (21-35 лет) и 30 - второго периода взрослости (36-60 лет). Таким образом, всех участников можно объединить в 3 возрастные группы. С целью выявления содержания представлений людей разных возрастных групп о современном руководителе использовались: метод ассоциаций, графический метод, метод анкетирования, методика «Личностный дифференциал». Первым был применён метод свободных ассоциаций, оценка полученных данных осуществлялась с помощью процедуры контент-анализа. Можно говорить о ядерной и периферийной составляющих представления. Ядерная составляющая образа современного руководителя (наиболее устойчивые и часто повторяющиеся элементы) воспроизводит отношения современного руководителя с людьми и к ним, а также включает информацию о его интеллектуальных, нравственных и волевых чертах личности. Периферийная составляющая включает информацию о внешности современного руководителя, возрасте, половой принадлежности, материальном и семейном положении. Высказывая свои представления, респонденты неоднократно подчёркивали идеальность и желаемость получившегося образа. Так, например, неоднократно встречались высказывания с приставкой «должен» или «…такой, каких не бывает». Таким образом, на основе представлений респондентов выделился идеальный (желаемый) образ современного руководителя, неотъемлемыми чертами которого были: 1. Ориентация на коллектив (внимание к служащим, понимание, доброжелательность, чувство такта). 2. Знание своего дела (компетентность, профессионализм). 3. Честность и порядочность. 4. «Сильный» характер (уверенность, независимость, стойкость, сила, выдержка). По результатам проведения графического метода было получено 90 графических изображений (рисунков) современного руководителя. Все рисунки можно разделить на 3 большие группы, получившие следующие название: «некинетический рисунок»; «кинетический рисунок»; «метафорический рисунок». Подводя итог по результатам, полученным с помощью данного метода, можно сделать следующие выводы:  Существует жёсткая стереотипизация представлений относительно пола и внешнего вида современного руководителя. 79% респондентов представляют современным руководителем мужчину, одетого в деловой костюм, с галстуком. Отмечается снижение стереотипизации представлений относительно пола современного руководителя в 1-ой возрастной группе (16-21 лет), что отражает влияние более активной деятельности женщин (проявляющейся в последнее время) в направлении начальственных этажей. Неотъемлемым атрибутом современного руководителя является портфель или папка с бумагами, что предполагает в представлениях респондентов постоянную работу руководителя с бумагами, несение им юридической ответственности. Профессиональная деятельность современного руководителя в наибольшей степени ассоциируется у респондентов с пустым кабинетом, офисным оборудованием и техникой (из рисунков: «человек, работающий за столом, за компьютером, разговаривающий по телефону»). Из всего количества сделанных рисунков, руководитель непосредственно взаимодействующий с людьми, был нарисован в 2 случаях, что составляет 2,2 %. Исходя из этих показателей, можно отметить некую отстранённость и недоступность современного руководителя для персонала, недостаточность непосредственного профессионального общения. Об этом свидетельствует и рисунок «закрытой двери с надписью «занято»». Таким образом, говоря о негативных особенностях образа, выявившихся по результатам анализа представлений, можно сказать, что таковыми являются: недоступность руководителя для подчинённых, нечестность, жажда накопительства для себя. Негативные символы прослеживаются преимущественно в 3-й группе (36-60 лет). Это говорит о том, что люди более старшего возраста предъявляют определённые требования к руководителям, а именно: открытое сотрудничество, честность, адекватное оценивание их труда (в том числе и в материальном плане). Люди этого возраста имеют большой стаж работы, многие из них состоялись в своей профессии и стали профессионалами. По периодизации Климова Е.А. этот период профессиональной деятельности человека относится к стадии профессионализма. Поэтому людей данного возраста очень задевают недостатки современного руководства, проявившиеся в исследовании. По результатам анкетирования можно сказать, что современный руководитель в представлениях людей разных возрастных групп – человек не молодой, придерживающийся делового стиля в одежде, профессиональная деятельность которого отличается своей комплексностью и много функциональностью. Наиболее выраженными чертами характера являются волевые качества личности: уверенность, целеустремлённость, решительность. Ярко выделяются негативные стороны современного руководства, отражённые в  общественном сознании. Недостатками являются: малообразованность, некомпетентность, эгоизм, отстранённость от коллектива, стремление к накопительству. Подчеркивается незаслуженность занимаемой должности, несоответствие руководителя ей. Подобные черты оцениваются респондентами негативно и влияют на их отношения к руководству. 36% из всех опрошенных отмечают негативное отношение к современным руководителям. В заключение, для раскрытия наиболее полного содержания представлений о личности современного руководителя, для подтверждения выделенных устойчивых элементов, для составления психологического портрета современного руководителя применялась методика «Личностный дифференциал». Подводя итог по данной методике, можно говорить, о существовании жёсткого стереотипа на образ современного руководителя. Образ современного руководителя в представлениях общественного обыденного сознания соответствует образу сильной личности с ярко выраженными волевыми качествами. Высокие показатели по фактору «Оценка» говорят о психологическом принятии современных руководителей. Более низкие показатели по фактору «Активность» показывают уравновешенность и эмоциональную устойчивость личности руководителя в представлениях респондентов. Возрастные особенности влияют на представления о современном руководителе. Образ современного руководителя в представлениях 3-й возрастной группы (36-60 лет) оказался более негативным, чем в остальных. Влияние половых особенностей на представления о современном руководителе не получило надёжных доказательств. Для мужчин, оказалась характерной тенденция оценочного воссоздания образа современного руководителя, в то время как для женщин - описательная тенденция. Отмечается высокая степень стереотипности в представлениях всех респондентов. На их основе можно составить обобщённый образ современного руководителя. Итак, современный руководитель – это мужчина средних лет (от 30 лет), придерживающийся делового стиля в одежде, профессиональная деятельность которого отличается комплексностью и многофункциональностью. Наиболее выраженными чертами характера являются волевые качества: уверенность, целеустремлённость, решительность. С возрастом, отмечается снижение стереотипности суждений об особенностях личности современного руководителя, отмечается способность к более глубокому пониманию психологии человека. Наше исследование не претендует на полноту анализа полученных данных и совершенный охват данной проблематики. Материалы этой работы могут послужить для дальнейших исследований в данной области. 

ЛИТЕРАТУРА

Жарков А.Д. 2012. Теория, методика и организация социально - культурной деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: МГУКИ. 456 с. Лазарев М.А., Курбатова Н.В. Педагогическая технология творческого развития студентов // Инициативы XXI века. 2013. № 3. C. 42-44. Лазарев М.А. Формирование художественной культуры будущего учителя // Инициативы XXI века. 2012. № 1. C. 79-81. Лазарев М.А. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том 2. № 4. С. 666-674. Лазарев М.А. Технология творческого развития студентов педагогических вузов на основе формирования художественной культуры // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Том 1. № 3. С. 523-532. Ласкин А.А. Развитие личностного и экономического мышления у специалистов социально-культурной деятельности и студентов ВУЗов // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2013. Том 2. № 4. С. 559-567. Подвойский В.П., Лазарев М.А., Утенков А.В. 2013. Учебно-профессиональный инфантилизм студентов: теория и практика. Монография. Германия, Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 174 c. Подвойский В.П., Лазарев М.А., Климкович Е.В. 2013. Деструктивный имидж. Монография. Германия, Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 155 c.