Образовательное пространство на основе игровой среды для обучения дошкольников

Комлева Вероника Викторовна

Кандидат педагогических наук, научный сотрудник Учреждения Российской академии образования
«Институт художественного образования», Москва

Аннотация: 
Образовательное пространство на основе игровой среды для обучения дошкольников

Художественно-образное познание дошкольников происходит в художественно-эстетической культурной среде, которая является частью окружающего мира и может стать основой образовательного пространства. Искусство должно предлагаться детям в возможной полноте диапазона его истории, устремления в будущее и факторов общечеловеческого культурного богатства. Поэтому мы предлагаем образовательный материал для детей, в котором используются исторические и культурные традиции народов мира.
Дошкольники должны стать свидетелями живого звука, цвета, формы, движения. Живое лучше любого вида копии или опосредованной демонстрации. Хотя, конечно, без последних трудно обойтись, когда дошкольник образно переносится в Древний Египет или Древнюю Грецию, в Древний Китай или Японию. Можно использовать устное творчество этих народов, музыку, предметы декоративно-прикладного искусства, которые можно увидеть в музеях.
В процессе обучения и участия в мини-операх и мини-спектаклях собственная деятельность детей по подготовке спектакля, детское творчество по созданию костюмов и декораций предусматривают участие каждого ребѐнка. Дошкольник становится прямым участником и исследователем культуры народов мира, что очень важно.
Если в школе учитель много говорит, задаѐт вопросы, рассказывает, читает, предлагает повторить, а нередко чрезмерно тестирует ребѐнка, то это приводит к зажиму в общении между взрослым и ребѐнком. В дошкольных образовательных учреждениях, работающих по общепринятым программам, дети недостаточно творчески проявляют себя на занятиях. Занятие с применением театральных сюжетно-ролевых игр – это не традиционный урок, на котором надо молчать и соблюдать дисциплину, а творческий процесс, где дошкольники активно развиваются. Дети участвуют в живом формообразовании образа услышанного и увиденного. Они рисуют, клеят, извлекают звуки, двигаются в танце, разыгрывают сценки. Таким образом, они развивают свои творческие возможности и проходят через разные художественные процессы. В ходе занятия используется весь спектр простых педагогических арт-средств.
Для живого творческого процесса используются природные материалы: листья, сухостой, лоза, сезаль, кора, камни, песок, глина. Подручные материалы: коробки, пенопласт, обѐрточная бумага, тюль, армированная сетка, полиэтилен. Многие дети приносят из дома содержимое «бабушкиного сундука»: лоскуты старой материи, вышивки, бусы, кусочки меха и кожи.
И взрослые, и дети ходят на прогулки, экскурсии в музеи, ведѐтся краеведческая работа, приносятся из дома старые вещи, стулья и прялки, предметы старинного обихода и мастерства, народные поделки, старые книги, свечи. Многое хранится в семьях и передается из поколения в поколение, многое принесено из соседнего оврага, найдено в сарае, на чердаке. Что-то делается руками дошкольников, что-то раскрашивается, покрывается лаком, реставрируется педагогами и родителями.
Так создаются коллективные проекты, начатые в театральных сюжетно-ролевых играх и продолженные в мини-операх и спектаклях. Здесь нет выделения какого-либо одного вида искусств по принципу «одни искусства – высшие и главные, а другие – низшие и второстепенные». Синтез искусств – пространственных, временных, визуальных, акустических – помогает в преобразовательной, познавательной, коммуникативной деятельности дошкольника. Это показывает креативную роль искусства в развитии и эмоциональном становлении дошкольника.
В мифах и легендах раскрывается древнейшее понимание красоты: это борьба, подвиг во имя искренности, честности, бескорыстия, путь к свету, разуму, мысли, знанию, к единению против тьмы, невежества, стяжания, кровавой вражды и предательства. Перед ребѐнком раскрывается эмоциональная и нравственная картина мира через движение, цвет, пространственные структуры, звучания в виде музыки, танца, поэзии.
Для ребѐнка дошкольного возраста это кладезь знаний, а для педагога это рецепты психотерапии здоровьесберегающего обучения. О методах обучения знали в Древней Греции, Египте, Китае. Мифы и легенды облекались в устные эпосы, народную музыку, декоративно-прикладное искусство, так понятное ребѐнку, в виде народных игрушек, масок, фольклорных костюмов, песен и музыкальных инструментов. Всѐ это ярко иллюстрировало миф и легенду Древнего мира, развивало и образовывало ребѐнка.
Культовый ритуал соединял воздействие движений, цвета росписей, песнопений, костюмов и украшений, текстов, ритма и интонации, их звучания. Этот бесценный опыт родовой педагогики можно использовать в современной педагогике в иллюстрировании сюжетно-ролевых игр для дошкольников.
В Древнем мире всѐ новое ребѐнку не только рассказывалось, но и показывалось или проигрывалось вместе с ним. Сейчас всѐ чаще новый материал ребѐнку прочитывается, экранно показывается и молча, безучастно, обездвижено поглощается дошкольником и школьником. Исчезла театрально-эмоциональная окраска диалога дошкольника и педагога, остался только монолог педагога.
Словесные отчеты, и тем более письменные опросы, далеко не всегда применимы и совсем не подходят для дошкольников, так как дети, в силу своего возраста, не владеют свободно ни речью, ни письмом. Дети плохо анализируют самих себя – им легче, например, поиграть, нарисовать, спеть, образно перевоплотиться, станцевать, показать улыбчивое или грустное лицо, чем ответить на вопрос педагога. Для педагога надежнее живые наблюдения за деятельностью детей, чем тестирование дошкольников. И как при этом раскрывается ребѐнок! В дошкольных образовательных учреждениях, работающих с использованием театральных приѐмов, педагоги стараются предоставить ребѐнку адаптированную и более привычную для него сферу пребывания, а не пугать его тестами и расспросами.
Сначала ребѐнок пытается с помощью наглядных действий определить решение, но это отнимает много времени. В игре ему легче научиться рассуждать и описывать словами, что надо сделать, и решать задачи в абстрактном мышлении.
Если ребѐнок может выразить то, что он понял, пятью способами: действиями (движения, мимика, жесты, танцы); чувствованиями, понятиями, то есть словами; образами - экспромтами, символами, обобщенными знаками, то можно развить и научить ребѐнка выражать свои ощущения и мысли с помощью образного прочувствования, театрализованного перевоплощения.
Невозможно развить у ребѐнка способность самовыражаться, не развивая его креативно.
Знаковая информация возникает на основе парадокса. На первый план выходит информация перекрестного сознания. Ребѐнок слышит информацию – а как еѐ запомнить? Ему нужно не услышать, а прожить, а так как его жизнь – это игра, то давайте попробуем прожить вместе с ним, поиграть во что-то в сюжетно-ролевой игре. Таким образом, мы предлагаем смоделировать образовательное пространство, где ребѐнок будет находиться в привычной для него игровой среде и не будет испытывать синдрома тревожности от огромного объѐма образовательного материала, который дети часто не запоминают, а просто заучивают вместе с педагогом.
Мы предлагаем использовать образовательное пространство на основе увлекательного образного путешествия ребѐнка по странам и континентам, разным историческим эпохам в игровой форме на основе театрализованных сюжетно-ролевых игр, где ребѐнок образно участвует, перевоплощается, а значит, легче запоминает и общается с педагогом и со сверстниками. Образ здесь связывается с понятием нового для ребѐнка.
Мы пришли к выводу, что понятие легче донести до ребѐнка не в знаково-буквенной форме слова, а в образном прочтении сущности передаваемого, поэтому образовательное пространство должно строиться на основе устного творчества древних мифов и легенд.
Образ выше понятия или словесного описания объекта. Образы, полученные в сюжетно-ролевой игре, прожитые ребѐнком, ведут к преображению действительности в его сознании. Юмор, трагедия, трагикомедия – способы эмоционально окрасить образовательное пространство и сделать мышление ребѐнка креативным. Можно сделать вывод, что гротеск и поэтико-романтическая окраска образовательного пространства ведут к лучшему запоминанию нового материала детьми. Природная одарѐнность указывает на повышение образовательного уровня дошкольника через художественное восприятие. Принцип креативного развития ребѐнка в образовательном пространстве на основе сюжетно-ролевой игры – это тяга дошкольника к добру и красоте, борьба со злом в сюжетной линии древнего мифа. Творческая форма поведения детей – сюжетно-ролевая игра.
Мы даем ребѐнку возможность попробовать ощутить себя кем-то другим, перевоплотиться и обрести степень свободы, которая потеряна на уроке в дошкольных образовательных учреждениях или прослушивании нового материала, попробовать изменить форму занятия, где ребѐнок – художник, а значит, творец. На первый план выдвигается принцип обеспечения субъективно-заинтересованного понимания художественно-эстетического образа исторического объекта Древнего мира.
На занятиях внутри созданного нами образовательного пространства ребѐнок не просто ученик, исследователь культурно-исторических объектов Древнего мира, а творец на разных ступенях своего развития; главное – помочь детям почувствовать себя творцами.
Творчески одарѐнный ребѐнок выходит на творческую индивидуальность – способность показа результата.
У детей парадоксально-образное мышление – стремление к самовыражению, тяга к актерскому самопредставлению. Для каждого ребѐнка хоровое пение – самовыражение, рисунок – самовыражение, сюжетно-ролевая игра – самовыражение. Таким образом, в работе с дошкольниками может быть использован принцип творческого развития. Ребѐнок творчески изменяет себя при помощи диалога с педагогом внутри образовательного пространства. Необходимо изменить ход и структуру занятия с детьми и попытаться построить творческую модель образовательного пространства, в котором ребѐнок будет развиваться в театрализованных сюжетно-ролевых играх на основе древних мифов и легенд. В таком образовательном пространстве получают дальнейшее развитие и детская индивидуальность, и одаренность.
Можно ли поставить знак равенства между индивидуальностью и одарѐнностью?
Творческая индивидуальность выше, чем творческая одарѐнность.
Может ли определение творческой одарѐнности помочь в педагогической науке и творческом развитии ребѐнка?
Модели занятий с дошкольниками рассчитаны на ребѐнка со средним развитием и нацелены на подготовку ребѐнка к школе в системе педагогического образования. Школа, куда попадает ребѐнок, – унылое предприятие, где всѐ стандартно.
Объяснение ребѐнку нового материала происходит стандартно. В данном предлагаемом образовательном пространстве на занятии ребѐнок должен проявить себя, чтобы обратить на себя внимание в творческих формах проявления – в театрализованных сюжетно-ролевых играх. В дальнейшем из театрализованных сюжетно-ролевых игр складывается мини-спектакль – путешествие по различным историческим эпохам.
У дошкольника вступают в действие различные механизмы развития и участия в театрализованной сюжетно-ролевой игре и собственной творческой деятельности в процессе подготовки мини-спектакля. Формирование такого важнейшего мотива учения, как познавательный интерес, – одна из основных задач педагогики. С познавательным интересом связаны такие эмоциональные проявления, как удивление, чувство ожидания нового, интеллектуальной радости, успеха, коммуникативно-коллективный подготовительный процесс, приносящий ребѐнку радость. Выстраивается цепочка внутри образовательного процесса. Сюжетно-ролевая игра – занятие, иллюстрирование образа как творческий отклик на услышанное и увиденное – закрепление нового образовательного материала. Репетиции и театральные экспромты – развитие творческого и исследовательского начала. Участие в мини-спектаклях и обсуждение мини-представлений со зрителями – тестирование полученных знаний ребѐнком. И, наконец, желание участия в повторе мини-спектакля и участие в творческих конкурсах, посвящѐнных мини-спектаклю, – рефлексия дошкольников.
Формирование познавательной мотивации у дошкольника происходит на основе сюжетно-ролевой игры и переходит в функциональное развитие в театрализованных сюжетно-ролевых играх на основе древних мифов и легенд. Функциональное развитие происходит при усвоении дошкольником или субъектом отдельных умственных действий, приобретении возможности их выполнения в новых планах. На основе игровой деятельности у ребѐнка формируется внутренний план воображаемых преобразований действительности. Ребѐнок, участвующий в сюжетно-ролевых играх, не только приобретает отдельные знания и умения – он проходит ступени стадиального развития, определяющегося установлением его новых отношений с людьми, формированием новых мотивов поведения и ценностных установок, которые заложены в сюжетах древних мифов и легенд. Древние сказания прошли корректировку временем, но остались глубокой нравственной основой для психологического, эмоционального, нравственного и социального развития ребѐнка. В данном исследовании автор моделирует образовательное пространство на основе повышенного интереса ребѐнка к игровому путешествию в мир мифов и легенд Древнего мира, так сходных со сказочными сюжетами, известными детям.
Внутри образовательного пространства педагог и дошкольник становятся партнѐрами, они вместе исследуют пути и создают образ найденного в мифах и легендах, что вызывает повышение творческой активности и ребѐнка, и взрослого; ребѐнок и педагог – это прежде всего партнерские взаимоотношения; повышение активности во время занятий. Необходимая двигательная активность дает повышение усвояемости материала и интереса к происходящему, потому что однообразная тишина вызывает дискомфорт, что приводит к страху ребѐнка перед педагогом;
Как важно соотношение инициативы во взаимоотношениях педагога и ребѐнка в ходе урока! Авторитарный или демократический стиль педагога не должны стать перстоуказующими: инициатива внутри образовательного пространства исходит и от ребѐнка, и от взрослого, без упора на авторитет взрослого, а скорее на доказательство истины путѐм исследования и ребѐнком, и взрослым;
Дружественное отношение к изучаемому вызывает побуждение к действию у дошкольника; «Давай узнаем», а не «я тебе говорю, потому что это так!» – вот девиз взрослого; дружественная игровая атмосфера внутри образовательного пространства ведет к побуждению дальнейшего творческого действия.
Дружелюбное общение происходит в игровой среде.
Дети любят игрушки и игры. Самый могущественный человек для них – обладатель игрушек и сочинитель игр. Ролевые игры – это увлекательное путешествие в мир неизвестного вместе со взрослым, где двигательные игры и задания играют главную роль.
Необходимо разнообразить на занятиях образовательные ориентиры, такие как «быстрее», «грамотнее», «увеличение образовательного материала». В ходе действия сюжетно-ролевой игры увеличение темпа выполнения задания происходит за счет быстрой смены игровых заданий, грамотнее действовать дошкольника заставляют сами правила сюжетно-ролевой игры, увеличение пути игровых возможностей (добавление своего направления) побуждает дошкольника совершать увлекательное путешествие внутри образовательного пространства, увеличение охватываемого пространства (образовательного), сюжетно-ролевые игры – получение и обмен информации и обмен ею. Происходит диалог внутри образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, лицея раннего развития, творческого кружка. Размер образовательного пространства (сколько может воспринять ребѐнок-дошкольник) определяется ожиданием и готовностью ребѐнка воспринимать информацию сюжетно-ролевых игр. Благодаря интересу детей к исследуемому материалу внутри образовательного пространства происходит инициация в обмене информацией самого дошкольника со сверстниками, близкими и родителями. Участие в сюжетно-ролевых играх включает обещание со стороны педагога знакомства с интересной информацией и удовлетворение потребностей почемучек (детей возраста 3–5 лет).
У ребѐнка появляется способность «добывать и выдавать» информацию; дошкольник сам листает словари, книги и узнаѐт много нового.
Внутри образовательного пространства у ребѐнка появляется свой интерес к «добыче» информации вместе с близкими, изготовление костюмов, чтение книг, дающих эту информацию. В ходе пребывания в образовательном пространстве у дошкольника появляется потребность «выдавать» информацию, а значит, повышать общение со сверстниками и с родителями в обсуждении нового.
Ребѐнок активно участвует в распределении ролей, в обсуждении героев мифов и легенд.
В ходе театрализованных сюжетно-ролевых игр происходит оценка событий, переживание происходящего, отношение к поступкам других героев. На первый план выходит дружественная – располагающая к себе ребѐнка – информация. Это не сухая, энциклопедическая констатация фактов, а захватывающее информативное увлекательное путешествие на воображаемом кораблике знаний «Галеас». В театральном искусстве ценится выразительность (проявление внутреннего во внешнем). Это значит, что внутреннее эмпатийное развитие ребѐнка проявляется во внешнем, то есть в его участии в сюжетно-ролевых играх и в мини-спектаклях.
На занятиях необходимы азарт, соревнование, настойчивость. Всѐ это происходит в рамках сюжетно-ролевой игры.
Таким образом, роль ведущего педагога в образовательном процессе – мобилизовать активность дошкольника в изучении материала образовательного пространства, импровизировать и тем самым расширять рамки этого пространства и при необходимости корректировать сложность обучающих заданий.
Желание педагога и ученика способствуют усложнению темы, исследуемой в образовательном пространстве, что приводит к увеличению количества надстроек, а далее – к увеличению количества целей и задач.
Можно сделать вывод, что использование театрализованных сюжетно-ролевых игр помогает воспитывать и творчески развивать дошкольника.
Театральные приемы дают педагогу возможность воплощать идею творческого развития дошкольника, а не только участия детей в самостоятельной театральной деятельности кружков и любительских спектаклей и утренников. Индивидуальность понимания задачи – это объективное (прочтение учителем материала, ознакомление с мифами и легендами) и субъективное (обыгранное ребѐнком) живое, а не обезличенное реагирование и педагога, и ребѐнка на обучающий материал в ходе сюжетно-ролевой игры. Блуждание (выискивание незнакомого) ребѐнка внутри образовательного пространства, обживание незнакомого, обнаружение странностей – увеличение опыта – расширение пути познания поставленных задач.
Таким образом, мы пришли к выводу, что образное восприятие образовательного материала ведет к увеличению образовательного потенциала дошкольника.
Литература
1. Абелюк Е. С. Миф или сказка? Мирос. М., 1995.
2. Баркова А. М. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000.
3. Власова С. Театр начинается: Методы психол. подгот. детей к участию в театр. постановках / С. Власова // Обруч. 1997, № 6.
4. Габай Т. В. Педагогическая психология. М., МГУ, 1995.
5. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности: Программа «Из детства в отрочество» // Ребенок в дет. саду. 2001, № 2.
6. Дьюи Д. Психологическое исследование игры. М., 1995.
7. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988.
8. Лашкина Н. С. Изобразительная деятельность и театрализованные игры / Лашкина Н. С. Дошкол. воспитание. 1998, № 2.
9. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры: Проблемы развития психики. Изд. 4-е. М., 1981.
10. Лозанов Г. К. Ускоренное обучение и возможности человека М.: Перспективы, 1982.
11. Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика фольклора. М., 1977.
12. Программа «Театр — творчество — дети»: Развитие творч. способностей детей средствами театр. искусства / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович // Дошкол. воспитание. 1996, № 9.
13. Филатов В. П. Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1990.