В начале XXI в. в современном российском обществе началась реализация Национальной доктрины образования, в которой всесторонне рассматриваются цели и задачи государственной образовательной политики. Одно из основных конституционных прав человека – это право на благоприятную окружающую среду. Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность граждан принимать все возможные меры по сохранению окружающей среды [4, ст. 42]. Вместе с тем, Конституция устанавливает, что всякая деятельность человека, направленная на поддержание экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия, поощряется государством [4, ст. 41].
Одним из актуальных направлений современного образования в России в последние годы стало инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [14, гл. 1, п. 27, ст. 2, п. 27]. Инклюзивное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями здоровья не только в специализированном учебном заведении, но и интеграцию в образовательные учреждения с традиционной системой обучения [14, ст. 79, п. 4]. С 2011 года на территории Российской Федерации действует программа «Доступная среда», рассчитанная на маломобильные группы населения [11]. Реализация данной программы предполагает доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов инфраструктуры – транспорт, государственные учреждения, культурные объекты и учебные заведения. В целях реализации этой программы необходимо рассмотреть комплексный подход по обустройству и реализации безбарьерного пространства.
Сегодня одним из видов реализации конституционного права человеком на благоприятную окружающую среду является благоустройство территории. В это понятие входит деятельность, направленная на создание удобной, эстетичной, доступной территории, соответствующей своему функциональному назначению [13, п. 1 ст. 2].
В планировочной структуре жилых районов и города в целом образовательные учреждения являются важными объектами и неотъемлемой составной частью «легких города». По функциональному назначению они относятся к объектам ограниченного пользования. Мероприятия по озеленению образовательных учреждений повысят санитарное состояние прилегающих территорий, улучшат эстетическую и экологическую обстановку окружающего пространства. В работе Ларионовой Н.Л. говорится о шумо- и пылезадерживающих свойствах, а также газозащитных функциях растений и регулировании теплового режима здания, защите от ветра и фитонцидном действии, убивающим болезнетворные бактерии [6, 325].
Обозначенные выше проблемы создания и восстановления благоприятной, безопасной и комфортной среды, примыкающей к образовательным учреждениям, стали значимы как для муниципальных властей, так и для жителей городов. Тематика вопросов, обсуждаемых на международных форумах и конференциях, посвященных художественно-эстетическому развитию средового пространства, художественно-педагогическому образованию и культуре, связана с актуальными проблемами урбанистики, организации ландшафта, созданием пешеходных зон, безбарьерного средового пространства, проектированием городских и сельских территорий.
В планировочной структуре жилых районов важную роль играют образовательные учреждения, которые являются местом длительного пребывания детей и подростков. В Правительстве Московской области также рассматриваются эти вопросы, в частности: [21, 22].
На территории подобных объектов необходимо поддерживать соответствующие санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние. Неблагоустроенные территории образовательных учреждений отрицательно воздействуют не только на настроение и общее самочувствие обучающихся, но и представляют потенциальную опасность: неудовлетворительное состояние насаждений-сухостой, разросшийся кустарник сильно наклоненный над дорожками и площадками; выбоины в асфальтовом и плиточном покрытии, отсутствие необходимого покрытия на спортивных площадках или его плохое состояние. Формирование индивидуального облика территории, отвечающего требованиям обеспечения и повышения комфортности условий обучения и отдыха – перспективная задача, остро стоящая перед сообществом дизайнеров-средовиков. Важно не просто улучшать ландшафтные характеристики территорий образовательных учреждений, но и разработать общие принципы и «сквозные» требования к данным ландшафтным зонам.
Наш обзор охватывает территории школ и колледжей общего типа, размещенных в системе города, а также пространственные, функциональные и объемно-планировочные особенности этих территорий. Значимым фактором при разработке данного проблемного комплекса мы считаем и повышение уровня подготовки бакалавров-дизайнеров среды [9, 47-54], этой же проблеме посвящена публикация академика Ломова С.П. [8, 7-13].
Отличительной характеристикой деятельности ландшафтного дизайнера при разработке средового пространства является изучение комплекса проблем, возникающих при проектировании ландшафта, а также ряда факторов, влияющих на специфику образовательного учреждения. Их необходимо учитывать не только при современном проектировании зданий для образовательных целей, но и для проектирования территорий:
возрастные и психофизиологические особенности детей;
характер ведущего вида деятельности и процесса обучения;
подход к осуществлению образовательного процесса;
специфика проектирования помещений и территории образовательного учреждения;
параметры инсоляции и аэрации.
В комплекс проблем входит и определение метрических характеристик пространственной среды. Здесь используется метод моделирования пространственных форм и структур на основе проведенных исследований, включающих в себя следующие оценки:
ландшафтно-экологическую;
санитарно-гигиеническую;
эстетическую;
этническую;
функционально-типологическую оценку пространственной структуры.
Результаты полученных исследований необходимо учитывать при разработке проекта по благоустройству территорий образовательных учреждений. Прилегающие территории учебных заведений составляют единое целое с внутренним образовательным пространством и могут рассматриваться проектировщиками как рекреационная зона, форма общественного досуга, а также площадкой воплощения дизайнерских идей. Индивидуализация образа ландшафтной зоны – также немаловажный фактор в проектировании подобных объектов [10, 136-140].
Основными задачами проектирования территорий образовательных учреждений являются:
Создание функционального общественного пространства, доступное для маломобильных групп населения и учитывающие интересы различных групп населения;
Использование современных ландшафтных решений в гармоничном сочетании с архитектурным обликом здания;
Строгое соблюдение нормативов:
СП 42.13330 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
СанПин 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001;
Создание отдельных зон и специальных помещений: для организации медицинского обслуживания, занятий спортом, в т.ч. и на свежем воздухе, прием пищи;
Разработка статей экономии бюджета.
Анализируя территории образовательных учреждений Московской области, необходимо обозначить критерии, по которым проводится предпроектный анализ ландшафтных объектов:
местоположение объекта: удаленность транспортных магистралей, наличие развитой системы услуг, экологическая составляющая района размещения, транспортная доступность к учреждению;
объемно-планировочное решение: архитектурно-художественный облик объекта, энергоэффективность здания, взаимосвязь с контекстом застройки и окружающей средой;
функционально-планировочное решение: взаимосвязь внешней среды с интерьерными решениями, обеспечение условий интеллектуально-творческого развития, физического развития, духовного развития, психологического развития.
При разработке дизайн-проекта необходимо полноценно изучить труды теоретиков дизайна, проанализировать отечественный и зарубежный опыт дизайн-проектирования территорий образовательных пространств [16-20]. Именно в этом случае возможно формирование индивидуального облика территории, отвечающего требованиям обеспечения и повышения комфортности условий обучения детей, поддержания и улучшения эстетического состояния внешнего пространства образовательного учреждения.
Структурную разработку самого проекта необходимо проводить по определенным этапам проектирования. На кафедре средового дизайна Московского государственного областного университета применяется следующая схема поэтапной работы над проектом.
В ходе комплексного анализа проблем создаются концептуальные модели целостного пространства. Для создания функционального архитектурно-ландшафтного комплекса целесообразно начать разработку планировочного решения территории с плана зонирования. При наличии поблизости насыщенных по интенсивности движения автомагистралей, территорию необходимо изолировать, помимо ограждения, посадками деревьев и кустарников с целью повышения шумо-и пылеизоляции, а также для обеспечения безопасности учащихся.
Особая роль отводится подбору ассортимента растений, допустимых для использования на территории образовательных учреждений. При озеленении территории запрещено проводить посадку деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, ядовитых и колючих растений. Зеленые посадки должны занимать не менее 50% площади территории, свободной от застройки. Размещение насаждений зависит от общего планировочного решения участка, размещения отдельных зон, площадок, дорожек. Насаждения проектируются в виде солитерных посадок крупных растений, живописных групп деревьев и красиво цветущих кустарников, они должны играть функциональную роль, отделяя площадки, друг от друга, обеспечивая защиту от шума, устраняя пыль и очищая воздух. Тем самым создаются благоприятные условия для занятий и отдыха школьников. Наиболее распространенными являются декоративные группы и рядовые посадки из различных сортов спиреи японской, спиреи серой, спиреи Вангутта. При проектировании посадок из высокорослых кустарников используют различные сирени, пузыреплодники, кизильник блестящий.
Цветники располагают преимущественно у входа в здание, наиболее удобны геометрические формы небольших клумб из однолетних растений, а также вазоны с летниками. В зонах рекреации лучше размещать миксбордеры из неприхотливых декоративных многолетников. В первую очередь, используют разновидности сортов астильбы, лилейников, хост, ириса сибирского, пионов.
При создании проектов озеленения и благоустройства территорий образовательных учреждений студенты кафедры средового дизайна МГОУ уделяют большое внимание тщательному отбору ассортимента растений, пригодного для проектирования.
Зеленые посадки должны не только объединять все зоны пришкольной территории в единое целое, но и придавать своеобразие различным функциональным зонам.
Для территорий общеобразовательных учреждений рекомендуется выделить пять функциональных зон: входная зона (парадная, рекреационная), спортивная зона, учебно-опытная зона, зона отдыха и хозяйственная зона [12]. Конечно, полноценное проектирование всех перечисленных зон обусловлено наличием достаточно большой территории при образовательном учреждении, в иных случаях зоны частично совмещаются, либо не закладываются в проект.
Входная зона – это главное пространство всей территории образовательного учреждения; если позволяет площадь, то данная зона проектируется с учетом массового сбора обучающихся на торжественных мероприятиях, формируются дорожно-тропиночная сеть, подъездные пути; она декорируется элементами ландшафтного дизайна: озеленением, цветочным оформлением, малыми архитектурными формами и т.д.
Оптимальную площадь прилегающей территории образовательного учреждения рекомендуется занимать спортивной зоной. На территории современных школ обычно отводится пространство под оборудование спортплощадок различного назначения; задача дизайнера состоит в том, чтобы разместить спортивные объекты наиболее функционально, обеспечив безопасность, освещение, посадочные места (трибуны).
Учебно-опытная зона служит для проведения занятий на свежем воздухе и включает опытный участок для выращивания овощных и полевых культур, плодовый сад. В современных условиях обычно именно эта зона «страдает»: под нее практически не отводится территории.
Зона отдыха служит для прогулок и игр школьников группы продленного дня, а также отдыха учеников. Она оборудуется скамьями, элементами освещения, урнами, выполненными в едином стиле; озеленением, направленным на создание спокойного, умиротворенного состояния. Зачастую на ней может быть смонтирована игровая площадка для младших школьников по типу дворовой. Достаточно часто территория школ не является закрытой, и зона отдыха принимает гостей: мам с колясками, пенсионеров и т.п. Немаловажным фактором для проектирования этой зоны является не только подбор оборудования, но и материалов [5, 117-122].
Минимальную площадь отводят под хозяйственную зону, в нее входит хозяйственный двор, ее располагают со стороны входа в помещение пищеблока, обеспечивают подъездными путями и изолируют рядами деревьев или живой изгородью из кустарника шириной 3-5 м. На данной территории размещают мусоросборники.
Нормативно-правовая база создания доступной среды должна определяться принципами Градостроительного кодекса Российской Федерации. К числу основных принципов градостроительной деятельности, касающихся данных проблем, относится обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения [3, ст. 2, п. 3]. Задача создания безбарьерной среды и обеспечения безопасного пользования территорией образовательного учреждения обучающимися с ограниченными возможностями движения и/или другими особенностями здоровья, должна выполняться при проектировании данных объектов достаточно полноценно, поскольку принципы инклюзивного образования находят всё более широкое внедрение в нашей стране [1, 332-333]. К созданию безбарьерной среды относят и термин «социальное проектирование».
Безбарьерная среда подразумевает наличие тротуаров с хорошим ровным покрытием, пандусов с удобными поручнями, достаточно широких дверей и других элементов внешней среды, облегчающих передвижение маломобильных групп населения [7]. Контрастная цветная разметка тротуаров, стеклянных дверей, наличие тактильных элементов - это необходимо для слабовидящих.
Стоимость строительства зданий и сооружений с учетом доступности, согласно практическим подсчетам специалистов из Европы, только в некоторых случаях возрастает на 1-2% относительно общих затрат на строительство. Реконструкция с обеспечением доступности при капитальных ремонтах обходится несколько дороже - 5-10% [23].
«Безбарьерная среда организовывается совокупностью следующих действий:
Экспертиза зданий и сооружений на общедоступность;
Паспортизация, с указанием категории доступности и предоставлением рекомендаций при необходимости;
Проектирование ОДИ (Обеспечение доступности для инвалидов). Оно осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учётом пожеланий заказчика;
Безбарьерная среда также не может быть воплощена в жизнь без проведения строительных работ» [15].
«Инклюзия станет возможна только при соучастии общества в её формировании. Поэтому, считаем важным рассматривать доступную среду не только как программу или комплекс действий по созданию и распространению инструментов, способствующих независимой жизни маломобильных групп населения, но и как целую систему взаимодействия государства и гражданского общества для воплощения совместных или индивидуальных инициатив по созданию безбарьерного пространства» [2].
В нашем обзоре мы затронули ряд проблем, возникающих перед дизайнером, осуществляющим проектирование экстерьерной среды, примыкающей к учреждениям образования. Обозначили направления проектирования, рассмотрели задачи и принципы работы над ландшафтным проектом. Выделили этапы проектирования с учетом опыта работы кафедры средового дизайна МГОУ.
ЛИТЕРАТУРА
Бахарев, А.В. Разработка модели инклюзивного образования: международный опыт [Текст] / А.В. Бахарев. – М.: Знание. Понимание. Умение. – 2014. – №2. – С. 330 – 335.
Борисенко, А.С. Трансформация понятия «доступная среда» в феномен социальной жизни [Электронный ресурс] / А.С. Борисенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 3591–3595. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86756.htm. (Дата обращения 14.03.2019 г.).
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ ст. 2, п. 32 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (Дата обращения 17.06.2019 г.).
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 17.06.2019 г.).
Ларионова, Н.Л. Адаптация знаний по дизайнерскому материаловедению в прикладных бакалаврских проектах [Текст] / Н.Л. Ларионова //Дизайн-образование – XXI век: Материалы заочной Международной научно-практической конференции; Ответственные за выпуск З.Ю. Черная, Ю.А. Легеза, Л.В. Таланова, Ю.Ю. Сизова. – Белгород, 2018. – С. 117 – 122.
Ларионова, Н.Л. Эстетическая составляющая проектирования территории образовательного учреждения [Текст] / Н.Л. Ларионова. – М.: Преподаватель XXI век. – 2016. – Часть 1. – №4. – С. 324 – 332.
Леонтьева, Г.Е. Доступная среда глазами инвалида [Текст] / Г.Е. Леонтьева. – Екатеринбург: Изд-во «БАСКО», 2001.
Ломов, С.П. Проблема формирования художественно-проектной деятельности в дизайн-образовании [Текст] / С.П. Ломов // Великая степь и евразийские ценности: художественное образование и эстетическое воспитание: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан. – Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан, 2017. – С. 7 – 13.
Львова, И.А., Львова, Н.С. Факторы выбора тематики дипломного проектирования бакалавров-дизайнеров [Электронный ресурс] / И.А. Львова, Н.С. Львова // Педагогика искусства. – 2018. – №1. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/lvova1_lvova2_47-54.pdf (Дата обращения 17.06.2019 г.).
Львова, Н.С., Барциц, Р.Ч. Особенности формирования образа средового объекта [Текст] / Н.С. Львова, Р.Ч. Барциц // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: Сборник научно-методических статей факультета ИЗО и НР. – Москва: МГОУ, 2018. № 3. – С. 136 – 140.
Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 30.03.2018 № 352) «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189921 (Дата обращения 17.06.2019 г.).
Теодоронский, В.С. Озеленение населенных мест. Градостроительные основы: учеб. пособие [Текст]/ В. С. Теодоронский, Г. П. Жеребцова. – М.: Академия, 2010.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (Дата обращения 17.06.2019 г.).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 17.06.2019 г.).
Федеральная компания «Доступная среда». Сайт Доступная среда для инвалидов. - Режим доступа: http://dsprus.ru/production/ (Дата обращения 17.06.2019 г.)
Bisset, J.A. The move to modern learning environments in New Zealand secondary schools: Step forward or smokescreen? (Unpublished doctoral dissertation). – Unitec Institute of Technology, 2014.
Ellis, R.A., & Goodyear, P. Models of learning space: integrating research on space, place and learning in higher education [Electronic resource] / R.A. Ellis, & P. Goodyear // Review of Education, 2016. Advance online publication. doi: 10.1002/rev3.3056.
Matthew Rumbaugh, Aia, Leed AP, Design Principal, Nac Architecture. The future of education facilities: Creating spaces where learning happens everywhere [Electronic resource] / Matthew Rumbaugh, Aia, Leed AP, Design Principal, Nac Architecture // Digital Edition: Building Design & Construction. March 2017. – URL: https://www.bdcnetwork.com/blog/future-education-facilities-creating-spaces-where-learning-happens-everywhere (Дата обращения 13.03.19).
Sean O'Donnell, Jana Silsby. Building Teaching Tools [Electronic resource] / Sean O'Donnell, Jana Silsby // School Planning & Management. 1 June 2014. - https://webspm.com/articles/2014/06/01/sustainable-teaching.aspx (Дата обращения 13.03.19)
Marshall McLuhan, City As Classroom: Understanding Language and Media with Kathryn Hutchon and Eric McLuhan / Marshall McLuhan - Book Society of Canada, Agincourt, Ontario, 1977.
Правительство Московской области: Новости. [Электронный ресурс], 14.11.18 – URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/minoblimushestvo-predostavit-88-zemelnykh-uchastkov-dlya-blagoustroistva-detskikh-sadov-i-shkol (Дата обращения 13.03.19)
Правительство Московской области: Новости. [Электронный ресурс], 22.09.18 – URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/myn-obrazovaniya/podolsk/okolo-10-tys-sazhentsev-derevev-posadyat-v-podolske-22-sentyabrya-v-ramkakh-aktsii-nash-les (Дата обращения 13.03.19)
Портной, Д.Г. Безбарьерная среда - фактор улучшения качества жизни и конкурентное преимущество. [Электронный ресурс] / Портной Д.Г. // Dislife, 2.11.09 – URL: https://dislife.ru/articles/view/5350 (Дата обращения: 13.03.19).