«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ» ТУРИЗМ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Командышко Елена Филипповна

доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье рассматривается образовательный туризм как возможность реализации новых условий художественного воспитания детей и молодежи на современном этапе. Автор раскрывает виды образовательного и культурного туризма, исследует ресурсы и направления культурно-познавательных маршрутов. В результате, автор статьи раскрывает перспективы разработки педагогических маршрутов образовательного туризма в рамках реализации основной образовательной программы общего образования.

В настоящее время в научной среде все более утверждается понимание того, что современный образовательный процесс представляет важнейший этап для поиска инновационных технологий, форм и содержания учебной деятельности, связанных с трансляцией культуры и передачей подрастающим поколениям её наиболее значимых художественных образцов и духовных ценностей.

В Законе «Об основах туристкой деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. «туризм» определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [3, с.120].

Согласно Международным рекомендациям, разработанным Всемирной туристской организацией, поездки с целью «образования и профессиональной подготовки» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения или приобретение определенных навыков с помощью этих программ и образовательных курсов.

Понятие «образовательный туризм» является производным от таких понятий как «познавательный», «культурный», «культурно-познавательный», «экскурсионно-познавательный» туризм и другие.

В настоящее время образовательный туризм  подразделяется на виды: 

1. Профессиональный (специализированный) туризм: включает научные и учебные стажировки; повышение эффективности образования в высших учебных заведениях; участие в семинарах, конференциях, конгрессах и др. формах обмена опытом и получения новой профессионально-значимой информации.

2. Языковой туризм: языково-обучающие туры, учебные поездки с целью освоения иностранного языка.

3. Творческий туризм: используется художниками, писателями, музыкантами как поездка на пленэр, фестиваль, творческая командировка. В нем участвуют учащиеся художественных школ, творческих мастерских, одаренные дети, также те, кто готовится стать журналистом (репортажные поездки).

4. Культурно-познавательный туризм: выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание. Культурно-познавательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром. Познавательные туры совершаются с целью выполнения задач, определяемых учебными программами образовательных учреждений (туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам).

5. Оздоровительно-образовательный туризм: в специальных оздоровительных лагерях проводятся тематические мероприятия или целые смены (с «погружением» в определенную область знаний или историческую эпоху). Организуются летние школы по точным наукам, истории, культурологии, экологии и другим направлениям.

6. Плановый школьный туризм: познавательные  экскурсии для школьников по России. К примеру,  военно-тематический тур по местам боевой славы, геологический тур; литературно-познавательный, музыкально-познавательный и другие туры  по местам жизни и деятельности известных писателей, художников, музыкантов и т.д.

7. Музейный программный туризм: реализует музейные познавательные программы по разным предметам: «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», «Биология», «История», «Экология», «География», «Мировая художественная  культура"

По объективному содержанию виды «образовательного туризма»  распределяются в предметной дифференциации и разных видовых  проявлениях. Среди них:

Культурный туризм (его виды: туризм наследия или культурно-исторический;    этнокультурный туризм; тематический туризм;  креативный туризм; арт-туризм;  туризм впечатлений; событийный туризм; профессиональный туризм; культурно-просветительный туризм; экотуризм или экологический туризм и др.
Музейный туризм (разновидность программного туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и прилегающих к ним территорий).
Городской туризм (арт-город и медийные прощадки; стрит-арт туризм, включая объекты, которые находятся на улице и во дворах, к примеру, граффити).
Деревенский туризм (отдых в сельской местности, часто с участием в сельских работах, приобщением к сельской жизни).

Однако следует учитывать, что в отличие от разных видовых проявлений туризма, «образовательный туризм» предполагает наличие образовательного результата, как обязательного условия путешествия или поездки.

Формами образовательного туризма могут быть экскурсии, походы, туры, лагеря, научные и учебные стажировки на предприятиях, участие в семинарах, конференциях, конгрессах, а также творческих конкурсах и фестивалях. 

В начале XXI века образовательный туризм становится динамично развивающимся самостоятельным направлением, как в образовании, так и в туристской отрасли, в рамках которого реализуются принципы непрерывности и доступности образования. При этом культурный туризм рассматривается как идеальная сфера деятельности, в которой исследуются продукты культуры и художественной деятельности.

Однако круг «продуктов культуры» сам по себе огромен, и термин «культурный туризм» используют, чтобы описать заинтересованность туристов в искусстве, культурном наследии, фольклоре и в ряде других культурных проявлений.

Следует подчеркнуть, что все существующие определения «культурный туризм» сводятся к двум подходам:

Первый подход назван «достопримечательности», он описывает наиболее привлекательные для туристов места.          Типичный список достопримечательностей, которые могут привлечь внимание культурных туристов [4, с.68]:

места археологических раскопок и музеи;
архитектура (руины, знаменитые здания, исторические города);
искусство, скульптура, ремесла, галереи, фестивали, события;
музыка и танцы (классическая, народная, современная);
драма (театры, кино, драматурги);
изучение языка и литературы, события;
религиозные праздники, паломничество;
культуры и субкультуры и др.

Второй подход – концептуальный – характеризует мотив и смысл деятельности культурного туризма, т.е. все аспекты туризма, по которым люди изучают историю и наследие разных народов [4, с.68]:

Поскольку культурный туризм становится все более значительным не только в образовательном, но и в экономическом плане, растущее число стран и регионов используют его как неотъемлемую часть туризма, развивая тем самым новые экономические возможности в этой сфере.

К примеру, городской туризм, в настоящее время является одним из быстро растущих секторов арт-индустрии.

Города являются колыбелями культуры и традиций всего человечества, поэтому городской туризм тесно связан с городской культурой. В Италии, например, видят необходимость перехода от концепции «города искусств» к новой концепции «городского туризма», в которой город  представляется всегда дающим место для жизни людей, для искусства, развлечений и досуга. В этом контексте, по мнению Августо Ньюеса из Мировой туристической организации, культура нуждается в новом определении с учетом культурного туризма и определяется как городской культурный туризм.

По результатам исследований, проводимым Европейской комиссией по туризму, городской культурный туризм понимается как комбинированная двухуровневая система, в которой исходные традиционные элементы (туризм ради знакомства с историческим наследием и искусствами) формируют внутренний круг, а вторичные элементы культурного туризма, стили жизни и креативные индустрии – внешний круг.

В стратегическом плане туризм становится элементом устойчивого развития стран и регионов, что дает основания утверждать о наличии прямой зависимости экономического процветания территорий от их способности эффективно развивать два приоритетных направления: образование и туризм, создавая тем самым необходимое социально-педагогическое пространство для обучения различных групп населения.

Исследование показало, что в настоящее время пристального внимания требуют процессы приобщения  школьников и студентов к ценностям культуры и искусства и поиски новых педагогических путей реализации новых форм художественного образования. Современная социокультурная ситуация, как отмечает А.И. Арнольдов, «с особой требовательностью формулирует настоятельную необходимость социально-культурной, просветительско-воспитательной работы с молодежью» [1, с.168].

Обращение к данной проблеме  позволило определить педагогический путь как: 1) определенный педагогический вектор личностного развития учащейся молодежи; 2) организация  временных условий и педагогических ситуаций; 3) применяемый способ или средство для достижения педагогической цели, т.е. «целенаправленный педагогический маршрут».

Рассмотрим возможности культурного туризма  в расширении педагогических маршрутов и обогащении эстетического опыта детей и молодежи. Остановимся на некоторых культурно-познавательных маршрутах:

1. Туризм впечатлений реализует интерес к осмыслению особенностей культуры места и времени через собственный эмпирический опыт, полученный на основе погружения в предложенные обстоятельства (интерактивные музейные программы; исторические реконструкции, местные праздники и фестивали и др.).

2. Креативный туризм реализует интерес к собственному творческому развитию у детей и молодежи (рисование, инструментальное музицирование, литературное творчество, прикладное искусство и т.д.).

3. Арт-туризм  реализует интересы к современным процессам в сфере художественного творчества (культурно-креативные кварталы, фестивали искусств, события в сфере современного дизайна и моды, литературные места, места съемок фильмов и т.д.).

4. Событийный туризм раскрывает художественные события,  региональные и местные празднования; карнавалы;  празднование памятных дат, эстрадные и иные шоу; премьерные показы; художественные выставки, театральные фестивали, музыкальные конкурсы и т.д.

5. Тематический туризм находит выражение в развитии новых педагогических  маршрутов. Может объединять однотипные и разные по виду культурные ресурсы (сгруппированные вокруг одной темы).

Вместе с тем отечественная практика показывает, что столь перспективная с педагогической и экономической точек зрения отрасль до сих пор не получила достаточного теоретического освещения и практической реализации [2, с.4]:

Выделим перспективы разработки педагогических маршрутов образовательного туризма в рамках реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с ФГОС:

 1. Сопровождение образовательных программ базового компонента учебного плана (история, литература, география, музыка, изобразительное искусство, иностранный язык, история России, мировая художественная культура, физическая культура  и др.).

2. Разработка культурно-познавательных программ (в рамках дополнительного художественного образования и эстетического воспитания). К примеру, разработка тематических программ: «Музыкальные путешествия», «Музыкальная и театральная культура мира», «Музеи мира: история и современность» и другие.

3. Подготовка  развивающих маршрутов  для детей дошкольного и младшего школьного возраста по  социальной адаптации к окружающему миру.

4. Экскурсионная деятельность в дополнение к региональному компоненту (разработка  городских видео и аудиоэкскурсий в качестве  творческих  проектов в школе и в вузе).

5. Реализация  проектов социокультурного направления, знакомство с историей и культурой своего и других народов. Т.е. разработка культурно-исторических маршрутов, которые  реализуют интерес школьников к прошлому, признанным культурным ценностям, находящих выражение в аутентичных «памятниках» (исторических, архитектурных, литературных, художественных).

Таким образом, реализация целей художественного воспитания детей и молодежи в условиях образовательного туризма рассматривается в настоящее время  как возможность глубокого осознания полученного объема знаний и впечатлений, которые в целом очерчивают не только  освоение культуры и искусства, но и дают возможность к проявлению рефлексии эмоционально-чувственной сферы познания.

 

ЛИТЕРАТУРА

Арнольдов А.И. Открытие мира культуры (беседы с молодыми) [Текст] /А.И. Арнольдов. – М.: МГУКИ, 2003. – 171с.
Ковалева А.Н. Педагогический потенциал образовательного туризма в системе непрерывного образования человека [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук./ А.Н. Ковалева. – М.,2013. – 24с.
Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Туристский бизнес: словарь-справочник [Текст] / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М.: Форум, 2008. – 384с.
Ричардс Г. Масштабы и значение культурного туризма в Европе [Текст] // Арт-менеджер, 2003.  №1(4). С.68-71.